Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Межевская средняя общеобразовательная школа
РЕКОМЕНДОВАНО К УТВЕРЖДЕНИЮ Руководитель МО учителей начальных классов МКОУ Межевская СОШ __________/ Протокол № ____ «___ »________ г. | СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА Заместитель директора по УВР МКОУ Межевская СОШ _________/ « » _________________ г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МКОУ Межевская СОШ _________________/ Приказ № __ от «___»________ |
Рабочая программа внеурочного курса
«Умелые ручки»
для 1 класса
Учитель высшей квалификационной категории С.Н.Смирнова
с. Георгиевское
2014- 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Кружок «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
«Сувенир» в справочной литературе определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, выполняющий роль напоминания о посещении страны, города, выставки, музея, торжественного события и подарка, полученного в самые счастливые мгновения жизни. В каждом доме есть вещи, связанные с яркими эмоциями, светлыми мыслями и радостными минутами, которые непременно связывают нас с людьми, сделавшими их или подарившими эти дорогие сердцу вещицы.
В кружке «Умелые ручки» дети учатся изготовлению вещей – сувениров, вещей – подарков, вещей для украшения дома. Получают знания о разных технологических процессах изготовления вещей, истории их возникновения, о культуре разных народов, обучаются культуре отношения к себе, своему дому, близким и друзьям.
Дети, обучающиеся по данной программе, учатся изготовлению своими руками такого предмета, который можно было бы подарить другим людям, которым можно украсить свою комнату, который может выразить отношение ребенка к своему дому, членам семьи, своим друзьям.
Обучаясь в кружке «Умелые ручки» изготовлению красивых и полезных вещей, дети развиваются в разных направлениях. У них формируются эстетические чувства: чувство формы, линии, материала, цвета. Занятия в кружке «Умелые ручки» имеют и культурно-психологическое значение: участие ребенка в изготовлении вещей и украшений для интерьера своими руками, дарении подарков – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообществ – семьи, другой социальной группы.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками какую-нибудь поделку, имеет большое значение для всей семьи. А постоянное контактирование с различными материалами, инструментами развивают тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев рук.
Цели работы в кружке «Умелые ручки»:
- научить детей изготавливать вещи из разных материалов, сформировать у них стремление доставлять людям радость переживания значимых в их жизни событий и желания преобразить и украсить свой домашний интерьер;
-развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи кружка:
познакомить детей с миром сувениров;
научить детей основным техникам изготовления поделок;
привить детям основы этики поведения, в том числе и в ситуациях дарения и принятия подарков;
развить у детей внимание и творческие способности, закрепить их в процессе индивидуальной и коллективной и творческой деятельности;
организовывать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества;
содействовать нравственно-эстетическому развитию ребёнка.
Организация образовательного процесса:
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Возраст детей 6-7 лет.
Деятельность педагога и детей включает в себя следующие направления:
освоение техники безопасности при работе ребенка в объединении;
ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
изготовление самих поделок и подарков, сувениров, украшений и вещей интерьера, выставочных образцов;
участие в создании коллективных композиций;
изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
освоение навыков грамотного и экономного использования различных материалов.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок из яичной скорлупы. Проявить фантазию, а также развить творческие свои способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .В данном кружке игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей. Занятия, проводятся в активной форме: конкурса с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий.
Ведение в тему занятия (кроссворд, ребус, загадка).
Повторение правил рабочего человека.
Выполнение творческой работы.
Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем программы:
На реализацию кружковой работы «Умелые ручки» в 1 классе отводится 34 часа в год (1 часа в неделю).
Ожидаемые результаты кружковой работы:
-участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности; расширение кругозора о применении поделок в жизни,
-заинтересованность в развитии своих способностей, возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,;
-способность добывать новую информацию из различных источников.
Методическое обеспечение программы.
При организации деятельности детей в кружке учитывается ряд психологических требований.
Каждая детская поделка может восприниматься как в качестве отдельного сувенира, так и входить в композицию, которую выполняет в процессе серии занятий один ребенок или целая группа.
Сложная композиционная работа требует тематического сопровождения. В этом качестве могут выступать сказки, если возраст детей 6-7 лет.
Хотя кружок называется «Умелые ручки», в нем предполагается не только обучение изготовлению поделок. Цель занятий – прежде всего нравственная: формирование у детей стремления доставлять окружающим людям радость. Они должны прийти к осознанию значения такой ценности, как способность дарить радость. Для этого необходимо создать условия нахождения детей в атмосфере радости, творческих открытий, игры.
