ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАРЯНСКАЯ ШКОЛА ВОЛОДАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от 23.08.2024 г. № _____ Руководитель ШМО _______А.В. Котляр | СОГЛАСОВАНО зам. директора по УВР ________И. С. Ченгалова 23.08.2024 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «ЗАРЯНСКАЯ ШКОЛА ВОЛОДАРСКОГО М. О.» __________ В. Д. Цололо 23.08.2024 г. М.П. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
4 класса
начального общего образования
Рабочую программу составила:
Котляр А. В.
учитель начальных классов
2024 - 2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»» для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе следующих нормативных документов:
Программа соответствует обновлённому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ №286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).
Авторская программа Данилюка А.Я. "Основы религиозных культур и светской этики"
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики семьи. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Актуальность спецкурса:
курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
умения быстро адаптироваться к изменению условий;
быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности;
готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»-
Целью –
является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Задачи -
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» -
Целью –
является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Задачи:
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность» -
Целью –
является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
«Естественно-научная грамотность» -
Целью –
является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3-4классов процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Место спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» в учебном плане МБОУ «Зарянская школа».
На изучение данного спецкурса в учебном плане отводится 68 ч. (из расчёта 1 ч. в неделю, всего 34 недели, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа).
Модуль «Читательская грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Математическая грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 8,5 ч. в год.
Модуль «Финансовая грамотность» - 8,5 ч. в год.
Всего – 34 ч. в год
Формы организации занятий:
Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
-уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Содержание курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
Тематическое планирование 4 класс (34 ч)
4 класс
Модуль | Программное содержание | Основные виды деятельности обучающихся | Использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами | Формы внеурочной деятельности |
«Основы читательской грамотности». (9 ч) | Старинная женская одежда. Старинные женские головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России | Составление плана на основе исходного текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
«Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч) | Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы. | Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
«Основы математической грамотности». ( 9 ч) | В бассейне. Делаем ремонт. Праздничный торт. Обустраиваем участок. Поход в кино. Отправляемся в путешествие. | Анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления. Пользоваться калькулятором. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
«Основы финансовой грамотности». (8 ч) | Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. Благотворительность,страхование. | Беседа «Что такое потребительская корзина?» Выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ. Уметь слушать и слышать собеседника. | 1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru 2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 3. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru 4. Инфоурок- https://infourok.ru/ | Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения |
4 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения занятия | ЦОР/ЭОР | Формы контроля/ аттестации |
Бок «Читательская грамотность» |
1 | Старинная женская одежда | 1 | Творческая мастерская | | |
2 | Старинные женские головные уборы | 1 | Виртуальная экскурсия | http://www.gorodfinansov.ru | |
3 | Старинная мужская одежда и головные уборы | 1 | Интерактивные карточки | www.azbukafinansov.ru | |
4 | Жилище крестьянской семьи на Руси | 1 | Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие | ttp://michurin.com/index.htm | |
5 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | 1 | Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие | «Экономический калейдоскоп» http://www.it-n.ru/ | |
6 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | 1 | Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие | | |
7 | История посуды на Руси | 1 | Библиотечные уроки; | http://www.gorodfinansov.ru | |
8 | Какие деньги были раньше в России | 1 | Виртуальная экскурсия | | |
|
Блок «Естественно-научная грамотность» |
9 | Томат | 1 | Интерактивные карточки рактивные карточки | www.azbukafinansov.ru | |
10 | Болгарский перец | 1 | Деловые беседы; | | |
11 | Картофель | 1 | Виртуальная экскурсия | ttp://michurin.com/index.htm | |
12 | Баклажан. Семейство Паслёновые | 1 | Виртуальная экскурсия | | |
13 | Лук | 1 | Творческая мастерская | http://www.gorodfinansov.ru | |
14 | Капуста | 1 | Интерактивные карточки | | |
15 | Горох | 1 | Библиотечные уроки; | | |
16 | Грибы | 1 | Викторина | www.azbukafinansov.ru | |
17 | Творческая работа | 1 | Творческая мастерская | | |
Блок «Финансовая грамотность» |
18 | Потребительская корзина | 1 | Участиев научно-исследовательских дискуссиях; | ttp://michurin.com/index.htm | |
19 | Потребительская корзина | 1 | Деловые беседы; | | |
20 | Прожиточный минимум | 1 | Виртуальная экскурсия | «Экономический калейдоскоп» http://www.it-n.ru/ | |
21 | Инфляция | 1 | Деловые беседы; | | |
22 | Распродажи, скидки, бонусы | 1 | Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие | http://www.gorodfinansov.ru | |
23 | Распродажи, скидки, бонусы | 1 | Деловые беседы; | | |
24 | Благотворительность | 1 | Участиев научно-исследовательских дискуссиях; | | |
25 | Страхование | 1 | Деловые беседы; | www.azbukafinansov.ru | |
Блок «Математическая грамотность» |
26 | В бассейне | 1 | Деловые беседы; | | |
27 | Делаем ремонт | 1 | Участиев научно-исследовательских дискуссиях; | | |
28 | Делаем ремонт | 1 | Творческая мастерская | | |
29 | Праздничный торт | 1 | Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие | «Экономический калейдоскоп» http://www.it-n.ru/ | |
30 | Обустраиваем участок | 1 | Творческая мастерская | | |
31 | Поход в кино | 1 | Виртуальная экскурсия | http://www.gorodfinansov.ru | |
32 | Поход в кино | 1 | Работа с интерактивной картой | www.azbukafinansov.ru | Тестирование |
33 | Отправляемся в путешествие | 1 | Виртуальная экскурсия | | |
34 | Составляем словарик по финансовой грамотности | 1 | Деловые беседы; | ttp://michurin.com/index.htm | |
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса
положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой,
С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в
соответствии с требованиями ФГОС
В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса
положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой,
С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в
соответствии с требованиями ФГОС
В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса
положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой,
С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в
соответствии с требованиями ФГОС
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Тренажёр для школьников.
Бумага, маркеры, плакаты для творческих заданий.
Раздаточные материалы, таблицы, схемы.
Литература, включающая исторические и патриотические произведения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Библиотечный фонд
Нормативные документы
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность 3 класс. ООО «Планета», 2022.
2. Финансовая грамотность. Учимся разумному финансовому поведению. Юлия Корлюгова, Елена Гоппе.
3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители :Н. П. Моро, Н.В. Новожилова,-Москва, 2019.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Информационные средства
Интернет-ресурсы:
http://www.proshkolu.ru/
http://rudocs.exdat.com/
http://artteodor.blogspot.ru/
http://www.drawschool.ru/
http://www.grafik.org.ru
http://gallerix.ru/
1