Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нивнянская средняя общеобразовательная школа
Суражского района Брянской области
Рассмотрено. Решение педсовета Протокол № « » _______ 2021 г. | Согласовано. Замдиректора по УВР ХХХХ « »___________ 2021г. | Утверждаю. Директор школы: ХХХХХ Приказ №_______ « »___________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»
Классы 5-6
Количество часов:
Составила учитель истории
Курбатская С.П.
2021-2022 уч.г.
Пояснительная записка.
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.
Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.
Уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.
Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.
Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований гуманизации образовательного процесса.
Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.
Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика». Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.
Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.
Задачи:
1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
3. Формирование навыков работы с архивными документами.
4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.
В процессе обучения у учащихся происходит:
- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии
Актуальность курса заключается в необходимости обучения школьников основам музейного дела.
Это связано:
во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;
во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.
Ожидаемые результаты.
появится интерес к истории своего Отечества и родного края.
у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.
укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.
При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:
- направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,
- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,
- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,
- положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,
- принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно-хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,
- четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:
во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,
во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.
Программа рассчитана на 68 часов для обучающихся 5 – 6 классов. Данный курс предполагает как теоретические, так и практические занятия, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.
Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.
Методы обучения
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Содержание программы.
1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.
2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.
Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.
Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.
Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.
3. Поисково-исследовательская работа.
Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе п. Высокогорный»
Проведение поиска по конкретной теме:
- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;
- сбор информации о последних пионерах школы;
- обработка и систематизация собранных материалов;
- организация научно-исследовательской работы;
4. Учёт и хранение фондов
Задачи учётно–хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.
Вспомогательные картотеки:
а) книга записи воспоминаний
б) книга фотофиксаций
в) журнал приёма исторических памятников
г) журнал учёта газетных материалов
д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями
Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.
Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.
5. Экспозиционная работа.
Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):
«Мы гордимся историей школы»;
«Директора школы»;
«Выдающиеся выпускники школы».
Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.
6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.
Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.
Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.
Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.
Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция «Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».
Тематическое планирование
№ | Темы занятий | Виды деятельности | Количество часов |
1. | Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. | Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе | |
2. | Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Поисково – исследовательская работа. | Заочное знакомство с историко-краеведческим музеем г. Барнаула. Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея. | |
3. | Учёт и хранение фондов. | Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций. | |
4. | Экспозиционная работа. | Проведение инвентаризации в школьном музее. | |
5. | Подготовка и проведение музейной экскурсии. | Разработка и проведение экскурсии по конкретной теме (сбор материала, подготовка рассказа) | |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
1.Материально-техническое оснащение музея и его экспонаты:
проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, телевизор – 1.
экспонаты музея, включающие:
- фотоматериалы о создании и развитии поселка, школы, строительстве железной дороги,
- библиотечка книг и брошюр,
- октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика,
- коллекция значков,
- памятные сувениры, посвященные знаменательным датам,
- тематические экспозиции;
2.Документация музея.
- паспорт музея,
- книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов
- акт приемки предметов на постоянное пользование,
- план работы музея.
3.Интернет – ресурсы.
Литература.
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.
8.О деятельности музеев образовательных учреждений.
Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)
9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000
Календарно - тематическое планирование
Внеурочная деятельность: « Музейное дело»
5-6 классы
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. | |
1 | История возникновения музейного дела. | 1 |
2 | Социальные функции музея. | 1 |
3 | Типы и профили музея, принципы работы. | 1 |
4 | Знакомство с положением о школьном музее. Профили школьных музеев | 1 |
5 | Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. | 1 |
6 | Знакомство с организацией и содержанием туристко - краеведческой работы в школе. | 1 |
7 | Основные направления деятельности школьного музея. | 1 |
| Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Поисково-исследовательская работа. | |
8 | Разработка поиска по теме «Мой край в годы ВОвойны» | 1 |
9 | Проведение поиска по конкретной теме: интервью со старожилами села | 1 |
10 | Запись и оформление воспоминаний земляков | 1 |
11 | Сбор экспонатов, связанных с историей Вов. | 1 |
12 | Сбор информации о ветеранах, вдовах, детях войны | 1 |
13 | Сбор информации о ветеранах, вдовах, детях войны | |
13 | Обработка и систематизация собранных материалов. | 1 |
| Учёт и хранение фондов. | |
14 | Задачи учётно – хранительской работы. | 1 |
15 | Музейный предмет как источник научных знаний. | 1 |
16 | Типы и группы музейных предметов. | 1 |
17 | Шифровка. Оформление шифра экспонатов | 1 |
18 | Приём и выдача предметов | 1 |
| Экспозиционная работа. | 7 |
19 | Требования к экспозиции. | 1 |
20 | Сбор материала для экспозиции «Мы гордимся своими выпускниками» | 1 |
21 | Подборка текстового материала к экспозиции | 1 |
22-23 | Оформление экспозиции | 2 |
24-25 | Составление текста экскурсии по созданной экспозиции. | 2 |
| Подготовка и проведение музейной экскурсии. | 9 |
26-27 | Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. | 1 |
28-29 | Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. | 1 |
30 | Типы и виды экскурсий. | 1 |
31-32 | Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. | 1 |
33 | Защита проектной работы. | 1 |
34 | Защита проектной работы. | |