Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-
основная общеобразовательная школа № 14 х. Ильинов
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ-ООШ № 14 х. Ильинов
Приказ № ___138__от 19.08.2019
(Т.В. Колесникова)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Национальные игры»
для 5-6 классов
35 часов
Направление: спортивно-оздоровительное
Учитель: Е.Н. Тихая
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12,28);
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОО
( постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2012 г. № 189, в редакции Изменений № 1, от 29.06.2011 г. № 85, в редакции Изменений № 2, от 25.12.2013 г. № 72 (СанПиН 2.4.2.2821-10);
Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО»;
В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения внеурочная деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме урочной), в которых возможно и целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
На внеурочную деятельность в 5-6 классах по курсу «Национальные игры» отводится 35 часов в год (35 учебных недель по 1 часу в неделю), предусмотренной учебным планом.
Народная (национальная) игра – часть патриотического, эстетического и физического воспитания детей, естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, формирующий устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны и культурам разных стран мира. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Цель программы:
создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи:
решаемые в рамках данной программы:
активизировать двигательную активность школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
2.Планируемые результаты:
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, толерантности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
Развитие умений работать в коллективе.
Формирование у детей уверенности в своих силах.
Умение применять игры самостоятельно.
·ориентироваться в понятиях «национальная культура», «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
·раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
·ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
·организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями
·организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
·выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
·выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
·выполнять организующие строевые команды и приёмы;
·выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся 5-6 классов должны:
иметь представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о народной игре как средстве подвижной игры;
об играх разных народов;
о соблюдении правил игры
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
выполнять строевые упражнения;
соблюдать правила игры.
3. Содержание программы
В программу включены не только мероприятия для организации и проведения национальных, спортивных и подвижных игр, но и информационно-практический материал по истории происхождения и развития различных спортивных видов деятельности. В программу включены комплексные гимнастические упражнения, пальчиковые игротренинги, комплекс упражнений дыхательной гимнастики, корригирующие упражнения для нормализации осанки. Программой предусматривается знакомство с историей появления, развития, игр различных национальностей народов Кавказа и славянских народов. Программа дает представление о самобытности соседствующих народных культур в играх.
Вводятся понятия структуры игры, правил игры, правил общения, правил безопасности. В программу включены, беседы о правилах общения и безопасного поведения во время игры, правила личной гигиены. Программа предусматривает работу над проектами в 5 классе.
Инструктаж по технике безопасности.
Чтобы никогда не болеть. Теория. Проведение инструктажа по ТБ о поведении на улице, на стадионе, в лесу, при занятиях с мячами, на гимнастических снарядах, ответственно относиться к разминке, внешнему виду, спортивной форме, самочувствию, не нарушать дисциплину.
1. Национальные игры народов России:
Игры –сцеплялки: «Ручеёк», «Пятнашки».
Игры на реакцию: «Воробьи, вороны», Коршун и наседка», «У медведя во бору», «Успей занять место».
Игры-перетягивания: перетягивание каната, перетягивания за руку, «Тяни – толкай», перетягивание по кругу.
Догонялки: перемена мест, передача мяча по кругу, гонка с мячом по кругу, «Горячее место», «Лягушка», « Лиса в норку», «Гуси-лебеди», салки с домом, «Два Мороза», «Колдуны».
Поисковые игры: «Палочка-выручалочка», прятки, «Золото хороню», «Двое слепых», жмурки на местах, в кругу.
Спортивные игры: упрощённый футбол, пионербол, баскетбол.
Игры с мячом. Эстафеты: «Не упусти мяч», «Мяч капитану», ведение мяча, «Передал –садись», точный удар, упражнения с малым мячом, мяч над головой, «Земля – вода – небо», «Мяч сквозь обруч»
Прыгательные игры: эстафеты с длинными скакалками, с короткими скакалками, «Чемпионы скакалки».
Игры на меткость: «Попади в круг», точный удар, бросок мяча в кольцо, «Быстрые и меткие», «Попади и поймай», «Сбей кеглю», набрасывание колец на кеглю, метание дисков.
. 2. Английские национальные игры
«Обезьяньи салки».
«Цепные салки».
«Петух на насесте».
«Прихлопни комара.».
«Перекрестные салки».
«Самый старый вариант английских салок»
Тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Национальные игры» в 5-6 классах 1-2 год обучения (33 часа)
№ п/п | Разделы | Дата по плану | Дата по факту |
| Национальные игры. Беседа о технике безопасности. Чтобы никогда не болеть. | 0609 | |
| Национальные игры народов России. Игры –сцеплялки: «Ручеёк», «Пятнашки». | 13.09 | |
| Игры на реакцию: «Воробьи, вороны», «Коршун и наседка», «Успей занять место». | 20.09 | |
| Игры-перетягивания: «Тяни – толкай», перетягивание по кругу. | 27.09 | |
| Догонялки: передача мяча по кругу, гонка с мячом по кругу, «Горячее место». | 04.10 | |
| Поисковые игры. «Палочка-выручалочка», прятки | 11.10 | |
| Спортивные игры: упрощённый футбол, пионербол, баскетбол. | 18.10 | |
| Игры с мячом. Эстафеты. «Не упусти мяч». | 25.10 | |
| Прыгательные игры: эстафеты со скакалками. | 08.11 | |
| Игры на меткость. «Попади в круг». | 15.11 | |
| Национальные игры народов России. | 22.11 | |
| Национальные игры народов Европы | 29.11 | |
| Национальные игры Германии | 06.12 | |
| Национальные игры Англии | 13.12 | |
| Национальные игры Италии | 20.12 | |
| Национальные игры Шотландии. | 27.12 | |
| Национальные игры Франции | 10.01 | |
| Национальные игры Норвегии | 17.01 | |
| Национальные игры Финляндии | 24.01 | |
| Национальные игры Турции | 31.01 | |
| Национальные игры Ирландии. | 07.02 | |
| Национальные игры Испании | 14.02 | |
| Национальные игры Португалии | 21.02 | |
| Национальные игры Польши | 28.02 | |
| Национальные игры стран Прибалтики | 06.03 | |
| Национальные игры Украины и Белоруссии | 13.03 | |
| Национальные игры народов Азии | 20.03 | |
| Национальные игры народов Северной Америки | 03.04 | |
| Национальные игры народов Южной Америки | 10.04 | |
| Национальные игры народов Австралии | 17.04 | |
| Национальные игры народов Африки | 24.04 | |
| Угадай «Какая национальная игра? ». | 08.05 | |
| Моя любимая игра. | 15.05 | |
| Давайте просто поиграем | 22.05 | |
| Спартакиада. | 29.05 | |
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО МБОУ-ООШ № 14 х.Ильинов от _________ 201___ года № _____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР О.В. Петрова ______________ 201___г. |
15