муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована
Директор МБОУ «Средняя к работе педагогическим
общеобразовательная советом школы №22
школа №22» Протокол № 1
Приказ № 146 от 31.08.2017 г ___
_____________ Е. А. Харламова от « 30 »_08____2017 г.
Программа обсуждена на методическом объединении учителей начальных классов
Протокол № 1
от « 28 »__08____2017 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно - нравственному направлению
«Азбука нравственности»
1 – 4 классы
Составитель программы:
учитель МБОУ « СОШ № 22»
Тарабрина Г.Л.
Новокузнецк,
2017 г.
Оглавление:
1. Личностные и метапредметные результаты освоения программы
«Азбука нравственности.» …………………………………………………2-7
2.Содержание программы «Азбука нравственности» ……………………8-16
3. Тематическое планирование программы «Азбука нравственности»
……………………………………………………………………………….16-17
1.Личностные и метапредметные результаты освоения программы
«Азбука нравственности»
Рабочая программа по внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Личностные и метапредметные результаты освоения
программы внеурочной деятельности
«Азбука нравственности»
Личностными результатами (1 – 4 классы) является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить личная ответственность за свои поступки.
- Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре.
- Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.
Метапредметные результаты (1 – 4 классы):
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. с иллюстрацией.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: узнавать новое от уже известного.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Составлять сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметными результатами (1 – 4 классы) является сформированность следующих умений:
усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший и плохой поступок, правило, закон, права человека. Конституция, Декларация и Конвенция ООН, государство, ребенок, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах), общечеловеческие проблемы.
Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения),
Отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Уметь отвечать за свои поступки.
Ожидаемые результаты к концу 1 класса
Учащиеся научатся:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Ожидаемые результаты к концу 2 класса
Учащиеся научатся:
1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
2. Заповеди и правила этикета.
3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).
Уметь:
1. Исполнять заповеди.
2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
3. Выполнять общение.
4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.
5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
Ожидаемые результаты к концу 3 класса
Учащиеся научатся:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Ожидаемые результаты к концу 4 класса
Учащиеся научатся:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
Уметь:
Различать хорошие и плохие поступки.
Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Исполнять заповеди.
Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
2.Содержание программы «Азбука нравственности»
1 класс (33ч)
Раздел программы | Содержание Учебного курса | Форма организации учебных занятий | Основные виды деятельности учащихся |
Правила поведения в школе | Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. | фронтальная групповая индивидуальная | Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Выделять положительные и отрицательные поступки. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Соотносить свои действия с этическими нормами. Выделять нравственные мотивы в поступках персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Размышлять и рассуждать о своих поступках, поступках персонажей художественных произведений, одноклассников и |
|
|
|
О добром отношении к людям | Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». |
| Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. | | других людей. Моделировать ситуации общения. Формулировать «правила вежливости» совместно с товарищами и педагогом. Решать задачи по культуре поведения. Встраивать |
|
Как стать трудолюбивым | Ученье - Свет, а не ученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. |
Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. | | этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. |
Правила опрятности и аккуратности |
|
Правила поведения на улице и дома | Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время |
Школьный этикет | Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время |
«Азбука нравственности»
2 класс
Раздел программы | Содержание Учебного курса | Форма организации учебных занятий | Основные виды деятельности учащихся |
Культура общения Дружеские отношения | Культура общения Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Общечеловеческие нормы нравственности Заповеди. Дал слово держи. : Дружеские «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Понять другого Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. | фронтальная групповая индивидуальная | Получать первоначальные представления о Конституции РФ, ознакомление с государственно символикой-Гербом, Флагом РФ, гербом и флагом субъекта РФ, в котором находится образовательной учреждение(на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, проведения праздников.) Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явившими примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр) Ознакомление с историей, культурой родного края, народным творчеством, особенностям быта, профессиям Получение первоначального опыта межкультурного общения с детьми и взрослыми- представителями разных народов Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать(проводить презентацию) перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов). |
«Азбука нравственности»
3 класс
Раздел программы | Содержание Учебного курса | Форма организации учебных занятий | Основные виды деятельности учащихся |
Культура общения | Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Общечеловеческие нормы нравственности Заповеди. Дал слово держи. Дружеские отношения «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Понять другого Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. | фронтальная групповая индивидуальная | Получать первоначальные представления о Конституции РФ, ознакомление с государственно символикой-Гербом, Флагом РФ, гербом и флагом субъекта РФ, в котором находится образовательной учреждение(на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, проведения праздников.) Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явившими примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина(в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр) Ознакомление с историей, культурой родного края, народным творчеством, особенностям быта, профессиям Получение первоначального опыта межкультурного общения с детьми и взрослыми- представителями разных народов Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать (проводить презентацию) перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов). |
Самовоспитание |
Общечеловеческие нормы нравственности |
Как сердцу высказать себя. |
|
«Азбука нравственности»
4 класс
Раздел программы | Содержание Учебного курса | Форма организации учебных занятий | Основные виды деятельности учащихся |
Культура общения | Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Самовоспитание Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Общечеловеческие нормы нравственности Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Искусство и нравственность Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. | фронтальная групповая индивидуальная | Получать первоначальные представления о Конституции РФ, ознакомление с государственно символикой-Гербом, Флагом РФ, гербом и флагом субъекта РФ, в котором находится образовательной учреждение(на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, проведения праздников.) Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явившими примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина(в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр) Ознакомление с историей, культурой родного края, народным творчеством, особенностям быта, профессиям Получение первоначального опыта межкультурного общения с детьми и взрослыми- представителями разных народов Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать (проводить презентацию) перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов). |
Самовоспитание |
|
Общечеловеческие нормы нравственности |
|
3. Тематическое планирование программы
«Азбука нравственности»
1 класс (33 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего часов | Из ни по теории | Из них практ. |
1. | Правила поведения в школе | 6 | 4 | 2 |
2 | О добром отношении к людям | 10 | 4 | 4 |
3. | Как стать трудолюбивы | 7 | 3 | 3 |
4. | Правила опрятности и аккуратности. | 5 | 4 | 2 |
5. | Правила поведения на улице и дома. | 2 | 1 | 3 |
6. | Правила поведения на улице и дома. | 3 | 2 | 2 |
| Итого | 33 | 17 | 16 |
«Азбука нравственности»
2 класс (35 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего часов | Из ни по теории | Из них практ. |
1. | Культура общения | 9 | 2 | 5 |
2 | Общечеловеческие нормы нравственности | 4 | 4 | 4 |
3. | Дружеские отношения | 10 | 5 | 5 |
4. | Понять другого | 10 | 4 | 6 |
| Итого | 35 | 15 | 20 |
«Азбука нравственности»
3 класс (35 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего часов | Из ни по теории | Из них практ. |
1. | Культура общения | 9 | 2 | 7 |
2 | Самовоспитание | 4 | 4 | 1 |
3. | Общечеловеческие нормы нравственности | 11 | 6 | 5 |
4. | Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя? | 10 | 4 | 6 |
| ИТОГО | 35 | 16 | 19 |
«Азбука нравственности»
4 класс (35 ч)
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Всего часов | Из ни по теории | Из них практ. |
1. | Культура общения | 9 | 2 | 7 |
2 | Общечеловеческие нормы нравственности | 7 | 4 | 1 |
3. | Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | 6 | 5 |
4. | Искусство и нравственность | 8 | 4 | 6 |
| ИТОГО | 35 | 16 | 19 |
7