7
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
г. Ростова Ярославской обл.
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________ Протокол № ___ от «____»____________2019 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР ___________ «____»____________2019 г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №4 ____________ Приказ № ___ от «__»____2019 г |
Программа внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ МЕДИЦИНЫ»
11 класс
Учитель биологии:
Топунова Елена Николаевна
Ростов Ярославский, 2019 г.
Пояснительная записка.
Программа «Основы медицины» создана для учащихся 11-х классов, базируется на курсе «Человек и его здоровье» 8-го класса и является его продолжением.
Целью данной программы служит более детальное знакомство школьников с организмом человека, особенно с многочисленными нарушениями, расстройствами в его деятельности, вызванными внешними и внутренними факторами и приводящими к заболеваниям. В рамках программы изучаются важнейшие заболевания человека: их причины, проявления, мероприятия по их предупреждению, способы лечения. Построение материала традиционное – по основным системам организма, причем, вначале прорабатывается знакомый из анатомии и физиологии материал.
В программу включены практические занятия, предусматривающие работу с натуральными препаратами, лабораторные работы санитарно-гигиенического направления, а также экскурсии в лечебные учреждения города.
Программа данного курса имеет четкую практическую и гигиеническую направленность.
Курс «Основы медицины» может быть предложен как отдельный предмет в 9-х классах предпрофильной подготовки по биолого-химическому направлению; в 10 – 11 классах биологического, химико-биологического и медицинского профилей. Кроме того, этот курс может быть использован в качестве факультативного или элективного курса для учеников 9 – 11 классов.
Прогнозируемые результаты
1. Предметные результаты освоения курса
Обучающиеся должны знать:
- важнейшие заболевания человека, их причины, симптоматику, предупреждение, пути лечения;
- взаимосвязь строения, функций и гигиены различных органов и систем человеческого организма;
- важнейшие характеристики здорового образа жизни.
2. Метапредметные результаты освоения курса
Обучающиеся должны уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи между внешними и внутренними факторами и заболеваниями;
- работать с микроскопической техникой и гистологическими препаратами;
- работать с натуральными объектами и муляжами;
- оценивать гигиенический климат помещения, проводить исследования пищевых продуктов и другие санитарные пробы;
- оказывать первую доврачебную помощь при травмах скелета, отравлениях, ожогах, обморожениях, электрошоке и других случаях угрозы жизни и здоровью.
3. Личностные результаты освоения курса
Обучающиеся формируют умения и навыки:
- правильно организовывать свой режим труда и отдыха в соответствии с требованиями здорового образа жизни;
- доказывать вредное влияние табакокурения, алкоголя, наркотиков, стрессов, неправильных диет и т.д. на здоровье человека;
- полученные знания и умения будут важны для дальнейшей профориентации обучающихся, помогут разобраться в планах и возможно сыграют решающую роль в выборе медицинской специальности.
Содержание курса
ТЕМА №1. «Введение»
Система лечебных учреждений РФ. Роспотребнадзор на службе людей.
Диспансеризация населения и ее роль в ранней диагностике заболеваний. Здравоохранение.
Экскурсия в городскую поликлинику.
ТЕМА №2. «Гигиена опорно-двигательного аппарата»
Анатомо-физиологические основы опорно-двигательного аппарата: строение, свойства и рост костей, суставов, сухожилий и мышц.
Скелет человека, основные группы мышц.
Важнейшие заболевания ОДА: остеохондрозы, периоститы, артриты, артрозы, миозиты, мышечная дистрофия - их этиология, диагностика, лечение и профилактика.
Травмы костей, суставов, связок и мышц.
Предупреждения сколиозов позвоночника, смещений позвонков и позвоночных грыж; плоскостопия.
Правила тренировки скелета и мышц.
Практическое занятие №1
«Определение топографии костей, суставов и мышц.»
