МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
Рассмотрено на ШМО ____________________ ____________________ Протокол № ________ от «__28_»_августа_____ 2017г. Руководитель ШМО: _______/________________ / | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________/_Е.В. Макарова/ «_28___»_августа__2017г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятия по выбору
«Логика в информатике»
11 класс
Составитель: Кузьменко Наталья Александровна
учитель информатики и ИКТ
высшей квалификационной категории
Троицк
2017г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Логика в информатике» предназначена для курса 11 класса .
Темы «Элементы математической логики» и «Логические основы ЭВМ» при изучении в школьном курсе информатики несут большую методическую и познавательную нагрузку. Обучение школьников основам информатики, изучение ими такого важного понятия, как «алгоритм», невозможно без развития у них логического мышления, умения оперировать понятиями и символикой математической логики
К преимуществам изучения данных тем в курсе информатики можно отнести:
при решении логических задач обучающиеся достаточно легко привыкают к требованию формализации условий задачи и построению модели решения задачи;
знание логических операций и умение строить сложные логические выражения помогают быстрее изучить условные выражения и условные операторы языка программирования и меньше ошибаться при их использовании при изучении языка программирования Паскаль;
самостоятельно построив логическую схему хоты бы одного простого устройства, обучающиеся лучше представляют себе архитектуру и принцип функционирования ЭВМ.
Цели:
познакомить с элементами математической логики;
рассмотреть логические основы ПК.
Задачи:
научить обучающихся
выделять существенные высказывания в тексте задачи;
формализовывать эти высказывания;
представлять условия и решения задачи в различных видах (таблицы, формулы, графы, схемы);
решать одну и ту же задачу несколькими методами и уметь оценивать эти методы;
преобразовывать логические выражения в совершенные дизъюнктивные и конъюнктивные нормальные формы для обоснования функционирования устройств, являющихся основой вычислительной техники;
строить логическую схему заданного устройства.
Программа рассчитана на 34 часа при 1 часе в неделю.
Требования к уровню подготовки
Знать:
- алгоритм построения таблицы истинности;
- законы алгебры логики;
- базовые логические элементы и их назначения;
-Уметь:
- приводить сложные логические элементы к каноническому виду;
- применять диаграммы Эйлера-Венна к решению логических задач;
- переходить от таблицы истинности к логической формуле, а от формулы к электронному автомату;
- находить информацию в разных источниках, обобщать и систематизировать ее.
Основное содержание
Элементы математической логики (21 час)
Логика как наука. Понятие об алгебре высказываний. Логические операции. Логические переменные и логические функции. Сложное высказывание. Таблицы истинности. Законы логики. Упрощение сложных высказываний. Решение содержательных задач.
Логические основы ЭВМ (13 часов)
Введение. Роль математической логики в создании ЭВМ. Простейшие преобразователи информации. Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма. Типовые логические устройства ЭВМ.
Итого: 34 часа
Тематический план
№ п./п. | Наименование разделов и тем уроков | Всего часов | Из них | Примечание |
Лекции/ семинары/проекты | Лабораторные/практические | Контрольные/диагностические работы | |
| Элементы математической логики | 21 | 11 | 9 | 1 | |
| Логические основы ЭВМ | 13 | 7 | 5 | 1 | |
| Итого: | 34 | 18 | 14 | 2 | |
Календарно – тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
1 | | Логика как наука. Формальная логика. | 1 | Логика как наука |
2 | | Понятие об алгебре высказываний. | 1 | Понятие об алгебре высказываний |
3 | | Логические операции. Логические переменные и логические функции. | 1 | познакомить с элементами математической логики; |
4 | | Формулы логики. Оценка формулы. Отношения между формулами. | 1 | рассмотреть логические основы ПК |
5 | | Сложное высказывание. | 1 | Понятие сложного высказывания |
6 | | Построение таблиц истинности сложных высказываний. | 1 | Что такое таблица истинности |
7 | | Построение таблиц истинности сложных высказываний. | 1 | Построение таблиц истинности |
8 | | Построение таблиц истинности с помощью ЭТ Excel. | 1 | Электронная таблица и таблица истинности |
9 | | Лабораторная работа «Построение таблиц истинности с помощью ЭТ Excel». | 1 | Построение таблиц истинности с помощью электронной таблицы |
10 | | Тождественно-истинные, тождественно-ложные и эквивалентные высказывания. | 1 | Эквивалентные высказывания |
11 | | Построение формул алгебры высказываний по заданной таблице истинности. | 1 |
12 | | Законы логики. Формулы упрощения. | 1 | Законы алгебры логики |
13 | | Упрощение сложных высказываний. | 1 | Упрощение высказываний |
14 | | Упрощение сложных высказываний. | 1 |
15 | | Перевод и запись различных выражений естественного языка на язык алгебры логики. | 1 | |
16 | | Анализ методов решения содержательных задач с помощью аппарата алгебры логики. | 1 | |
17 | | Решение логических содержательных задач с помощью алгебры высказываний. | 1 | Решение логических задач |
18 | | Решение логических содержательных задач с помощью графов. | 1 | |
19 | | Решение логических содержательных задач с помощью таблицы. | 1 | |
20 | | Решение логических содержательных задач. | 1 | |
21 | | Контрольная работа по теме «Элементы математической логики» | 1 | |
22 | | Роль математической логики в создании ЭВМ. | 1 | Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств. Совершенная дизъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма. Типовые логические устройства ЭВМ. |
23 | | Простейшие преобразователи информации. | 1 |
24 | | Функциональные схемы и структурные формулы логических устройств. | 1 |
25 | | Построение логических и электрических схем по заданным функциям. | 1 |
26 | | Построение функций по заданным логическим и электрическим схемам. | 1 |
27 | | Упрощение логических и электрических схем. | 1 |
28 | | Совершенная дизъюнктивная нормальная форма и совершенная конъюнктивная нормальная форма. | 1 |
29 | | Типовые логические устройства. Сумматоры. | 1 |
30 | | Типовые логические устройства. триггер. | 1 |
31 | | Архитектура ЭВМ. | 1 |
32 | | Контрольная работа по теме «Логические основы ЭВМ» | 1 |
33 | | Решение заданий вступительных экзаменов в ВУЗы по информатике. | 1 | |
34 | | Решение заданий ЕГЭ по информатике. | 1 | |
| | Итого 34 часа | | |
Список литературы
- Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 264 с.: ил.
- Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 224 с.: ил.
- Информатика. УМК для старшей школы: 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. —Эл. изд. —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. —86 с. : ил.
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1 Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2 Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Методическая газета для учителя информатики «ИНФОРМАТИКА», издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
- Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 264 с.: ил.
- Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 224 с.: ил.
Электронные учебные пособия
http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов