Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3»»
муниципального образования
«город Десногорск» Смоленской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности (ФГОС) кружок «Азбука здорового питания» (спортивно – оздоровительное направление) 4 класс
Учитель начальных классов
высшей категории
Басаримова С.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению кружок «Азбука здорового питания» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе программы авторов Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. «Разговор о правильном питании» и авторов Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А. «Тридцать уроков здоровья »
Формы и режим занятий.
Занятие кружка проходит по пятницам в 14.30. Иногда, в связи с экскурсиями, встречами, практическими занятиями время может быть перенесено. Об этом ставится в известность администрация школы. В кружок ходят ученики 4 класса ( 9-10 лет). Одно занятие рассчитано на 45 мин. Количество часов: 34 час в год ( один раз в неделю)
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (кружок «Азбука здорового питания») является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (кружок «Азбука здорового питания») - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в печатной тетради (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя печатную тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания тетради, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружках и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет
сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.
СОДЕРЖАНИЕ
курса «Азбука здорового питания»
№ | Раздел | Количество часов |
п⁄п | | |
1 | Общие сведения о питании и приготовлении пищи | 6 |
2 | Давайте узнаем о продуктах. Витамины. | 11 |
3 | Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена | 6 |
| питания. | |
4 | Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных | 5 |
| волшебниках. | |
5 | Вот и стали мы на год взрослей. Чему мы научились за год. | 6 |

Раздел I. Общие сведения о питании и приготовлении пищи. ( 6 часов)
Из чего состоит наша пища. Что нужно есть в разное время года. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления. Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Где и как готовят пищу. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Продукты быстрого приготовления.
Практическая работа: Просмотр видеокассеты. Анкетирование родителей и детей. Составление меню. Конкурс рисунков. Игра-обсуждение «Законы питания». Стартовый мониторинг.
Раздел II . Давайте узнаем о продуктах. Витамины. (11 часов)
Самые полезные продукты. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. Особенности национальной кухни. Малознакомые и редко используемые овощи и овощная зелень. Витамины. Сезонные гиповитаминозы и их профилактика. Всё ли полезно, что в рот полезло. Всегда ли нужно верить рекламе? Вредные и полезные привычки в питании. Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Ты – покупатель.
Практическая работа: Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин». Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы». Приготовление салата и бутерброда. Исследование. Викторина «Чипполино и его друзья». Конкурс проектов «Витаминная семейка».
Раздел III. Поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания. (6 часов) Правила поведения в столовой. Как правильно накрыть стол. Предметы сервировки
стола. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. На вкус и цвет товарищей нет! Кухни разных народов. Как питались на Руси и в России? За что мы скажем поварам спасибо. Необычное кулинарное путешествие.
Правила поведения в гостях. Когда человек начал пользоваться ножом и вилкой.
Практическая работа: Ролевая игра «Правила этикета». Практическая работа «Сервировка стола». Дидактическая игра «Доскажи пословицу». Игра «Советы Хозяюшки».
Раздел IV. Из истории русской кухни. Поговорим о кулинарных волшебниках. (5 часов) Молоко и молочные продукты. Блюда из зерна. Какую пищу можно найти в лесу. Что и как приготовить из рыбы. Дары моря. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Если хочется пить. Значение жидкости для организма человека. Бабушкины рецепты. Хлеб всему голова. Мясо и мясные блюда. Вкусные и полезные угощения. Составляем меню на день. Вкусные традиции моей семьи.

Практическая работа: Викторина «Печка в русских сказках». Праздник «Русские посиделки».
Встреча с поварами.
Раздел V. Вот и стали мы на год взрослей. Чему мы научились за год.
(6 часов)

