Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
| УТВЕРЖДЕНО приказом № 74/2 от 30 августа 2019 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Путь к грамотности»
( общеинтеллектуальное направление)
2«А» класса в соответствии с ФГОС НОО
на 2019-2020 учебный год
Составитель
Каурова Елена Витальевна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2019 год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности» разработана для занятий с учащимися 2 «А» класса во второй половине дня в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (в редакции приказов от 26 ноября 2010 № 1241, от 22 сентября 2011 года № 2357,от 31 декабря 2015 г № 1576),
основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО МОУ «СОШ № 9»;
авторской программы «Удивительный мир слов» Л.В. Петленко, В.Ю. Романовой, «Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ №9» на реализацию данной программы во 2 « А» классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Раздел 1. «Мир полон звуков»
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;
интерес к предметно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к познанию русского языка;
ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
представления о красоте природы России и родного края.
Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Обучающийся получит возможность научиться:
контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;
строить сообщение в устной форме.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
воспринимать другое мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Раздел 2 «Азбука прошедшая сквозь века»
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
понимание причин успехов в учебе.
Обучающийся получит возможность для формирования:
самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
находить в книгах ответ на заданный вопрос;
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;
проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать другое мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, паре).
Раздел 3 «Всему название дано»
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
Регулятивные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам».
Раздел 4 «Как делаются слова»
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
Регулятивные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Познавательные
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Коммуникативные
Обучающийся научится:
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
осуществлять действие взаимоконтроля.
Раздел 5 «Секреты правильной речи»
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
понимания чувств одноклассников, учителей;
представления о красоте природы России и родного края.
Регулятивные
Обучающийся научится:
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
принимать роль в учебном сотрудничестве;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
выделять информацию из сообщений разных видов.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
воспринимать другое мнение и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить монологическое высказывание;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Содержание программы внеурочной деятельности
Мир полон звуков(6 ч.)
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Азбука, прошедшая сквозь века (6 ч.)
Солунские братья.Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки
и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано (8 ч.)
Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского
языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля
Как делаются слова (6 ч.)
История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень — главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Секреты правильной речи ( 8 ч.)
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Москотельникова Н.В. /
«28» августа 2019 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО. Рекомендовано к утверждению
протокол №1 от «29» августа 2019 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./
10