СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Азбука нравственности

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочия программа по внеурочной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно - нравственному направлению «Азбука нравственности»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22»


УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована

Директор МБОУ «Средняя к работе педагогическим

общеобразовательная советом школы №22

школа №22» Протокол № 1

Приказ № 146 от 31.08.2017 г ___

_____________ Е. А. Харламова от « 30 »_08____2017 г.



Программа обсуждена на методическом объединении учителей начальных классов

Протокол № 1

от « 28 »__08____2017 г.




Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно - нравственному направлению

«Азбука нравственности»


1 – 4 классы




Составитель программы:

учитель МБОУ « СОШ № 22»

Тарабрина Г.Л.



Новокузнецк,

2017 г.

Оглавление:




1. Личностные и метапредметные результаты освоения программы

«Азбука нравственности.» …………………………………………………2-7


2.Содержание программы «Азбука нравственности» ……………………8-16


3. Тематическое планирование программы «Азбука нравственности»

……………………………………………………………………………….16-17























1.Личностные и метапредметные результаты освоения программы

«Азбука нравственности»


Рабочая программа по внеурочной деятельности обеспечивает достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.


Личностные и метапредметные результаты освоения

программы внеурочной деятельности

«Азбука нравственности»



Личностными результатами (1 – 4 классы) является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить личная ответственность за свои поступки.

- Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре.


- Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.

Метапредметные результаты (1 – 4 классы):


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

  • Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу.

  • Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. с иллюстрацией.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: узнавать новое от уже известного.

  • Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

  • Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

  • Составлять сложный план текста.

  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций;

  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

  • Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

  • Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

  • Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


Предметными результатами (1 – 4 классы) является сформированность следующих умений:

  • усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший и плохой поступок, правило, закон, права человека. Конституция, Декларация и Конвенция ООН, государство, ребенок, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.

  • Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах), общечеловеческие проблемы.

  • Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения),

  • Отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

  • Уметь отвечать за свои поступки.


Ожидаемые результаты к концу 1 класса

Учащиеся научатся:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.


Ожидаемые результаты к концу 2 класса

Учащиеся научатся:


1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Пре­данный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена).

Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.

5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.



Ожидаемые результаты к концу 3 класса

Учащиеся научатся:


1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.


Ожидаемые результаты к концу 4 класса

Учащиеся научатся:


1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.

Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.

  5. Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.



2.Содержание программы «Азбука нравственности»

1 класс (33ч)


Раздел

программы

Содержание

Учебного курса

Форма организации учебных занятий

Основные виды деятельности учащихся

Правила поведения в школе


Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.





фронтальная

групповая

индивидуальная

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами.

Выделять положительные и отрицательные поступки.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Соотносить свои действия с этическими нормами.

Выделять нравственные мотивы в поступках персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Размышлять и рассуждать о своих поступках, поступках персонажей художественных произведений, одноклассников и










О добром отношении к людям

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы».





Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.



других людей.

Моделировать ситуации общения.

Формулировать «правила вежливости» совместно с товарищами и педагогом.

Решать задачи по культуре поведения.

Встраивать


Как стать трудолюбивым

Ученье - Свет, а не ученье тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.


Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.


этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.

Правила опрятности и аккуратности




Правила поведения на улице и дома

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время

Школьный этикет

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время







«Азбука нравственности»

2 класс




Раздел

программы

Содержание

Учебного курса

Форма организации учебных занятий

Основные виды деятельности учащихся

Культура общения
















Дружеские отношения

Культура общения

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.




Общечеловеческие нормы нравственности

Заповеди. Дал слово держи.








: Дружеские

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Понять другого

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

фронтальная

групповая

индивидуальная

Получать первоначальные представления о Конституции РФ, ознакомление с государственно символикой-Гербом, Флагом РФ, гербом и флагом субъекта РФ, в котором находится образовательной учреждение(на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, проведения праздников.)

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явившими примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр)

Ознакомление с историей, культурой родного края, народным творчеством, особенностям быта, профессиям

Получение первоначального опыта межкультурного общения с детьми и взрослыми- представителями разных народов

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться,

учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Выступать(проводить презентацию) перед

знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов).
















«Азбука нравственности»

3 класс


Раздел

программы

Содержание

Учебного курса

Форма организации учебных занятий

Основные виды деятельности учащихся

Культура общения

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Общечеловеческие нормы нравственности

Заповеди. Дал слово держи.

Дружеские отношения

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Понять другого

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.





фронтальная

групповая

индивидуальная

Получать первоначальные представления о Конституции РФ, ознакомление с государственно символикой-Гербом, Флагом РФ, гербом и флагом субъекта РФ, в котором находится образовательной учреждение(на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, проведения праздников.)

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явившими примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина(в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр)

Ознакомление с историей, культурой родного края, народным творчеством, особенностям быта, профессиям

Получение первоначального опыта межкультурного общения с детьми и взрослыми- представителями разных народов

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Выступать (проводить презентацию) перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов).










Самовоспитание























Общечеловеческие нормы нравственности








Как сердцу высказать себя.









«Азбука нравственности»

4 класс


Раздел

программы

Содержание

Учебного курса

Форма организации учебных занятий

Основные виды деятельности учащихся

Культура общения

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Самовоспитание

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Общечеловеческие нормы нравственности

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Искусство и нравственность

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.





фронтальная

групповая

индивидуальная

Получать первоначальные представления о Конституции РФ, ознакомление с государственно символикой-Гербом, Флагом РФ, гербом и флагом субъекта РФ, в котором находится образовательной учреждение(на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, проведения праздников.)

Ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явившими примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина(в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, сюжетно-ролевых игр)

Ознакомление с историей, культурой родного края, народным творчеством, особенностям быта, профессиям

Получение первоначального опыта межкультурного общения с детьми и взрослыми- представителями разных народов

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Выступать (проводить презентацию) перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов).














Самовоспитание

















Общечеловеческие нормы нравственности




3. Тематическое планирование программы

«Азбука нравственности»

1 класс (33 ч)


п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

часов

Из ни по теории

Из них практ.

1.

Правила поведения в школе

6

4

2

2

О добром отношении к людям

10

4

4

3.

Как стать трудолюбивы

7

3

3

4.

Правила опрятности и ак­куратности.

5

4

2

5.

Правила поведения на ули­це и дома.

2

1

3

6.

Правила поведения на ули­це и дома.

3

2

2


Итого

33

17

16

«Азбука нравственности»

2 класс (35 ч)


п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

часов

Из ни по теории

Из них практ.

1.

Культура общения

9

2

5

2

Общечеловеческие нормы нравственности

4

4

4

3.

Дружеские отношения

10

5

5

4.

Понять другого

10

4

6


Итого

35

15

20







«Азбука нравственности»

3 класс (35 ч)


п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

часов

Из ни по теории

Из них практ.

1.

Культура общения

9

2

7

2

Самовоспитание

4

4

1

3.

Общечеловеческие нормы нравственности

11

6

5

4.

Как сердцу высказать себя. Другому, как понять тебя?

10

4

6


ИТОГО

35

16

19




«Азбука нравственности»

4 класс (35 ч)


п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

часов

Из ни по теории

Из них практ.

1.

Культура общения

9

2

7

2

Общечеловеческие нормы нравственности

7

4

1

3.

Общечеловеческие нормы нравственности

10

6

5

4.

Искусство и нравственность

8

4

6


ИТОГО

35

16

19



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!