СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет и речевой этикет" (5 класс)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Этикет и речевой этикет" (5 класс)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Новокасторенская средняя общеобразовательная школа"

Касторенского района Курской области


Принято на педагогическом совете Утверждено

протокол № __ Директор школы _______________/А. В. Матяшова/

от "___" _____________ 20____ года Приказ № ___

от "___" ____________________20____года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

"Этикет и речевой этикет"

(духовно-нравственное направление)

для учащихся 5 класса








Составитель: Гайдукова Наталия Николаевна,

учитель русского языка и литературы




п. Новокасторное, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом.

Этикет определяет формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (как спорить, не обижая и не унижая собеседника, как принимать гостей, вести себя за столом, разговаривать по телефону и т.д.). Культурный, воспитанный человек не только владеет техникой общения, но и обладает такими качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость, уважительное отношение к людям.

Подражая взрослым, ребёнок без труда усвоит все правила приличия. Самое важное, чтобы норма поведения взрослых во всех ситуациях была верной. В младшем школьном возрасте ребёнок сам готов постепенно учиться тому, что и как нужно делать, чтобы не попасть впросак. Следует показать пример нормальных человеческих отношений, дать ребёнку знания об основных принципах, на которых эти отношения строятся, и контролировать, как ведёт себя ребёнок. Самый лучший способ прививать детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Прав был А.С. Макаренко, говоря: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент его жизни».

Необходимый уровень владения культурой речи в обиходно-бытовой и учебной сферах общения, является одним из важных коммуникативных умений. Коммуникативно-деятельностный подход, положенный в основу преподавания школьных предметов, целью обучения ставит формирование определенных умений в конкретном виде речевой деятельности на основе знаний о способах ее осуществления.

Обучать детей адекватному речевому поведению необходимо в ситуациях живого общения, подвергая анализу не только языковую сторону речи, но и сами речевые события, которые построены на взаимодействии вербальных и невербальных инструментов общения.

Рабочая программа учебного курса «Этикет и речевой этикет» для 5 класса разработана на основании документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-ФГОС ООО ( № 1897 от 17.12.2010);

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Примерная программа по внеурочной деятельности «Культура общения. 1-11 классы» (Воронеж, 2002), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКИПРО под общей редакцией И. А. Стернина;

-Основная образовательная программа основного общего образования ОО МКОУ «Новокасторенская СОШ»

              Целью программы: формирование коммуникативной грамотности учащихся. Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

- устойчивых риторических навыков;

- устойчивых навыков культуры устной речи,

- навыков эффективного общения.

Задачи программы:

- расширение навыков речевого поведения в различных ситуациях (знакомство и обращение, приветствие и прощание, просьба и отказ,

утешение и извинение, благодарность и поздравление);

- формирование элементарных правил речевого и поведенческого этикета, соблюдающиеся дома, в школе, в общественных местах;

- развитие представлений о хороших и плохих поступках, умении оценивать себя и других с точки зрения норм общественного договора в

области этикета;

- развитие навыков распознавания эмоционального состояния окружающих и адекватного выражения своих переживаний.

Программа адресована учащимся 5 класса, 34 часа в год (один час в неделю) с чередованием теоретических и практических занятий, при необходимости – объединение теоретических и практических занятий.

















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема учебного занятия

Количество часов всего

Из них

Теория

Практика

Понятие этикета ( 3 ч.)

1

Вводное занятие. Понятие этикета.

1

1


2

Мы живем среди людей

1

1


3

Этикет и этикетка

1

1


История этикета ( 2 ч.)

4

История этикета.

1

1


5

Национальные особенности этикета

1


1

Этикет внешнего вида ( 3 ч.)

6

Этикет внешнего вида

1

1


7

Правила моды

1

0,5

0,5

8

Гигиена как составляющая культуры человека

1

1


Понятие речевого этикета (3 ч.)

9

Понятие речевого этикета

1

1


10

Речевой этикет и культура речи.

1

1


11

"Языковой паспорт" человека

1

1


Этикет личной переписки ( 2 ч.)