ТЕМА № 3. «Заболевания крови и иммунной системы»
Кровь и лимфа как жидкие среды организма. Состав крови. Клетки крови. Анализ крови и его диагностическое значение.
Заболевания крови: анемия, лейкемия, гемофилия.
Заболевания иммунной системы: ревматизм, аллергия, СПИД -
этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, лечение и профилактика. Меры предупреждения заражения СПИДом.
ТЕМА № 4. «Гигиена сердечно-сосудистой системы»
Анатомо-физиологические основы сердечно – сосудистой системы:
топография и строение сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца, сердечный цикл. Закономерности движения крови. Электрокардиограмма сердца и ее диагностическое значение.
Заболевания сердца: ишемическая болезнь, стенокардия, аритмии.
Инфаркт миокарда и его последствия. Пороки сердца. Операции на сердце и проблема его пересадки.
Тренировка сердца. Влияние на сердечно–сосудистую систему внешних и внутренних факторов.
Движение крови по сосудам. Гипотония, гипертония, атония. Закономерности распределения артерий и вен в организме. Варикозные расширения вен и его предупреждение.
Первая помощь при гипертоническом кризе и приступе стенокардии.
Лабораторная работа №1: «Просмотр постоянных препаратов: мазок крови человека и лягушки».
Лабораторная работа №2: «Измерение пульса и артериального давления».
Практическая работа № 2: «Наблюдение положения сердца и изучение его строения».
Экскурсия в лабораторию Ростовской ЦРБ
ТЕМА № 5. «Гигиена органов дыхания»
Анатомо-физиологические основы органов дыхания: топография и строение воздухоносных путей и легких. Газообмен. Работа легких.
Влияние различных факторов на органы дыхания. Борьба с пылью.
Заболевания органов дыхания. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух: ОРЗ, ОРВИ, ангина, дифтерия, грипп, туберкулез, бронхит и пневмония - этиология, клиническая картина, лечение и профилактика. Болезни носовой полости, глотки, голосового аппарата. Стадии инфекционной болезни. Гигиенический режим при простудном заболевании.
Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Первая помощь при приступах бронхиальной астмы.
Приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Влияние табакокурения на органы дыхания и развитие заболеваний.
Лабораторная работа № 3: «Изготовление и применение марлевых повязок».
Лабораторная работа № 4: «Гигиеническая оценка микроклимата кабинета».
ТЕМА № 6. «Гигиена органов пищеварения и обмена веществ»
Анатомо-физиологические основы органов пищеварения: топография и строение пищеварительной системы. Работа пищеварительных желез, функции печени. Процесс всасывания.
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к пищевым продуктам и способы их сохранения. Влияние на органы пищеварения внешних и внутренних факторов, курения и алкоголя.
Заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, дуоденит, энтероколит, аппендицит, перитонит. Заболевания печени и желчного пузыря: гепатит, холецистит, цирроз печени, желчнокаменная болезнь – этиология, диагностика, клинические проявления, лечение и профилактика.
Глистные и инфекционные болезни пищеварительной системы: причины, симптомы, профилактика. Первая помощь при пищевых отравлениях. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Обмен веществ и его важнейшие нарушения: сахарный диабет, подагра, отложение солей, авитаминозы, ожирение - этиология, клинические проявления, лечение и профилактика.
Практическое занятие № 3: «Изучение топографии и строения органов пищеварения».
Лабораторная работа № 5: «Качественное определение питательных веществ в пищевых продуктах».
ТЕМА № 7. «Гигиена мочевыделительной системы»
Анатомо-физиологические основы органов мочевыделения: топография и строение, функции почек, образование мочи; процесс мочеиспускания. Анализ мочи и его диагностическое значение.
Заболевания почек и мочевыводящих путей: пиелонефрит, мочекаменная болезнь, цистит - этиология, симптоматика, диагностика, лечение. Предупреждение заболеваний органов мочевыделения. Влияние внешних и внутренних факторов на мочевыделительную систему.
