Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 35
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Информатика в задачах»
11 класс
Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ № 35 ФГОС ООО
2022-2023
Пояснительная записка
Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МБОУ СОШ №20 г. Магадана.
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам.
Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Описание места учебного курса в учебном плане
Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую; осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления; использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения; строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи; писать программы.
Содержание учебного курса
Модуль 1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь:
кодировать и декодировать информацию
определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации
подсчитывать информационный объём сообщения
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.
Учащиеся должны знать
о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями.
Учащиеся должны уметь:
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь:
строить и анализировать таблицы истинности;
преобразовывать логические выражения;
строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
Умение сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
Умение найти количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям
Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь:
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений.
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь:
Модуль 3.Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка
Учащиеся должны знать
формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;
основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.
Учащиеся должны уметь:
исполнять рекурсивный алгоритм;
исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
работать с массивами;
анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
анализировать программу, использующую процедуры и функции;
анализировать результат исполнения алгоритма;
прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;
составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;
создавать собственные программы для решения задач средней сложности.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий:
ЕГЭ 2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019.
ЕГЭ 2020. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Информатика. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.
Крылов С.С. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020 года. – М.: ФИПИ, 2020.
Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: ФИПИ, 2020.
Ушаков Д., Юркова Т. Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
| Модуль 1. Математические основы информатики | 16 | |
| 1.1 Кодирование информации | 4 | |
| Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано | 1 | | |
| Кодирование растровой графической информации | 1 | | |
| Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации | 1 | | |
| Решение заданий (№5,9,10,13) | 1 | | |
| 1.2 Системы счисления | 4 | |
| Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно | 1 | | |
| Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления | 1 | | |
| Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления | 1 | | |
| Решение заданий (№1,16) | 1 | | |
| 1.3 Основы логики | 6 | |
| Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция | 1 | | |
| Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений | 1 | | |
| Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии | 1 | | |
| Решение заданий (№2,18) | 1 | | |
| Решение заданий (№23) | 1 | | |
| Решение заданий (№26) | 1 | | |
| 1.4 Моделирование | 2 | |
| Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде | 1 | | |
| Решение заданий (№3,15) | 1 | | |
| Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии | 6 | |
| 2.1 Электронные таблицы и базы данных | 3 | |
| Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля | 1 | | |
| Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек | 1 | | |
| Решение заданий (№4,7) | 1 | | |
| 2.2 Компьютерные сети | 3 | |
| . IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция | 1 | | |
| Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений | 1 | | |
| Решение заданий (№12,17) | 1 | | |
| Модуль 3.Алгоритмизация и программирование | 10 | |
| 3.1 Исполнение алгоритмов Программирование | 7 | |
| Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление | 1 | | |
| Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal | 1 | | |
| Ввод-вывод данных, использование подпрограмм ифункций. Использование стандартных библиотек | 1 | | |
| Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка | 1 | | |
| Решение заданий (№6,8,11,14,19,20) | 1 | | |
| Решение заданий (№21) | 1 | | |
| Решение заданий (№22) | 1 | | |
| 3.2 Задания по программированию с развернутым ответом | 3 | |
| Задания по программированию с развернутым ответом (№24) | 1 | | |
| Задания по программированию с развернутым ответом (№25) | 1 | | |
| Задания по программированию с развернутым ответом (№27) | 1 | | |
| Тренинг по вариантам | 2 | |
| Выполнение тренировочного варианта | 1 | | |
| 1 | | |