Программа кружка «Юный педагог».
Программа разработана: Полиной М.Ю.
на период 2017-2020 учебный год для работы в 7,8,9,10 классах.
Пояснительная записка
Актуализация. В условиях модернизации школьного образования предпрофильному и профильному обучению принадлежит ведущая роль в развитии познавательного интереса школьников к будущей сфере профессиональной деятельности. Важным компонентом учебного плана школы в решении этой задачи становится внеурочная работа.
Программа кружка «Юный педагог» нацелена на поиск путей профессионального самоопределения учащихся в условиях предпрофильного и профильного обучения, ориентированного на профессию педагога.
Этот курс предусматривает повышение общекультурного уровня школьников, развитие личностных и допрофессиональных умений. Поэтому в содержание курса включены различные знания по педагогике, психологии педагогического труда, экономике.
Данный курс дает возможность подготовить учащихся к профессиональному самоопределению, помочь им осознать важность и ответственность за выбор профессии педагога; дать возможность проверить свои способности и склонности к педагогической деятельности и оказать им помощь в построении своего дальнейшего образовательно-профессионального маршрута.
Уважение к личности школьника, забота о нем, доверительное отношение к нему лежат в основе педагогического процесса. Совместная работа учителя и учащихся направлена на познание индивидуальности, на самоактуализацию себя в деятельности, в отношениях с другими людьми, что является особенно важным для профессии педагога.
Основная идея курса – профориентационная. Этот курс является пропедевтическим и выполняет задачи практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта в познании профессии педагога.
Цели курса:
1.Создать условия для самоопределения учащихся на профессию педагога.
2. Побудить учащихся к самопознанию, самоорганизации и самообразованию, направленному на развитие познавательного интереса к профессии педагога.
3.Привлечь внимание школьников к художественной, справочной и научно-популярной литературе, обращенной к проблемам воспитания и взаимоотношений между людьми.
4.Научить разрабатывать стратегию и тактику своего образовательно-профессионального пути в сфере педагогического образования.
5.Способствовать развитию уверенности в собственных силах, умений вырабатывать свою собственную позицию в решении педагогических ситуаций.
Этапы реализации учебной программы.
Курс рассчитан на 3 года: 2 часа в неделю.
Методы и формы обучения, режим занятий.
В программе предусмотрено сочетание разнообразных организационно-практических форм и методов (лекция, семинар, конференция, диспут, метод проектов, деловая и ролевая игра, мастерская).
В ходе обучения предполагается выполнение учащимися как самостоятельно, так и под руководством учителя, следующих видов работ: знакомство с нормативно-правовыми и законодательными материалами о труде педагога; знакомство с требованиями к профессионально важным личностным качествам педагога; самодиагностика соответствия собственных личностных качеств требованиям, предъявляемым к педагогу; изучение особенностей детей различных возрастных групп.
На занятиях предусматривается знакомство учащихся с учебными заведениями педагогического профиля различного уровня педагогического образования. Раскрывается специфика специальностей и направлений подготовки специалистов в системе педагогического образования. Организуются встречи с представителями различных профессий педагога.
Во внеурочное время предусматриваются экскурсии в учебные заведения педагогического профиля. Оказывается индивидуальная консультативная помощь учащимся и их родителям по ориентации в мире профессии педагога.
Программа курса учитывает возрастные особенности учащихся, уровень их информированности в вопросах профессиональной ориентации. При изложении всех учебных вопросов рекомендуется опираться на предшествующий жизненный и личностный опыт учащихся по общению и взаимодействию с другими людьми, на знания о педагогах и профессии педагога, полученные при изучении других общеобразовательных предметов.
Выбор педагогических технологий и построение методической системы обучения принадлежит учителю.
При подготовке к занятиям рекомендуется использовать следующие
Интернет-ресурсы:
Национальный проект "Образование". Российский общеобразовательный портал. Новые образовательные технологии .Инновации . Качество образования .СПБ АППО .ИНТЕР-педагогика. Интернет-педсовет Профильное обучение
Предполагаемые результаты обучения:
Когнитивные умения (выделение главной мысли в устной речи и в тексте, умения анализировать явление, сравнивать, обобщать, делать выводы, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи, связь с современностью, личным жизненным опытом), определять свою позицию к получаемой информации, четко формулировать свою мысль, аргументировать свою точку зрения, высказывать оценочные суждения, осуществлять самоанализ);
Коммуникативные умения (владение устной и письменной речью, умение вести диалог, участвовать в дискуссии в развернутой монологической речи, раскрывать содержание изучаемой проблемы, выступать с сообщениями и докладами);
Информационные умения (фиксирование устной информации в виде записей в тетрадях и на различных электронных носителях, представление информации в виде таблиц, схем, графических рисунков, работа с письменными текстами);
Умения самоорганизации (планирование самостоятельной работы в процессе внеурочной деятельности по подготовке к семинарам, конференциям, диспуту, олимпиадам, конкурсам, участие в групповых формах учебной деятельности, работа в команде, планирование задач самообразования и их реализации);
Допрофессиональные умения (пользоваться доступными методами выявления профессиональных намерений и интересов, склонностей и способностей (анкеты, самооценка, карта интересов) к педагогической деятельности); оценивать и соотносить индивидуальные особенности личности с требованиями к профессионально важным качествам личности педагога; работать с информационно-справочной литературой о профессии педагога и педагогическом образовании; выделять в окружающем мире педагогические проблемы, описывать педагогические ситуации и подвергать их первичному анализу на основе личностной позиции).