12

Этикет личной переписки

1

0,5

0,5

13

Этикет личной переписки

1

0,5

0,5

Этикет общения ( 4 ч.)

14

Понятие правил и законов общения

1

1


15

Почему нужны правила общения

1

1


16

Основные принципы человеческих отношений в современном обществе

1

1


17

Законы общения

1

0,5

0,5

Этикет поведения ( 6 ч.)

18

Понятие ролевого поведения

1

1


19

Общение со старшими. Роли взрослого и ребенка.

1

0,5

0,5

20

Общение с взрослыми родственниками.

1

1


21

Общение с младшими. Роль брата, сестры

1

0,5

0,5

22

Общение с ровесниками. Роль друга, подруги.

1

0,5

0,5

23

Ролевое поведение мальчика и девочки.

1

1


Ролевое поведение в общественных местах ( 6 ч.)

24

Ролевое поведение в общественных местах

1

1


25

Поведение на улице.

1

0,5

0,5

26

Поведение в транспорте.

1

0,5

0,5

27

Поведение в магазине.

1

0,5

0,5

28

Поведение в театре, кинотеатре, музее, на выставке, экскурсии.

1

0,5

0,5

29

Поведение на школьных праздниках.

1

0,5

0,5

Поведение в гостях (3 ч.)

30

Поведение в гостях

1

1


31

Прием гостей.

1

1


32

Приход в гости.

1

0,5

0,5

Поведение на природе. ( 2 ч.)

33

Роли отдыхающих и туристов. Правила поведения туристов и отдыхающих

1

1


34

Обобщающее занятие

1

1


Итого 34 часа

























СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Понятие этикета (3 ч.)

Понятие вежливости и воспитанности. Признаки воспитанного человека. Происхождение и значение слов вежливый, невежа. Зависимость поведения человека от возраста собеседника, ситуации общения, культуры собеседников.

Принципы правильного общения: кому? как? что? - говорить. Принципы правильного поведения: где? с кем? как? - поступать. Тесная взаимосвязь понятий поведения и общения.

Понятие и функции этикета. Происхождение и значение слова «этикет». Правила приличия. Необходимость знания и выполнения этикетных норм поведения для каждого человека. Связь внешней культуры поведения (манер поведения) с внутренней культурой человека. Понятие норм этикета. Нарушение этикетных норм и их последствия.

Основные виды этикета: этикет внешнего вида, этикет поведения, речевой этикет.

История этикета. ( 2ч.)

Национальные особенности этикета. Различие норм этикета внешнего вида, поведения и общения в разных странах. Пословицы об общении.

Этикет внешнего вида ( 3 ч.)

Понятие привлекательности человека. Значение внешнего вида для отношений с людьми. Важность первого впечатления. Влияние внешнего вида на внутренний мир человека. Составляющие внешнего вида: физический облик, позы и движения, оформление внешности. Правильная осанка. Походка человека. Жестикуляция. Прическа человека. Косметика. Одежда. Основные функции одежды: защитная, информационная, эстетическая. Понятие вкуса. Правила моды: соответствие погоде, ситуации, возрасту, индивидуальным особенностям человека, сочетание частей костюма друг с другом. Виды одежды по назначению: домашняя, праздничная, спортивная, рабочая. Спецодежда как разновидность рабочей одежды. Одежда для различных ситуаций. Понятие ансамбля в одежде и поведении. Соответствие внешнего вида ситуации общения. Гигиена как составляющая культуры человека.

Речевой этикет. ( 3ч.)

Понятие и функции речевого этикета. Вежливость, поддержание добрых отношений с окружающими как основное назначение речевого этикета. Нарушение норм речевого этикета и их последствия. «Волшебные слова». Стандартные коммуникативные ситуации: приветствие, прощание, просьба, извинение, отказ, благодарность, поздравление. Формулы речевого этикета для различных ситуаций общения, необходимость их использования (в транспорте, в гостях, дома, на уроке, при общении с незнакомыми людьми). Влияние ситуации общения, взаимоотношений собеседников, их настроения, времени и места разговора, причин и целей общения на выбор формул речевого этикета.

