МИНСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования г. о. Воскресенск
МОУ «СОШ № 9»
| УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ СОШ №9 ______________ Д.М. Еналеев Приказ №64 от 31.08.2022г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Математическая шкатулка»
для 1 «А» класса начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Каурова Елена Витальевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Министерства Просвещения РФ от 31.05.2021 № 286, зарегистрированный Минюстом России 5 июля 2021 г. № 64100 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Образовательной программой начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ №9»;
Авторской программой для общеобразовательных учреждений – «Занимательная математика» Кочуровой Е.Э., М.: ВАКО, 2014 г.
В соответствии с учебным планом МОУ « СОШ № 9» на изучение данной программы в 1 классе отводится 33 ч в год (1 ч в неделю).
Цель изучения курса внеурочной деятельности:
создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логическогомышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи изучения курса внеурочной деятельности:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия.
Метапредметные
Познавательные
использовать основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием; решать задачи различного уровня сложности;
собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;
анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
строить логическую цепь рассуждений;
выдвигать гипотезы, проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, егосущественные и несущественные признаки;
составлять задачи-шутки, магические квадраты;
самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;
доказывать способ верного решения;
владеть способами исследовательской и проектной деятельности;
успешно выступать на олимпиадах, играх, конкурсах.
Коммуникативные
уважение к товарищам и их мнению;
понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
умение слушать друг друга.
Регулятивные
Предметные
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда, использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиямии правилами;
включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание программы внеурочной деятельности
На изучение данного курса в 1 классе отводится 33 часа, 1 раз в неделю.
№ | Темы | Кол-во часов | Виды деятельности | Электронные ресурсы |
Раздел 1. Что дала математика людям? Зачем её изучать? 1 час |
1 | Математика вокруг нас | 1 | Математические игры, лабиринты, кроссворды. | http://www.vneuroka.ru/mathematics.php |
Раздел 2. Из истории математики 3 часа |
2 | Старинные системы записи чисел. | 1 | Числа – великаны. Загадки – смекалки Логические задания |
3 | Из истории чисел цифр. Как люди учились считать. | 1 | Графический диктант. |
4 | Удивительное рядом или старинные меры длины. | 1 | Математические игры |
Раздел 3. Очень важную науку постигаем мы без скуки.(12 ч.) |
5 | Веселый счет. | 1 | Устный счет Игра «У кого какая цифра» |
6 | Математические лабиринты. | 1 | Решение в игровой форме заданий |
7 | Кроссворды. | 1 | Решение кроссвордов. |
8 | Стихи, задачи – смекалки. | 1 | Решение занимательных задач в стихах |
9 | Логические математические задачи-шутки. | 1 | Решение в игровой форме заданий |
10 | Занимательные квадраты. | 1 | Игра Не собьюсь!» Математические игры. |
11 | Развитие пространственного воображения. | 1 | Графический диктант |
12 | Конструирование фигур из счётных палочек. | 1 | Отгадывание и составление математических ребусов |
13 | Ребусы. | 1 | Отгадывание и составление математических ребусов |
14 | Задачи – игры. Шарады. | 1 | Загадки – смекалки. Логические задания. |
15 | Задачи со спичками. | 1 | Конструирование фигур из спичек. |
16 | Построение конструкции по заданному образцу. | 1 | Решение конструкторских задач. |
Раздел 4. Путешествие в конструирование.(5 ч.) |
17 | Геометрические фигуры и их использование. | 1 | сравнение фигур, составление фигур из частей и разбиение фигур на части. " Загадки о геометрических фигурах |
18 | Учимся чертить. | 1 | Графический диктант |
19 | Игры с геометрическими материалами. | 1 | Построение конструкции по заданному образцу |
20 | Аппликация из геометрических фигур. | 1 | Выполнение аппликаций. |
21 | Танграмм. | 1 | Построение конструкции по заданному образцу |
Раздел 5. Развитие познавательных способностей.(11 ч.) |
22 | Тренировка внимания. Логические задачи. | 1 | Решение логических задач. |
23 | Игровые логические задачи. | 1 | Выполнение логических задач в игровой форме. |
24 | Развитие концентрации внимания. Логические задачи. | 1 | Решение задач. |
25 | Поиск закономерностей. | 1 | Решение нестандартных задач. |
26 | Задачи на упорядочивание множеств. | 1 | Решение ребусов и логических задач. |
27 | Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | 1 | Составление и решение математических загадок |
28 | Задачи на сравнения. | 1 | Решение заданий с использованием линейки. |
29 | Задачи повышенной трудности. | 1 | Решение задач повышенной трудности. |
30 | Блиц - турнир по решению задач. | 1 | Решение задач на сложение вычитание. |
31 | Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал». | 1 | Участие в групповом конкурсе. |
32 | Математическая викторина. Итоговое занятие «Знатоки математики». | 1 | Участие в групповом конкурсе. |
33 | Тренировка внимания. Логические задачи. | 1 | Решение логических задач. |
| ИТОГО | 33 | |
Календарно - тематический план
№ | Темы | Дата изучения учебного материала | Виды, формы контроля |
| Математика вокруг нас | 01.09 | Устный опрос |
| Старинные системы записи чисел. | 08.09 | |
| Из истории чисел цифр. Как люди учились считать. | 15.09 | Устный опрос |
| Удивительное рядом или старинные меры длины. | 22.09 | Устный опрос |
| Веселый счет. | 29.09 | Устный опрос |
| Математические лабиринты. | 06.10 | Устный опрос |
| Кроссворды. | 20.10 | Устный опрос |
| Стихи, задачи – смекалки. | 27.10 | Устный опрос |
| Логические математические задачи-шутки. | 03.11 | Устный опрос |
| Занимательные квадраты. | 10.11 | Устный опрос |
| Развитие пространственного воображения. | 17.11 | Устный опрос |
| Конструирование фигур из счётных палочек. | 01.12 | Устный опрос |
| Ребусы. | 08.12 | Устный опрос |
| Задачи – игры. Шарады. | 15.12 | Устный опрос |
| Задачи со спичками. | 22.12 | Устный опрос |
| Построение конструкции по заданному образцу.Решение конструкторских задач. | 29.12 | Устный опрос |
| Геометрические фигуры и их использование. | 12.01 | Устный опрос |
| Учимся чертить. | 19.01 | Устный опрос |
| Игры с геометрическими материалами. | 26.01 | Устный опрос |
| Аппликация из геометрических фигур. | 02.02 | Устный опрос |
| Танграмм. | 09.02 | Устный опрос |
| Тренировка внимания. Логические задачи. | 16.02 | Устный опрос |
| Игровые логические задачи. | 02.03 | Устный опрос |
| Развитие концентрации внимания. Логические задачи. | 09.03 | Устный опрос |
| Поиск закономерностей. | 23.03 | Устный опрос |
| Задачи на упорядочивание множеств. | 30.03 | Устный опрос |
| Тренировка зрительной памяти. Логически – поисковые задания. | 13.04 | Устный опрос |
| Задачи на сравнения. | 20.04 | Устный опрос |
| Задачи повышенной трудности. | 27.04 | Устный опрос |
| Блиц - турнир по решению задач. | 04.05 | Устный опрос |
| Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал». | 11.05 | Устный опрос |
| Математическая викторина. Итоговое занятие «Знатоки математики». | 18.05 | Устный опрос |
| Тренировка внимания. Логические задачи. | 25.05 | Устный опрос |
| Итого 33 ч. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.