Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5- 6 класс " Эрудит"»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Формы работы с детьми ориентированы на умственную активность подростков во всех возрастных группах.
В 6 классах способности учащихся будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности по математике — непосредственное приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности по математике — влияние опыта самостоятельного социального действия на процесс развития личности ребёнка (мотивация к предмету, профессиональный выбор).
Формирование универсальных учебных действий
Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит» направлена на формирование и развитие:
Личностных результатов
ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметных результатов
регулятивные учащиеся получат возможность научиться:
составлять план и последовательность действий;
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
познавательные учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
коммуникативные учащиеся получат возможность научиться:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметных результатов
формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
развитие умений работать с учебным математическим текстом;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел;
овладение символьным языком алгебры, приёмами тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; моделировать реальные ситуации на математическом языке;
овладение геометрическим языком; развитие пространственных представлений, навыков геометрических построений;
формирование систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах;
формирование представлений о статистических закономерностях, о простейших вероятностных моделях; умений извлекать информацию из смежных дисциплин с использованием справочных материалов, интернет - ресурсов;
развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера; формирование информационной и алгоритмической культуры, алгоритмического мышления;
формирование умений представления данных в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Программа внеурочной деятельности по математике «Эрудит», реализуется в духовно-нравственном, социальном и общекультурном направлениях. Интеграция направлений осуществляется:
- общеинтеллектуального, духовно-нравственного и социального- через блок задач, мини – проекты, целями которых является развитие гражданских чувств к родному городу, региону, гордости за свою причастность к удивительной жизни страны;
- общеинтеллектуального и общекультурного- через содержание и формы организации работы с учащимися, ориентированными на развитие культуры отношений человека с человеком, культуры поведения в обществе, культуры образования, культуры труда, культуры творчества.
Данный курс включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы и загадки. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес обучающихся к данному курсу.
Формы организации и виды деятельности:
- игровая;
- парная
- познавательная;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- конкурсы;
- праздники;
- практикумы.
Числа и вычисления.
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы счисления. Правила быстрого счета. Магические квадраты.
Геометрические фигуры.
Треугольник. Четырехугольник. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
Ребусы. Кроссворды.
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
Логические задачи.
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.
Решение задач.
Решение занимательных, шутливых задач, задач от противного. Задачи на движение и на бассейны. Задачи на переливание и дележи. Старинные задачи. Текстовые задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание и разрезание.
Основы теории вероятности.
Примеры случайных событий. Перебор возможных вариантов. Сравнение шансов наступления событий.
Прикладная математика.
Расчет семейного бюджета с использование ИКТ. Азбука Морзе. математические фокусы, кулинарные рецепты.
Творческий вечер «Занимательная математика».
Тематическое планирование
5 класс
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Цель и задачи математического кружка. Организация самостоятельной и индивидуальной работы. Решение занимательных задач. | 1 |
| Числа и вычисления | |
2 | Греческая и римская нумерация | 1 |
3 | Индийская и арабская система исчисления | 1 |
4 | Древнерусская система счисления | 1 |
5 | Правила и приемы быстрого счета | 1 |
6 | Конкурс «Кто быстрее сосчитает?» | 1 |
7 | Магические квадраты | 1 |
8 | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел» | 1 |
| Геометрические фигуры | |
9 | Треугольники, задачи с треугольниками | 1 |
10 | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | 1 |
11 | Знакомство с пространственными фигурами | 1 |
12 | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур. | |
13 | Заключительное занятие «Занимательная геометрия» | 1 |
| Ребусы и кроссворды | |
14 | Знакомство с принципами составления ребусов | 1 |
15 | Знакомство с кроссвордами. Составление и решение кроссвордов. | 1 |
16 | Конкурс на лучший ребус и кроссворд | 1 |
| Логические задачи | |
17 | Знакомство с числовыми мозаиками. составление и решение числовых мозаик. | 1 |
18 | Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками. | 1 |
19 | Знакомство с принципом Дирихле. Решение задач на принцип Дирихле. | 1 |
20 | Заключительное занятие «Математический КВН» | 1 |
| Решение задач | |
21 | Решение занимательных задач. Решение шутливых задач | 1 |
22 | Задачи от противного | 1 |
23 | Задачи на движение. Задачи на бассейны. | 1 |
24 | Задачи на переливание и дележи. | 1 |
25 | Старинные задачи | 1 |
26 | Текстовые задачи, решаемые с конца. | 1 |
27 | Задачи на переправы при затрудненных обстоятельствах. | 1 |
28 | Задачи на взвешивание и разрезание | 1 |
| Основы теории вероятности | |
29 | Примеры случайных событий. Перебор возможных вариантов. | 1 |
30 | Сравнение шансов наступления событий. | 1 |
| Прикладная математика | |
31 | Расчет семейного бюджета с использование ИКТ. | 1 |
32 | Азбука Морзе. математические фокусы, кулинарные рецепты | 1 |
33 | Задачи «одним росчерком» | 1 |
34 | Вечер «Занимательная математика» | 1 |
6 класс
№ | Содержание | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Цель и задачи математического кружка. Организация самостоятельной и индивидуальной работы. Решение занимательных задач. | 1 |
| Числа и операции над ними. | |
2 | Математические игры, лабиринты, кроссворды. | 2 |
3 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. | 1 |
4 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | 3 |
5 | Решение задач олимпиадного характера, конкурсов «Кенгуру», «Интеллект». | 5 |
| Геометрические фигуры и величины. | |
6 | Старинные меры измерений. | 1 |
7 | Придумывание новых мерок длины, массы, площади. | 1 |
8 | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. | 1 |
9 | Занимательные задачи. Математические софизмы. | 1 |
10 | Знакомство с геометрическими фигурами в пространстве. | 3 |
11 | Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. | 1 |
12 | Схемы. Уравнения. | 2 |
13 | Графическое моделирование. | 2 |
14 | Задачи с параметрами. | 2 |
15 | Решение заданий с модулем. | 2 |
16 | Решение смешанных задач. | 3 |
17 | Решение задач повышенной трудности. | 3 |