Речевой этикет и культура речи. Понятие «языкового паспорта» человека. Содержание «языкового паспорта» говорящего: пол говорящего, его возраст, место жительства, степень образованности, профессия говорящего, уровень его воспитанности. Значение интонации, ударения, неудачных выражений, речевых ошибок, некультурных и грубых слов в общении людей, последствия этого для отношений между людьми.

Этикет личной переписки. (2 ч.)

Способы передачи информации: барабанный бой, «язык дыма», узелковый язык, язык цветов. Появление письменности как великое достижение культурного развития человека. Значение слова «письмо». Передача информации как важнейшая функция письма. Речевая форма писем. Виды писем: деловые, дружеские, семейные, поздравительные. Виды деловых писем.

Правила оформления писем: дата, обращение, подпись, поля в письме, разборчивый, красивый, аккуратный почерк, чистые лист бумаги и конверт. Основные части письма: обращение, содержание письма (обсуждение проблем переписки; рассказ о себе, о жизни, каких-либо событиях, новостях; вопросы или просьбы к тому, кому адресовано письмо), концовка (добрые пожелания, в праздничных письмах – поздравления); прощание; подпись. Понятие адресата и адресанта (отправителя).

Правила написания писем: аккуратность почерка, чистый и ровный лист бумаги, грамотность, единство стиля. Основные элементы поздравительного письма: вежливое и эмоциональное обращение, поздравление с событием, пожелания, подпись. Виды пожеланий. Электронная почта. Понятие анонимного письма. Запрещение чтения чужих писем без разрешения автора письма.

Этикет общения ( 4 ч.)

Понятие правил и законов общения. Важность разграничения понятий «правила этикета» и «правила общения». Конфуций, "Нагорная проповедь" в Библии, русские пословицы об универсальных правилах общения между людьми.

Основы человеческих отношений в современном обществе: доброжелательность к другим, уважение к окружающим. Внешние формы проявления уважения и доброжелательности: приветливость, благодарность, терпимость, сдержанность, вежливость, аккуратность, пунктуальность. Основные принципы человеческих отношений в современном обществе: контролировать свое поведение, проявлять уважение к окружающим людям, помогать другим людям, не причинять ущерба другим людям, сдерживать свои эмоции, уметь выслушать другого, уметь представить себя на месте другого человека.

Законы общения: закон имени, закон отзеркаливания, закон «толпы», закон эмоционального подавления логики. Закон речевого поглощения эмоции: его отрицательные и положительные стороны. Отношение к грубым словам и ругательствам. Закон похвалы. Понятие комплимента.

Этикет поведения ( 6ч.)

Понятие ролевого поведения. Виды ролей: роли постоянные (мальчик, девочка, ученик, сын, дочь) и роли кратковременные (пешеход, покупатель, пассажир, больной). Умение соотносить свое поведение с ситуацией общения, умение вести себя в соответствии с ролью. Нарушение ролевого поведения и его последствия.

Общение со старшими. Роли взрослого и ребенка. Группы взрослых по отношению к детям: родственники, знакомые, незнакомые. Различия в общении с родственниками, со знакомыми и незнакомыми взрослыми. Стандартные ситуации: приветствие, просьба, вопрос, извинение, сообщение о школьных проблемах. Учет настроения взрослых. Общение с соседями. Роли сына, дочери, внука.

Общение с взрослыми родственниками. Любовь родителей к своим детям и требовательность к детям. Чувство ответственности родителей за будущее детей. Ответственность детей за «мир в доме». Доброжелательные отношения с бабушками и дедушками и их поддержание. Умение сочувствовать друг другу. Общение с уставшими родителями. Рассказ о школьных проблемах родственникам. Что надо рассказывать, о чем можно не говорить родителям. Правила поведения сына, дочери, внука: проявление заботы, бережное отношение к здоровью, понимание душевного состояния взрослых, вежливость, помощь в домашних делах, предупреждение о невозможности прибыть вовремя, выполнение поручений, обращение за советом, сдерживание своих эмоций.

