СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Разговоры о важном"»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Разговоры о важном» для 2 класса разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

  • Федеральным законом № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

  • Письмами Минпросвещения «Об организации занятий «Разговоры о важном» № 03-871 от 17.06.2022г. и «О направлении методических рекомендаций» № 03-1190 от 15.08.2022г.;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373) с изменениями (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 года № 1576);

  • с учетом Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»,

  • Уставом МКОУ «СОШ № 2 пос. Пристень»;

  • Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «СОШ №2 пос. Пристень» на 2022-2023 учебный год;

  • Учебного плана внеурочной деятельности МКОУ «СОШ №2 пос. Пристень» на 2022-2023 учебный год;

  • Примерная рабочая программа по воспитанию для общеобразовательных организаций, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22.)

и другими нормативными правовыми актами, регламентирующих деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Цель:формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.

Задачи:

  • воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;

  • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;

  • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;

  • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;

  • формирование культуры поведения в информационной среде.

Особенность рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Разговоры о важном» заключаются в том, что программа данного курса представляет систему занятий духовно-нравственного направления для учащихся и реализуется в рамках Федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ» национального проекта «Образование». Занятия проводятся 1 раз в неделю, первым уроком по понедельникам, после обязательной общешкольной линейки с поднятием флага и исполнением гимна Российской Федерации, и представляет собой тематический классный час, который направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма среди российских школьников. Программа рассчитан на 35 часов, на один год обучения.

Согласно учебному плану внеурочной деятельности МКОУ «СОШ № 2 пос. Пристень» на 2022-2023 учебный год на занятия внеурочной деятельности «Разговоры о важном» духовно-нравственного направления в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 учебных недель, всего 35 часов в год.


2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные результаты:

  • становление ценностного отношения к своей Родине – России;

  • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

  • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

  • уважение к своему и другим народам;

  • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;

  • признание индивидуальности каждого человека;

  • проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

  • неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;

  • бережное отношение к природе;

  • неприятие действий, приносящих вред природе.

Метапредметные результаты:

  • сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;

  • объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;

  • определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;

  • выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;

  • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;

  • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

  • признавать возможность существования разных точек зрения;

  • корректно и аргументировано высказывать свое мнение;

  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

  • готовить небольшие публичные выступления;

  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

  • ответственно выполнять свою часть работы;

  • оценивать свой вклад в общий результат;

  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

  • выстраивать последовательность выбранных действий;

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные результаты:

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;

  • символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

  • институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;

  • народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;

  • религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

  • влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;

  • важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

  • активной роли человека в природе.

  • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;

  • семье и семейным традициям;

  • учебе, труду и творчеству;

  • своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

  • природе и всем формам жизни.

  • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;

  • общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;

  • государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;

  • природе, природным явлениям и формам жизни;

  • художественному творчеству.

  • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;

  • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.


3.Содержание курса внеурочной деятельности


п/п

Тема раздела

Количество часов

1

Разговоры о важном

35


Итого

35

Приоритетные формы и методы работы с учащимися

Занятия по программе проводятся в формах, позволяющих обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц опросы).

Виды деятельности: игровая, познавательная.

День знаний (1 час)

Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с шести с половиной лет учиться в школе.

Наша страна – Россия (1час)

Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Труд людей в разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную землю. Историческая память народа и каждого человека.

165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского (1 час)

К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам. Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам — исследователям космического пространства.

День пожилого человека (1 час)

Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.

День учителя (1 час)

Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя — социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Великие педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.

День отца (1 час)

Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии, участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь.

День музыки (1 час)

Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть. Музыка, которую нужно учиться слушать.

Россия – мировой лидер атомной отрасли (1 час)

Ценностное отношение к многообразию и красоте природы Родины. Гражданская идентичность на примере исследователей Арктики. Бережное отношение к природным богатствам страны. Экологические и экономические особенности Арктики. Основныевехи истории Северного морского пути, его расположение, представление об атомном ледокольном флоте и его значении.

День народного единства(1 час)

День народного единства. Проявление любви к Родине: объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за подвиги граждан земли Русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для борьбы с иноземными захватчиками.

Мы разные, мы вместе(1 час)

Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития общества и каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого поколения. Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений.

День матери(1 час)

Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей.

Символы России(1 час)

Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна, при поднятии флага.

Волонтёры России(1 час)

Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые чувства к другим людям?

День Героев Отечества(1 час)

С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных врагов.

День Конституции(1 час)

Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества.

Рождество(1 час)

История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России.

Новый год. Семейные праздники и мечты

Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год.

Прорыв блокады Ленинграда(1 час)

Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.

Медиограмотность и цифровая гигиена. Кибербезопасность (1 час)

Что такое виртуальный мир, и кто его создаёт? Плюсы и минусы виртуального мира. Правила безопасного пользования Интернет-ресурсами.

