Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
основная общеобразовательная школа № 14 х. Ильинов
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов
Приказ № ___138__от 19.08.2019
(Т.В. Колесникова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Национальные игры»
для 7 класса
35 часов
Направление: спортивно-оздоровительное
Учитель: Е.Н. Тихая
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12,28);
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО
( постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2012 г. № 189, в редакции Изменений № 1, от 29.06.2011 г. № 85, в редакции Изменений № 2, от 25.12.2013 г. № 72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
На внеурочную деятельность в 7 классе по курсу «Национальные игры» отводится 35 часов в год (35 учебных недель, по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Наша задача – научить детей с самого раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье.
Известно, что недостаток движений в жизни детей школьного возраста является одной из причин нарушения осанки, ухудшения дееспособности стопы, появление избыточного веса и других нарушений в физическом развитии; недостаточная двигательная активность снижает функциональные возможности сердечно - сосудистой и дыхательной систем ребенка. Дети с дефицитом движений обладают меньшей силой и выносливостью, менее быстры и ловки, менее закалены и продолжительнее болеют.
В условиях школы гиподинамию можно ликвидировать теми видами физического воспитания, которые являются массовыми и обязательными для всех здоровых детей. Огромную роль здесь играют подвижные игры. На занятиях ребята знакомятся с играми разных народов, получают представления о культуре народов разной национальности, знакомятся с правилами игр, укрепляют свое здоровье, проявляют не только ловкость, смекалку, быстроту, но и разыгрывают роли, передают движение героев, демонстрируют повадки животных.
Игра заставляет думать, проверять и развивать свои способности, включает ребенка в соревновании с другими. Участие детей в игре способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества.
Эта программа способствует укреплению здоровья, формированию двигательного опыта воспитания здорового образа жизни через занятия физическими упражнениями и активности, самостоятельности в двигательной активности, в частности, игры.
На современном этапе общественного развития главное значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, развитой личности. Основы становления полноценной личности закладываются с самого раннего детства при современных усилиях школы и семьи.
Поскольку у педагогов и психологов в последние годы вызывают опасения материалы, свидетельствующие о неблагополучии физического и психического здоровья школьников, основная задача обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии учащихся при таких условиях, когда обучение должно стать естественной формой выражения детской жизни.
Игры разных народов - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности учащегося начальной школы, расширение его историко-культурного кругозора.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- приобретение знаний о русских народных играх, о традициях, истории и культуре русского народа;
- обучение разнообразным правилам русских народных игр и других физических упражнений игровой направленности;
- приобретение знаний об играх народов мира, о традициях, истории и культуре различных народов;
- прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены.
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного тонуса;
- повышение физической и умственной работоспособности школьника.
- формировать потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, ответственности за свое здоровье;
- привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
Содержание учебного курса.
Русские народные игры, игры народов, населяющих Россию, игры разных народов мира. Краткая характеристика видов спорта, входящих в игры.
Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Режим дня, его основное содержание и правила составления. Закаливание организма.
Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние игровых занятий на формирование положительных качеств личности. Общефизическая подготовка.
Планируемые результаты
Результаты освоения содержания учебного курса определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения по данному курсу. Результаты освоения программного изучения данного курса оцениваются по трём базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное» и представлены метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно – практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания курса в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, таких как география, история, литература, русский язык, музыка, математика, технология и др.,универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в рамках реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях:
В области познавательной культуры:
понимание подвижной игры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание подвижной игры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности:
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование знаний физической культуры для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиции укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движенийчеловека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с ихцелесообразностью и эстетическойпривлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно–массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное их использование в игровой спортивно – оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных формигровых занятий.
В области этической культуры:
способность самостоятельно использовать изученные упражнения для формирования правильной осанки и телосложения в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность самостоятельно организовать и провести игру
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса «Подвижные игры». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных игровых занятий. Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию русских народных игр и игр других народов мира о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и др.);
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек.
формирование навыков систематического наблюдения за своим физическим состоянием, развитием основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, воли.)
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных игровых занятий, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности в полном объёме;
способность организовывать самостоятельные игровые занятия, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки (роста, массы тела и др.), объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями;
способность использовать полученные знания дляформированию культуры движений, координации, пластики;
освоение правил режима питания, режима дня и режима физических нагрузок для овладения умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.)
