Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 29»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Истоки»
Направленность - социокультурный курс
Класс – 4А
Уровень изучения предмета – базовый
Срок реализации программы – 2020-2021 учебный год
Составитель:
Лебедева Лилия Александровна,
высшая квалификационная категория
город Ульяновск
2020 год
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка стр. 3
Планируемые результаты освоения учебного предмета стр. 5
Содержание учебного предмета стр. 8
Список используемой литературы стр. 10
Аннотация стр. 11
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 01.08.2020 года);
- Приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 26.11.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015);
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (с изменениями 24.11.2015);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.05.2019, 22.11.2019, 18.05.2020);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 29»;
- Основной образовательной программы начального общего образования;
- Положения о рабочей программы учебного предмета (курса).
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
Программа «Истоковедение» составлена на основе программы «Истоки» авторов А.В.Камкина и И.А.Кузьмина.
Т. Кислицина. «Духовно – нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя», книги 1-3. М.: Школьная пресса, 2000-2001 гг.
Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Истоки». Учебное пособие для 4 класса. М: Издательский дом «Истоки», 2014 г.
Рабочие тетради, М , Издательский дом «Истоки» 2014г
И.А. Кузьмин «Социокультурный системный подход к истокам в образовании». Истоковедение т.5 – М.: Издательский дом «Истоки», 2007 г.
Количество часов в год – 34 ч
Количество часов в неделю – 1 ч
Цель программы:
Создать условия для овладения понимания воспитанниками социокультурных и духовных ценностей.
Задачи программы:
приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир;
развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству;
подведение ребенка к размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
создание возможностей для самореализации.
Программа рассчитана на один год обучения. Состав группы постоянный. Количество учащихся соответствует количеству учащихся в классе. Возраст 10 лет (4 класс).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
понимание значения изучения курса «Истоки»;
ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе традиций;
осознание своей этнической принадлежности;
чувство гордости свою Родину;
могут быть сформированы:
осознание себя как гражданина России;
уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать цель познавательной деятельности;
планировать свои действия при выполнении заданий учебника;
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности).
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике;
получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
понимать информацию, представленную на исторической карте.
Учащиеся могут научиться:
получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой, ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
сравнивать исторические события.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выполнять парные и групповые задания в классе
Учащиеся могут научиться:
распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов.
Предметные
В четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире. В четвертом классе на новом уровне осуществляется повторное обращение к базовым социокультурным ценностям, осваиваемым в предыдущие годы.
Результаты к освоению курса
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
- овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
- приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие управленческих способностей;
- наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
- развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
- создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
Обобщенный результат освоения обучающимися курса «Истоки» и основной образовательной программы начального общего образования может быть представлен в следующих личностных характеристиках выпускника («портрет выпускника начальной школы»), который представлен в Стандарте:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
-доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
-выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Социокультурный системный поход в образовании позволяет:
развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной к средней школе;
создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
обеспечит преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
В 1995 г. социокультурный системный подход признан Российской Академией естественных наук. Содержание программы «Истоковедение» является одним из базисных началом на основе системного подхода. Занятия объединения дополнительного образования предназначаются для учащихся 1-4 классов начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности в рамках начальной школы.
Программа четвертого класса призвана суммировать и обобщить всё известное ученику в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре внимания – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Содержание программы
Введение.
Теория – 1 час.
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?
«Родные Образы» - 10 часов
Теория – 8 часов.
Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Мать: роль и место матери в семье и доме.
Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.
Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Ангел-хранитель.
«Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас» как надежда.
Смысл купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах.
Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией матери – святыня России. Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.
Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Софийские соборы в культуре России.
Свет как знак истины, правды т добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
Практика – 2 часа.
1. Викторина «О Родине»
2. Экскурсия в храм. г. Дзержинска.
2. «Умелые дела» – 10 часов.
Теория – 8 часов
Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Общин, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.
Царство и воинство, священство и книжники.
Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отвага и мужество, терпение и просвещение, рассуждение.
Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основа трудовых традиций.
Как выгоду совместить с добром.
Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд.
Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь?
Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
Практика – 2 часа
1. Творческий конкурс «А мы знаем и умеем!»
2. Акция «Твори добро!»
