Пояснительная записка
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, офицера, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В связи с этим на базе МКОУ АГО «Уфимская СОШ» разработана программа внеурочной деятельности военно-патриотической направленности, благодаря которой обучающиеся приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие обучающихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит ребенку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта. Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности:
Конституцией и законами Российской Федерации;
Законом «Об образовании» «Об обороне»;
Конвенцией ООН «О правах ребенка»;
Основными принципами деятельности являются:
принцип добровольности;
принцип взаимодействия;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
принцип междисциплинарности;
принцип преемственности;
принцип равноправия и сотрудничества;
принцип самостоятельности;
принцип ответственности;
принцип коллективности;
принцип ответственности за собственное развитие.
Цель:
создание системы военно-патриотического воспитания обучающихся, обеспечивающей формирование морально-психологической и физической готовности и способности молодежи к военной службе и успешной социализации в обществе.
Задачи:
Формирование здорового образа жизни как необходимой ценности.
Создание условий для приобретения обучающимися навыков безопасности жизнедеятельности, эмоционально волевой устойчивости в экстремальных условиях.
Воспитание у детей ответственности, сознательности и коммуникативности.
Формирование интереса к истории и традициям Вооруженных Сил.
Обучение 1 год, программа рассчитана на 2 часа в неделю.
В программе заложены следующие направления деятельности:
патриотическое воспитание,
начальная военная подготовка,
военно-спортивная подготовка,
предметно-практическая деятельность.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения дисциплине обучающиеся должны
знать:
назначение и устройство АК, противогазов ГП – 5, ГП – 7, ОЗК;
способы защиты от ОМП;
инструктажи по технике безопасности при обращении с оружием;
историю создания Вооруженных сил России.
уметь:
выполнять стрельбу из пневматической винтовки;
быстро надевать противогаз ГП – 5 и защитный комплект ОЗК;
умело действовать в составе отделения, в тактической подготовке;
выполнять нормативы по физической и медицинской подготовке;
выполнять строевые приказы.
Механизм реализации Программы
В целях успешной реализации Программы используются активные формы работы, значимые для подростков:
экскурсии, посещение музеев, хранящих память о героическом прошлом нашего народа;
встречи с ветеранами ВОВ и локальных конфликтов;
диспуты, уроки мужества;
проведение Вахты Памяти;
участие в почетном карауле у мемориалов п. Уфимский, г. Красноуфимск;
участие в викторинах, соревнованиях, конкурсах, смотрах, сборах патриотической направленности.
Предполагаемые конечные результаты
Осуществление настоящей Программы позволит:
продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
сформировать готовность обучающихся к активной гражданской позиции;
отвлечь обучающихся от противоправной деятельности;
оказывать помощь каждому ребенку в его саморазвитии, раскрытии способностей;
создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности.
Календарно-тематическое планирование занятий
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Вводная тема | 2 |
2 | Прикладная физическая подготовка | 6 |
3 | Гражданская подготовка | 14 |
4 | Основы военной службы | 42 |
5 | Сборы, полевые выходы | 8 |
Итого | 72 |
Тематический план
№ п/п | Наименование темы, раздела | Кол-во часов |
Раздел I: Вводная тема | 2 |
1 | Патриотизм и патриотическое воспитание граждан | 2 |
Раздел II: Прикладная физическая подготовка | 6 |
2 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, ОРУ на перекладине | 2 |
3 | ОФП для мышц рук, ног, туловища, игры с элементами борьбы. | 2 |
4 | Бег 100м, подтягивание, пресс, граната | 2 |
Раздел III: Гражданская подготовка | 14 |
5 | Гражданская оборона учебного заведения | 1 |
6 | Оружие массового поражения | 1 |
7 | Химическое оружие | 1 |
8 | Современные средства поражения | 1 |
9 | Действия населения по защите от последствий аварий, катастроф | 1 |
10 | Защитные сооружения ГО | 1 |
11 | Преодоление зараженной местности в ОЗК | 2 |
12 | Практические действия по преодолению зараженной местности в противогазе ГП-5 | 2 |
13 | Одевание противогазов, ОЗК на время | 2 |
14 | Сдача нормативов по одеванию противогазов, ОЗК | 2 |
Раздел IV: Основы военной службы | 42 |
15 | Строевые приемы и движения без оружия | 2 |
16 | Отдание воинского приветствия без оружия. | 2 |
17 | Выход из строя и подход к начальнику | 2 |
18 | Воинское приветствие | 2 |
19 | Закрепление изученных строевых приемов | 2 |
20 | Назначение и боевые свойства АКС, АК- 74 | 2 |
21 | Понятие об устройстве и работе АК | 2 |
22 | Разборка и сборка АК. Нормативы | 2 |
23 | Уход за оружием, его хранение и сбережение | 2 |
24 | Приемы стрельбы из автоматического оружия | 2 |
25 | Снаряжение магазина к АК | 2 |
26 | Сдача нормативов по разборке и сборке АК – 74, снаряжению магазина к АК | 2 |
27 | Повороты в составе отделения на месте | 2 |
28 | Повороты в движении в составе отделения | 2 |
29 | Движение строевым шагом в составе отделения | 2 |
30 | Контрольное занятие по строевой подготовке | 2 |
31 | Стрельба из ПВ из положения сидя | 2 |
32 | Стрельба из ПВ из положения лежа | 2 |
33 | Стрельба из ПВ из положения стоя | 2 |
34 | Учебная стрельба из пневматической винтовки | 2 |
35 | Строевые песни. Прохождение строем с песней | 2 |
| Резерв (сборы, полевые выходы) | 8 |
Итого | 72 |
Предметно-методическое обеспечение:
Наглядные пособия (в том числе и электронные):
Плакаты по огневой подготовке
Плакаты по строевой подготовке
Плакаты по медицинской подготовке
Плакаты по тактической подготовке
Плакаты по гражданской обороне
Видеофильмы по строевой подготовке и гражданской обороне.
Предметное оборудование
ОЗК — 1 шт.
Противогазы — 7 шт.
Винтовки пневматические — 2 шт.
Макет АК-74М – 1 шт.
Макет АК-103 – 1 шт.
Список использованной литературы
Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию / Москва «ВАКО»
Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы) / Москва «ВАКО»
Воспитать патриота/ - Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с.
Основы безопасности жизнедеятельности: учебники и учебные пособия для общеобразовательных учреждений 5, 6, 7 классы (С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В.Марков М.: Дрофа, 2012)
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
7