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно передавать знания, полученные на занятиях учебного курса грамотно пользоваться полученными понятиями;
способность честно осуществлять судейство игр.
В области физической культуры:
Личностные:
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Формируемые УУД на занятиях:
личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, личностная позиция, российская и гражданская идентичность; ценностные установки, нравственная ориентация, личностная саморефлексия, ценностные установки, нравственная ориентация; извлечение информации, ориентирование в своей системе знаний;
регулятивные: умение понять свои интересы, увидеть задачу, выразить её словесно, соотнесение результата своей деятельности с целью и оценка его, преодоление трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут; контроль, коррекция, оценка ;аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения;
познавательные: извлечение информации; ориентирование в своей системе знаний; способность к саморазвитию, мотивация к познанию; личностная позиция, российская и гражданская идентичность; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; планирование; целеполагание; умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания из различных источников, анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствия, преобразовывать информацию из одной формы в другую, выбирая наиболее удобную;
коммуникативные: донесение своей позиции до других, владея приёмами монологической и диалогической речи, понимание позиции других взглядов, интересов, умение договариваться с другими, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Основными формами проведения занятий являются:
сюжетно – ролевые игры;
игровое имитационное моделирование;
демонстрационные, театрализованные игры;
игры – конкурсы;
физические и психологические игры и тренинги;
интеллектуально – творческие игры;
социальные игры;
комплексные игры.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия. | Методы и формы занятий. | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1. | «Лови мешок» (игра индейцев). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 0609 | |
2. | Игра «Пожарная команда» (Германия). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 13.09 | |
3. | «Больная кошка» (Бразилия). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 20.09 | |
4. | «Поезд» (Аргентина). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 27.09 | |
5. | «Один в круге» (Венгрия). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 04.10 | |
6. | «Шарик в ладони» (Бирма). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 11.10 | |
7. | «Найди платок» (Австрия) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 18.10 | |
8. | «Тяни за голову» (Канада). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 25.10 | |
9. | «Африканские салки по кругу» (Танзания). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 08.11 | |
10. | «Аист и лягушка» (Япония) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 15.11 | |
11. | «А ну-ка, повтори!» (Конго). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 22.11 | |
12. | «Балтени» (Латвия). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 29.11 | |
13. | «Вытащи платок» (Азербайджан). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 06.12 | |
14. | «Игра в молотилку» (Йемен) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 13.12 | |
15. | «Статуя» (Армения). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 20.12 | |
16. | «Укус змеи» (Египет) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 27.12 | |
17. | «Буйволы в загоне» (Судан). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 10.01 | |
18. | «Ягульга – Таусмак» ( Туркмения). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 17.01 | |
19. | «Гнездо черепахи» (Малайзия ). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 24.01 | |
20. | «Прятки по – американски». | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 31.01 | |
21. | «Бал – Чал» (Непал). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 07.02 | |
22. | «Балтени» (Латвия) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 14.02 | |
23. | «Больная кошка» (Бразилия). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 21.02 | |
24. | «Лев и коза «(Афганистан) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 28.02 | |
25. | «Оксак – карга» (Узбекистан ) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 06.03 | |
26. | «Пинипуни» (Новая Зеландия). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 13.03 | |
27. | «Бирки» (Польша) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 20.03 | |
28. | «Рыбки в неводе» (Новая Гвинея ). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 03.04 | |
29. | «Доброе утро, охотник! ( Швейцария) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 10.04 | |
30. | «Слепой медведь» (Дагестан). | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 17.04 | |
31. | «Укради знамя» (Италия) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 24.04 | |
32. | «Сторож» (Эстония ) | Инструктаж. Разминка: общеукрепляющие упражнения. Разучивание игры. Игра | 1 | 08.05 | |
33 | Любимые игры | Инструктаж, игра по станциям | 1 | 15.05 | |
34 | Фестиваль народных игр | Инструктаж, игра по станциям | 1 | 22.05 | |
35 | Спартакиада | Инструктаж, игра по станциям | 1 | 29.05 | |
ИТОГО: 35 часов | |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от _________ 201___ года № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР О.В. Петрова ______________ 201___г. |
20