Движение первых (1 час)

Кто знает, что такое общественная организация и что там делают ребята?Формирование первоначального представления о деятельности Российского движения детей и молодёжи «Движение первых» (далее – РДДМ, Движение первых), условия для проявления активной гражданской позиции школьников; мотивировать детей к общественно полезной деятельности, вступлению в ряды РДДМ.

День российской науки (1 час)

Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце.

Россия в мире (1 час)

Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира.

День защитника Отечества (День Армии) (1 час)

Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и в мирное время: всегда есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.

Традиционные семейные ценности(1 час)

Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские —символ любви и взаимопонимания в семейной жизни.

Год педагога и наставника (1 час)

Учитель. Педагог. Наставник. У каждого человека – свои Учителя, свои наставники. Их роль невозможно переоценить. Они как маяк, который освещает путь, помогает нам, всегда поддерживает. Несмотря ни на что, вопреки всему. Благодаря им мы те, кто мы есть сейчас, и кем станем в будущем. Наш успех – высшая награда и благодарность для них. Понимание роли родителей в семье как воспитателей, наставников детей.

С.В.Михалков. 110 лет со дня рождения(1 час)

Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила слушания и исполнения гимна. С. В. Михалков—выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем и читаем стихи Михалкова.

День воссоединения Крыма с Россией(1 час)

Крым — природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки; степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные достопримечательности Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря. Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые ворота, Судакская крепость, Севастополь.

День театра (1 час)

Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый главный в театре. Школьный и классный театр.

День Земли (1 час)

Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки. Экологические тропы — что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков, тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник — журавлиный питомник.

День космонавтики. Мы – первые (1 час)

Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: „Поехали!“» — первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза. Первый выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками (1 час)

Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11 апреля — Международный день освобождения узников концлагерей.

День труда (1 час)

Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока работаешь?

День Победы. Бессмертный полк (1 час)

Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов, защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность) поколений: Бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу своей Родины?

День детских общественных организаций (1 час)

Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.

Про счастье (1 час)

Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли им поделиться?


4.Тематическоепланирование

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

проведения

Примечание

1

День знаний. Россия — страна возможностей. «Мы — Россия. Возможности — будущее»

1



2

Наша страна-Россия. «Что мы Родиной зовем?»

1



3

165 лет со дня рождения К.Э.Циолковского. «Невозможное сегодня станет возможным завтра»

1



4

День пожилых людей. «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим»

1



5

День учителя. «Если был бы я учителем?»

1



6

День отца. «Отечество - от слова «отец»

1



7

День музыки. «Что мы музыкой зовем?»

1



8

Россия – мировой лидер атомной отрасли.

1



9

День народного единства. «Мы – одна страна»

1



10

Мы разные, мы вместе. «Языки и культура народов России: единство в разнообразии»

1



11

День матери. ««Мама — главное слово в каждой судьбе»

1



12

Символы России: Государственный гимн, герб, флаг. «Двуглавый орёл: история легендарного герба»

1



13

День добровольца. «Если добрый ты, это хорошо»

1



14

День Конституции. «Настоящая ответственность бывает только личной».

1



15

День Героев Отечества. «В жизни всегда есть место подвигу?»

1



16

Новый год. Семейные праздники и мечты. «Зачем мечтать?»

1



17

Рождество. «Светлый праздник Рождества»

1



18

Прорыв блокады Ленинграда. «Ленинградский ломтик хлеба…»

1



19

Кибербезопасность. Как не попасть в цифровые ловушки?

1



20

Движение первых.

1



21

День российской науки. «Хроника научных открытий, которые перевернули мир»

1



22

Россия в мире.

1



23

День защитника Отечества (День Армии). «За что мне могут сказать «спасибо»?»

1



24

Традиционные семейные ценности. «Я и моя семья»

1



25

Год педагога и наставника.

1



26

С.В.Михалков. 110 лет со дня рождения. «Гимн России»

1



27

День воссоединения Крыма с Россией. «Путешествие по Крыму»

1



28

День театра. «С чего начинается театр?»

1



29

День Земли. «Зеленые» привычки» – сохраним природу вместе

1



30

День космонавтики. Мы – первые. «Трудно ли быть великим?»

1



31

Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками. «Пока жива история, жива память…»

1



32

День труда. «Мир профессий»

1



33

День Победы. Бессмертный полк. «Подвиг остаётся подвигом, даже если его некому воспеть…» (неизвестные герои Великой Отечественной войны)

1



34

День детских общественных организаций. «Может ли быть Тимур и его команда в 2022 году?»

1



35

Про счастье. «Что человеку нужно для счастья?»

1






5.Рабочая программа воспитания

Рабочая программа воспитания реализуется согласно цели и задачам воспитательной работы, приоритетным направлениям деятельности, формам, методам, планируемым результатам Программы воспитания МКОУ «СОШ №2 пос. Пристень» на 2022-2023 учебный год




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!