СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Бумажные фантазии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на  5 лет (художественно-эстетическое направление) дети с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями  5-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Бумажные фантазии»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №3






Принято Утверждено

на Педагогическом совете приказом МАОУ СШ №3

Протокол №1 от 27.08.2018г. от 31.08.2018г № 253

Директор________Е.И.Балашова








Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Бумажные фантазии»

Программа рассчитана на 5 лет

(художественно-эстетическое направление)

дети с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями

5-9 класс











Программу составил: Липатова С.В., учитель СКК VIII вида,

первой квалификационной категории




р.п.Ильиногорск

2018г.

Структура рабочей программы.

  1. Пояснительная записка.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

3. Содержание курса внеурочной деятельности

4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

6. Основные электронные образовательные ресурсы

7. Оценочные материалы.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Бумажные фантазии» разработана в соответствии разработана в соответствии ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г., с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); с адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной МАОУ СШ №3 от 27.08.2018 №212.

Направленность программы

Программа внеурочной деятельности “Бумажные фантазии” имеет общекультурную направленность. В основе концепции программы лежат духовное становление личности ребёнка, практическое освоение культурного и художественного наследия, воспитание любви к родной земле. Общение детей с произведениями народного искусства и их участие в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Деятельность детей на занятиях направлена на развитие умения свободно и творчески применять, и совершенствовать приобретенные знания, умения, навыки, художественный опыт, приспосабливать их к разным условиям, в которых ребенок может действовать, следовательно, способствует формированию социально активной личности.

Программа направлена на:

  • психосенсомоторное развитие ребёнка через моделирование предметной среды и познание отдельных законов внешнего мира и его объектов;

  • активизацию и развитие центров памяти и речи;

  • формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов;

  • формирование у детей духовной культуры, через изучение исторических традиций и народной культуры;

  • реализацию личностного потенциала

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому ребенку реально открыть для себя мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается объектом творчества, доступным всем социальным слоям общества. Это первый материал, из которого дети начинают мастерить, создавать неповторимые изделия и который даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Бумага в современном мире представлена большим многообразием: цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).

Проблема развития творческого воображения остро стоит перед педагогами в настоящее время, когда интерес детей ограничивается лишь просмотром видеофильмов, игрой на компьютере. Дети мало читают, конструируют, лепят. Их воображение развито слабо, немногие могут самостоятельно придумать сюжет аппликации, вырезать необычную фигуру из бумаги. Нет навыков работы с ножницами и другими инструментами. Художественная обработка бумаги способствует творческому развитию, формирует в детях чувство прекрасного, развивает мелкую моторику рук, а значит, влияет на умственное развитие ребенка.

Любая работа с бумагой - складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках:

    • аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезывании, наложении различных форм и закреплений их на другом материале, принятом за фон;

    • бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”.

Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного

искусства развиваются в разных направлениях:

  • в продумывании элементов узора;

  • в расположении их на объемах;

  • в создании предметов декоративного характера;

  • умения найти способ изображения и оформления предмета;

  • в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Программа построена по принципу “от простого к сложному”. Рассматриваются различные техники обработки выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).

У учащихся с ОВЗ недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.

Результативность обучения оценивается при анализе детских работ по следующим критериям:

  • самостоятельность: степень оригинальности художественного замысла и выбора художественных средств по его воплощению;

  • выразительность художественного образа: степень художественного обобщения и убедительность передачи характерных особенностей объектов действительности;

  • овладение приемами работы в материале: степень понимания особенностей материала и умения целесообразно использовать способы его обработки при создании пространственных композиций.

Эффективность обучения оценивается в процессе наблюдения за творческой деятельностью по следующим критериям:

- коммуникативность: эмоциональность общения детей, умение слушать и понимать друг друга, совместно обдумывать и воплощать замысел;

  • творческая активность: инициативность, способность принимать самостоятельные решения;

  • умение оценивать функциональные, конструктивные и эстетические качества произведений искусства и дизайна.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • составление альбома лучших работ,

  • проведение выставок работ учащихся (в классе и в школе),

  • участие в фестивалях и конкурсах творчества,

  • выполнение проектных творческих работ,

  • тестирование

Организационно- педагогические основы обучения.

Программа рассчитана на детей с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями с 5 по 9 класс. Оптимальное количество детей в группе -12 человек.

Временные ресурсы, необходимые для освоения программы: 5 лет обучения - 175 часов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю . Всего в год – 35 ч.

Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической работы. Количество часов увеличено на практическую деятельность и выполнение экспозиционных работ.