Практическое занятие № 4: «Изучение топографии и строения органов мочевыделения»
ТЕМА № 8. «Эндокринные железы и болезни, связанные с их работой»
Топография и строение эндокринных желез. Нарушения и заболевания, связанные с гипо- и гиперфункциями гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной и половых желез - симптоматика, пути коррекции, лечение.
Половое созревание. Особенности подросткового периода. Нервно-гуморальная регуляция деятельности органов и систем.
Организм человека как единое целое.
ТЕМА № 9. «Гигиена нервной системы»
Анатомо-физиологические основы: строение ЦНС человека, вегетативная нервная система. Работа и функции нервной системы и отдельных ее частей. Высшая нервная деятельность и психические процессы, связанные с ней.
Нарушения работы ЦНС: врожденные аномалии, инфекции, травмы, яды и интоксикации, нарушение кровоснабжения мозга. Влияние на деятельность нервной системы внешних и внутренних факторов. Алкоголь и наркотики: их вредное влияние на нервную систему и высшую нервную деятельность. Наркомания, стадии ее развития. Способы реабилитации, лечение и коррекция наркозависимости.
Стрессы и депрессии: причины, пути предупреждения, лечение. Гигиена сна. Нарушения сна: бессонница, лунатизм, летаргия - причины, предупреждение. Гигиена умственной деятельности. Режим дня и его значение.
Общий обзор нервных и психических заболеваний: невралгии, параличи, невриты, опухоли головного и спинного мозга; эпилепсия, неврозы и невростении, психозы и психопатии; шизофрения и многообразие ее форм и проявлений; олигофрения – характеристика ее стадий - этиология, клиническая картина и способы лечения и коррекции.
ТЕМА № 10. «Кожные и венерические болезни»
Общие данные об этиологии, патогенезе и диагностике кожных болезней. Гнойничковые, грибковые, паразитарные и вирусные болезни кожи. Дерматиты, экзема, псориаз, склеродермия лепра, туберкулез кожи – клиническая картина, лечение, меры профилактики.
Общий обзор венерических болезней: этиология, патогенез, меры профилактики. Гонорея, трихомониаз. Сифилис: стадии болезни, пути заражения, симптоматика, диагностика и лечение. Гигиена половой жизни.
ТЕМА № 11. «Детские болезни»
Анатомо-физиологические особенности детского организма; физическое развитие, акселерация. Питание детей. Болезни новорожденных: врожденные пороки, инфекционные, гнойно – воспалительные болезни. Болезни детей раннего и старшего возраста (общий обзор).
ТЕМА № 12. Обобщение.
Календарно-тематический план курса «Основы медицины» (34 ч)
№ п/п | Разделы, темы | Всего часов | Основное содержание по темам | Формируемые УУД |
Познавательные | Регулятивные | Коммуникатив-ные |
1 | Введение | 1 | Система лечебных учреждений РФ. Роспотребнадзор на службе людей. Диспансеризация населения и ее роль в ранней диагностике заболеваний. Здравоохранение. | Формировать основы гигиенического мышления; санитарно-гигиенических умений и навыков; познакомить обучающихся с лечебными учреждениями нашей страны, ролью диспансеризации и служб санэпиднадзора. | Познакомить обучающихся с формами и методами работы при изучении данного курса, обратить внимание на обилие самостоятельной работы, самоанализа, самооценки. | Заострить внимание на необходимости тесного сотрудничества с учителем, одноклассниками; развитие общения, коммуникабель-ности. |
2 | Гигиена опорно-двигательного аппарата | 3 | Анатомо-физиологические основы опорно-двигательного аппарата: строение, свойства и рост костей, суставов, сухожилий и мышц. Скелет человека, основные группы мышц. Важнейшие заболевания ОДА: остеохондрозы, периоститы, артриты, артрозы, миозиты, мышечная дистрофия - их этиология, диагностика, лечение и профилактика. Травмы костей, суставов, связок и мышц. Предупреждения сколиозов позвоночника, смещений позвонков и позвоночных грыж; плоскостопия. Правила тренировки скелета и мышц. | Познакомить с важнейшими заболеваниями и травмами ОДА, изучить и отработать алгоритмы оказания первой помощи при переломах костей, вывихах суставов, растяжениях связок, сильных ушибах; развитие гигиенического мышления. | Убедить в необходимости физической активности, занятий спортом для правильного формирования скелета и мускулатуры; познакомить с правилами тренировки ОДА. | Развивать у обучающихся чувство взаимопомощи, сострадания к пострадавшему; коллективизма и коллективной ответственности в групповых видах спорта. |
