Департамент Смоленской области по образованию и науке
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КАРДЫМОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят на заседании педагогического совета МБОУ «Каменская основная школа» Протокол № 1 от 08.06.2023года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы МБОУ «Каменская основная школа» ___________ Е.В. Василенко Приказ № 36 от «28 » августа 2023 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Творческая мастерская»
для 1-4 классов
Составитель:
Найбич Яна Валерьевна,
учитель
д. Каменка, 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Творческая мастерская» реализует общекультурное направление в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Она направлена на освоение языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики, а также творческую работу с природным материалом.
Актуальность данной программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Актуальность программы «Творческая мастерская» в том, что она дает возможность освоить технику работы с различными видами материала (бумагой, природным материалом, пластилином, соленым тестом, бросовым материалом). Умение работать с разными материалами позволяет переносить технологические приемы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Кроме того, смена видов работы и материала исключает возможность уставания и перенасыщения одним видом деятельности.
Цель: создание условий для проявления, раскрытия и развития творческих способностей в языке декоративно-прикладного искусства, бумажной техники, работе с природным материалом.
Задачи:
Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
Развивать воображение и фантазию, внимание, память, трудолюбие, интерес к истории родного края;
Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.
учащийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные универсальные учебные действия
знать название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры;
расширят знания в области композиции, формообразования, цветовидения;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
экономно и рационально расходовать материал.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов внеурочной деятельности
1 класс (33 часа)
Название раздела | Количество часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации занятий |
Работа с природным материалом | 4 | Вводное занятие. ТБ. Рассказ о флористике. Природе родного края. Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов. Изготовление животных из листьев. | -Знакомство с правилами ТБ при работе с природным материалом; -Сбор различных природных материалов; -Изучение правил просушивания и хранение природных материалов; -Самостоятельное выполнение разметки для отделки изделия. | Занятие-путешествие. Экскурсия в природу. Творческая деятельность. Практическая работа. |
Работа с бумагой и картоном | 10 | Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты. Ребристые игрушки. Елочка. Колокольчик. Подсолнухи. Аппликация с бумажными петлями. «Ромашка». Жар – птица. Пластичная полоска «Мишка». Аппликации из бумажных комочков «Петушок». | - Создание эскиза аппликаций; -Создание оригинальных аппликаций и игрушек из бумаги; -Оформление изделия по собственному желанию. | Практическая работа. Игра. Творческая деятельность. |
Работа с пластичными материалами | 11 | Рассказ о глине и пластилине. Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу). Знакомство с тесто пластикой. Правила техники безопасности. Осьминожка. (Лепка элементов изделия). Сушка и окрашивание теста. (Оформление изделия). Бусы. Солонка «Уточка». Брелок «Человечек». | -Изготовление декоративных игрушек по образцу; -Знакомство с видами работы с пластилином и соленым тестом; -Использование приемов работы с пластилином; -Оценивание работы по заданным критериям. | Практическая работа с элементами творчества. |
Работа с бросовым материалом | 8 | Игрушки из катушек. Тигренок из коробки. Панно «Апельсиновый букет». Крокодил и Тигренок из коробочек. | -Создание эскиза; -Выбор материала для изготовления самому или с помощью руководителя; -Использование элементов художественного творчества; -оформление изделия при помощи красок. | Экскурсия в природу. Практическая работа с элементами творчества. |
2 класс (34 часа)
Название раздела | Количество часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации учебных занятий |
Работа с природным материалом | 7 | Вводное занятие. Правила ТБ. Цветы в вазе из арбузных и дынных семечек. Львенок из крылаток. Поздравительная открытка из семян. Лесная полянка. | -Повторение правил ТБ при работе с природным материалом; -Сбор материала для поделок; -Составление тематической композиции, эскиза; -Выбор материала для изготовления, исходя из его назначения; -Изготовление аппликаций из природного материала. | Игры с элементами творчества. Практическая работа. Экскурсия. |