Формы и режим занятий

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, можно подарить друзьям и родным.

С первых занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Это способствует формированию способности к планированию, предупреждает ошибочные действия, что сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Формы и методы проведения занятий

В основе занятий положены принципы дизайна:

1 принцип - композиционная целостность изделия – форма. Один из аргументов необходимости дизайнобразования в школе – восстановить у детей природное чувство красоты, творчества, соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части к целому.

2 принцип - выявление всех возможностей материала, из которого сделано изделие – материаловедение.

3 принцип - учёт декоративных, психологических, физиологических возможностей цвета при разработке изделия – цветоведение.

4 принцип - развитие меры и уместности украшений на предмет – декор.

Тип занятий - эмоционально-художественный с формирующими приёмами и навыками практической работы с демонстрацией и поэтапной обработкой конкретных практических действий.

Характер занятий - репродуктивный с элементами творчества.

При объяснении материала используются методы – словесные, наглядные, практические.

Для активизации творческой деятельности рекомендуется вводить декоративные паузы, посвятив их другим видам деятельности. Это позволяет дать возможность сопоставить и проанализировать старинное и современное видение – орнамента, техники, быстро переключить виды деятельности и разнообразить обучение.

При проведении первичного инструктажа делать нужно акцент на правильное применение и приёмы работы с инструментами и приспособлениями. На каждом занятии уделять внимание технике безопасности при выполнении работ, а также проводить фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность технических приёмов. Проведение индивидуального инструктажа необходимо для предупреждения ошибок у отдельных учащихся.

В процессе обучения используются инструкционные карточки, приложения и образцы, которые содержат требуемые технические сведения о предстоящей работе. При объяснении выполнения отдельных элементов используется изображение элемента или целого объекта в графическом изображении или фотографии. Все наглядные пособия, дидактический и раздаточный материал формируется в процессе изучения тем.

Каждую работу школьник старается читать как схему выполнения работы в определённой последовательности:

  • определение геометрической формы;

  • анализ работы: найти направление работы, переходы от одного объекта к другому и последовательность их выполнения;

  • суметь увидеть будущий рисунок в схеме;

  • подобрать индивидуальную цветовую гамму.

Применяется метод творческого варьирования типовых композиций, который активно влияет на профессиональный рост учащихся.

Для формирования трудовых навыков и умений подобраны соответствующие упражнения с постепенным переходом от лёгких к более сложным упражнениям. Предыдущие упражнения являются подготовкой к выполнению последующих упражнений и в свою очередь, закрепляя и совершенствуя предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.

В занятия включены здоровьесберегающие технологии, т. е. упражнения для расслабления глаз, спины и рук.

Для совершенствования техники выполнения работ предусмотрены многократные упражнения: посадка при работе, положение рук, движения, последовательность выполнения схем, физпаузы.

Цель программы:

- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие личности ребенка через обучение основам прикладного творчества в игровой форме.

Задачи программы

обучающие:

  • помочь учащимся проявить индивидуальные способности - фантазию, наблюдательность и творчество - в раннем возрасте;

  • освоить приемы вырезания - из бумаги, сложной в несколько раз, силуэтной;

  • научить работать с различными инструментами и материалами, помочь овладеть основами культуры труда;

  • изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала;

  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

воспитывающие:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству.

познавательные:

- развивать познавательный интерес к декоративно-прикладно­му творчеству.

мотивационные:

- создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности, сотрудничества;

- развивать активную деятельность.

эстетические:

- воспитывать аккуратность, экономность, культуру поведения;

- формировать умение видеть красоту посредством демонстра­ции и изготовления изделий декоративно-прикладного творчества.

социально-педагогические:

- формирование общественной активности,

- формирование профессионального интереса к декоративно-прикладному творчеству.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.



Задачи 5 кл

Задачи 6 кл

1.Формировать интерес к бумагопластике.

2.Способствовать овладению простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

3.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

4.Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

5.Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности интересен другим (педагогу, детям, родителям).

6.Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы работы.

7.Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

8.Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к творческим умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.

9.Создавать благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально-положительного восприятия искусства.

10.Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей.


1.Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

2.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

3.Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

4.Формировать относительную устойчивость замысла.

5.Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.

6.Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

7.Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.  

8.Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей возраста.

9.Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.

10.Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.


2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностные результаты:

1. Уметь работать с бумагой, использовать художественные умения для создания красивых вещей (складывать, наносить разметку, украшать и т.п.).

2.Уметь использовать приобретённые универсальные учебные действия в художественно-творческой деятельности.

3. Развивать художественный вкус и способность к эстетической оценке своих работ и работ своих товарищей.

Метапредметные результаты:

1.Уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техники оригами, квиллинг и т.п.)

2.Уметь организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, самостоятельно выбирать средства для реализации художественного замысла.

3.Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

-умения (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;

- способности задавать и отвечать на вопросы.

Коммуникативные:

- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

Деятельностные:

- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;

- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;

- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.

Предметные результаты:

1.Проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов.

2.Уметь обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

3.Уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

3. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание 5 кл

  1. Вводное занятие – 1 ч.

Знакомство с группой детей. Введение в игровую ситуацию. Основные материалы и инструменты, используемые в декоративно-прикладном творчестве. Правила безопасной работы и личной гигиены.

Начальная диагностика знаний, умений, навыков (анкетирование).

  1. «Природная мастерская». Флористические композиции – 5 ч

Знакомство с растениями, их листьями и семенами.

Экскурсия в парк. Заготовка природных материалов – листьев, семян.

Зарисовка осенних листьев. Рассматривание собранного материала.

Практическая работа: аппликация из засушенных листьев.

Изготовление объемных цветов из крылаток ясеня и клена. Практическая работа: букет из цветов

Знакомство с семенами растений. Каких зверушек можно сделать из шишек.

Практическая работа: изготовление поделок из еловых и сосновых шишек

  1. Оригами - 7ч

Виды бумаги, ее назначение. Способы обработки бумаги. Беседа об искусстве оригами

Практическая работа: изготовление поделок «конвертик», «сердечко», « кораблик», «стаканчик»

Складывание бумаги. Знакомство с международными символами, используемыми в оригами.

Практическая работа: поделки «Осенняя фантазия», «Аквариум», «Мои любимые животные»

Разыгрывание сценок на основе изготовленных поделок.

Практическая работа: коллективная творческая работа «Придумай сказку»

  1. Плоскостные композиции из бумаги 5 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

а) плетение из бумаги

Правила пользования ножницами, карандашом и линейкой. Правила резания бумаги. Виды соединения бумаги.

Резание по линиям разметки. Правила нанесения клея разными способами. Бумага и картон.

Практическая работа: изготовление закладки из бумажных лент

( И\или изготовление настольной математической игры «Танграм»)

Основные правила вырезания

Практическая работа: вырезание полосок бумаги, снежинок.

б) аппликация

Понятие «аппликация». Клеевое соединение деталей

Практическая работа: картинки из геометрических фигур

.Тематическая аппликация

Практическая работа: коллективная аппликация «Дорожные знаки»

Коллаж из журнальных страниц.

Практическая работа: работа «Белочка в лесу»

Художественная аппликация.

Практическая работа: коллективная работа «Гости из сказок»

Объемная аппликация.

Практическая работа: открытка в формате 3Д

в) художественное вырезание

Силуэтное вырезание. Понятие «технологическая карта»

Практическая работа: закладка с фигурками стрекозы или бабочки

Вырезание симметричных фигур при помощи приема складывание «бумаги»

Практическая работа: коллективная работа «Сказочный лес»

г) мозаика из бумаги

Беседа о мозаике. Мозаика из бумаги.

Практическая работа: коробочка для мозаичной крошки

Плоские бумажные аппликации небольшими мозаичными фрагментами

Практическая работа: аппликация по замыслу учащихся

  1. Бумагопластика или объемное конструирование –5ч (Практическая работа по выбору ребенка)

а) объемные изделия из упаковочных коробок

Понятие о бумагопластике,. Игрушки и украшения на основе полосок бумаги. Украшения на основе полосок бумаги.

Практическая работа. Елочные украшения, животные по выбору учащихся.

Разметка по выкройке, элементы декупажа

Практическая работа: картонный поднос-сет, украшенный в технике декупажа

Вырезание криволинейной заготовки.

Практическая работа: именные карточки для праздничного стола

Игрушки на основе модулей из спичечных коробков

Практическая работа: изготовление игрушки «крокодил», «поросенок», «бычок»

б) конструирование игрушек из цветной бумаги

Понятие о конструировании. Основы цветоведения

Игрушки на основе цилиндров

Практическая работа: игрушка «Гусеничка»

Конусные игрушки

Практическая работа: изготовление игрушки «дед мороз», « матрешка»

Игрушки - головоломки из бумаги

Практическая работа: изготовление игрушки «набрось кольцо»

Построим дом без топора.

Практическая работа: коллективная работа «Сельская улочка»

Ажурные изделия из складной заготовки.

