МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
МОУ Икшинская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
ШМО учителей гуманитарного цикла
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Руководитель МО
Хомякова И.Е. Е.А. Чунихина
Иванова А.А.
Протокол №1
от "29" августа2022 г.
Протокол №1
от "30" августа 2022 г.
Приказ №22
от "31" августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Разговор о важном»
для 11 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Составитель: Гусев Артем Николаевич
п.г. Икша 2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о важном» для обучающихся 11 класса составлена на основе на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ Икшинская СОШ, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 23.06.2022 г.), Программе воспитания МОУ Икшинская СОШ.
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основные задачи:
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Форма организации: дискуссионный клуб.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Данная программа внеурочной деятельности направлена на изучение курса «Разговор о важном» в 5—9 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится в 5-9-х классах 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
СОДЕРЖАНЕ КУРСА ВНЕУРОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОР О ВАЖНОМ
Темы и содержание внеурочных занятий разрабатываются на федеральном уровне. https://razgovor.edsoo.ru/
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:*
День знаний
Наша страна – Россия
165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
День музыки
День пожилого человека
День учителя
День отца
Международный день школьных библиотек
День народного единства
Мы разные, мы вместе
День матери
Символы России
Волонтеры
День Героев Отечества
День Конституции
Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
Рождество
День снятия блокады Ленинграда
160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
День российской науки
Россия и мир
День защитника Отечества
Международный женский день
110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова
День воссоединения Крыма с Россией
Всемирный день театра
День космонавтики. Мы – первые!
Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
День Земли
День Труда
День Победы. Бессмертный полк
День детских общественных организаций
Урок «Россия – страна возможностей»
*Темы разделов могут изменяться в зависимости от памятных дат
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОР О ВАЖНОМ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование разделов и тем программы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Целевые приоритеты воспитания |
1. | День знаний | https://razgovor.edsoo.ru/ | формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. |
2. | Наша страна – Россия |
3. | 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского |
4. | День музыки |
5. | День пожилого человека |
6. | День учителя |
7. | День отца |
8. | Международный день школьных библиотек |
9. | День народного единства |
10. | Мы разные, мы вместе |
11. | День матери |
12. | Символы России |
13. | Волонтеры |
14. | День Героев Отечества |
15. | День Конституции |
16. | Тема Нового года. Семейные праздники и мечты |
17. | Рождество |
18. | День снятия блокады Ленинграда |
19. | 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского |
20. | День российской науки |
21. | Россия и мир |
22. | День защитника Отечества |
23. | Международный женский день |
24. | 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В. Михалкова |
25. | День воссоединения Крыма с Россией |
26. | Всемирный день театра |
27. | День космонавтики. Мы –первые! |
28. | Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками |
29. | День Земли |
30. | День Труда |
31. | День Победы. Бессмертный полк |
32. | День детских общественных организаций |
33. | Урок «Россия – страна возможностей |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 часа | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
Сентябрь |
1 | Мы – Россия. Возможности – будущее | 5.09 |
2 | Мы сами создаем свою Родину | 12.09 |
3 | Невозможное сегодня станет возможным завтра | 19.09 |
4 | Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим? | 26.09 |
Октябрь |
5 | Какие качества необходимы учителю? | 3.10 |
6 | Отчество – от слова «отец» | 10.10 |
7 | Что мы музыкой зовем? | 17.10 |
8 | Счастлив тот, кто счастлив у себя дома | 24.10 |
Ноябрь |
9 | Мы едины, мы — одна страна! | 31.10 |
10 | Многообразие языков и культур народов России | 14.11 |
11 | Материнский подвиг | 21.11 |
12 | Государственные символы России: история и современность | 28.11 |
Декабрь |
13 | Жить – значит действовать | 5.12 |
14 | Память – основа совести и нравственности (Д. Лихачев) | 12.12 |
15 | Повзрослеть – это значит, чувствовать ответственность за других (Г. Купер) | 19.19 |
16 | Светлый праздник Рождества | 26.12 |
Январь |
17 | Полет мечты | 9.01 |
18 | Кибербезопасность: основы | 16.01 |
19 | Ты выжил, город на Неве… | 23.01 |
20 | С чего начинается театр? | 30.01 |
Февраль |
21 | Ценность научного познания | 6.02 |
22 | Россия в мире | 13.02 |
23 | Признательность доказывается делом (О. Бальзак) | 20.02 |
24 | Нет ничего невозможного | 27.02 |
Март |
25 | Букет от коллег | 6.03 |
26 | Гимн России | 13.03 |
27 | Крым на карте России | 23.03 |
28 | Искусство – это не что, а как (А. Солженицын) | 30.03 |
Апрель |
29 | Истории великих людей, которые меня впечатлили | 3.04 |
30 | Есть такие вещи, которые нельзя простить? | 10.04 |
31 | Экологично VS вредно | 17.04 |
32 | Если ты не умеешь использовать минуту, ты зря проведешь и час, и день, и всю жизнь (А. Солженицын) | 24.04 |
Май |
33 | Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести… | 4.05 |
34 | О важности социально-общественной активности | 15.05 |
35 | Счастлив не тот, кто имеет все самое лучшее, а тот, кто извлекает все лучшее из того, что имеет (Конфуций) | 22.05 |
Лист регистрации изменений к рабочей программе
№ урока | Тема | Даты по основному поур. планир. | Даты проведения | Кол-во часов | Причина корректировки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |