СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 4 класса»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАРЯНСКАЯ ШКОЛА ВОЛОДАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от 23.08.2024 г.

№ _____

Руководитель ШМО _______А.В. Котляр

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР



________И. С. Ченгалова

23.08.2024 г.

УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ «ЗАРЯНСКАЯ ШКОЛА ВОЛОДАРСКОГО М. О.»

__________ В. Д. Цололо

23.08.2024 г.

М.П.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

4 класса

начального общего образования







Рабочую программу составила:

Котляр А. В.

учитель начальных классов



2024 - 2025 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»» для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе следующих нормативных документов:

Программа соответствует обновлённому федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (приказ №286 Министерства просвещения РФ от 31.05.2021).

Авторская программа Данилюка А.Я. "Основы религиозных культур и светской этики"

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики семьи. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Актуальность спецкурса:

  • курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;

  • умения быстро адаптироваться к изменению условий;

  • быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;

  • знать и применять правила относительно своей же безопасности в отношении своей личности;

  • готовность быть способным и ориентированным в ценностях современного общества, а также ориентирован на успешное прохождение международного исследования PISSA.

Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как правило ведется по четырём направлениям: читательская, математическая, финансовая и естественно – научная.


Цель программы:

создавать условия для развития функциональной грамотности.


Цели и задачи блоков курса:

«Читательская грамотность»-

Целью –

  • является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,

  • использования их содержания для достижения собственных целей,

  • развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Задачи -

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

«Математическая грамотность» -

Целью

  • является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,

  • высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Задачи:

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

«Финансовая грамотность» -

Целью –

  • является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье,

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Задачи:

  • представление о семейных расходах и доходах;

  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; 

  • представление о различных видах семейных доходов;

  • представление о различных видах семейных расходов;

  • представление о способах экономии семейного бюджета.

«Естественно-научная грамотность» -

Целью –

  • является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.


Задачи:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.


Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»

Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию из различных источников. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3-4классов процесс формирования функциональной грамотности проходил качественно, в тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы, графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию. Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.


Место спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» в учебном плане МБОУ «Зарянская школа».

На изучение данного спецкурса в учебном плане отводится 68 ч. (из расчёта 1 ч. в неделю, всего 34 недели, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа).

Модуль «Читательская грамотность» - 8,5 ч. в год.

Модуль «Математическая грамотность» - 8,5 ч. в год.

Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 8,5 ч. в год.

Модуль «Финансовая грамотность» - 8,5 ч. в год.

Всего – 34 ч. в год

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Деловые беседы;

  • Практические упражнения





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • осознавать личную ответственность за свои поступки;

  • -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах работы в группе;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); 

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;

  • представление о семейных расходах и доходах;

  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; 

  • представление о различных видах семейных доходов;

  • представление о различных видах семейных расходов;

  • представление о способах экономии семейного бюджета.



Содержание курса внеурочной деятельности

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

Тематическое планирование 4 класс (34 ч)

4 класс

Модуль

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами

Формы внеурочной деятельности

«Основы читательской грамотности». (9 ч)

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.  

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России


Составление плана на основе исходного текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru/

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

«Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч)

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук.

Капуста.

Горох.

Грибы.


Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов

1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru/

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

«Основы математической грамотности». ( 9 ч)

В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в путешествие.


Анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления.

Пользоваться калькулятором.


1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru/

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения

«Основы финансовой грамотности». (8 ч)

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность,страхование.


Беседа «Что такое потребительская корзина?»

Выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ.

Уметь слушать и слышать собеседника.