3 | Заболевания крови и иммунной системы | 4 | Кровь и лимфа как жидкие среды организма. Состав крови. Клетки крови. Анализ крови и его диагностическое значение. Заболевания крови: анемия, лейкемия, гемофилия. Заболевания иммунной системы: ревматизм, аллергия, СПИД - этиология, патогенез, диагностика, клиническая картина, лечение и профилактика. Меры предупреждения заражения СПИДом. | Развивитие умения работы со схемами, моделями; изучить и добиться усвоения основных причин заболеваний крови и иммунной системы; причины, клиническую картину и профилактику СПИДа; познакомить с различными видами анализов крови и их значением в диагностике болезней. | Развивать и отрабатывать логическую цепь: этиология – заболевание – симптомы – клиническая картина – лечение, профилактика и предупреждение; развивать инициативность и самостоятельность. | Развивать необходимость понимания причинно-следственных связей; вербальные и невербальные формы общения между собой. |
4 | Гигиена сердечно-сосудистой системы | 4 | Анатомо-физиологические основы сердечно – сосудистой системы: топография и строение сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца, сердечный цикл. Закономерности движения крови. Электрокардиограмма сердца и ее диагностическое значение. Заболевания сердца: ишемическая болезнь, стенокардия, аритмии. Инфаркт миокарда и его последствия. Пороки сердца. Операции на сердце и проблема его пересадки. Тренировка сердца. Влияние на сердечно–сосудистую систему внешних и внутренних факторов. Движение крови по сосудам. Гипотония, гипертония, атония. Закономерности распределения артерий и вен в организме. Варикозные расширения вен и его предупреждение. Первая помощь при гипертоническом кризе и приступе стенокардии. | Развивать биологическое и медицинское мышление; использование знаково-символических схем; формирование у обучающихся прочных знаний о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, их причинах, клинической картине, мерах профилактики; дать представление об ЭКГ и её диагностическом значении; отработать алгоритм оказания первой помощи при приступах стенокардии и гипертоническом кризе. | Убедить обучающихся в необходимости физической активности для нормальной работы сердца; научить оценивать влияние внешних и внутренних факторов на сердечно-сосудистую систему; развивать умения работы с мед. оборудованием (тонометр), с микропрепаратами и микроскопом, с влажными препаратами. | Воспитывать чувство ответственности за людей, попавших в беду по причине сбоя в работе сердечно-сосудистой системы; развивать умение общаться между собой, а также с медицинским персоналом во время экскурсии в лабораторию поликлиники. |
5 | Гигиена органов дыхания | 4 | Анатомо-физиологические основы органов дыхания: топография и строение воздухоносных путей и легких. Газообмен. Работа легких. Влияние различных факторов на органы дыхания. Борьба с пылью. Заболевания органов дыхания. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух: ОРЗ, ОРВИ, ангина, дифтерия, грипп, туберкулез, бронхит и пневмония - этиология, клиническая картина, лечение и профилактика. Болезни носовой полости, глотки, голосового аппарата. Стадии инфекционной болезни. Гигиенический режим при простудном заболевании. Гигиеническая оценка микроклимата помещения. Первая помощь при приступах бронхиальной астмы. Приемы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Влияние табакокурения на органы дыхания и развитие заболеваний | Сформировать у обучающихся прочные знания о причинах заболеваний органов дыхания, влияние на органы дыхания пыли, вредных примесей в воздухе, табачного дыма; показать многообразие инфекционных болезней; развивать умения работы с учебными моделями, выполнения логических операций, работы с информацией. | Развитие способности управлять своей деятельностью, составлять алгоритмы выполнения лабораторных работ (оценка микроклимата помещения; изготовление марлевых повязок). | Развивать у обучающихся умения работать в парах и группах, речевые и невербальные средства общения и сотрудничества. |
