Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Чтение. Работа текстом"»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате освоения программы факультатива «Чтение. Работа с текстом» формируются:
Личностные результаты:
формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
принимать учебную задачу занятия и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий;
соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения;
внимательно слушать то, что говорят другие, отвечать на вопросы учителя;
оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
формулировать (совместно с учителем) и понимать учебную задачу;
организовывать свое рабочее место;
планировать свои действия на отдельных этапах занятия с помощью учителя;
управлять своей деятельностью (читать и отвечать на вопрос);
уметь отбирать нужную информацию, действовать по плану;
контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем);
фиксировать удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на занятии (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
Познавательные УУД:
владеть смысловым чтением художественного текста;
расширять читательский кругозор;
строить речевое высказывание;
передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при чтении;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД:
участвовать в беседе о прочитанном тексте, выражать своё мнение;
оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно, нравственно/безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;
слушать, читать и отвечать на вопросы;
формировать умение задавать вопросы;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
уметь работать в парах и группах;
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Учащийся научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак групп элементов);
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Учащийся научится:
пересказывать текст подробно и сжато;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Работа с текстом: оценка информации
Учащийся научится:
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Учащийся получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
составлять небольшие письменные отзывы о прочитанном;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Формы организации занятий носят практико-ориентированный характер:
- работа с художественными и научно-познавательными текстами
Содержание курса внеурочной деятельности
Любимая книга. Книги, прочитанные летом. Работа с текстом: тип и стиль текста; главная мысль, заголовок; последовательность событий, различение абзацев, работа с антонимами и синонимами, иллюстративный материал к тексту; работа со словом и словосочетанием Тренировочные комплексные работы, где интегрированы все основные предметы обязательной учебной программы (русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир), тексты для проверки навыка чтения и понимания прочитанного. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Работа по содержанию текста. Словарная работа. Лексическое значение слова. Синонимы и антонимы. Определение последовательности событий. Фонетический разбор слова. Работа со схемой предложения. Работа по обучению извлекать информацию по вопросам. Определение сравнения. Работа с деформированным текстом: восстановление последовательности событий, составление плана, пересказ по плану, создание начала и концовки текста.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
план | Факт |
1 четверть |
1 | Введение. Книги, прочитанные летом | 1 | 3.09 | |
2 | Г. Скребицкий «Синицы» | 1 | 10 | |
3 | А. Тихонов «Цапля» | 1 | 17 | |
4 | Э. Бауэру «Фламинго» | 1 | 24 | |
5 | «Грызуны» (из энциклопедии «Хочу все знать») | 1 | 1.10 | |
6 | «Бактерии» (из энциклопедии «Хочу все знать») | 1 | 8 | |
7 | А. Чехов «Волчиха» | 1 | 15 | |
8 | С. Михалков «Ответ» | 1 | 22 | |
9 | А. Солженицын «Лиственница» | 1 | 29 | |
2 четверть |
10 (1) | «Воздух» (из энциклопедии «Хочу все знать») | 1 | 12 | |
11 (2) | А. Старостин «Олени» | 1 | 19 | |
12 (3) | «Змеи» (из энциклопедии «Что такое? Кто такой?») | 1 | 26 | |
13 (4) | Э. Шим «Живые цветы» | 1 | 3.12 | |
14 (5) | «Дрессировщик» (из энциклопедии «Что такое? Кто такой?») | 1 | 10 | |
15 (6) | Проверка навыка чтения и понимания содержания текста | 1 | 17 | |
16 (7) | К. Ушинский «Спор воды с огнем» | 1 | 24 | |
3 четверть |
17 (1) | Л. Киселев «И так бывает» | 1 | 14.01 | |
18 (2) | «Радуга» (из энциклопедии «Что такое? Кто такой?») | 1 | 21 | |
19 (3) | А. Тихонов «Запасы» | 1 | 28 | |
20 (4) | И. Соколов – Микитов «Сосновый бор» | 1 | 4.02 | |
21 (5) | «Дельфины» (из энциклопедии «Что такое? Кто такой?») | 1 | 11 | |
22 (6) | В. Киселев «Башмачки» | 1 | 18 | |
23 (7) | Э. Бауэру «Немецкая овчарка» | 1 | 25 | |
24 (8) | С. Михалков «Осел и Бобр» | 1 | 4.03 | |
25 (9) | В. Васильев «Олененок» | 1 | 11 | |
26(10) | К. Ушинский «Весна» | 1 | 18 | |
4 четверть |
27 (1) | В. Осеева «На катке» | 1 | 1.04 | |
28 (2) | «Растения» (из энциклопедии «Хочу все знать») | 1 | 8. | |
29 (3) | И. Соколов – Микитов «Калина» | 1 | 15 | |
30 (4) | Л. Толстой «Мужик и лошадь» | 1 | 22 | |
31-32 (5-6) | Н. Гарин-Михайловский «Счастье» | 2 | 29 6.05 | |
33 (7) | Викторина «По страницам прочитанных рассказов» | 1 | 13 | |
34 (8) | Что узнали. Чему научились. Проверка навыка чтения и понимания содержания текста | 1 | 20 | |