Формы учета, контроля и оценки образовательных достижений учащихся.
Текущий контроль за усвоением учебного материала осуществляется на обобщающих уроках в форме уроков-размышлений, диспутов, конференций, дебатов.
В качестве итоговой оценки результатов освоения курса предлагаются такая форма как - публичная защита портфолио. Портфолио представляет собой индивидуальный портфель учащегося, в котором в течение всего периода освоения курса накапливается материал, характеризующий его учебные достижения и личностный потенциал.
Учебно-тематический план
№№
пп | Темы
и содержание | Количество часов (общее) | 7-8 кл. | 9-10 кл. |
-
| Вводное занятие. Цели и задачи курса. Организация занятий. Тематика занятий. Согласование с учащимися формы аттестации их учебных достижений (1.2) | 2 | 1 | 1 |
-
| Понятие о профессии. Как рождаются профессии? Любой ли вид деятельности является профессией? Классификации профессий (3.4). | 2 | 1 | 1 |
-
| Профессия педагога. Зарождение педагогической деятельности. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. (5.6) | 2 | 1 | 1 |
-
| Учитель – основа профессии педагога. Современные представления о профессиональной деятельности учителя: профессиональные роли, профессиональное мастерство и творчество учителя. Профессиональная компетентность учителя. Педагогическая культура учителя. (7-20) | 14* | 7* | 7* |
-
| Педагог - человек, личность, профессионал. Престиж и имидж профессии педагога в обществе и государстве. Социальная защита педагогов. Профессиональная карьера педагога. (21-28) | 8* | 4* | 4* |
-
| Рынок педагогического труда. Потребности и предложения. Кто формирует требования к педагогу? Профессиональные стандарты. Система оплаты труда педагога.(29.30) | 2 | 1 | 1 |
-
| Сфера занятости педагогов. Где и кем может работать педагог? Условия труда. Социальные гарантии и социальная защита педагога. Профессиональная карьера педагога.(31.32) | 2 | 1 | 1 |
-
| Система отечественного педагогического образования. Педагогические учебные заведения. Педагогические специальности и направления педагогического образования. Образовательные программы. (33-40) | 8 | 4 | 4 |
-
| Как стать педагогом? Путь в профессию педагога «школа-вуз». Познание себя в профессии педагога. (41-64) | 24* | 12* | 12* |
-
| Итоговое занятие «Я и образование, профессия и карьера»(65-68) | 4 | 2 | 2 |
| ВСЕГО: | 68 | 34 | 34 |
Темы курса, отмеченные в учебно-тематическом плане «*», рекомендуется проводить в активной форме, например, в форме деловых и ролевых игр, экскурсий, встреч с яркими личностями в профессии педагога. Наполнять эти темы содержанием, отражающим практические аспекты профессиональной деятельности педагога, например, педагог в семье, взаимодействие педагога с учащимися разных возрастных, социальных и этнических групп.
Содержание курса.
1.2 занятие. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Организация занятий. Тематика занятий. Согласование с учащимися формы аттестации их учебных достижений – конференцияъ
3.4 занятие. Понятие о профессии. Как рождаются профессии? Любой ли вид деятельности является профессией? Классификации профессий (отечественные и международные).- лекция
5.6 занятие. Профессия педагога. Зарождение педагогической деятельности. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность.- лекция
7. Учитель – основа профессии педагога. Современные представления о профессиональной деятельности учителя: профессиональные роли, профессиональное мастерство и творчество учителя.- лекция
8. Профессиональная компетентность учителя. Педагогическая культура учителя.- семинар
9. Понятие о воспитании, педагогике как науке и ее основных категориях- лекция
10.. Методы педагогического исследования- семинар
11. Целостный педагогический процесс — основной фактор всестороннего развития учащихся -лекция
12. Понятие о педагогическом процессе- лекция
13. Общность и специфика обучения и воспитания- семинар
14. Общие свойства и закономерности педагогического процесса- метод проектов
15. Принципы целостного педагогического процесса- метод проектов
16. Научная организация педагогического процесса на основе его интенсификации и оптимизации - семинар
17. Учитель как творец педагогического процесса- конференция
18. Учитель — ключевая фигура школьной реформы- диспут
19. Источники и предпосылки педагогического творчества- диспут
20. Педагогический процесс — творчество коллективное- диспут
21. Педагог - человек, личность, профессионал. Престиж и имидж профессии педагога в обществе и государстве. Социальная защита педагогов. Профессиональная карьера педагога- диспут
22. Рабочее время и творческий потенциал учителя- лекция
23. Теоретические основы школьного воспитания в педагогическом процессе- метод проектов
24. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности- лекция
25. Содержание и результат воспитания- семинар
26. Самовоспитание и перевоспитание- диспут
27. Предупреждение правонарушений среди учащихся. конференция -
28.Правовое воспитание - деловая и ролевая игра
29. Рынок педагогического труда. Потребности и предложения. Кто формирует требования к педагогу? - деловая и ролевая игра
30.Профессиональные стандарты. Система оплаты труда педагога- метод проектов
31. Сфера занятости педагогов. Где и кем может работать педагог?(исследование рынка труда).
