СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по Функциональной грамотности 1-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по Функциональной грамотности 1-4 классы»

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 270 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

1 класс – 66 часа

2 класс – 68 часа

3 класс – 68 часа

4 класс – 68 часа

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Деловые беседы;

  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

  • Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

- осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.



Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, к лассификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

П редметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.



ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.




























Содержание программы 1 класс (66ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

2

2


2

2


2


2


2


2

В. Бианки. Лис и мышонок.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

В. Сутеев. Живые грибы.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

Грузинская сказка. Лев и заяц.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

Е. Пермяк. Четыре брата.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



2.

Математическая грамотность

2


2

2

2


2

2


2


2

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

Про козу, козлят и капусту.

Про петушка и жерновцы.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

Про наливные яблочки.

Про Машу и трех медведей.

Про старика, старуху, волка и лисичку.

Про медведя, лису и мишкин мед.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



3.

Финансовая грамотность

2

2

2


2


2


2

2


2

За покупками.

Находчивый колобок.

День рождения мухи-цокотухи.

Буратино и карманные деньги.

Кот Василий продает молоко.

Лесной банк.

Как мужик и медведь прибыль делили.

Как мужик золото менял.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



4.

Естественно-научная грамотность

2


2


2


2

2


2

2


2

2

Как Иванушка хотел попить водицы.

Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

Про репку и другие корнеплоды.

Плывет, плывет кораблик.

Про Снегурочку и превращения воды.

Как делили апельсин.

Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

Иванова соль.

В. Сутеев. Яблоко.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

18




Итого

66





Календарно-тематическое планирование (1 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

В. Бианки. Лис и мышонок.

2

1

1



Русская народная сказка. Мороз и заяц.

2

1

1



В. Сутеев. Живые грибы.

2

1

1



Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

2

1

1



М. Пляцковский. Урок дружбы.

2

1

1



Грузинская сказка. Лев и заяц.

2

1

1



Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

2

1

1



Е. Пермяк. Четыре брата.

2

1

1



Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

2

1

1



Про козу, козлят и капусту.

2

1

1



Про петушка и жерновцы.

2

1

1



Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

2

1

1



Про наливные яблочки.

2

1

1



Про Машу и трех медведей.

2

1

1



Про старика, старуху, волка и лисичку.

2

1

1



Про медведя, лису и мишкин мед.

2

1

1



За покупками.

2

1

1



Находчивый колобок.

2

1

1



День рождения мухи-цокотухи.

2

1

1



Буратино и карманные деньги.

2

1

1



Кот Василий продает молоко.

2

1

1



Лесной банк.

2

1

1



Как мужик и медведь прибыль делили.

2

1

1



Как мужик золото менял.

2

1

1



Как Иванушка хотел попить водицы.

2

1

1



Пятачок, Винни-пух и воздушный шарик.

2

1

1



Про репку и другие корнеплоды.

2

1

1



Плывет, плывет кораблик.

2

1

1



Про Снегурочку и превращения воды.

2

1

1



Как делили апельсин.

2

1

1



Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду.

2

1

1



Иванова соль.

2

1

1



В. Сутеев. Яблоко.

2

1

1




Итого:

66

33

33





Содержание программы 2 класс (68 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

2


2


2

2


2

2

2

12

1


Михаил Пришвин. Беличья память.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

Лев Толстой. Зайцы.

Николай Сладков. Веселая игра.

Обыкновенные кроты.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

Полевой хомяк.

Про бобров.

Позвоночные животные.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

17



2.

Математическая грамотность

2

2

2

2

2

2

2

2

1

Про беличьи запасы.

Медвежье, потомство.

Про зайчат и зайчиху.

Лисьи забавы.

Про крота.

Про ежа.

Про полевого хомяка.

Бобры строители.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

17



3.

Финансовая грамотность

2

2


2

2


2

2

2

2

1

Беличьи деньги.

Поврежденные и фальшивые деньги.

Банковская карта.

Безопасность денег на банковской карте.

Про кредиты.

Про вклады.

Ловушки для денег.

Такие разные деньги.

Встреча друзей.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

17



4.

Естественно-научная грамотность

2

2

2

2

2

2


2

2

1

Про белочку и погоду.

Лесные сладкоежки.

Про зайчишку и овощи.

Лисьи норы.

Корень часть растения.

Занимательные особенности яблока.

Про хомяка и его запасы.

Материал для плотин.

Позвоночные животные.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

17




Итого

68





Календарно-тематическое планирование (2 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Михаил Пришвин. Беличья память.

2

1

1



Про беличьи запасы.

2

1

1



Беличьи деньги.

2

1

1



Про белочку и погоду.

2

1

1



И. Соколов-Микитов. В берлоге.

2

1

1



Медвежье потомство.

2

1

1



Поврежденные и фальшивые деньги.

2

1

1



Лесные сладкоежки.

2

1

1



Лев Толстой. Зайцы.

2

1

1



Про зайчат и зайчиху.

2

1

1



Банковская карта.

2

1

1



Про зайчишку и овощи.

2

1

1



Николай Сладков. Веселая игра.

2

1

1



Лисьи забавы.

2

1

1



Безопасность денег на банковской карте.

2

1

1



Лисьи норы.

2

1

1



Обыкновенные кроты.

2

1

1



Про крота.

2

1

1



Про кредиты.

2

1

1



Корень часть растения.

2

1

1



Эдуард Шим. Тяжкий труд.

2

1

1



Про ежа.