1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

2. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Инфоурок-

https://infourok.ru/

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


4 класс


Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

ЦОР/ЭОР

Формы контроля/

аттестации

Бок «Читательская грамотность»

1

Старинная жен­ская одежда  

1

Творческая мастерская



2

Старинные жен­ские головные уборы

1

Виртуальная экскурсия

http://www.gorodfinansov.ru


3

Старинная муж­ская одежда и головные уборы

1

Интерактивные карточки

www.azbukafinansov.ru


4

Жилище кре­стьянской семьи на Руси

1

Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие

ttp://michurin.com/index.htm


5

Внутреннее убранство и предметы оби­хода русской избы

1

Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие

«Экономический калейдоскоп» http://www.it-n.ru/


6

Внутреннее убранство и предметы оби­хода русской избы

1

Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие



7

История посуды на Руси

1

Библиотечные уроки;

http://www.gorodfinansov.ru


8

Какие деньги были раньше в России

1

Виртуальная экскурсия




Блок «Естественно-научная грамотность»

9

Томат

1

Интерактивные карточки рактивные карточки

www.azbukafinansov.ru


10

Болгарский пе­рец

1

Деловые беседы;



11

Картофель

1

Виртуальная экскурсия

ttp://michurin.com/index.htm


12

Баклажан. Се­мейство Паслё­новые

1

Виртуальная экскурсия



13

Лук

1

Творческая мастерская

http://www.gorodfinansov.ru


14

Капуста

1

Интерактивные карточки



15

Горох

1

Библиотечные уроки;



16

Грибы

1

Викторина

www.azbukafinansov.ru


17

Творческая ра­бота

1

Творческая мастерская



Блок «Финансовая грамотность»

18

Потребитель­ская корзина

1

Участиев научно-исследовательских дискуссиях;

ttp://michurin.com/index.htm


19

Потребитель­ская корзина

1

Деловые беседы;



20

Прожиточный минимум

1

Виртуальная экскурсия

«Экономический калейдоскоп» http://www.it-n.ru/


21

Инфляция

1

Деловые беседы;



22

Распродажи, скидки, бонусы

1

Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие

http://www.gorodfinansov.ru


23

Распродажи, скидки, бонусы

1

Деловые беседы;



24

Благотвори­тельность

1

Участиев научно-исследовательских дискуссиях;



25

Страхование

1

Деловые беседы;

www.azbukafinansov.ru


Блок «Математическая грамотность»

26

В бассейне

1

Деловые беседы;



27

Делаем ремонт

1

Участиев научно-исследовательских дискуссиях;



28

Делаем ремонт

1

Творческая мастерская



29

Праздничный торт

1

Беседа с просмотром иллюстративного материала, практическое занятие

«Экономический калейдоскоп» http://www.it-n.ru/


30

Обустраиваем участок

1

Творческая мастерская



31

Поход в кино

1

Виртуальная экскурсия

http://www.gorodfinansov.ru


32

Поход в кино

1

Работа с интерактивной картой

www.azbukafinansov.ru

Тестирование

33

Отправляемся в путешествие

1

Виртуальная экскурсия



34

Составляем сло­варик по финан­совой грамотно­сти

1

Деловые беседы;

ttp://michurin.com/index.htm



ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.


В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса

положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой,

С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в

соответствии с требованиями ФГОС

В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса

положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой,

С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в

соответствии с требованиями ФГОС

В основу внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса

положена программа авторов М.И. Моро, М.А.Бантовой, Г.В. Бельтюковой,

С.И. Волковой, С.В. Степановой, рекомендованной МО и науки РФ в

соответствии с требованиями ФГОС

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Тренажёр для школьников.

Бумага, маркеры, плакаты для творческих заданий.
Раздаточные материалы, таблицы, схемы.
Литература, включающая исторические и патриотические произведения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Библиотечный фонд


Нормативные документы

1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность 3 класс. ООО «Планета», 2022.

2. Финансовая грамотность. Учимся разумному финансовому поведению. Юлия Корлюгова, Елена Гоппе.

3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/ Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020

4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 1-4 классов/составители :Н. П. Моро, Н.В. Новожилова,-Москва, 2019.


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Информационные средства

Интернет-ресурсы:

http://www.proshkolu.ru/

http://rudocs.exdat.com/

http://artteodor.blogspot.ru/

http://www.drawschool.ru/

http://www.grafik.org.ru

http://gallerix.ru/




1