СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению курса «Школа общения» для обучающихся 1 класса по ФГОС ОО УО (ИН)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Регулятивные результаты освоения курса «Школа общения»: - умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - умение проговаривать последовательность действий; - умение обнаруживать и формулировать нравственную проблему совместно с учителем; - умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, пытаться предлагать способ её проверки.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению курса «Школа общения» для обучающихся 1 класса по ФГОС ОО УО (ИН)»




Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа общения» разработана в соответствии с Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью ГБОУ «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа — интернат» на 2021-2022 учебный год;

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 – «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Школа общения» способствует формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представлений об этических и эстетических идеалах и ценностях.

Цель курса: формирование навыков общения и культуры поведения у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания.

Для достижения цели решаются общие задачи:

1. Формирование у обучающихся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

2. Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, проявлении настойчивости в достижении результата.

3. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

4. Развитие коммуникативных умений в процессе общения, норм речевого этикета.

Так же предполагается решение более узких задач:

В области формирования социальной культуры:

1.Формирование доверия к другим людям.

2.Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

3.Формирование уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

4.Развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

В области формирования семейной культуры:

1.Формирование отношения к семье как к основе российского общества и знакомство с культурно-историческими и этническими традициями семьи.

2.Формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, заботливого отношения к старшим и младшим.

3.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

 Программа рассчитана на четыре года обучения и состоит из двух разделов: «Воспитание умений жить вместе», «Воспитание самостоятельности». На первом и втором году обучения рассматриваются темы раздела «Воспитание умений жить вместе», а на третьем и четвертом - «Воспитание самостоятельности».

Общая характеристика курса.

Курс «Школа общения» даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На занятиях дети обучаются размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске ответа на вопросы, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Речевая практика», С.В.Комарова.

Основные воспитательные идеи курса:

- старайся делать добро;

- бойся обидеть человека;

-люби и прощай людей;

-поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Занятия проводятся в различных формах: беседы, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, тренинги общения; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; ролевые игры; просмотр и обсуждение мультфильмов. На занятиях предусмотрены задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения.

Занятия состоят из разминки, повторения и объяснения нового материала, домашнего задания, оценки и итога.

Итог занятия подводится с помощью цветописи. Цветопись позволяет педагогу проанализировать преобладающее в классе настроение, насколько одноклассники дружелюбны друг к другу, эффективность работы с классом. Данный прием является стимулом более осознанного отношения обучающегося к себе и к своей жизни, самоанализа и самовоспитания. Изучение всего курса завершается принятием правил общей жизни: «Мы договорились, что...». Этот документ, возникающий как реакция на определённые негативные ситуации жизни класса, помогает детям справиться с ними, преодолеть трудности.

Правила поведения, проявленные обучающимися отражаются в характеристиках на конец каждого года обучения.

Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 ч. в неделю).


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

Основные личностные результаты внеурочной деятельности:

-ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя кон­кретного региона;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры.

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охра­ны;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профес­сиональной деятельности;

- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

- понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

- расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

- принятие и освоение различных социальных ролей, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоро­вом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выби­рать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые резуль­таты;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

В результате освоения курса «Школа общения» на конец обучения в 1 классе у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты:

-умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);

-начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;

-знание главных нравственных правил, норм;

-знание сущности понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют;

-умение отрицать некрасивые поступки (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливость;

-знание норм речевого этикета;

-умение украшать пространство своей жизни – дом, класс, школа, улица;

-умение следовать правилам этикета, поддерживать опрятный внешний вид;

-умение вежливо вести себя и относится к людям в разных общественных условиях и ситуациях;

-умение различать хорошие и плохие поступки;

-умение соблюдать правила культурного поведения и придерживаться правил в общении с другими;

-умение уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим;

-умение давать правильную оценку своих поступков и поступков сверстников;

-умение быть сострадательными к чужому горю;

-умение правильно вести диалог и воспринимать различные точки зрения, формулировать и доказывать собственную мысль.


Регулятивные результаты освоения курса «Школа общения»:

- умение определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- умение проговаривать последовательность действий;

- умение обнаруживать и формулировать нравственную проблему совместно с учителем;

- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, пытаться предлагать способ её проверки;

- умение работать по предложенному учителем плану;

- умение планировать свою деятельность во внеурочное время;

- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Познавательные результаты освоения курса «Школа общения»:

- умение делать предварительный отбор информации для решения задачи;

-умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

-умение находить и формулировать свое решение с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);

Коммуникативные результаты освоения курса «Школа общения»:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других;

- умение работать в парах и малых группах, выполняя различные роли в группе (лидера, исполнителя).