Практическая работа: Фонарик- цветок

  1. Комбинированные способы обработки бумаги – 2 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

Основы бумагопластики: «комочек», «шарик», «травка»

Практическая работа: изготовление настенного панно с использованием элементов бумагопластики

Приемы изготовления цветов из бумаги

Практическая работа: гнутые розы из крепированной бумаги

Приемы изготовления цветов из бумаги

Практическая работа: коллективная работа «Панно из цветов»

  1. Квиллиг-7 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

История возникновения квиллинга – бумажной филиграни. Материалы и инструменты для квиллинга. Техника безопасности. Основные техники и приёмы для получения форм, используемых в квиллинге.

  1. Выставки, экскурсии, праздники 2 ч

Викторина «В бумажном королевстве»

Выставка работ учащихся «Рукотворное чудо»

  1. Заключительное занятие – 1 ч

Игра – путешествие «По Стране мастеров»


Содержание 6 кл


1. Вводное занятие - 1 час

Краткое содержание программы. Организация рабочего места. Правила поведения и требования к воспитанникам.Инструктаж по технике безопасности (работа с ножницами, клеем, бумагой). Правила личной гигиены.

  1. Флористические композиции – 2 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Знакомство с гербарием и отбор сухого материала для работы.

Создание композиции из листьев.

Практическая работа. Сюжетная картинка по выбору «Осенний лес, морское дно и др.»

Практическая работа Изготовление авторской картинки с использованием цветов и листьев. Оформление картины в рамку.

Практическая работа Изготовление аквариума с рыбками из семян, листьев и другого природного материала на пластилиновой основе.

Практическая работа Изготовление коллажа из семян и круп.

Аппликационные работы– 1 ч

(Практическая работа по выбору ребенка)

Бумага. Виды и способы ее обработки (сминание, сгибание, вырезание, аппликация, художественное конструирование). Виды работы с бумагой: папье-маше, оригами, аппликации. Их отличия друг от друга. Классификация материалов.

Приемы вырезания деталей разной формы из круга, вырезание по прямой.

Практическая работа. Изготовление складных открыток с цветочными композициями. Тренинг в вырезании деталей цветов различной формы.

Шрифтовые аппликации. Приемы вырезания букв из бумаги. Симметричное вырезание.

Практическая работа. Тренинг в вырезании букв различных шрифтов

Изготовление орнаментальной открытки с надписью «С днем рождения!»

Аппликация из маленьких кусочков бумаги.

Практическая работа Выполнение контурной и сплошной мозаики (снеговик, зимняя природа) и аппликации-мозаики рыбы с объемной чешуей.

Использование креповой бумаги для показа объемности мозаики.

Практическая работа. Аппликация на свободную тему.

Бумажные узоры– 1 ч. (Практическая работа по выбору ребенка)

Приемы вырезания симметричных деталей . Составление узоров из нескольких частей. Практическая работа. Коллективное панно «Чудо птицы» Тренинг в вырезании узоров в полосе, «Букет цветов в вазе»

Папье-маше – 2ч (Практическая работа по выбору ребенка)

Технология получения папье-маше на разрезной и неразрезной формах. Клейстер – технология приготовления. Сушка. Грунтовка. Окраска

Практическая работа.Изготовление макетов овощей и фруктов на тарелках в технике папье-маше: грунтовка, отделка готовых изделий.Составление композиции на тарелках (по индивидуальному замыслу)

Оригами – 7 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

Новые направления декоративно-прикладного творчества. Японское искусство складывания бумаги

– оригами и бумажная пластика.

Практическая работа браслет из фантиков

Изготовление объемных цветов (чашелистиков, листьев).

Практическая работа Модульное оригами «Ромашка»

Практическая работа на тему «Работа пожарных»

Бумагопластика или объемное конструирование– 4 ч

(Практическая работа по выбору ребенка)

Театр на столе. Пальчиковые куклы. Способы изготовления и декорирования

Практическая работа. Изготовление персонажей сказки «Волк и семеро козлят»

Дизайнерская пауза. Сюжетно – ролевая игра «Придумай сказку»

«Парад цветов»Игрушки из кулечков «Ежик», «Шишка»

Объемное конструирование. Бумажные шляпки

8. Оформительские работы -2 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

Декорирование предметов быта. Оформление аппликаций детской тематики в рамки.

Чем можно украсить детскую комнату.

Практическая работа. Изготовление аппликаций с изображением игрушек: плюшевый мишка, лошадка.