6 | Гигиена органов пищеварения и обмена веществ | 4 | Анатомо-физиологические основы органов пищеварения: топография и строение пищеварительной системы. Работа пищеварительных желез, функции печени. Процесс всасывания. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к пищевым продуктам и способы их сохранения. Влияние на органы пищеварения внешних и внутренних факторов, курения и алкоголя. Заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, дуоденит, энтероколит, аппендицит, перитонит. Заболевания печени и желчного пузыря: гепатит, холецистит, цирроз печени, желчнокаменная болезнь – этиология, диагностика, клинические проявления, лечение и профилактика. Глистные и инфекционные болезни пищеварительной системы: причины, симптомы, профилактика. Первая помощь при пищевых отравлениях. Гигиенические условия нормального пищеварения. Обмен веществ и его важнейшие нарушения: сахарный диабет, подагра, отложение солей, авитаминозы, ожирение - этиология, клинические проявления, лечение и профилактика. | На материале изучения органов пищеварения, их заболеваний, причин отравлений, влияния курения и алкоголя развивать гигиеническое мышление, санитарно-гигиенические умения и навыки; эстетические чувства по отношению к правильному приготовлению блюд, сервировке стола; критическое отношение к различным диетам. | На лабораторной работе по санитарной проверке пищевых продуктов развивать чувство ответственности, контроля и коррекции; умение составлять план своей работы, делать обобщения и выводы. | Создать условия для формирования и развития полноценного, продуктивного сотрудничества с учителем, открытости своей работы и её результатов; умения правильно выражать свои мысли в речи. |
7 | Гигиена мочевыделительной системы | 2 | Анатомо-физиологические основы органов мочевыделения: топография и строение, функции почек, образование мочи; процесс мочеиспускания. Анализ мочи и его диагностическое значение. Заболевания почек и мочевыводящих путей: пиелонефрит, мочекаменная болезнь, цистит - этиология, симптоматика, диагностика, лечение. Предупреждение заболеваний органов мочевыделения. Влияние внешних и внутренних факторов на мочевыделительную систему. | Используя учебный материал по анатомии, физиологии органов мочевыделения, их заболеваний, влияния внешних и внутренних факторов, формировать у обучающихся основы проектно-исследовательской деятельности, работы с биологическими объектами, препаратами. | Развитие путей и методов планирования своей работы, выбора эффективных путей и средств достижения поставленной цели; формирование способности к проектированию. | Развивать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, что необходимо в проектно-исследовательской работе. |
8 | Эндокринные железы и болезни, связанные с их работой | 2 | Топография и строение эндокринных желез. Нарушения и заболевания, связанные с гипо- и гиперфункциями гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, поджелудочной и половых желез - симптоматика, пути коррекции, лечение. Половое созревание. Особенности подросткового периода. Нервно-гуморальная регуляция деятельности органов и систем. Организм человека как единое целое | При изучении научно-учебного материала об эндокринных железах, их работе и её нарушениях, особенностях подросткового периода формировать знаково-символические действия; умение работы с информацией; ИКТ-компетентность. | Развивать умения планирования, контроля, коррекции, оценки, самоорганизации, самоконтроля и самооценки. | Организовать работу по взаимооцениванию устных и письменных ответов; развивать умения слышать и слушать друг друга, уважения друг к другу, учитыва, что подростковом периодеидет резкая ломка психики, нервозность, импульсивность. |
