СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный пожарный»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:

 повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности;

 воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и

безопасность в окружающей среде;

 привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный пожарный»»





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

дружина юных пожарных

«Огоньки»



Срок реализации: 1 год






Составитель:

учитель Илькова Н.В.












2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка стр. 3

  2. Планируемые результаты освоения курса

внеурочной деятельности стр. 4

  1. Содержание курса внеурочной деятельности стр. 6

  2. Тематическое планирование стр. 9

  3. Приложение стр. 10

Календарно-тематическое планирование

Пояснительная записка

Нормативные документы,

на основании которых составлена Рабочая программа:


Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный пожарный» для разновозрастной группы составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. №1577;

  • Примерная программа курса «Юный пожарный», под редакцией В.А. Горского, Просвещение, 2014;

  • Устав МАОУ «СОШ №25»

  • Цель программы:

    • повышать эффективность обучения школьников основам пожарной безопасности;

    • воспитывать у детей чувство глубокой ответственности за личную безопасность и безопасность в окружающей среде;

    • привлекать школьников к пожарно-профилактической деятельности. Задачи программы:

    • познакомить с достижениями науки и техники в области предупреждения и тушения пожаров;

    • научить распознавать и оценивать различные ситуации и владеть приемами защиты от них;

    • закрепить полученные знания о правильных действиях в экстремальных ситуациях;

    • привлечь к реализации данной программы различные структуры пожарной охраны и другие заинтересованные организации;

    • создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;

    • пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного. Программа разработана на 34 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты:

    • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения при возникновения пожара;

    • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности

    • обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по- знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

    • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

    • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

    • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного по- ведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

    • потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

    • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Дружина юных пожарных».


Метапредметные результаты:

    • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

    • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

    • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

    • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

    • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

    • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

    • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно- генного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.

Предметные результаты:

    • В познавательной сфере:

    • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях. О правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

    • В ценностно-ориентационной сфере:

    • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из раз- личных источников;

    • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

    • умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

    • В коммуникативной сфере:

    • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

    • В эстетической сфере:

    • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.

    • В трудовой сфере:

    • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

    • умения оказывать первую помощь.

    • В сфере физической культуры:

    • формирование установки на здоровый образ жизни;

    • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

    • умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Содержание курса внеурочной деятельности


№ п/п

Темы разделов

Кол-

во часов

Содержание

Формы организации

Виды дея- тельности

1

Вводное занятие.

1

Добровольные пожарные формирования. Движение ДЮП в России. Цели и задачи юных пожарных. Положение о дружине

юных пожарных.

Беседа

Познава- тельная дея- тельность

2

Историческая справка.

3

История пожарного дела. История пожарной охраны Саратовской области.

Пожарная охрана России, история еѐ возникновения и развития. Значение по- жарной охраны в жизни страны и каждого гражда- нина.

Посещение виртуального музея пожарной охраны.

Беседа, вик- торина

Посещение виртуально- го музея пожарной охраны

3

Причины возник- новения пожаров.

7

Причины возникновения пожаров (2ч)

Причины возникновения бытовых пожаров. Усло- вия возникновения пожа- ра. Поражающие факторы пожаров (температура,

ядовитый газ, дым, ко- поть, потеря видимости). Меры пожарной безопас- ности (ПБ) при эксплуата- ции электробытовых при- боров (1ч)

Меры пожарной безопас- ности при эксплуатации электробытовых прибо- ров. Человек как провод- ник электрического тока. Действие электрического тока на организм челове- ка. Молниезащита. Меры предосторожности от по- ражения молнией.

Меры ПБ при использова- нии предметов бытовой химии и эксплуатации га- зовых приборов, отопи- тельных печей (1ч)

Меры пожарной безопас-

Беседа, вик- торина, кон- курс рисун- ков

Сообщения: Неосторож- ное обраще- ние с огнем.

Шалость

детей с ог- нем. Не- осторож- ность стар- ших при ку- рении. Ри- сунки на тему

«Огонь не игра». Изго- товление листовок.




ности при использовании предметов бытовой химии и изделий в аэрозольных упаковках. Меры пожар- ной безопасности при экс- плуатации газовых прибо- ров, отопительных печей. Правила ПБ при проведе- нии праздников, вечеров, дискотек, массовых меро- приятий (3ч)

Основные причины пожа- ров при праздновании Но- вого года (фейерверки, петарды, бенгальские ог- ни, хлопушки). Правила пожарной безопасности при проведении вечеров, дискотек, массовых меро- приятий.

Ответственность за нару- шение требований правил пожарной безопасности.



4

Действия при воз- никновении пожа- ров. Профилактика пожаров.

6

Первичные средства по- жаротушения (1ч) Первичные средства по- жаротушения (огнетуши- тели, внутренние пожар- ные краны, щиты с набо- ром пожарного инвента- ря). Места их установки, правила содержания и по- рядок применения на по- жаре.

Первичные средства по- жаротушения (практиче- ское занятие) (1ч) Практическое применение первичных средств пожа- ротушения.

Знаки ПБ и сигнальные цвета (1ч)

Знаки пожарной безопас- ности и сигнальные цвета. Организация и проведения рейда в школе по проверке выполнения правил по-

жарной безопасности. Правила поведения при возникновении пожара (3ч)

Беседа, практика, рейд

Практиче- ское приме- нение пер- вичных средств по- жаротуше- ния. Осмотр здания шко- лы на пред- мет выпол- нения пра- вил пожар- ной без- опасности. Доклад (лекция): Правила вы- зова пожар- ных и со- общения о пожаре.