Правила оформления уголков. Шрифт. Рубрики. Накладные карманы, конверты.

Практическая работа. Изготовление конвертов.

Изготовление перекидных календарей.Выполнение эскизов к серии аппликаций (12 месяцев). Разметка. Вырезание букв, цифр. Изготовление календаря.

Изготовление праздничных гирлянд, элементов украшений. Гирлянды из бумажных полосок, свернутого пополам круга. Чередование геометрических форм. Многослойное симметричное вырезание (бабочки, снеговики). Использование обложек цветных журналов.

Практическая работа. Тренинг в вырезании полосок и кружков. Гирлянды из бумажных полосок

Плетение из бумаги– 2 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

Виды плетения из бумаги

Практическая работа. Тренинг в изготовлении газетных трубочек. Декорирование изделия.

10.Квиллинг– 5 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

Основные приёмы для выполнения работ в технике квиллинг. Материалы и инструменты, оборудование. Техника безопасности. Создание работ в технике квиллинг.

  1. Творческое проектирование– 4 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

Определение темы творческого проектирования, обоснование выбора.

Составление плана работы, определение необходимых материалов и инструментов, подбор литературы

Выполнение шаблонов, схем, технологических карт, таблиц

Изготовление работы. Индивидуальные консультации по выполнению работы.

Защита творческого проекта

  1. Выставки, экскурсии, праздники – 2 ч

Игра – путешествие «В бумажном королевстве»

13.Заключительное занятие – 1 ч Итоговая выставка работ учащихся «Делай как мы, делай лучше нас!»



4.Тематическое планирование курса внеурочной деятельности


Тематическое планирование 5 кл

п/п

темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

«Природная мастерская». Флористические композиции

5

3

Оригами

7

4

Плоскостные композиции из бумаги

5

5

Бумагопластика или объемное конструирование

5

6

Комбинированные способы обработки бумаги

2

7

Квиллиг

7

8

Выставки, экскурсии, праздники

2

9

Заключительное занятие


1


Итого:

35


Тематическое планирование 6 кл


п/п

темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Флористические композиции

2

3

Аппликационные работы

1

4

Бумажные узоры


1

5

Оригами


7

6

Бумагопластика или объемное конструирование

4

7

Папье - маше

2

8

Оформительские работы

3

9

Плетение из бумаги

2

10

Квиллинг

5

11

Творческое проектирование

4

12

Выставки, экскурсии, праздники

2

13

Заключительное занятие


1


Итого:

35





Календарно-тематическое планирование 5 кл

п/п

тема

Количество часов

Всего

Дата

теория

практика

1

Вводное занятие

1

-

1


2

«Природная мастерская»

Флористические композиции

-Гирлянда из открыток с листьями(Высушенные осенние листья наклеить на карточки и соединить в гирлянду).

-Композиция в одной цветовой гамме из оранжевых природных материалов(композиция из оранжевых цветов, оранжевых свечей)

-Бело-оранжевая композиция (Белые тыквы, оранжевые ягоды и свечи)

-Осенняя композиция на подносе( на старом деревянном подносе тыквы, ягоды, фрукты и цветы

-Венок из злаков(На основу для венка прикрепите колосья, украсьте венок листьями)


1

4

5


3

Оригами.


Кошка

Елка

Тюльпан

Снежинка

Пилотка

Кепка

Ветряная мельница

1

6

7


4

Квиллинг .


Стрекоза.

Бабочка.

Настенное панно из цветов.

Открытка к празднику.

Настенное панно Сова.

1

6

7


5

Плоскостные

1

4

5



композиции из бумаги:



а) плетение из бумаги- корзинка

б) аппликация- осенний лес

в) художественное вырезание- ажурная снежинка


г) мозаика из бумаги-сердце





6

Бумагопластика или объемное

конструирование


а) объемные изделия из упаковочных

коробок- лось

б) конструирование игрушек из цветной бумаги


1

4

5












7

Комбинированные

способы обработки бумаги

(скатывание – поросенок из салфеток)

-

2

2


8

Выставки, экскурсии,

праздники

-

2

2


9

Заключительное

занятие

-

1

1



ИТОГО:

6

29

35




Календарно-тематическое планирование 6 кл


п/п

Раздел программы, тема

Количество часов

Всего

Дата

теория

практика

1

Вводное занятие

1


1


2

Флористика

Корзинка из тыквы для букета

Ваза из тыквы(Отрежьте у тыквы верхушку, вырежьте семечки и ставьте внутрь банку с водой.


