ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 класса
«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство.
Направление программы – общеразвивающее (используется как программа внеурочной деятельности по общеразвивающему направлению).
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
формировать умение читать тексты с использованием трѐх этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии:
«прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным,
бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших
школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Принципы программы:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса;
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Место курса в учебном плане.
Программа «Развиваем функциональную грамотность» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1 класс
—33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в вос-питание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1-4 классах начальной школы и рассчитана на 135 часов за весь курс изучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Основные технологии, методики: технология разно- уровневого обучения; развивающее обучение; проблемное обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология; здоровье-сберегающие технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности:
проведение внеклассных занятий
работы обучающихся в группах, парах
индивидуальная работа
работа с привлечением родителей
самооценка и самоконтроль
взаимооценка и взаимоконтроль
Виды деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке. Программа включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых игр, работы в группах и парах и т.д., предусматривает поиск необходимой информации.
Содержание программы 1 класса
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
11
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
способность различать тексты различных жанров и типов;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о банковских картах;
умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
представление о различных банковских услугах;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны личности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 1 КЛАССА
№ п/ п | Наименование разделов и тем программы | Кол- во часов | Дат а | Виды деятельности | Форма проведения занятия | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Формируемые умения |
1.Блок «Читательская грамотность» | |
1 | Виталий Бианки. Лис и мышонок | 1 | 06.09 | Игровая | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Определять жанр произведения; называть героев сказки; дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; различать научно-познавательный текст и художественный; определять, чему учит сказка. |
2 | Русская народная сказка. Мороз и заяц | 1 | 13.09 | Познавательн ая | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu | - Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; |
| | | | | | .ru/); | отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; давать характеристику героям сказки; наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); делить текст на части в соответствии с предложенным планом; объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; устанавливать истинность и ложность высказываний; подбирать из текста слова на заданную тему; - определять, чему можно научиться у героя сказки; строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
3 | Владимир Сутеев. Живые грибы | 1 | 20.09 | Научно- позна вательная | Викторина | Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской | Давать характеристику героям; дополнять предложения на основе сведений из текста; определять последовательность событий и рассказывать сказку; - составлять вопросы по содержанию сказки; |
| | | | | | Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http://skiv.instrao.ru/); | на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. |
4 | Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко | 1 | 27.09 | Игровая | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Определять вид сказки; называть героев сказки, находить среди них главного героя; - определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); определять последовательность событий сказки; находить необходимую информацию в тексте; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; определять, чему учит сказка. |
5 | Михаил Пляцковский. Урок дружбы | 1 | 04.10 | Познавательн ая | Дискуссия | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Определять лексическое значение слова; анализировать содержание текста и составлять план; определять по рисунку содержание отрывка из текста; давать характеристику героям; понимать, чему учит сказка; составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; фантазировать и придумывать продолжение сказки. |
6 | Грузинская сказка. Лев и заяц | 1 | 11.10 | Деятельность общения | Парная работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Определять жанр произведения; называть героев сказки; выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; - давать характеристику персонажам сказки; наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу; соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; |
| | | | | | | - строить связное речевое устное или письменное высказывание в |
| | | | | | | соответствии с учебной задачей. объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. |
7 | Русская народная сказка. Как лиса училась летать | 1 | 18.10 | Познавательн ая | Беседа с обсуждением | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Давать характеристику героям; определять по рисунку содержание отрывка из текста; располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; соединять части предложений; задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки; дополнять отзыв на прочитанное произведение. |
8 | Евгений Пермяк. Четыре брата | 1 | 25.10 | Игровая | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Определять жанр произведения; называть героев сказки; находить в тексте образные сравнения; - отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; - разгадывать ребусы; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. |
Итог по разделу | 8 | | | | | |
2.Блок «Математическая грамотность» | |
9 | Про курочку Рябу, золотые и простые яйца | 1 | 01.11 | Познавательн ая | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Определять количество предметов при счѐте; составлять и решать выражения с ответом 5; решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; - соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники; - решать задачу в два действия. |
10 | Про козу, козлят и капусту | 1 | 08.11 | Учебная | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Определять количество предметов при счѐте; образовывать число 8; составлять и решать выражения с ответом 9; решать задачу в два действия; находить остаток числа; соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру - ломаную. |