3. «Заветные Слова» – 10 часов.
Теория – 6 часов
Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь.
Благословение. Послушание. Почитание родителей.
Любовь и умиление. Радость личная и радость общая.
Слово чести и уговора – самые надежные. Виды уговора. Обетное слово.
Слова очищения. Признание вины. Покаяние. Исповедь. Слова прощения.
Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает.
Православные праздники. Моление, крестный ход.
Праздник семейный. Торжество семьи. Праздник народный и государственный. Ярмарка. Возложение венков.
Практика – 2 часа
1. Выпуск стенгазеты «Семейные праздники»
2. Викторина «Заветные Слова»
4. Заключение – 3 часа.
Теория – 1 час
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир?
Практика – 2 часа
1. Викторина «Истоки: прошлое в настоящем ради будущего»
2. Праздник «Истоки: прошлое в настоящем ради будущего»
Список используемой литературы
Т. Кислицина. «Духовно – нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя», книги 1-3. М.: Школьная пресса, 2000-2001 гг.
Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Истоки». Учебное пособие для 4 класса. М: Издательский дом «Истоки», 2014 г.
Рабочие тетради, М , Издательский дом «Истоки» 2014г
И.А. Кузьмин «Социокультурный системный подход к истокам в образовании». Истоковедение т.5 – М.: Издательский дом «Истоки», 2007 г.
Информационно-комммуникационные средства
Интернет-ресурсы для учителей начальных классов: http://konstantinova.21416s15.edusite.ru/p33aa1.html -
Начальная школа - детям, родителям, учителям http://www.nachalka.com/
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодияhttp://nachalka.info/
Начальная школаhttp://s20murmansk.ucoz.ru/index/nachalnaja_shkola/0-40
Планета школа - множество интересностей для учеников и учителей: http://www.planetashkol.ru/
1 сентября. Начальная школаhttp://nsc.1september.ru/-
Сайт учитель-учителю: http://uchitel.moy.su/ -
Сайт для детей и взрослых, проводящих время в Интернете:http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm
Аннотация
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки», 4 класс, составлена в соответствии с нормативными документами в области образования Российской Федерации и на основе локальных актов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 29».
Составитель: Лебедева Л.А., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории.
Рабочая программа ориентирована на реализацию учебно-методического комплекса:
Программа «Истоковедение» составлена на основе программы «Истоки» авторов А.В.Камкина и И.А.Кузьмина.
Т. Кислицина. «Духовно – нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя», книги 1-3. М.: Школьная пресса, 2000-2001 гг.
Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Истоки». Учебное пособие для 4 класса. М: Издательский дом «Истоки», 2014 г.
Рабочие тетради, М , Издательский дом «Истоки» 2014г
И.А. Кузьмин «Социокультурный системный подход к истокам в образовании». Истоковедение т.5 – М.: Издательский дом «Истоки», 2007 г.
Количество часов в год – 34 ч
Количество часов в неделю – 1 ч
Программа четвертого класса призвана суммировать и обобщить всё известное ученику в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре внимания – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятий | Виды деятельности учащихся | Кол-во часов | Дата проведения |
По плану | Фактически |
Традиции Образа |
1 | Введение в тему. Традиции. | Ресурсный круг развивающий «Что я жду от уроков Истоки?» Освоение основных социокультурных ценностей: Традиции образа, слова, дела, праздника. | 1 | 08.09 | |
2 | Первые образы. Отец | Работа в паре развивающий «Традиции семьи» Освоение основных социокультурных ценностей: Освоение основных социокультурных ценностей: | 1 | 15.09 | |
3 | Первые образы. Мать | Работа в паре развивающий «Основы семьи» Ресурсный круг развивающий «Моя будущая семья» Освоение основных социокультурных ценностей: Род. Мать. Утешительница. Хранительница очага. Молитвенница. Воспитательница. | 1 | 22.09 | |