2

2


3

Аппликационные работы


Объемный цветок для оформления открытки



1

1


4

Бумажные узоры



Объемная снежинка



1

1


5

Папье – маше


Блюдце

1

1

2


6

Оригами

Открытка

Платье

Рубашка с галстуком

Снежинка объемная

Цветок лотос

Цветок ирис


Цветок нарцис.

Настенное панно из цветов


7

7


7

Бумагопластика или объемное конструирование



Фрукты из гофрокартона ( яблоко, груша)

Кактус из гофрокартона

Рамка для панно из гофрокартона



4

4


8

Квиллинг

Павлин

Панно. Птица на ветке.

Панно. Корзина с цетами.

Панно .Объемные цветы

1

4

5


9

Оформительские

работы в технике:


Киригами объемная открытка-раскладушка

Айрис фолдинг

Скрапбукинг - создание

открытки


3

3


10

Плетение из бумаги

Бабочка

Рыбка





2

2


11

Творческое проектирование

1

3

4


12

Выставки, экскурсии,

праздники


2

2


13

Заключительное занятие



1

1



ИТОГО:

3

32

35






Задачи 7-9 кл.


1.Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.

2.Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

3.Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.

4.Формировать относительную устойчивость замысла.

5.Научить детей предварительно продумывать содержание образа, способов, последовательности его воплощения.

6.Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

7.Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.  

8.Создать условия, благоприятные для развития творческих способностей детей возраста.

9.Развивать у детей навыки самоанализа, необходимых для оценки собственных и чужих работ.

10.Способствовать развитию творческих способностей у детей через бумагопластику.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса:

Личностные результаты:

1. Уметь работать с бумагой, использовать художественные умения для создания красивых вещей (складывать, наносить разметку, украшать и т.п.).

2.Уметь использовать приобретённые универсальные учебные действия в художественно-творческой деятельности.

3. Развивать художественный вкус и способность к эстетической оценке своих работ и работ своих товарищей.

Метапредметные результаты:

1.Уметь видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техники оригами, квиллинг и т.п.)

2.Уметь организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, самостоятельно выбирать средства для реализации художественного замысла.

3.Обладать ключевыми компетенциями:

Информационно-технологические:

-умения (на пропедевтическом уровне) самостоятельно искать, отбирать, анализировать информацию;

- способности задавать и отвечать на вопросы.

Коммуникативные:

- умение работать в группе, в парах: слушать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопонимания и уважения;

- уметь обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации.

Деятельностные:

- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы;

- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, обобщение, построение ответа, формулирование выводов;

- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своих действий.

Предметные результаты:

1.Проявлять устойчивый интерес к художественным традициям своего народа и других народов.

2.Уметь обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности.

3.Уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Содержание 7-9 кл.

1. Вводное занятие - 1 час

Краткое содержание программы. Организация рабочего места. Правила поведения и требования к воспитанникам. Инструктаж по технике безопасности (работа с ножницами, клеем, бумагой). Правила личной гигиены.

  1. Флористические композиции – 2 ч (Практическая работа по выбору ребенка)

Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Знакомство с гербарием и отбор сухого материала для работы.

Создание композиции из листьев.

  1. Аппликационные работы– 1 ч

Бумага. Виды и способы ее обработки (сминание, сгибание, вырезание, аппликация, художественное конструирование). Виды работы с бумагой: папье-маше, оригами, аппликации. Их отличия друг от друга. Классификация материалов.

Приемы вырезания деталей разной формы из круга, вырезание по прямой.

  1. Бумажные узоры– 1 ч.

Приемы вырезания симметричных деталей . Составление узоров из нескольких частей.

  1. Оригами – 7 ч

Новые направления декоративно-прикладного творчества. Японское искусство складывания бумаги – оригами и бумажная пластика.

  1. Бумагопластика или объемное конструирование– 4 ч

Способы изготовления и декорирования

  1. Папье – маше- 2 ч

8. Оформительские работы -3 ч

Декорирование предметов быта.

  1. Плетение из бумаги– 2 ч

Виды плетения из бумаги

10.Квиллинг– 5 ч

Основные приёмы для выполнения работ в технике квиллинг. Материалы и инструменты, оборудование. Техника безопасности. Создание работ в технике квиллинг.

  1. Творческое проектирование– 4 ч Определение темы творческого проектирования, обоснование выбора.

Составление плана работы, определение необходимых материалов и инструментов, подбор литературы

Выполнение шаблонов, схем, технологических карт, таблиц

Изготовление работы. Индивидуальные консультации по выполнению работы.