2

1

1



Про вклады.

2

1

1



Занимательные особенности яблока.

2

1

1



Полевой хомяк.

2

1

1



Про полевого хомяка.

2

1

1



Ловушки для денег.

2

1

1



Про хомяка и его запасы.

2

1

1



Про бобров.

2

1

1



Бобры строители.

2

1

1



Такие разные деньги.

2

1

1



Материал для плотин.

2

1

1



Позвоночные животные.

2

1

1



Встреча друзей.

2

1

1




Итого:

68

34

34





Содержание программы 3 класс (68 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

2

2

2

2

2

2

2

2

Про дождевого червяка.

Кальций.

Сколько весит облако?

Хлеб, всему голова.

Про мел.

Про мыло.

История свечи.

Магнит.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



2.

Естественно-научная грамотность

2

2

2

2

2

2


2

2

Дождевые черви.

Полезный кальций.

Про облака.

Про хлеб и дрожжи.

Интересное вещество мел.

Чем интересно мыло и как оно «работает»?

Про свечи.

Волшебный Магнит.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



3.

Финансовая грамотность

2

2

2


2



2



2


2



2

Что такое «бюджет»?

Семейный бюджет.

Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

Как сэкономить семейные деньги?

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



4.

Математическая грамотность

2


2


2


2

2


2

2


2

Расходы и доходы бюджета.

Планируем семейный бюджет.

Подсчитываем семейный доход.

Пенсии и пособия.

Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

Подсчитываем расходы.

Расходы на обязательные платежи.

Подсчитываем сэкономленные деньги.

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



5

Проверочные работы

4

Проверь себя



Итого

68





Календарно-тематическое планирование (3 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Про дождевого червяка.

2

1

1



Кальций.

2

1

1



Сколько весит облако?

2

1

1



Хлеб, всему голова.

2

1

1



Про мел.

2

1

1



Про мыло.

2

1

1



История свечи.

2

1

1



Магнит.

2

1

1



Дождевые черви.

2

1

1



Полезный кальций.

2

1

1



Про облака.

2

1

1



Про хлеб и дрожжи.

2

1

1



Интересное вещество мел.

2

1

1



Чем интересно мыло и как оно «работает»?

2

1

1



Про свечи.

2

1

1



Волшебный Магнит.

2

1

1



Проверь себя.

2

1

1



Что такое «бюджет»?

2

1

1



Семейный бюджет.

2

1

1



Откуда в семье берутся деньги? Зарплата.

2

1

1



Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия.

2

1

1



Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад выигрыш.

2

1

1



На что тратятся семейные деньги? Виды расходов.

2

1

1



На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи.

2

1

1



Как сэкономить семейные деньги?

2

1

1



Расходы и доходы бюджета.

2

1

1



Планируем семейный бюджет.

2

1

1



Подсчитываем семейный доход.

2

1

1



Пенсии и пособия.

2

1

1



Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы.

2

1

1



Подсчитываем расходы.

2

1

1



Расходы на обязательные платежи.

2

1

1



Подсчитываем сэкономленные деньги.

2

1

1



Проверь себя.

2

1

1




Итого:

68

34

34










Содержание программы 4 класс (68 ч)

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Формы внеурочной деятельности

1

Читательская грамотность

2

2


2


2


4



2

2

Старинная женская одежда.

Старинные женские головные уборы.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

История посуды на Руси.

Какие деньги были раньше в России

Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



2.

Естественно-научная грамотность


2

2

2

2


2

2

2

2

Томат.

Болгарский перец.

Картофель.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

Лук.

Капуста.

Горох.

Грибы.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



3.

Финансовая грамотность

4

2

2

4


2

2

Потребительская корзина.

Прожиточный минимум.

Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы.

Благотворительность.

Страхование.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16



4.

Математическая грамотность

2

4

2

2

4

2


В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт.

Обустраиваем участок.

Поход в кино.

Отправляемся в путешествие.


Библиотечные уроки;

Деловые беседы;

Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

Практические упражнения


Итого

16




Творческие работы

2

2

По выбору.

Составляем словарик по финансовой грамотности.



Итого

4




Итого

68





Календарно-тематическое планирование (4 класс)

№ п/п

Тема занятия

Всего часов

В том числе

Дата проведения

Теория

Практика

Планир.

Факт.

Старинная женская одежда.

2

1

1



Старинные женские головные уборы.

2

1

1



Старинная мужская одежда и головные уборы.

2

1

1



Жилище крестьянской семьи на Руси.

2

1

1



Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

4

2

2



История посуды на Руси.

2

1

1



Какие деньги были раньше в России

2

1

1



Томат.

2

1

1



Болгарский перец.

2

1

1



Картофель.

2

1

1



Баклажан. Семейство Паслёновые.

2

1

1



Лук.

2

1

1



Капуста.

2

1

1



Горох.

2

1

1



Грибы.

2

1

1



Творческая работа.

2

1

1



Потребительская корзина.

2

1

1



Прожиточный минимум.

2

1

1



Инфляция.

2

1

1



Распродажи, скидки, бонусы.

4

2

2



Благотворительность.

2

1

1



Страхование.

2

1

1



В бассейне.

2

1

1



Делаем ремонт.

4

2

2



Праздничный торт.

2

1

1



Обустраиваем участок.

2

1

1



Поход в кино.

4

2

2



Отправляемся в путешествие.

2

1

1



Составляем словарик по финансовой грамотности.

2

1

1




Итого:

68

34

34