4 | Отечество – земля отцов | Мнемотехника развивающий «Отечество мое Святая Русь» Освоение основных социокультурных ценностей: Отечество. Родные просторы. Памятники истории. Связь времен. Щит и меч. | 1 | 29.09 | |
5 | Мир | Работа в паре оценивающий «Мир – сообщество» Освоение основных социокультурных ценностей: Мир – вселенная Мир – согласие Мир - сообщество | 1 | 06.10 | |
6 | Священные образы. Спаситель | Работа в паре развивающий «Традиции образа» Освоение основных социокультурных ценностей: Образ Спасителя «Спас Нерукотворный». «Спас Вседержитель». «Спас в силах» | 1 | 13.10 | |
7 | Священные образы. Пресвятая Богородица. Ангел- Хранитель | Работа в паре развивающий «Богородица – заступница, утешительница, хранительница» Ресурсный круг развивающий «Почему иконы дороги русскому человеку?» Освоение основных социокультурных ценностей: Образы Богородицы: «Умиление», «Одигитрия» (путеводительница), «Оранта» (молящаяся). Покров Богородицы. Ангел – Хранитель. Именины | 1 | 20.10 | |
8 | Светлые образы. Свет и просветители. Праведники и мудрецы | Работа в паре развивающий «Путь праведности» Освоение основных социокультурных ценностей: Добро и свет. Свеча. Лампада. Просветители. Праведная жизнь. Мудрецы. Бессеребреники. Исповедники. Преподобные. Святые. Истина. | 1 | 27.10 | |
9 | Обобщающий урок по теме “Традиции Образа”. | Работа в паре оценивающий «Образы-знаки» Ресурсный круг развивающий «Традиции образа» Освоение основных социокультурных ценностей: Светлые образы. Образы – знаки: Крест, Купол, Конь, Птица, Дерево | 1 | 03.11 | |
Традиции Слова |
10 | Священные слова | Работа в четверке развивающий «Заповеди и заветы» Ресурсный круг развивающий «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?» Освоение основных социокультурных ценностей: Заповеди Божии. Заветы. Молитва. Благодарение | 1 | 10.11 | |
11 | Сердечные слова | Ресурсный круг развивающий «На какие дела необходимо родительское благословение?» Освоение основных социокультурных ценностей: Родительское благословение. Благое слово. Крестное знамение. | 1 | 24.11 | |
12 | Родительское благословение. | Работа в четверке оценивающий «Родительское благословение» Освоение основных социокультурных ценностей: Родительское благословение. Благословенные иконы. Письменное благословение (духовная грамота) | 1 | 01.12 | |
13 | Сердце сердцу весть подает | Работа в четверке развивающий «Сердечные слова» Освоение основных социокультурных ценностей: Доброе слово. Праздничное поздравление. пожелание. | 1 | 08.12 | |
14 | Сердце сердцу весть подает | Ресурсный круг развивающий «Может ли сердечное слово примирить людей?» Освоение основных социокультурных ценностей: Благодарное слово. Памятное слово. Слова любви и совести. Примирение. Утешение. Прощение. | 1 | 15.12 | |
15 | Честные слова | Работа в четверке развивающий «Традиции честного слова» Освоение основных социокультурных ценностей: Правила честного слова. Договор и уговор. Присяга. Обет. Доверие. Правдивое слово. Искренность. Вера. Совесть. | 1 | 22.12 | |
16 | Честные слова | Ресурсный круг развивающий «Образ честного человека» Освоение основных социокультурных ценностей: Традиции священного, сердечного, честного слова. Сила слова. Любовь. Мудрость. | 1 | | |
17 | Обобщающий урок по теме “Традиции слова» | Работа в четверке оценивающий Доброе слово Ресурсный круг развивающий «Как слово помогает человеку?» Освоение основных социокультурных ценностей: Земледелие. Взаимопомощь, опыт. Ответственность, Пахота. Сев. Сенокос. Жатва. Страда. | 1 | | |
| Традиции Дела |
18 | Труд. Земледельцы | Работа в четверке развивающий «Традиции земледельцев» Освоение основных социокультурных ценностей: Традиции ремесла. Мастер. Ученик. Подмастерье. Добросовестность. Терпение. Репутация. | 1 | | |
19 | Труд. Ремесленники | Работа в четверке развивающий «Каково полотно – такова и строчка» Ресурсный круг развивающий «Люби дело – мастером будешь» Освоение основных социокультурных ценностей: Традиции деловых людей. Меценатство (благо- творительность). Дальновидный ум. Ярмарка. Торжок. Честная торговля. Добрые дела. Доброе имя. | 1 | | |