Защита творческого проекта

  1. Выставки, экскурсии, праздники – 2 ч

Игра – путешествие «В бумажном королевстве»

13.Заключительное занятие – 1 ч Итоговая выставка работ учащихся «Делай как мы, делай лучше нас!»

Тематическое планирование 7-9 кл


п/п

темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

1

2

Флористические композиции

2

3

Аппликационные работы

1

4

Бумажные узоры


1

5

Оригами


7

6

Бумагопластика или объемное конструирование

4

7

Папье - маше

2

8

Оформительские работы

3

9

Плетение из бумаги

2

10

Квиллинг

5

11

Творческое проектирование

4

12

Выставки, экскурсии, праздники

2

13

Заключительное занятие


1


Итого:

35


Календарно-тематическое планирование 7 класс


п/п

Раздел программы, тема

Количество часов

Всего

Дата

теория

практика

1

Вводное занятие

1


1


2

Флористика

Корзинка с шишками. Картина « Лист папоротника»


2

2


3

Аппликационные работы


Объемный цветок для оформления открытки



1

1


4

Бумажные узоры



Объемные очки



1

1


5

Папье – маше


Голова лисы для кукольного театра

1

1

2


6

Оригами


Бабочка

Конверт подарочный

Грибная гирлянда

Ветерок

Собачка

Панда

Картина

Настенное панно «Лето»




7

7


7

Бумагопластика или объемное конструирование


Танк

Слон

Полка «сова»

Рамка для панно из гофрокартона



4

4


8

Квиллинг

Панно «ягоды

Цветы на открытке.

Дерево . аппликация.

Цветы на открытке



1

4

5


9

Оформительские

работы в технике:


Киригами объемная открытка-раскладушка

Айрис фолдинг

Скрапбукинг - создание

открытки


3

3


10

Плетение из бумаги

Корзинка для шишек





2

2


11

Творческое проектирование

1

3

4


12

Выставки, экскурсии,

праздники


2

2


13

Заключительное занятие



1

1



ИТОГО:

3

32

35




Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эмоциональных эстетических переживаний, совместного творчества взрослого и ребенка.

Не менее 75% учебного времени отводится на практические занятия. Предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются в процессе сюжетно-ролевых игр.

С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз,

  2. воплощение в материале,

  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Программа предусматривает посещение выставок в районе, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Реализация программы предусматривает использование педагогических технологий: индивидуального , группового , игрового и проблемного обучения.

В процессе обучения используются различные формы занятий. Основное место отводится практической работе. Практика развивает творческое мышление, будит фантазию, дает возможность детям проверить свои силы в самостоятельном художественном творчестве. По мере обучения практическая деятельность усложняется, обогащается за счет заданий проблемного и поискового характера.

В зависимости от года обучения предпочтение отдается тем или иным видам работы. Если на первом году – это работы, носящие индивидуальных характер, то на втором - дети выполняют больше коллективных работ.

Коллективное выполнение работ – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Помимо этого, данный вид деятельности способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами позволяет ускорить работу и улучшить ее качество.

Материально – техническое обеспечение.

Для проведения полноценного учебного процесса, должно быть соответствующее помещение, которое оснащено современным оборудованием; учебный кабинет для теоретических занятий и практических работ.

В процессе работы по настоящей программе используются:

- наглядные пособия; технологические карты, схемы;

- выкройки-лекала;

- шаблоны;

- образцы готовых игрушек;

-диагностические методики для определения уровня знаний, умений, навыков;

- методические разработки по темам программы;

- специальная литература.

Для реализации данной программы необходимы соответствующие инструменты и материалы:


Название раздела

Инструменты и материалы

Аппликационные работы

Ножницы Линейка Клей ПВА

Цветная бумага Простой карандаш

Оформительские работы

Ватман

Газетная бумага Ножницы Линейка

Клей ПВА Цветная бумага

Простой карандаш

Картонажные работы

Цветной картон, гофрированный Цветная бумага

Ножницы

Швейные иглы

Цветные нитки №50, Бусы, перья, пуговицы Клей Момент

Циркуль

Папье-маше

Газетная бумага

Салфетки , Мучной клейстер Кисти

Краски: «Гуашь», «Акварель»

«Веселые сувениры»

Гофрированная бумага Цветная бумага

Текстильное волокно Картон

Клей ПВА

Оригами

Ксероксная бумага Ножницы

Толстая швейная игла Шило

Проволока Пинцет

Клей ПВА

Квиллинг

Узкие длинные полоски бумаги. Инструмент для их скручивания в спиральки. Ножницы. Клей. Лучше всего ПВА, флакон с узким горлышком. Линейка с кругами разных диаметров. Пинцет, лучше с острыми концами.

