Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №6 имени майора ФСБ России Д.С.Кузнецова города Димитровграда Ульяновской области»
учитель математики
ИБОЛДОВА ОЛЬГА ВАЛЕРЬЯНОВНА
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель данной программы:
сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основные задачи:
развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
формирование собственного стиля мышления;
формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
развитие интеллектуальных умений
учимся работать с информацией
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в программу внесены изменения так, как программа рассчитана на 34 учебных недели, а у нас 35, то мной по одну часу было добавлено на повторение: «Решение логических задач» в 5 и 6 классе, «Решение творческих задач» в 7 классе, «Компьютерный практикум» в 8 классе.
В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:
участие в акциях.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Год обучения | Класс | Всего часов | Часов в неделю |
первый | 5 | 35 | 1 |
второй | 6 | 35 | 1 |
третий | 7 | 35 | 1 |
четвертый | 8 | 35 | 1 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Из них |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс |
1 | Что такое интеллект | 2 | | | |
2 | Понятие. Отношения между понятиями: род-вид | 7 | | | |
3 | Выделение существенных признаков понятий | 5 | 2 | | |
4 | Функциональные отношения между понятиями | 2 | | | |
5 | Сравнение понятий | 10 | 1 | | |
6 | Классификация понятий | 3 | 1 | | |
7 | Объяснение значения слов | | 6 | | |
8 | Творчество | | 4 | 2 | |
9 | Воображение | | 3 | | |
10 | Конструирование на плоскости и в пространстве | | 5 | | |
11 | Оценка явлений и событий с разных точек зрения | | 2 | 6 | |
12 | Постановка и разрешение проблем | | 5 | | |
13 | Метод решения изобретательских задач | | | 12 | |
14 | Чтение как способ получения информации | | | | 3 |
15 | Приёмы работы с текстами | | | | |
16 | Недостатки традиционного чтения | | | | 2 |
17 | Дифференциальный алгоритм чтения | | | | 5 |
18 | Способы обработки полученной информации | | | | 5 |
19 | Способы представления информации в различных видах | | | | 7 |
20 | Работа с устным текстом | | | | 6 |
21 | Библиографический поиск | | | | 3 |
22 | Справочная литература | | | | 4 |
23 | Логические и творческие задачи | 5 | 4 | 15 | |
24 | Тестирование | 1 | 2 | | |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАСС)
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Всего часов | Из них |
теория | практика |
1 | Человек и его интеллект | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Диагностическое тестирование | 1 | | 1 |
3 | Обобщение и ограничение понятий | 4 | 1,5 | 2,5 |
4 | Выделение существенных признаков | 2 | 1 | 1 |
5 | Обобщение понятий при построении определений | 1 | | 1 |
6 | Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Сравнение понятий. Отношения противоположности | 1 | | 1 |
9 | Установление причинно-следственных связей | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Логические задачи | 5 | 0,5 | 4,5 |
11 | Классификация понятий | 3 | 0,5 | 2,5 |
12 | Сравнение понятий. Аналогия | 2 | 0,5 | 1,5 |
13 | Поиск закономерностей | 6 | 0,5 | 5,5 |
14 | Выделение существенных признаков предметов | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | 2 | 0,5 | 1,5 |
16 | Итоговое тестирование | 1 | | 1 |
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6 КЛАСС)
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Всего часов | Из них |
теория | практика |
1 | Диагностическое тестирование | 1 | | 1 |
2 | Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Сравнение понятий | 1 | | 1 |
4 | Выделение существенных признаков | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Смысловые словосочетания | 2 | | 2 |
7 | Синонимы, антонимы | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Творчество. Методы решения творческих задач | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Метод контрольных вопросов | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Оценка явлений, событий с разных точек зрения | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Воображение | 2 | 0,5 | 1,5 |
12 | Компьютерный практикум | 1 | | 1 |
13 | Конструирование на плоскости | 2 | 0,5 | 1,5 |
14 | Конструирование в пространстве | 2 | 0,5 | 1,5 |
15 | Постановка и разрешение проблем | 2 | 0,5 | 1,5 |
16 | Разрешение проблемных ситуаций | 1,5 | 0,5 | 1 |
17 | Метод разрешения противоречий | 1,5 | 0,5 | 1 |