Работа с бумагой и картоном | 9 | Аппликация «Осень» (обрывание). Технология выполнения поделок из конуса. «Буратино». Самоделки из бумаги и картона «Медвежонок». «Птица». Волшебный шар «Снеговик». Геометрическая мозайка «Петушок». | -Выполнение разметки деталей по шаблону; -Контроль и корректировка своей работы; -Оценивание качества работы, сравнение ее с другими работами. | Практическая работа. |
Работа с пластичными материалами | 8 | Волшебный колокольчик. Конфетница. Рамка для фото. Шкатулка. | -Работа с пластилином, соленым тестом; -Организация рабочего места; -Оформление изделия по желанию, замыслу; -Самостоятельное составление плана работы. | Развлекательные игры. Практическая работа. |
Работа с бросовым материалом | 10 | Ландыши и колокольчики из пластиковых бутылок. Мозаика из скорлупы «Звездное небо». Робот из коробок. Боевая техника из пенопласта. | -Самостоятельное составление плана работы; -Оформление изделия; -Подбор материала для работы; -Оценивание своей работы. | Интеллектуальные игры. Практическая работа. |
3 класс (34 часа)
Название разделов | Количество часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности учащихся | Формы организации учебных занятий |
Работа с природным материалом | 5 | Вводное занятие. ТБ. Беседа о цветах «В царстве цветов». Учимся составлять букеты. Божья коровка из скорлупы грецкого ореха. Кораблик из крупы. Аппликация собачки из крупы. | Постановка цели занятия Самостоятельное составление тематической композиции; Оценивание своей работы и работы товарищей; -Анализ предлагаемых заданий. | Практическое занятие. |
Работа с бумагой и картоном | 10 | Геометрическая мозайка: Черепаха. Кошка. Собачка (оригами). Цветы. Снегири на ветке. Птичка (витая спираль). Новогодняя игрушка. | Контроль своей деятельности ; Создание занимательных игрушек из бумаги разными способами (обрывания, складывания, скатывания, вырезания из гладкой и гофрированной бумаги); Использование конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых изделий. | Мини-соревнования «Чья поделка лучше». Практическая работа. |
Работа с пластичными материалами | 6 | Кашпо. Карандашница «Божья коровка». Колье с рыбкой. | Подготовка пластичного материала к работе; Работа с эскизом; Оформление поделок, миниатюр; Общее представление о росписи на изделиях; Различные образцы росписи. | Практическая работа. Кинозал. |
Работа с бросовым материалом | 13 | Панно «Цветы из ленточек». Улитка из ниток. Мозаика из яичной скорлупы. Поделки из яйца. Поделки из макарон. Поделки из коробочек «Собачка». | Практическая деятельность; Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями по образцам и рисункам; Подбор соответствующих материалов и инструментов | Игра. Творческая деятельность. Практическая работа. |
4 класс (34 часа)
Название разделов | Количество часов | Содержание | Основные виды внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности |
Работа с природным материалом | 4 | Вводное занятие. ТБ. Сова из крупы. Подсолнух (семена, крупа, горошины перца). Мишка из цепких растений. | Выполнение работы по самостоятельно составленному плану; Конструктивные доработки; Осуществление технологических операций. | Практическая работа. Экскурсия в природу. |
Работа с бумагой и картоном | 12 | Композиция «Полет бабочек» Пушистый шарик. Зайчонок (бумажные комочки). Веточка (витая спираль). Новогодние игрушки: Лисенок. Клоун.(конус) | Выполнение своей художественно-практической деятельности в соответствии с собственным замыслом; Подбор наиболее рациональных технологических приемов изготовления изделий; Аргументация своей точки зрения по отношению к выполненной работе | Проект. Практическая работа. |
Работа с пластичными материалами | 10 | Веселый зоопарк. Зебра. Павлин. Картина из пластилина «Мой дед победитель». | Практическая деятельность в соответствии с целью и задачами; Моделирование изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и рисунку; Самоконтроль качества выполненной работы. | Проект. Практическая работа. |
Работа с бросовым материалом | 8 | Панно из карандашных стружек. Букет для мамы. «Веселые человечки»( брелок для ключей) Мозайка из яичной скорлупы «Звездное небо».Поделки из макарон. | Разная техника выполнения и виды работ; Приемы безопасного и рационального труда; Самоконтроль выполненной работы. | Использование Интернет ресурсов. Практическая работа. Творческая деятельность. |
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Количество часов по классам |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Работа с природным материалом | 4 | 7 | 5 | 4 |
| Работа с бумагой и картоном | 10 | 9 | 10 | 12 |
| Работа с пластичными материалами | 11 | 8 | 6 | 10 |
| Работа с бросовым материалом | 8 | 10 | 13 | 8 |
| ИТОГО: | 33 | 34 | 34 | 34 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата |
| Работа с природным материалом 4 ч. |