Бумажная пластика

Ватман

Газетная бумага Ножницы Линейка

Клей ПВА Цветная бумага Простой карандаш




Основные электронные образовательные ресурсы

  • http://razigrushki.ru  «РазИгрушки» - сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей.

  • http://www.baby-news.net – «Babynews» - Огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям.

  • http://packpacku.com - детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие детские онлайн игры, бесплатные онлайн игры для мальчиков и девочек и многое другое для Вашего ребёнка.

  • http://www.zonar.info - "Оригами - Мир своими руками". Сайт посвящён древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами.

  • http://www.1umka.ru - «Умка - Детский развивающий сайт». На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так обучающие детские мультфильмы, а так же послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки 

  • http://bukashka.org – «Букашка» Уроки рисования и музыки, развивательные игры, детские флеш игры и раскраски, потешки, колыбельные, тесты, скороговорки и потешки

  • http://www.detkiuch.ru – «Обучалки и развивалки для детей» их развития, воспитания, обучения и творчества.     

  • http://pochemu4ka.ru/ Детский портал "Почемучка"

  • http://internetenok.narod.ru/  Детский портал "Интернетёнок"

  • http://www.klepa.ru/- Детский портал "Клепа"

  • http://www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

  • http://library.thinkguest.org - Сайт об оригами для детей и родителей.

  • http://owl21.ucoz.ru/ Развивающий центр "СОВЁНОК"

  • ecopodelki.ru Оригами из бумаги для начинающих самые легкие

  • www.tvoyrebenok.ru Оригами для детей , схемы Origami K Самый большой каталог схем оригами

  • http://community.livejournal.com/ru_quilling – квиллинг-сообщество в Ж.Ж

  • http://paper-studio.ru/gallery1.htm – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества

  • http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587 – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»

  • http://www.flickr.com/groups/quillingcardsandcrafts/pool/ - галерея работ в технике бумагокручения.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающихся

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности критерия

Кол. баллов

Формы отслеживания

1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- ребенок овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; употребление специальных терминов, как правило, избегает.
- объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой.
-ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1балл

 


2 балла

 


3 балла

 Выполнение практического задания,


защита творческой работы,

участие в выставке работ,


участие в конкурсах, фестивалях


итоговый тест

2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением

- ребенок овладел менее  чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием.
- объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога.
- ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием.

1 балл

 


2

балла

 

3 балла

Выполнение практического задания,


защита творческой работы,

участие в выставке работ,


участие в конкурсах, фестивалях

итоговый тест

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П,

Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;

П- количество баллов по практической подготовке.

В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе:

  • 5-6 баллов – высокий уровень,

  • 3-4 – средний уровень,

  • 0-2 – низкий уровень

Тест

для промежуточной аттестации обучающихся в кружке

«Бумажные фантазии»

Фамилия, имя ________________________________________

Дата проведения______________________________________

1. Бумагу и картон производят из

А) нефти;

Б) древесины;

В) угля.

2. К природным материалам относятся

А) пластмасс;

Б) древесина;

В) пластилин.

3. Для перевода рисунка с бумаги на бумагу используют

А) кальку;

Б) копировальную бумагу;

В) фольгу.

4. Симметричные детали, фигуры должны быть

А) одинаковыми, при наложении друг на дружку, полностью совпадать;

Б) одинаковыми по форме, но разными по размеру;

5. При смешивании синей и жёлтой краски получим

А) красную;

Б) зелёную

В) черную.

6. Искусство изготовления плоских и объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги называется

А) оригами;

Б) квиллинг;

В) аппликация.

7. Ножницы товарищу подаем

А) ручками вперед;

Б) лезвием вперед.

8. Оригами

А) – вырезание фигурок животных из дерева;

Б) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги;

В) – лепка фигур из глины.

9. Какие инструменты мы используем при работе с бумагой?

А) пила, ножницы, линейка;

Б) ножницы, шило, отвертка;

В) линейка, ножницы, шило.

10. В какой технике выполнения работ вместо клея можно использовать пластилин?

А) аппликация; 

Б) торцевания; 

В) квиллинг.

11. Номер телефона пожарной части

А) 01; 

Б) 02; 

В) 03

12. При неисправности инструмента

А) вы поставите в известность педагога и возьмёте другой;

Б) продолжите им работать;

В) возьмёте другой.


Педагог дополнительного образования____________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!