Способы эвакуации из помеще- ния. Про- верка эваку- ационных выходов.




Основные правила пове- дения при возникновении пожара. Правила вызова пожарных и сообщения о пожаре. Способы эвакуа- ции из горящего здания (в том числе высотного).

Первая помощь при ожо- гах.

Проведение рейда «По- жарная безопасность в школе»

Разъяснительная работа среди учащихся о прави- лах эвакуации


Изучение путей эва- куации.

5

Виды пожаров, их характеристика.

3

Природные пожары (2ч) Лесные и торфяные пожа- ры. Правила поведения в лесу, у водоѐма, в зоне от- дыха людей. Способы раз- ведения костра.

Пожары на транспорте (1ч)

Пожары на транспорте. Причины транспортных пожаров. Правила поведе- ния пассажиров при воз- никновении пожаров.

Беседа, про- смотр ви-

деоролика

Просмотр видеороли- ков о пожа- рах.

6

Профессия пожар- ный.

4

Виды пожарной техники (1ч)

Виды пожарной техники (пожарные автомобили, самолѐты и вертолѐты, су- да, поезда), их назначение. Общее устройство пожар- ных автомобилей, разме- щение на них пожарного оборудования.

Боевая одежда, снаряже- ние и средства защиты ор- ганов дыхания пожарного (1ч)

Боевая одежда, снаряже- ние и средства защиты ор-

ганов дыхания пожарного. Виды пожарных костю- мов, область применения, материалы, применяемые для изготовления.

Экскурсия в пожарную

Беседа, про- смотр ви-

деоролика, экскурсия

Сообщения: Виды по-

жарной тех- ники.

Просмотр видеороли- ков о по-

жарной тех- нике и рабо- те пожар- ных.




часть. (1 ч.)

Встреча с инспектором пожарной части (1 ч.)



7

Оказание довра- чебной помощи пострадавшим.

4

Основные правила оказа- ния первой доврачебной помощи при различных видах повреждений (2ч) Общая характеристика по- вреждений и их послед- ствий для здоровья чело- века. Основные правила оказания первой довра- чебной помощи при раз- личных видах поврежде- ний. Признаки, с помо- щью которых можно определить состояние че- ловека.

Основные правила оказа- ния первой доврачебной помощи при различных видах повреждений (прак- тическое занятие) (2ч) Отработка практических навыков по оказанию пер- вой доврачебной помощи пострадавшим.

Беседа, практика

Отработка практиче- ских навы- ков по ока- занию пер- вой довра- чебной по- мощи по- страдавшим.

8

Проведение акций, соревнований, внеклассных ме-

роприятий

5

Подготовка к проведению соревнований в рамках мероприятия «День защи-

ты детей»

Творческие выступления

Акции, вик- торина, кон- курсы

9

Закрепление уча- щимися получен- ных знаний и навыков.

1





Всего

34





Тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела (темы)

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Историческая справка.

3

3

Причины возникновения пожаров.

7

4

Действия при возникновении пожаров. Профилактика пожаров.

6

5

Виды пожаров, их характеристика.

3

6

Профессия пожарный.

4

7

Оказание доврачебной помощи пострадавшим.

4

8

Проведение акций, соревнований, внеклассных мероприятий

5

9

Закрепление учащимися полученных знаний и навыков.

1

Календарно-тематическое планирование



Дата

п/п

Тема

Корректировка

план

факт



1

Вводное занятие.




2

История пожарного дела. История пожар- ной охраны Саратовской области.

Пожарная охрана России, история ее воз- никновения и развития.




3

Значение пожарной охраны в жизни страны и каждого гражданина.




4

Посещение музея пожарной охраны





5

Причины возникновения пожаров




6

Причины возникновения пожаров




7

Меры пожарной безопасности (ПБ) при

эксплуатации электробытовых приборов




8

Меры ПБ при использовании предметов бытовой химии и эксплуатации газовых

приборов, отопительных печей




9

Правила ПБ при проведении праздников,

вечеров, дискотек, массовых мероприятий




10

Правила ПБ при проведении праздников,

вечеров, дискотек, массовых мероприятий




11

Ответственность за нарушение требований

правил пожарной безопасности.




12

Первичные средства пожаротушения




13

Первичные средства пожаротушения (прак-

тическое занятие)




14

Знаки ПБ и сигнальные цвета




15

Правила поведения при возникновении по-

жара




16

Проведение рейда «Пожарная безопасность

в школе»




17

Разъяснительная работа среди учащихся о

правилах эвакуации




18

Природные пожары




19

Природные пожары




20

Пожары на транспорте




21

Виды пожарной техники




22

Боевая одежда, снаряжение и средства за-

щиты органов дыхания пожарного




23

Экскурсия в пожарную часть.




24

Встреча с инспектором пожарной безопас-

ности




25

Основные правила оказания первой довра-

чебной помощи при различных видах по-





вреждений




26

Основные правила оказания первой довра- чебной помощи при различных видах по-

вреждений




27

Основные правила оказания первой довра- чебной помощи при различных видах по-

вреждений (практическое занятие)




28

Основные правила оказания первой довра- чебной помощи при различных видах по-

вреждений (практическое занятие)




29

Игра-викторина «Опасный огонек»




30

Подготовка к участию в муниципальном

конкурсе




31

Подготовка к проведению соревнований в

рамках мероприятия «День защиты детей»




32

День защиты детей




33

Проведение викторины для учеников

начальной школы




34

Закрепление учащимися полученных зна-

ний и навыков.