1. | Вводное занятие. Правила ТБ. | 1 | |
2. | Рассказ о флористике, природе родного края. | 1 | |
3. | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила сушки листьев, цветов. | 1 | |
4. | Изготовление животных из листьев. | 1 | |
| Работа с пластичными материалами (соленым тестом, пластилином) 11 ч. |
5. | Рассказ о глине и пластилине. | 1 | |
6. | Лепка простых по форме овощей и фруктов ( по образцу) | 1 | |
7. | Знакомство с тестопластикой. Правила ТБ. | 1 | |
8-9 | Осьминожка (Лепка элементов изделия. Сушка и окрашивание теста. Оформление изделия) | 1 | |
10-11 | Бусы. | 2 | |
12-13 | Солонка «Уточка». | 2 | |
14-15 | Брелок «Человечек». | 2 | |
Работа с бумагой и картоном10 ч. |
16. | Виды бумаги и ее свойства, материалы и инструменты. | 1 | |
17. | Ребристые игрушки. Елочка. | 1 | |
18. | Колокольчик. | 1 | |
19. | Пушистый шарик. | 1 | |
20. | Подсолнухи. | 1 | |
21. | Аппликация из бумажных комочков. Петушок. | 1 | |
22. | Аппликация с бумажными петлями. Ромашка. | 1 | |
23-24 | Жар-птица. | 2 | |
25. | Пластичная полоска. «Мишка». | 1 | |
Работа с бросовым материалом 8ч. |
26. | Ваза для сухих цветов. | 1 | |
27. | Игрушки из катушек. | 1 | |
28-29 | Тигренок из коробки. | 2 | |
30. | Крокодил из коробочек. | 1 | |
31-32 | Панно «Апельсиновый букет». | 2 | |
33 | Итоговое занятие. Выставка лучших работ. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата |
Работа с природным материалом 7 ч. |
1. | Вводное занятие. Правила ТБ с режущими предметами. | 1 | |
2. | Цветы в вазе из арбузных и дынных семечек. | 1 | |
3-4 5-6 7 | Львенок из крылаток. Поздравительная открытка из семян . Лесная полянка. | 2 2 1 | |
Работа с бумагой и картоном9 ч. |
8- 9 | Аппликация «Осень» ( обрывание) | 2 | |
10-11 | Веселый конус. Поделка для мамы. Буратино. | 2 | |
12-13 | Самоделка из бумаги и картона. Птица. | 2 | |
14 | Медвежонок. | 1 | |
15 | Волшебный шар. Снеговик. (Новогодняя игрушка) | 1 | |
16 | Геометрическая мозайка. Петушок. | 1 | |
Работа с пластичным материалом 8 ч. |
17-18. | Конфетница. | 2 | |
19-20 | Волшебный колокольчик. | 2 | |
21-22 | Рамка для фото. (Подарок для папы). | 2 | |
23-24 | Шкатулка. (Подарок к 8 Марта) | 2 | |
Работа с бросовым материалом 10 ч. |
25 | Робот из коробок. | 1 | |
26-27 | Ландыши из пластиковых бутылок. | 2 | |
28-29 | Звездное небо (Мозайка из яичной скорлупы). | 2 | |
30-31 | Боевая техника из пенопласта. | 2 | |
32-33 | Колокольчик из пластиковой бутылки. | 2 | |
34 | Итоговое занятие. Выставка работ. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата |
Работа с природным материалом 5ч. |
1. | Вводное занятие (вводный инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами, клеем). | 1 | |
2. | Беседа о цветах «В царстве цветов». Учимся составлять букеты. | 1 | |
3. | Божья коровка из скорлупы грецкого ореха. | 1 | |
4. | Кораблик из крупы. | 1 | |
5. | Аппликация собачки из крупы. | 1 | |
Работа с бумагой и картоном 10 ч. |
6 | Геометрическая мозайка. | 1 | |
7. | Черепаха. | 1 | |
8. | Кошка. | 1 | |
9. | Собачка (оригами). | 1 | |
10. | Цветы. | 1 | |
11 -12 | Снегири на ветке. | 2 | |
13-14 | Новогодняя игрушка. | 2 | |
15. | Птичка (витая спираль). | 1 | |
Работа с соленым тестом, пластилином 6 ч. |
16-17. | Кашпо. | 2 | |
18-19 | Карандашница « Божья коровка». | 2 | |
20-21 | Колье с рыбкой. | 2 | |
| Работа с бросовым материалом | 13 | |
22-23 | Панно «Цветы из ленточек». | 2 | |
24-25 | Улитка из ниток. | 2 | |
26-27 | Мозайка из яичной скорлупы. | 2 | |
28-29 | Поделки из яйца. | 2 | |
30-31 | Поделки из макарон. | 2 | |
32-33 | Поделки из коробочек «Собачка». | 2 | |
34 | Итоговое занятие. Выставка лучших работ. | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Дата |
Работа с природным материалом 4 ч. |
1. | Вводное занятие (вводный инструктаж по ТБ при работе с колющими и режущими инструментами, клеем). | 1 | |
2. | Сова из крупы. | 1 | |
3. | Мишка из цепких растений. | 1 | |
4. | Подсолнух (семена, крупа, горошек перца). | 1 | |
Работа с бумагой и картоном12 ч. |
5-6 | Подарок Учителю. Композиция «Полет бабочек». | 2 | |
7-8 | Пушистый шарик (бумажные комочки). | 2 | |
9-10 | Подарок для мамы. Зайчонок (бумажные комочки). | 2 | |
11-12 | Веточка (витая спираль). | 2 | |
13-14 | Новогодние игрушки (конус). Клоун. | 2 | |
15-16 | Лисенок (конус). | 2 | |
Работа с бросовым материалом 8 ч. |
17-18 | Панно из карандашных стружек. | 2 | |
19-20 | Букет для мамы. | 2 | |
21-22 | Веселые человечки. Брелок для ключей папы. | 2 | |
23-24 | Звездное небо. Мозайка из яйчной скорлупы. | 2 | |
Работа с пластичными материалами (пластилин, соленое тесто) 10 ч. |
25-26 | Зебра. | 2 | |
27-28 | Павлин. | 2 | |
29 | Веселый зоопарк. | 1 | |
30-31 | Картина из пластилина. Мой дед победитель. | 2 | |
32-33 | Поделки из макарон. | 2 | |
34 | Оформление выставки (заключительное занятие). | 1 | |