9
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Планируемые результаты освоения курса «Я расту» | 5 |
3. | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности | 7 |
4. | Тематическое планирование | 8 |
1.Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Рабочая программа разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создает условия для социальной адаптации, личностному росту, творческой самореализации ребёнка.
Программа составлена на основе следующих принципов:
включение учащихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческой, познавательной, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Ценностные ориентиры содержания курса:
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности:;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Цели курса
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи курса
1. Формировать у учащихся начальной школы умения ориентироваться в новой социальной среде.
2. Формировать положительную «Я — концепцию».
3. Формировать коммуникативную культуру, умения общаться и сотрудничать.
4. Развивать навыки рефлексивных действий.
5. Развивать творческие способности личности ребёнка, фантазии и воображения.
Для реализации поставленных задач предусмотрено использование следующих видов внеурочной деятельности:
игровая деятельность
познавательная деятельность
проблемно-ценностное общение
художественное творчество
социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
трудовая
личностно-ориентированная деятельность
Программой предусмотрены занятия в форме трудовых десантов, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, акций, совместных игр, адресной помощи, конкурсов, проектов, поисковых и научных исследований и т. д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация, которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами.
Формы подведения итогов реализации программы.
Защита проектов
Мониторинг достижений
Фото-отчёты
Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах по 1 часу в неделю.
2. Планируемые результаты освоения курса «Я расту»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
3.Содержание курса
1-4 класс
Раздел 1. Узнай себя
Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.
Развитие памяти, внимания.
Определение способностей и интересов учащихся.
Изучение физических данных учащихся.
Раздел 2. Портфолио
Чему учат в школе.
Я и мои друзья.
Мой класс.
Что я могу рассказать о себе.
Моя малая Родина
Раздел 3. Общественно-полезный труд
Сезонная уборка территории. Пользование необходимым инвентарем. Правила поведения в школьном дворе.
Мелкий ремонт книг. Вклеивание выпавших листов в книгу.
Пересадка комнатных растений. Наблюдение за растениями. Посев семян. Уход за растениями (полив, рыхление).
Изготовление ёлочных игрушек и украшение кабинета и территории школы.
Раздел 4. Социальные акции
Волонтёрское движение.
Изготовление открыток.
Выставка рисунков.
Сбор подарков.
Экологический десант.
Подготовка концерта.
Раздел 5. Подготовка учащихся к школьным, городским, областным, всероссийским предметным олимпиадам, творческим конкурсам
Индивидуальные и групповые консультации по подготовке к школьным, городским, всероссийским предметным олимпиадам. Репетиции с учащимися с целью подготовки к творческим конкурсам. Спортивные тренировки.
4. Тематическое планирование с указание количества часов, отводимых на освоение каждой темы
и форм организации занятий
1-4 класс
№ | Наименование раздела | Кол-во часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Раздел 1. Узнай себя | 6 | - | 6 |
2. | Раздел 2. Портфолио | 8 | 1 | 7 |
3. | Раздел 3. Общественно-полезный труд | 6 | - | 6 |
4. | Раздел 4. Социальные акции | 6 | - | 6 |
5. | Раздел 5. Подготовка учащихся к школьным, городским, областным, всероссийским предметным олимпиадам, творческим конкурсам | 10 (9ч.1кл.) | - | 10 (9ч.-1 кл.) |
| Итого: | 34 (33) | 1 (1) | 33 (32) |