Содержание курса внеурочной деятельности.

Учимся жить вместе. Заинтересовать младших школьников внеурочными занятиями

Кто я? Осознание ребёнком своих социальных ролей.

Как я выгляжу? Понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддержать порядок на своём рабочем месте в школе и дома. Отличие поведения девочек и мальчиков.

Расскажу о себе. Осознание своей индивидуальности, своей непохожести на других людей с первых дней жизни

Моё поведение. Понятие о « комплемент», его значение для человека, умение делать комплементы друг другу, понять свой характер.

Чем богат человек. Понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении людям, своей стране.

Мои чувства. Знакомство с различными чувствами человека, органами его чувств, развитие эмпатии.

Моё настроение. Умение с пониманием относиться к эмоциональному миру человека.

Этика – наука о морали. Этика, как правило поведения и отношения к другим людям и к себе. Познакомить с правилами этикета и золотыми правилами этики.

Школьный этикет. Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока.

Праздничный этикет. Понятие «праздник», «праздник в классе», «эмоции», показать, как эти понятия соотносятся с пониманием эмоционального мира человека.

День рождения. Понятия «день рождения», «гость», «именинник», правила этикета на дне рождения для гостя. Правила этикета на дне рождения для именинника. Да­рение подарка.

Зачем быть вежливым. Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение» «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека.

Сказка о вежливости. Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

Сказка о нашей жизни. Понятия «сказка», «жизнь», «этикет». Правила этикета в сказках. Эти­кет в сказках и отношения между людьми.

Добро и зло в сказках. Понятия «добро - хорошо», «зло - плохо», «сказка». Показать, что добро всегда побеждает зло, потому что этой победе помогает природа, зве­ри, люди.

Твои поступки и твои родители. Понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, поче­му людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Обязанности ученика в школе и дома. Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходи­мость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учите­лям, к школе, классу.

Ты и твоё здоровье. Понятия «здоровье», «режим дня», «личная гигиена». Режим дня и укреп­ление здоровья человека. Советы доктора Айболита.

Наш класс. Понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого об­щения и взаимопомощи в классе.

Моя мама – самая лучшая. Понятия «внимание», «забота», «чуткость», «сострадание». Доказать необходимость обращать внимание на настроение и состояние мамы.

Учимся общаться. Понятия «диалог», «общение», «уважение». Правила этикета в общении со сверстниками. Правила этикета в общении с взрослыми.












Тематическое планирование.


Тема

Кол-во часов

Основные формы организации занятий и виды деятельности

1

Учимся жить вместе

1

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; сюжетно - ролевые игры.

незаконченный рассказ;

просмотр и обсуждение мультфильмов;

сюжетно – ролевые игры

коллективно – творческие дела



Разыгрывание ситуаций общения

2

Кто я

1

3-6

Как я выгляжу

4

7

Расскажу о себе

1

8

Моё поведение

1

9

Чем богат человек

1

10-11

Мои чувства

2

12

Моё настроение

1

13

Этика – наука о морали

1

14-15

Школьный этикет

2

16

Праздничный этикет

1

17-18

День рождения.

2

19-20

Зачем быть вежливым

2

21-22

Сказка о вежливости

2

23

Добро и зло в сказках

1

24

Сказка о нашей жизни.

1

25

Твои поступки и твои родители

1

26-27

Обязанности ученика в школе и дома

2

28

Ты и твоё здоровье

1

29-30

Наш класс

2

31

Моя мама – самая лучшая.

1

32-33

Учимся общаться

2



Материально – техническое обеспечение.

Методическая литература для учителя.

1.Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. Москва,2003.

Детская литература.

Б.Заходер,А.Барто,С.Маршак,С.Михалков,В.Берестов,Е.Пермяк,М.Пришвин,Ю.Дмитриев, В.Бороздин, О.Высотская, В.Осеева, И.Токмакова, В.Голявкин, Н.Носов, русские народные сказки, сказки разных народов.

Материально-техническое обеспечение.

Классная доска трёхэлементная

Компьютер, акустические колонки.

Интерактивная доска, экранно- звуковые пособия(презентации, мультфильмы по темам).






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!