11 | Про петушка и жерновцы | 1 | 15.11 | Познаватель ная | Парная работа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Раскладывать число 9 на два слагаемых; отвечать на вопросы на основе условия задачи; анализировать данные и отвечать на вопросы; анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; |
| | | | | | | - работать в группе. |
12 | Как петушок и курочки делили бобовые зѐрнышки | 1 | 22.11 | Познаватель ная | Работа в группах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; раскладывать число 10 на три слагаемых; раскладывать число 10 на три чѐтных слагаемых. |
13 | Про наливные яблочки | 1 | 29.11 | Учебная | Беседа | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; определять истинность/ложность высказываний. |
14 | Про Машу и трѐх медведей | 1 | 06.12 | Игровая | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; решать задачи на нахождение суммы; овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; |
15 | Про старика, старуху, волка и лисичку | 1 | 13.12 | Познаватель ная | Беседа с обсуждение м | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; - решать задачи на нахождение части числа: читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчѐтам; практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; - находить прямоугольники на рисунке. |
16 | Про медведя, лису и мишкин мѐд | 1 | 20.12 | Учебная | Викторина | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчѐтам; раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; читать простейшие чертежи. |
Итог по разделу | 8 | | |
3.Блок «Финансовая грамотность» | |
17 | За покупками | 1 | 27.12 | Игровая | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; |
18 | Находчивый Колобок | 1 | 17.01 | Игровая | Квиз | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Наблюдать над понятиями: товар и услуга; определять необходимые продукты и их цены; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; работать в группе. |
19 | День рождения Мухи- Цокотухи | 1 | 24.01 | Игровая | Работа в группах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Наблюдать над различием цены и стоимости; определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; определять стоимость покупки; анализировать информацию и делать соответствующие выводы; - объяснять смысл пословиц. |
20 | Буратино и карманные деньги | 1 | 31.01 | Познаватель ная | Работа в парах | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; анализировать информацию и делать соответствующие выводы; рассуждать о правильности принятого решения; проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. |
21 | Кот Василий продаёт молоко | 1 | 07.02 | Деятельность общения | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Наблюдать над понятием «реклама»; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; |
| | | | | | | - делать выбор на основе предложенной информации; - называть различные виды рекламы. |
22 | Лесной банк | 1 | 14.02 | Познаватель ная | Беседа | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Наблюдать над понятием «банк»; объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
23 | Как мужик и медведь прибыль делили | 1 | 28.02 | Познаватель ная | Беседа с обсуждением | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Наблюдать над понятием «сделка»; объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; понимать, почему оптом можно купить дешевле; выбирать товары для покупки на определенную сумму; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
24 | Как мужик золото менял | 1 | 07.03 | Учебная | Работа в парах | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; объяснять, что такое бартер; формулировать правила обмена; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
Итого по разделу | 8 | | |
25 | Как Иванушка хотел попить водицы | 1 | 14.03 | Научно- познава тельная | Проведен ие опыта | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Наблюдать над свойством воды - прозрачность; определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
26 | Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик | 1 | 21.03 | Познавательная | Работа в парах | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; показывать, что шарик можно наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; объяснять, почему шарик не тонет в воде; рассказывать, в каком случае шарик может летать; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. |
27 | Про репку и другие корнеплоды | 1 | 04.04 | Игровая | Викторин а | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. |
28 | Плывѐт, плывѐт кораблик | 1 | 11.04 | Научно- познава тельная | Беседа с обсужден ием | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Определять плавучесть металлических предметов; объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему случаются кораблекрушения; - объяснять, что такое ватерлиния; - определять направление ветра. |
29 | Про Снегурочку и превращения воды | 1 | 18.04 | Игровая | Проведен ие опыта | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Объяснять, что такое снег и лёд; объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; - наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; наблюдать над формой и строением снежинок; составлять кластер; проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. |
30 | Как делили апельсин | 1 | 25.04 | Научно- познава тельная | Беседа | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; объяснять, почему не тонет кожура апельсина; объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; определять в каком из апельсинов больше сока; познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов. |
31 | Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду | 1 | 16.05 | Игровая | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; - наблюдать многократность отражений; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. |
32 | Иванова соль | 1 | 23.05 | Познавательная | Игра | Портал Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.ed u.ru/); | Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; - проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; |
33 | Владимир Сутеев. Яблоко. | 1 | | Игровая | Игра | Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru | Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; - доказывать, что существует сила притяжения; пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; соединять части текста и рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; давать характеристику герою; определять стоимость части от целого; придумывать рекламу-упаковку; - определять профессию рабочего банка; |
| | | | | | | - объяснять, чему учит сказка. |
Итог по разделу | 9 | | |
Общее количество | 33 | | |