Роль ученика и общение с учителями. Особенности работы учителя. Понятия идеального учителя и ученика. Понятие сотрудничества учителя и ученика. Общение в условиях стандартных ситуаций урока. Основные правила роли ученика: иметь аккуратный вид; не опаздывать на урок; содержать в порядке учебники; не сорить в классе, в коридоре школы; при входе в класс учителя или других старших быстро и молча встать; на уроке не отвлекаться, не мешать учителю и товарищам; если необходимо задать вопрос, поднять руку; при обращении учителя или старшего к ученику, встать и выслушать стоя вопрос или просьбу; на перемене не бегать, не толкаться; перед старшими замедлить шаг.

Общение с младшими. Роль брата, сестры. Особенности малышей. Основные правила поведения брата, сестры по отношению к младшим членам семьи. Правила поведения младших сестер и братьев по отношению к старшим. Общение с незнакомыми малышами.

Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. Понятия «друг», «подруга», «дружба». Принципы, на которых строится дружба. Качества настоящего друга: умение радоваться победам друга, умение сочувствовать, умение хранить тайны, готовность прийти на помощь, умение быть бескорыстным, умение прощать, общность интересов, преданность, верность. Русские пословицы о дружбе.

Общение с одноклассниками. Бесконфликтное общение с ровесниками Причины возникновения конфликтов. Виды конфликтов в школе, на улице. Различие характеров как одна из причин конфликтов с ровесниками. Понятие темперамента. Типы характеров: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Особенности характера, темперамента и учет этого в общении друг с другом.

Ролевое поведение мальчика и девочки. Особенности поведения мальчиков. Этикет рыцарей. Особенности поведения девочек. Отношение мальчиков и девочек друг к другу. Причины конфликтов между мальчиками и девочками. Дружба между мальчиком и девочкой.

Ролевое поведение в общественных местах (6 ч.)

Поведение на улице. Кратковременная роль: прохожий, пешеход. Стандартный сценарий ситуации: подготовка к выходу на улицу (определение цели, подбор подходящей одежды), движение по улице (как идти по улице, встречи со знакомыми, еда на улице), переход улицы (правила перехода со светофором, без светофора, с пешеходным светофором, на желтый свет, на переходах и вне переходов), правила личной безопасности на улице (безопасность в вечернее время, злая собака, приставание незнакомых, взрослых), соблюдение чистоты.

Поведение в транспорте. Кратковременная роль: пассажир. Правила поведения в транспорте: для ожидающих транспорт, для входящих в транспорт, для тех, кто едет в транспорте, для выходящих из транспорта.

Поведение в магазине. Кратковременная роль: покупатель. Правила исполнения роли покупателя: вход в магазин, выбор покупки, соблюдение очереди, разговор с кассиром и продавцом.

Поведение в театре, кинотеатре, музее, на выставке, экскурсии. Кратковременная роль: зритель. Стандартная ситуация посещения театра: подбор соответствующей одежды (праздничная одежда, прическа), доброжелательное настроение, покупка билета заранее, исключение опоздания, гардероб, нахождение своего места, антракт, благодарность артистам за хорошее выступление, соблюдение тишины во время выступления, поведение в гардеробе, вручение цветов артистам.

Поведение на школьных праздниках. Роль зрителя. Подготовка к празднику (этикет внешнего вида: праздничная, чистая одежда, соответствующая ситуации прическа; наличие хорошего настроения). Вход в зал, рассаживание по местам. Ожидание начала, разговоры в зале. Слушание выступлений. Поддержка «своих». Оценка выступлений. Выход из зала. Поведение на дискотеке. Танцы: приглашение, поведение во время танца.

Поведение в гостях. ( 3ч.)

Прием гостей. Кратковременная роль: хозяин. Приглашение в гости. Подготовка к приему гостей (этикет внешнего вида при приеме гостей, сервировка стола). Этикет встречи и проводов гостей. Этикет представления гостей родителям и другим гостям. Этикет вручения и получения подарка. Этикет чаепития. Темы для общения с гостями. Угощение и развлечение гостей. Игры, танцы. Правила поведения во время игры. Незваный гость.