Какие опасности нас подстерегают летом. Оказание первой доврачебной помощи. Могут ли растения быть «вредными».
Практическая работа: Кукольный театр. Инсценировка сказки. Игра-демонстрация «Из чего готовят соки». Игра-эстафета «Собираем овощи». Составление песенника «Приятного аппетита». Анкетирование родителей и учащихся. Итоговый мониторинг.
Учебно – тематический план
№ | Наименование разделов | Всего | В том числе | Форма | |
| практи- | |
п/п | | час. | лекци | ческие | контроля | |
| | | и | занятия | | |
I | Общие сведения о питании и | 6 | 2 | 4 | праздник | |
| приготовлении пищи | | | | | |
II | Давайте узнаем о продуктах. | 11 | 4 | 7 | викторина, | |
| Витамины. | | | | круглый стол | |
III | Поговорим о правилах этикета. | 6 | 2 | 4 | викторина | |
| Культура и гигиена питания. | | | | | |
| | | | | | |
IV | Из истории русской кухни. Поговорим | | | | игра - | |
| о кулинарных волшебниках. | 5 | 2 | 3 | викторина | |
V | Вот и стали мы на год взрослей. Чему | 6 | 1 | 5 | Ролевая игра | |
| мы научились за год. | | | | Диагностика | |
| Итого: | 34 | 11 | 23 | | |
Формы работы самые разнообразные:
Групповая работа. Работа в парах.
(сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Календарно –тематическое планирование
по курсу «Азбука здорового питания»
Календарно – тематическое планирование составлено на основе программы внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению (кружок «Азбука здорового питания») Программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю)
№ | Количест- | Дата | Раздел | Примечание |
п\п | во часов | проведения | Тема занятия | (содержание и форма |
| | | | занятия) |
| | | | |
| 6 | | Поговорим о продуктах | Общие сведения о |
| | | | питании и |
| | | | приготовлении пищи |
1 | 1 | | Введение. Если хочешь быть | Беседа. Рассказ о |
| | | здоров. | продуктах питания. |
| | | | Рисование. |
2 | 1 | | Поговорим о пище. | Исследование. |
| | | Из чего состоит наша пища. | Опыт |
| | | | |
3 | 1 | | Полезные и вредные привычки. | Беседа по теме. Игра. |
4 | 1 | | Самые полезные продукты. | Игра. Выбор |
| | | | полезных продуктов |
5 | 1 | | Как правильно составить свой | Путешествие в |
| | | рацион питания. | пустыню Обжор. |
| | | | Практическая работа |
| | | | «Составление меню». |
| | | | Игра. |
6 | 1 | | Как готовят пищу. | Экскурсия в столовую. |
| | | | Конкурс рисунков |
| | | | «Кухня моей семьи» |
| 11 | | Давайте узнаем о продуктах | Витамины |
7 | 1 | | Из чего варят кашу и как | Исследование |
| | | сделать кашу полезной. | «Получение муки и |
| | | Блюда из зерна. | крупы из зерна». |
| | | | Путешествие по дороге |
| | | | «Хлебной». Игра. |
8 | 1 | | Хлеб – всему голова. | Исследование |
| | | | «Ценность зёрнышка». |
| | | | Практическая работа |
| | | | «Приготовление |
| | | | бутерброда». Рисунки. |
9 | 1 | | Молоко и молочные продукты. | Беседа о производстве |
| | | | молока. Игра. |
10 | 1 | | Почему полезно есть рыбу. | Рассказ «Дары моря». |
| | | Рыба и рыбные блюда. | Просмотр |
| | | | видеофильма. |
11 | 1 | | Мясо и мясные блюда. | Рассказ, беседа, игра- |
| | | | конкурс. |
12 | 1 | | Неполезные продукты: сладости, | Рассказ, видеофильм, |
| | | чипсы, напитки (пепси, фанта и т. | игра, анкета. |
| | | д.), торты, сало. | |
13 | 1 | | Что такое овощи. Давно ли | Рассказ, |
| | | человек выращивает овощи. | исследование, игра. |
| | | | |
14 | 1 | | Овощи, ягоды и фрукты – самые | Рассказ, исследование, |
| | | полезные продукты. | загадки, |
| | | | раскрашивание. |
| | | | Практическая работа |
| | | | «Приготовление |
| | | | салатов». |
15 | 1 | | Малознакомые и редко | Рассказ, загадки, |
| | | используемые овощи и овощная | рисунки. |
| | | зелень. | |
16 | 1 | | Всякому овощу – своё время. | Беседа, загадки, |
| | | Дары леса. | кроссворд. |
17 | 1 | | Где найти витамины зимой и | Исследование, рассказ. |
| | | весной. | Опыт (выращивание |
| | | | лука). Приготовление |
| | | | салата. |
| 6 | | Поговорим о правилах этикета. | Культура и гигиена |
| | | | питания. |
18 | 1 | | Как правильно есть. Режим | Рассказ. Игра. |
| | | питания. | Анкетирование. |
| | | | |
19 | 1 | | Как правильно накрыть стол. | Рассказ. Ролевая игра |
| | | Предметы сервировки стола. | «Правила этикета». |
| | | | Практическая работа |
| | | | «Сервировка стола». |
20 | 1 | | Как правильно вести себя за | Игра, конкурс |
| | | столом. | рисунков по теме. |
| | | | |
21 | 1 | | Когда человек начал | Рассказ. |
| | | пользоваться ножом и вилкой | Исследование. |
| | | | Практическая работа |
| | | | «Сервировка стола» |
22 | 1 | | Вредные и полезные привычки | Исследование. Игра. |
| | | в питании. | |
23 | 1 | | Как правильно есть рыбу. | Рассказ. Практическая |
| | | | работа. |
| 5 | | Из истории русской кухни. | Поговорим о |
| | | | кулинарных |
| | | | волшебниках. |
24 | 1 | | Щи да каша – пища наша. | Рассказ. Игра. |
25 | 1 | | Что готовили наши | Исследование. |
| | | прабабушки. | |
| | | | |
26 | 1 | | Народные праздники, их меню | Рассказ. |
| | | и здоровье. | Исследование. |
| | | | Составление меню. |
27 | 1 | | Кулинары, повара – | Встреча с поварами. |
| | | волшебники. | Исследование. |
| | | | |
28 | 1 | | Итоговое занятие «Здоровое | Праздник – отчёт по |
| | | питание – отличное настроение». | теме. |
| 5 | | Вот и стали мы на год | Чему мы научились за | |
| | | | взрослей | год | |
| | | | | | |
29 | 1 | | Опасности летом | Просмотр видео | |
| | | | | фильма | |
30 | | 1 | | Первая доврачебная помощь | Ролевая игра | |
| | | | | | |
31 | | 1 | | Вредные и полезные растения. | Кукольный театр. | |
| | | | Русская народная сказка «Репка» | Инсценировка | |
32 | | 1 | | Чему мы научились за год. | Викторина | |
| | | | | | |
33 | | 1 | | Вот и стали мы на год взрослей | Диагностика | |
34 | | 1 | | Итоговое занятие | Кулинарный поединок | |