9 | Гигиена нервной системы | 4 | Анатомо-физиологические основы: строение ЦНС человека, вегетативная нервная система. Работа и функции нервной системы и отдельных ее частей. Высшая нервная деятельность и психические процессы, связанные с ней. Нарушения работы ЦНС: врожденные аномалии, инфекции, травмы, яды и интоксикации, нарушение кровоснабжения мозга. Влияние на деятельность нервной системы внешних и внутренних факторов. Алкоголь и наркотики: их вредное влияние на нервную систему и высшую нервную деятельность. Наркомания, стадии ее развития. Способы реабилитации, лечение и коррекция наркозависимости. Стрессы и депрессии: причины, пути предупреждения, лечение. Гигиена сна. Нарушения сна: бессонница, лунатизм, летаргия - причины, предупреждение. Гигиена умственной деятельности. Режим дня и его значение. Общий обзор нервных и психических заболеваний: невралгии, параличи, невриты, опухоли головного и спинного мозга; эпилепсия, неврозы и невростении, психозы и психопатии; шизофрения и многообразие ее форм и проявлений; олигофрения – характеристика ее стадий - этиология, клиническая картина и способы лечения и коррекции. | Темы в разделе наиболее благоприятны для формирования таких УУД, как критическое мышление, анализ и синтез, сравнение, обобщение, гигиеническое мышление, санитарно-гигиенические умения и навыки, построение знаково-логических схем, различные виды работы с информацией, работа с учебными и биологическими моделями. | Развитие способностиуправлять своей деятельностью и деятельностью одноклассников, составлять алгоритмы выполнения работы; контроль и самоконтроль; прогнозирование результатов, оценка и самооценка, формирование способностей к проектной и исследовательской деятельности. | Развитие всех видов общения, речевой деятельности, навыков сотрудничества - работа в парах, группах; организация дискуссий, диспутов, конференций; воспитание культуры общения, ведения споров, уважения к мнениям других людей, самообразования и самовоспитания. |
10 | Кожные и венерические болезни | 3 | Общие данные об этиологии, патогенезе и диагностике кожных болезней. Гнойничковые, грибковые, паразитарные и вирусные болезни кожи. Дерматиты, экзема, псориаз, склеродермия лепра, туберкулез кожи – клиническая картина, лечение, меры профилактики. Общий обзор венерических болезней: этиология, патогенез, меры профилактики. Гонорея, трихомониаз. Сифилис: стадии болезни, пути заражения, симптоматика, диагностика и лечение. Гигиена половой жизни. | Формирование комплексного обобщенного гигиенического мышления, бережного отношения к своему здоровью; критическое отношение к образу жизни, к сексуальному поведению; санитарно-гигиенические умения и навыки; развитие умения работы с информацией, сравнения и анализа. | Формирование способностей планирования, выбора и постановки целеи задач, а также эффективных путей их достижения; контроля, коррекции и оценки; самоанализа и рефлексии своего собственного поведения. | Развитие уважения к мнению товарищей, культуры общения юношей и девушек; умения правильно сотрудничать в решении деликатных вопросов. |
11 | Детские болезни | 2 | Анатомо-физиологические особенности детского организма; физическое развитие, акселерация. Питание детей. Болезни новорожденных: врожденные пороки, инфекционные, гнойно – воспалительные болезни. Болезни детей раннего и старшего возраста (общий обзор). | Формирование умений сравнивать детский и взрослый организмы, болезни взрослых и детей; развитие ответственности за здоровье будущего потомства, бережного и критического | Развитие способностей планировать свою деятельность, прогнозировать её результаты, правильно оценивать результаты своей работы и деятельности одноклассников. | |
12 | Обобщение | 1 | | Развитие умений обобщать, сравнивать, анализировать, находить разные эффективные пути решения проблемы; гигиеническое мышление, ответственное отношение к своему здоровью. | Развитие способностей к составлению алгоритмов, планированию, прогнозированию, систематизации и структурированию знаний. | Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и учителем, работы в группах, уважения к мнению учителя и сверстников, культуры общения. |
Список литературы:
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8кл. – Учебник для общеобр. школ. М.: Дрофа, 2002 г.