Приход в гости. Кратковременная роль: гость. Принятие приглашения. Подготовка к визиту (этикет внешнего вида гостя, выбор подарка). Время прихода в гости. Встреча с хозяином. Развлечение в гостях. Правила поведения за столом. Продолжительность нахождения в гостях. Уход из гостей, прощание. Русские пословицы о гостеприимстве и поведении в гостях.

Поведение на природе. (2 ч.)

Роли отдыхающих и туристов. Правила поведения туристов и отдыхающих: забота о своих товарищах, бережное отношение к природе, соблюдение правил пожарной безопасности, правил поведения на воде.


























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, ВКЛЮЧАЯ УУД


Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:

результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о правилах социальной коммуникации в сфере поведенческого и речевого этикета; о принятых в обществе нормах этикета по отношению к старшим и младшим; о правилах конструктивной групповой работы;

результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям современного общества и социальной реальности в целом): стремления к свободному общению в изменяющемся мире с обязательным учетом формул речевого этикета;

результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта управления коммуникацией с другими людьми (старшими, ровесниками и младшими); опыта позитивного самоопределения в открытой общественной среде; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.

Реализация программы способствует достижению следующих личностных результатов:

В рамках когнитивного компонента:

- ориентироваться в системе норм речевого и частично поведенческого этикета;

- ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

- доброжелательная речевая стратегия в отношении к окружающим;

- оптимизм в восприятии мира;

- позитивная моральная самооценка, т.е. чувство морального удовлетворения при следовании нормам этикета

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- умение конструктивно разрешать конфликты в ситуации «речевой агрессии»;

- выполнение норм этикета в отношении взрослых и сверстников

Реализация программы способствует достижению следующих метапредметных результатов:

Саморегуляция:

-самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- принимать решения в проблемной речевой ситуации;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и сравнивать с образцом;

- владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;

- соблюдать правила техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ

Коммуникация:

- формулировать собственное мнение и позицию в соответствии с этикетным образцом (учитывая возможные варианты);

- сравнивать разные точки зрения, прежде чем принять решение и делать выбор;

- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонента образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе

Реализация программы способствует достижению следующих предметных результатов:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.


























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п


Название темы

Дата проведения

По плану

По факту

1

Вводное занятие. Понятие этикета.



2

Мы живем среди людей



3

Этикет и этикетка



4

История этикета.



5

Национальные особенности этикета



6

Этикет внешнего вида



7

Правила моды



8

Гигиена как составляющая культуры человека



9

Понятие речевого этикета



10

Речевой этикет и культура речи.



11

"Языковой паспорт" человека



12

Этикет личной переписки



13

Этикет личной переписки



14

Понятие правил и законов общения



15

Почему нужны правила общения



16

Основные принципы человеческих отношений в современном обществе



17

Законы общения



18

Понятие ролевого поведения



19

Общение со старшими. Роли взрослого и ребенка.



20

Общение с взрослыми родственниками.



21

Общение с младшими. Роль брата, сестры



22

Общение с ровесниками. Роль друга, подруги.



23

Ролевое поведение мальчика и девочки.



24

Ролевое поведение в общественных местах



25

Поведение на улице.



26

Поведение в транспорте.



27

Поведение в магазине.



28

Поведение в театре, кинотеатре, музее, на выставке, экскурсии.



29

Поведение на школьных праздниках.



30

Поведение в гостях



31

Прием гостей.



32

Приход в гости.



33

Роли отдыхающих и туристов. Правила поведения туристов и отдыхающих



34

Обобщающее занятие






























РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материально-техническая база:

1. Ноутбук

2. Мультимедийный проектор

3. Колонки

4. Интерактивная доска

Учебно-методическая база:

1. Использование сети Интернет;
2. Наглядные демонстрационные пособия;
3. Школьная библиотека.























СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)

Список литературы для педагога:

1. Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М, 1990.

2. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет телефонного разговора. М, 1990.

3. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. М.. 1998.

4. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2001.

5. Грищук Е.И., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс: Пособие.- Воронеж: ВОИПКРО, 2006.- 148 с.

