СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в задачах"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в задачах"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска

средняя общеобразовательная школа № 35











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Информатика в задачах»

11 класс






Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 35 ФГОС ООО


















2022-2023






Пояснительная записка


Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МБОУ СОШ №20 г. Магадана.


Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

    • сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

    • изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;

    • сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

    • сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

    • сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.


Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические.


Общая характеристика учебного курса

Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.


Описание места учебного курса в учебном плане

Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.


Планируемые результаты

В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.


Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

  • владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем;

  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Личностные результаты:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.


В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;

  • формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения; строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи; писать программы.



Содержание учебного курса


Модуль 1. Математические основы информатики

Тема 1. Кодирование информации

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации

Учащиеся должны знать

  • методы измерения количества информации

Учащиеся должны уметь:

  • кодировать и декодировать информацию

  • определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации

  • подсчитывать информационный объём сообщения


Тема 2. Системы счисления

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.

Учащиеся должны знать

  • о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями.

Учащиеся должны уметь:

  • записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными основаниями.


Тема 3. Основы логики

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.

Учащиеся должны знать

  • основные понятия и законы математической логики.

Учащиеся должны уметь:

  • строить и анализировать таблицы истинности;

  • преобразовывать логические выражения;

  • строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.


Тема 4. Моделирование

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.

Учащиеся должны уметь:

  • Умение сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу

  • Умение найти количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям


Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии

Тема 1. Электронные таблицы и базы данных

Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

Учащиеся должны знать

  • способы представления информации в базах данных.

Учащиеся должны уметь:

  • обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.


Тема 2. Компьютерные сети

IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений.

Учащиеся должны знать

  • базовые принципы сетевой адресации.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет.


Модуль 3.Алгоритмизация и программирование

Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование

Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

Учащиеся должны знать

  • формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;

  • основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.

Учащиеся должны уметь:

  • исполнять рекурсивный алгоритм;

  • исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;

  • работать с массивами;

  • анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;

  • анализировать программу, использующую процедуры и функции;

  • анализировать результат исполнения алгоритма;

  • прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;

  • составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;

  • создавать собственные программы для решения задач средней сложности.





Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий:


  1. ЕГЭ 2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019.

  2. ЕГЭ 2020. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.

  3. Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  4. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  5. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  6. Информатика. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.

  7. Крылов С.С. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020 года. – М.: ФИПИ, 2020.

  8. Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ.  – М.: ФИПИ, 2020.

  9. Ушаков Д., Юркова Т. Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.



Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности


Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


Модуль 1. Математические основы информатики

16



1.1 Кодирование информации

4


Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано

1



Кодирование растровой графической информации

1



Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации

1



Решение заданий (№5,9,10,13)

1




1.2 Системы счисления

4


Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно

1



Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

1



Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления

1



Решение заданий (№1,16)

1




1.3 Основы логики

6


Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция

1



Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений

1



Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии

1



Решение заданий (№2,18)

1



Решение заданий (№23)

1



Решение заданий (№26)

1




1.4 Моделирование

2


Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде

1



Решение заданий (№3,15)

1




Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии

6



2.1 Электронные таблицы и базы данных

3


Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля

1



Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

1



Решение заданий (№4,7)

1




2.2 Компьютерные сети

3


. IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция

1



Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений

1



Решение заданий (№12,17)

1




Модуль 3.Алгоритмизация и программирование

10



3.1 Исполнение алгоритмов Программирование

7


Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление

1



Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal

1



Ввод-вывод данных, использование подпрограмм ифункций. Использование стандартных библиотек

1



Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

1



Решение заданий (№6,8,11,14,19,20)

1



Решение заданий (№21)

1



Решение заданий (№22)

1




3.2 Задания по программированию с развернутым ответом

3


Задания по программированию с развернутым ответом (№24)

1



Задания по программированию с развернутым ответом (№25)

1



Задания по программированию с развернутым ответом (№27)

1




Тренинг по вариантам

2


Выполнение тренировочного варианта

1



1