20 | Труд. Купцы и предпринима- тели | Работа в четверке оценивающий «Дерево ценят по корням, а человека по делам» Освоение основных социокультурных ценностей: Воинское служение. Воинские традиции. Боевые знамена. Дисциплина. Неустрашимость, Мужество. Отцы – командиры. Возведение храмов-памятников. | 1 | | |
21 | Служение. Воинство | Работа в четверке развивающий «Защита Отечества – священный долг» Освоение основных социокультурных ценностей: Подвижник. Священник. Монахи. Монастырь. Владыка. Терпение. Любовь к ближним. | 1 | | |
22 | Служение. Священство | Ресурсный круг развивающий «Духовные воины России» Освоение основных социокультурных ценностей: Подвижник. Священник. Монахи. Монастырь. Владыка. Терпение. Любовь к ближним. | 1 | | |
23 | Служение. Суд и управление | Работа в четверке развивающий «Мудрые правители Земли Русской» Освоение основных социокультурных ценностей: Управление государственное и местное. Суд и управление. Праведный суд. Рассудительность. Строгость. Любовь. Мудрость. | 1 | | |
24 | Творчество. Искусники | Ресурсный круг развивающий «В мастерской художника» Работа в паре развивающий «Рождение иконы» Освоение основных социокультурных ценностей: Творчество. Талант. Иконописцы. Художники. Вышивальщицы и золотошвейки (мастера художественных промыслов). Терпение. | 1 | | |
25 | Творчество. Книжники | Работа в четверке развивающий «Испокон веков книга растит человека» Освоение основных социокультурных ценностей: Ученые – книжники. Научное исследование. Достоверные знания. Традиции научного творчества. | 1 | | |
26 | Обобщающий урок по теме “Традиции праведного дела” | Работа в четверке оценивающий «Праведное дело подвигу сродни» Освоение основных социокультурных ценностей: Традиции праведного дела. Праведное дело. Освящение труда. Опыт. Трудолюбие. Умение. Честность. Благотворительность. | 1 | | |
Традиции праздника |
27 | Гулять всем миром | Работа в четверке развивающий «Древние праздники Руси» Ресурсный круг развивающий «Почему праздники сближают людей?» Освоение основных социокультурных ценностей: Праздник. Земледельческий календарь. Общинные праздники. Братчины. Храмовый престольный праздник. Гулянье. Хоровод. Трапеза. Ярмарка. Молебен. Крестный ход. Гостевание. | 1 | | |
28 | Радоваться всей семьей | Ресурсный круг развивающий «Любимый семейный праздник» Освоение основных социокультурных ценностей: Крещение. Крестины. Именины. День ангела. Дни рождения. Памятные события и даты | 1 | | |
29 | Радоваться всей семьей | Работа в четверке оценивающий «Кума и кум, наставляй на ум» Крещение. Крестины. Именины. День ангела. Дни рождения. Памятные события и даты | 1 | | |
30 | Помнить всем Отечеством | Ресурсный круг развивающий «День рождения города» Освоение основных социокультурных ценностей: Памятники государственные и гражданские. День Победы. Рождество. Новый год. День города. День села. | 1 | | |
31 | Помнить всем Отечеством | Мнемотехника развивающий «Праздник памяти и славы» Освоение основных социокультурных ценностей: Памятники государственные и гражданские. День Победы. Рождество. Новый год. День города. День села. | 1 | | |
32 | Молиться всей Церковью | Работа в четверке развивающий «Православные праздники Освоение основных социокультурных ценностей: Православные праздники. Пасха – Воскресение Христово. Светлая Седмица. Рождество Христово. Праздники поклонения Спасителю. Духовная радость. Вере. Надежда. Мудрость. | 1 | | |
33 | Потрудиться душой | Работа в четверке оценивающий «Традиции праздника» Ресурсный круг развивающий «Жизнь без праздника, что еда без хлеба» Освоение основных социокультурных ценностей: Традиции праздника. Гостеприимство, любовь, уважение. Почитание. Забота. | 1 | | |
34 | Обобщающий урок за год. Традиции Отечества | Ресурсный круг итоговый «Традиции моего Отечества» Освоение основных социокультурных ценностей: Истоки. Традиции. Отечество. Память | 1 | | |
25