6. Культура общения. 5 класс. Книга для учителя. Вып. 1 – 4. /Под ред. И.А. Стернина. Воронеж, 2001 – 2002.
7. Лазуренко Е.Ю., Мудрова Л.Д., Стернин И.А. Культура общения. 5 класс. Книга для учащихся. / Под ред. И.А. Стернина .Воронеж, 2000.
8. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М.,2001.

9. Школьная риторика. В двух частях. 5 класс. Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1996

10. Школьная риторика. Методический комментарий. Под ред. Т.А.Ладыженской. 5 кл.. М., 1996.

Список литературы для учащихся и родителей:

1. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. М, С-Инфо-Баллас, 1997.

2. Львова С.И. Язык в речевом общении. М., 1991.

3. Морозов А.В. Деловая психология. С.-Пб., 2000.

4. Найк Анита. Практическая психология для девочек или Как относиться к себе и к мальчикам. М., 1988.

5. Школьная риторика. В двух частях. 5 класс. Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1996.
















АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ "ЭТИКЕТ - И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ" ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА


Нормативно-методические материалы

Рабочая программа учебного курса «Этикет и речевой этикет» для 5 класса разработана на основании документов:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-ФГОС ООО ( № 1897 от 17.12.2010);

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Примерная программа по внеурочной деятельности «Культура общения. 1-11 классы» (Воронеж, 2002), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКИПРО под общей редакцией И. А. Стернина;

-Основная образовательная программа основного общего образования ОО МКОУ «Новокасторенская СОШ»

Реализуемый УМК

Примерная программа по внеурочной деятельности «Культура общения. 1-11 классы» (Воронеж, 2002), разработанной кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКИПРО под общей редакцией И. А. Стернина;

Цели и задачи изучения курса

Целью программы: формирование коммуникативной грамотности учащихся. Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:

- устойчивых риторических навыков;

- устойчивых навыков культуры устной речи,

- навыков эффективного общения.

Задачи программы:

- расширение навыков речевого поведения в различных ситуациях (знакомство и обращение, приветствие и прощание, просьба и отказ,

утешение и извинение, благодарность и поздравление);

- формирование элементарных правил речевого и поведенческого этикета, соблюдающиеся дома, в школе, в общественных местах;

- развитие представлений о хороших и плохих поступках, умении оценивать себя и других с точки зрения норм общественного договора в

области этикета;

- развитие навыков распознавания эмоционального состояния окружающих и адекватного выражения своих переживаний.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 занятия в год (1 час в неделю).

Результаты освоения курса

Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:

результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о правилах социальной коммуникации в сфере поведенческого и речевого этикета; о принятых в обществе нормах этикета по отношению к старшим и младшим; о правилах конструктивной групповой работы;

результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям современного общества и социальной реальности в целом): стремления к свободному общению в изменяющемся мире с обязательным учетом формул речевого этикета;

результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыта управления коммуникацией с другими людьми (старшими, ровесниками и младшими); опыта позитивного самоопределения в открытой общественной среде; приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими обучающимися.

Реализация программы способствует достижению следующих личностных результатов:

В рамках когнитивного компонента:

- ориентироваться в системе норм речевого и частично поведенческого этикета;

- ориентироваться в некоторых особенностях социальных отношений применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы

В рамках ценностного и эмоционального компонентов:

- доброжелательная речевая стратегия в отношении к окружающим;

- оптимизм в восприятии мира;

- позитивная моральная самооценка, т.е. чувство морального удовлетворения при следовании нормам этикета

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- умение конструктивно разрешать конфликты в ситуации «речевой агрессии»;

- выполнение норм этикета в отношении взрослых и сверстников

Реализация программы способствует достижению следующих метапредметных результатов:

Саморегуляция:

-самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- принимать решения в проблемной речевой ситуации;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и сравнивать с образцом;

- владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий;

- соблюдать правила техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ

Коммуникация:

- формулировать собственное мнение и позицию в соответствии с этикетным образцом (учитывая возможные варианты);

- сравнивать разные точки зрения, прежде чем принять решение и делать выбор;

- спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонента образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества в группе

Реализация программы способствует достижению следующих предметных результатов:

- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях применительно к ситуациям, рассматриваемым в темах данной программы;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.