В дидактическом смысле работа над композициями развивает умение выбрать общую цель работы, договориться о том, кто, что, каким образом и зачем будет делать.
Для работы в кружке необходимы следующие предметы:
альбом;
картон, цветная и бархатная бумага, обрезки картинок из журналов;
воздушные шарики и цветные нитки;
карандаши, фломастеры, линейка, ластик, краски и кисточка;
клей ПВА;
рамочки деревянные;
ножницы с тупыми концами, иголки, наперсток;
различные кусочки ткани, мешковины, кожи, пряжи;
мука;
тесьма, бисер, бижутерия;
пластилин;
растительные сухие материалы;
крупа и макароны;
салфетки разных цветов.
Как показывает опыт, вышеобозначенный набор материалов и приспособлений является необходимым для обеспечивания видов работы, как обязательных. Так и выполняемых в связи с индивидуальными пожеланиями детей.
Помещение должно быть оборудовано стеллажами, большими столами для расположения композиционных поделок детей.
Нужны и другие предметы мебели: парты, стулья, шкафы для хранения материалов, инструментов, поделок и сувениров.
Комната для занятий должна быть светлой, просторной. Необходимо общее и индивидуальное освещение рабочих мест (особенно в позднее осеннее и зимнее время, когда ограничено естественное освещение.)
В кружке «Умелые ручки» дети обучаются основным приемам аппликации, работе с бумагой и картоном, тканью и природными материалами, Дети осваивают работу с яйцами, соленым тестом, пластилином, конструируют из бумаги поделки в технике оригами, учатся технике изонити, знакомятся с основами цветосочетаемости, учатся пользоваться инструментами и, соответственно, постоянно приучаются к технике безопасности.
№ п/п | План | Содержание занятия | Факт |
| | | |
-
| | Вводное занятие. Изделия из природного материала | |
-
| | Экскурсия в парк. | |
-
| | Что растет на грядке? Загадки об овощах. Овощные фантазии. Поделки из овощей. | |
-
| | Экибана – искусство составления букетов. Букеты из осенних листьев, ягод и цветов. | |
-
| | Экскурсия. Сбор листьев для засушивания. | |
-
| | Аппликация из осенних листьев. Зайчик. Птички. | |
| | Панно, созданные в мозаичной технике с использованием крупяных и макаронных изделий, салфеток и кусочков рваной бумаги, пластилина, яичной скорлупы. | |
-
| | Панно-пейзаж из кусочков рваной бумаги. | |
-
| | Панно-мозаика «Мои любимые сказочные герои», выполненная из салфеток, скатанных в шарики. | |
-
| | Экскурсия. «Очарование осеннего пейзажа». | |
-
| | Панно-мозаика с использованием макаронных изделий. | |
-
| | Панно-мозаика с использованием крупяных изделий. | |
-
| | Панно-мозаика из пластилиновых шариков. | |
-
| | Мозаика из скорлупы яиц. Нанесение скорлупы на рисунок – основу. | |
-
| | Мозаика из скорлупы яиц. Раскрашивание. | |
| | Украшения для новогодней елки. | |
-
| | Удивительный материал – вата. «Лебедь белая плывет…». Игрушка из ваты. | |
-
| | Зайчик из ватных шариков. | |
-
| | Зайчик из ватных шариков. Окраска изделия. | |
-
| | Экскурсия в природу. помогаем птицам. | |
-
| | | |
| | Игрушки из ниток. | |
-
| | Какие бывают нитки? «Цыпленок». | |
-
| | «Цыпленок». Завершение работы. | |
-
| | «Гномик». | |
-
| | Экскурсия в природу. В природу за прекрасным. | |
| | Оригами: конструирование из бумаги. | |
-
| | Знакомство с древним японским искусством оригами. | |
-
| | Головки с щелкающей пастью: мышка, петух, акула, пингвин и другие. | |
-
| | Лилии в вазе. Заготовка деталей. | |
-
| | Лилии в вазе. Оформление композиции. | |
-
| | Что такое аппликация? Виды аппликаций. Аппликация «Собака». | |
-
| | Аппликация «Аквариумные рыбки». | |
| | Игрушки из яиц. | |
-
| | Подготовка яиц к работе. «Зайка». | |
-
| | «Цыпленок». Мышка. | |
-
| | «Рыбка», «Ёжик». | |
-
| | Экскурсия. Весеннее пробуждение. | |
-
| | Береги братьев наших меньших. Коллективная работа «Мои друзья». | |
Список используемой литературы.
Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам. - Ярославль: Академия развития, К Академия Холдинг, 2001. – 144 с.
Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – 128 с.
Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп, 2007. – 288 с.
Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 64 с.