2. Цузмер А.М. , Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. – Учебник для общеобр. школ. М.: Просвещение, 1990 г.
3. Справочник фельдшера. (1 и 2 тома). Под редакцией А.А. Михайлова. М.: Медицина, 1990 г.
4. Бруновт Е.П., Малахова Г.Я. , Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1984 г.
5. Психология под редакцией В.А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1986 г.
6. Ганжина А.В. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы. Москва: Высшая школа, 1988 г.
7. Детская энциклопедия. Том №7 «Человек». М.: Просвещение, 1974 г.
8. Внутренние болезни. Под ред. Л.И. Дворецкого. М: Медицина, 1990 г.
9. Инфекционные болезни и инвазии. Под ред. М.Х. Турьянова. М.: Медицина, 1992 г.
10. Детские болезни. Под ред. Л.А. Исаевой. М.: Медицина,1989 г
11. Нервные болезни. Под ред. Ф.Е. Горбачевой. М.: Медицина, 1994 г.
12. Кожные и венерические болезни. Под ред. О.Л. Иванова и М.А. Самгина. М.: Медицина, 1985 г.
13. Болезни уха, горла и носа. Под ред. В.П. Гамова. М.: Медицина, 1999 г.
14. Костомарова Л.Г. Неотложная помощь при отравлениях. М.: Медицина, 1988 г.
15. Жан-Лу Дерво. Как покончить с курением навсегда. Москва: АСТ-Астрель, 2005 г.
16. Кабанов А.Н. Физиология человека и животных. М.: Просвещение, 1979
17. Биология. Учебник для учащихся медицинских училищ. Под редакцией В.Н. Ярыгина. М.: Медицина, 1998 г.
Ресурсы MULTIMEDIA
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2012.
2. Биология 6-11 классы. – Электронный учебник. – М.: Дрофа, 2013.
3. Биология 6-9 классы. – Библиотека электронных наглядных пособий. – М.: Дрофа, 2014.
4. Занимательная биология. – М.: Новый день, 2015.
5. Тайны природы. Своими глазами. – М.: Новый диск, 2016.
Internet-ресурсы
1. Банк передового преподавательского опыта – биология.
http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/biol/
2. Биология ©2000 «Обучающие энциклопедии»
http://www/informika.ru/text/database/biology/
3. Биология. Красочный сайт для детей, содержащий развивающие игры и уроки с анимацией и звуком. http://vkids/km/ru/subjects.asp
4. Википедия. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/
6. Министерство образования РФ. http://минобрнауки.рф/?%ED=
7. Научные новости биологии. www.bio.nature.ru/
8. Новости науки и биотехнологии. http://molbiol.edu.ru/
9. Проект «Вся Биология». http://sbio.info/
10. Сайт еженедельника «Биология» издательского дома «Первое сентября»
http://bio.1september.ru
11. Школьный мир: Биология. http://school.holm.ru/predmet/bio/
П Р И Л О Ж Е Н И Е.
Практическая часть
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1: (К ТЕМЕ №2)
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОПОГРАФИИ КОСТЕЙ, СУСТАВОВ И МЫШЦ»
ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Гигиена опорно-двигательного аппарата», развивать умения работы с муляжами, моделями.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Скелет человека», «Мышцы человека», скелеты из гипса, модели суставов, муляжи мышечных торсов.