32. Условия труда. Социальные гарантии и социальная защита педагога. Профессиональная карьера педагога- лекция
33. Система отечественного педагогического образования. Педагогические учебные заведения. Педагогические специальности и направления педагогического образования. 34.Образовательные программы. (встречи с методистами).
35. Методы воспитания . Основные понятия и классификация- лекция
36. Методы формирования сознания личности- диспут
37. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения деловая и ролевая игра -
38. Методы стимулирования поведения и деятельности- семинар
39. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании- диспут
40 Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
мировоззрения учащихся- деловая и ролевая игра
41. Как стать педагогом? Путь в профессию педагога «школа-вуз»- семинар
42.43.44.Познание себя в профессии педагога. (тестирование)
45. Умственное воспитание учащихся - мастерская
46. Нравственное воспитание . Задачи, содержание, формы и методы нравственного воспитания- мастерская
47. Воспитание толерантности.- диспут
48. Экологическое воспитание- мастерская
49. Утверждение здорового образа жизни- деловая и ролевая игра
50. Трудовое воспитание. (уроки технологии)
51.Экономическое воспитание и образование.(уроки экономики)
52. Профессиональная ориентация - семинар
53. Общественно полезный, производительный труд учащихся как средство воспитания- диспут
54. Эстетическое воспитание (уроки МХК, изо, музыки)
55. Физическое воспитание (уроки физической культуры)
56. Формирование коллектива и его влияние на личность школьника (анкетирование)
57. Воспитательная работа классного руководителя . Классный руководитель как организатор воспитательной работы в классе и наставник учащихся. Организационно-педагогическая работа классного руководителя. Планирование и учет работы классного руководителя -лекция
58. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа . Задачи и основные принципы организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы- конференция
59. Формы и методы организации внеклассных занятий (анализ работы кружков школе)
60. Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности.- лекция
61. Организационные объединения для осуществления связи школы, семьи и общественности в микрорайоне- конференция
62. Структура процесса обучения. Назначение и структура деятельности учителя в учебном процессе. Деятельность учителя и учеников в различных видах обучения- диспут
63. Содержание образования (изучение педагогической литературы).
64. Методы и средства обучения.. Понятие о методах обучения и их классификация. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования учебной деятельности школьников в процессе обучения.. Методы контроля и самоконтроля в обучении- деловая и ролевая игра
65. Формы организации обучения (наблюдение и посещение уроков)
66. Методическая работа в школе. Внедрение достижений педагогической науки и распространение передового опыта (встречи с педагогами).
67. Внедрение в практику научных достижений и распространение передового опыта ( работа со СМИ)
68. Итоговое занятие «Я и образование, профессия и карьера»( презентация портфолио)- метод проектов
Рекомендуемая литература.
а) основная литература:
Иванова С.П. Учитель ХХI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. – Псков: ПГПИ им С.М. Кирова, 2002.
Искусство и педагогика: Из культурного наследия России Х1Х-ХХ вв.: Хрестоматия / Автор – сост. М.А. Верб.- П изд. СПб.- Псков, 2002.
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987.
Львова Ю.Л. Педагогические этюды. - М., 1990.
Профессия – учитель: Учеб. пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников/ А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Седова Н.В. Педагогическая культура учителя. – СПб.: ХИМИЗДАТ, 2003.
Стратегии жизни в современных условиях: образование, профессия, карьера: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов средней школы / Под ред. И.П. Михайлова. - СПб.: Издательство «Союз», 2004.
б) дополнительная литература:
Рекомендуется использовать источники средств массовой информации:
газеты и журналы, отражающие проблемы педагогической практики, «Классный журнал 5+»:Информационно-аналитическое издание; газеты «Первое сентября», «Учительская газета», «Пять углов», «Час пик» .
Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 -2005 г.г.
Балакирева Э.В., Алексеева Т.Б., Ануфриева Н.В. и др. Ступени к Олимпу: Герценовская педагогическая олимпиада: Научно-методическое пособие / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб., Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2003. – 154 с. / 67 стр.
Балакирева Э.В. Профессия «педагог» как развивающаяся целостность // Герценовские чтения-2006. Ч. 3. Исследования педагогического образования (педагогический аспект). – СПб.: Изд-во РГПУ им. А И Герцена, 2006.
Введение в педагогическую профессию: Курс лекций (Глебов А, и др.).- Волгоград, 1998.
Кузьмина Н.В., Пеан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., Рыбинск, 1993.
Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1979.
Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
Приложения.