18 | Итоговое тестирование | 1 | | 1 |
19 | Решение творческих задач | 4 | | 4 |
ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (7 КЛАСС)
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Всего часов | Из них |
теория | практика |
1 | Секреты и методы творчества | 2 | 0,5 | 1,5 |
2 | Поиск закономерностей | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | Логические цепочки | 2 | | 2 |
4 | Логические цепочки. Причинно–следственные связи | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Как решать изобретательские задачи | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Развитие воображения | 2 | | 2 |
8 | Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Изобретательское творчество | 2 | 0,5 | 1,5 |
10 | Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Решение задач методом разрешения противоречий | 1 | | 1 |
12 | Решение задач методом разрешения противоречий | 1 | | 1 |
13 | Творчество и фантастика | 2 | 0,5 | 1,5 |
14 | Метод решения творческих задач | 2 | | 2 |
15 | Методы решения творческих задач: Преобразование свойств | 1 | | 1 |
16 | Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов | 1 | | 1 |
17 | Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат | 2 | 0,5 | 1,5 |
18 | Методы решения творческих задач: морфологический ящик | 2 | 0,5 | 1,5 |
19 | Методы решения творческих задач | 2 | | 2 |
ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (8 КЛАСС)
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Всего часов | Из них |
теория | практика |
1 | Что мы знаем о чтении | 2 | 1 | 1 |
2 | Чтение как способ получения информации | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | Выявление навыков традиционного чтения | 1 | | 1 |
4 | Компьютерный практикум | 1 | | 1 |
5 | Интегральный алгоритм чтения | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Дифференциальный алгоритм чтения | 1 | | 1 |
7 | Изучающее чтение | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Понимание смыслового содержание текста | 2 | 0,5 | 1,5 |
9 | Приёмы работы с текстом | 1 | | 1 |
10 | Учимся задавать и отвечать на вопросы | 2 | 0,5 | 1,5 |
11 | Поисково-смотровое чтение | 2 | 0,5 | 1,5 |
12 | Конспектирование при чтении | 2 | 0,5 | 1,5 |
13 | Учимся готовить сообщение | 1 | | 1 |
14 | Учимся вести диалог | 2 | 0,5 | 1,5 |
15 | Компьютерный практикум | 5 | 0,5 | 4,5 |
16 | Библиографический поиск. Каталог | 2 | 0,5 | 1,5 |
17 | Справочник. Работа со справочной литературой | 2 | 0,5 | 1,5 |
18 | Компьютерный практикум | 3 | 0,5 | 2,5 |
19 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
Содержание программы первого года обучения
5 КЛАСС
Развиваем логическое мышление.
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
6 КЛАСС
Учимся мыслить творчески.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.
Классификация понятий.
Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.
Объяснение значения слов.
Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.
Творчество.
Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение.
Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
7 КЛАСС
МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Творчество.
Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.
Воображение.
Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.
Конструирование на плоскости и в пространстве.
Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.
Оценка явлений и событий с разных точек зрения.
Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.
Постановка и разрешение проблем.
Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.
Метод решения изобретательских задач.
Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая ,символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.
8 КЛАСС
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ
Чтение как способ получения информации.
Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.
Приёмы работы с текстами.
Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Недостатки традиционного чтения.
Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.
Дифференциальный алгоритм чтения.
Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.
Способы обработки полученной информации.
План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Способы представления информации в различных видах.
Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.
Работа с устными текстами.
Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.
Библиографический поиск.
Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.
Справочная литература.
Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Что такое интеллект | Учащиеся знают: - понятие интеллекта, творчества; - значение развития интеллекта; - различные виды интеллекта. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - слушать, владеть приемами рационального запоминания. | Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение; |
Понятие. Отношение между понятиями: род-вид | Учащиеся знают: - обобщение понятий; - более общее и более частное понятие; - составляют логические цепочки: общее – менее общее – частное; - ограничение понятий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. |
Выделение существенных признаков понятий | Учащиеся знают: - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - выявлять закономерности; -- строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. |
Функциональное отношение между понятиями | Учащиеся знают: - часть – целое; - последовательности; - рядоположности; - причины и следствия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. |
Сравнение понят | Учащиеся знают: - сходства и различия; - понятия одного порядка; - антонимы, синонимы, омонимы; - главные и второстепенные признаки явлений; - аналогия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. |
|
Требования к уровню подготовки учащихся 2 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Выделение существенных признаков понятий | Учащиеся знают: - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - выявлять закономерности; -- строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение; |
Сравнение понят | Учащиеся знают: - сходства и различия; - понятия одного порядка; - антонимы, синонимы, омонимы; - главные и второстепенные признаки явлений; - аналогия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. |
Классификация понятий | Учащиеся знают: - правила классификации; - правила обобщения понятий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. |
Объяснение значения слов | Учащиеся знают: - устойчивые словосочетания; - смысловые сочетания; - роль смысловых сочетаний в тексте. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. |
Творчество. Воображение. | Учащиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; - виды воображения: - приёмы развития воображения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Конструирование на плоскости и пространстве | Учащиеся знают: -понятия танграм, головоломок; - методы их решения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем. | Учащиеся знают: - положительные и отрицательные стороны явлений; - методы разрешения проблемных ситуаций; - методы разрешения противоречий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. | |
Требования к уровню подготовки учащихся 3 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Творчество. Воображение. | Учащиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; - виды воображения: - приёмы развития воображения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение; |
Конструирование на плоскости и пространстве | Учащиеся знают: -понятия танграм, головоломок; - методы их решения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью. |
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем. | Учащиеся знают: - положительные и отрицательные стороны явлений; - методы разрешения проблемных ситуаций; - методы разрешения противоречий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. |
Метод решения изобретательских задач | Учащиеся знают: - метод контрольных вопросов; - метод синектики; - метод преобразования свойств. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. |
Требования к уровню подготовки учащихся 4 года обучения
Разделы программы | Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
Чтение как способ получения информации | Учащиеся знают: - виды чтения; - правила быстрого чтения; - чтение укороченной строки. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение; |
Приёмы работы с текстом. Недостатки традиционного чтения. | Учащиеся знают: - гипертекстовое представление информации; - метод толстых и тонких вопросов; - чтение с пометками, чтение с пропусками; - метод смысловой догадки; - интегральный алгоритм чтения; - правила выделения ключевых слов; - выделение основного смысла отрезков текста. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - составлять план текста; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. |
Способы обработки полученной информации | Учащиеся знают: - понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, аннотации, конспект, реферат, рецензия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - пересказывать прочитанный текст; - передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде; - составлять план текста; - составлять тезисы; - представлять информацию в различных видах; - строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. |
Способы представления информации в различных видах | Учащиеся знают: - способы представления информации: вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический; - графические методы; - кодирование и декодирование информации. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - составлять план текста; - представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический); - выявлять закономерности; - владеть монологической и диалогической речью. |
Работа с устными текстами. Библиографический поиск. Справочная литература | Учащиеся знают: - правила дискуссии; - виды каталогов; - правила работы с каталогами; - роль и назначение справочников; - правила работы со справочной литературой. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Технические средства обучения
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты | Универсальные учебные действия |
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой; проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них; работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. | Познавательные общеучебные действия умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; выделение познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; устанавливать причинно-следственные связи; устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; умение выражать свои мысли полно и точно; управление действиями партнера (оценка, коррекция); использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД Личностные УУД знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; ориентация на понимание причин успеха в деятельности; осознание ответственности за общее благополучие; развитие этических чувств; установка на здоровый образ жизни; самооценка; самоопределение. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать:
правила конструирования определений, формулирования выводов;
правила классификации и сравнения;
методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
слушать ,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.