ПЛАН:
1. Найти основные кости скелета (череп, скелет)
2. Найти основные суставы (скелет, модели)
3. Найти основные группы мышц (таблицы, муляжи)
4. Ответить на вопросы и выполнить задания (по вариантам)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. (К ТЕМЕ № 4)
«НАБЛЮДЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СЕРДЦА. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ СЕРДЦА»
ЦЕЛЬ: закрепить знания о топографии и строении сердца, развивать умения работы с муляжами и моделями.
ОБОРУДОВАНИЕ: муляжи торса человека в разрезе, разборные модели сердца, таблицы по строению сердца.
ПЛАН:
1. Определить топографию сердца, окружающие его органы и кости скелета. (муляжи торса).
2. Найти камеры и половины сердца (разборные модели)
3. Найти клапаны сердца, артерии, выходящие из сердца и вены, впадающие в него. (модели сердца целые и разборные)
4. Ответить на вопросы и выполнить схему топографии сердца.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. (К ТЕМЕ № 6)
«ИЗУЧЕНИЕ ТОПОГРАФИИ И СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: углубить и систематизировать знания учащихся по органам пищеварения; физиологии пищеварения; развивать умения работы с натуральными препаратами, муляжами; воспитывать творческое проблемное мышление и практическую направленность знаний.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы по пищеварению и схемы, муляжи печени, гортани, желудка; саггитальный разрез черепа.
ПЛАН:
1. Исследовать саггитальный разрез черепа - найти твердое и мягкое небо, язык, миндалины, глотку.
2. Изучить по моделям и муляжам печень, желудок, поджелудочную железу, кишечник.
3. Выполнить схемы топографии желудка, печени и поджелудочной железы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. (К ТЕМЕ № 7)
«ИЗУЧЕНИЕ ТОПОГРАФИИ И СТРОЕНИЯ ОРГАНОВ МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ».
ЦЕЛЬ: закрепить и углубить знания учащихся о строении, физиологии и топографии почек и мочевого пузыря; развивать умения работы с моделями и муляжами; воспитывать практическую направленность знаний.
ПЛАН:
1. По муляжам торса изучить расположение правой и левой почек, окружающие их органы; топографию мочевого пузыря.
2. По моделям изучить общий вид почки, разрез почки – слои, почечную лоханку, строение нефрона.
3. Выполнить схемы топографии правой и левой почек и мочевого пузыря.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 (К ТЕМЕ № 3)
«ПРОСМОТР ПОСТОЯННЫХ ПРЕПАРАТОВ: МАЗОК КРОВИ ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ»
ЦЕЛЬ: закрепить знания об эритроцитах и лейкоцитах; сравнить эритроциты человека и лягушки, выяснить направления эволюции эритроцитов; развивать умения работы с микроскопами и микропрепаратами.
ОБОРУДОВАНИЕ: микроскопы, готовые микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки».
ПЛАН.
1. Рассмотреть по очереди препараты крови лягушки и человека.
2. Зарисовать 2-3 эритроцита и лейкоцит из каждого препарата.
3. Ответить на вопросы своего варианта:
1 вар.
- Каковы направления эволюции эритроцитов?
- Особенности строения лейкоцита.
2 вар.
- В чем взаимосвязь строения и функции эритроцитов?
- Приспособленность лейкоцита к его функции.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 (К ТЕМЕ № 4)
«ИЗМЕРЕНИЕ ПУЛЬСА И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ»
ЦЕЛЬ: научить школьников находить и подсчитывать пульс; работать с тонометрами; оценивать работу и степень тренированности сердца.
ОБОРУДОВАНИЕ: часы с секундной стрелкой, тонометры (обычный и электронный), фонендоскопы.
ПЛАН.
1. Определить место пульсовой волны, подсчитать пульс.
2. Измерить А/Д с помощью тонометра на правой и левой руках.
3. Повторить измерения 3 раза, меняясь тонометрами с соседями; выбрать наилучшие результаты.
4. Сделать 20 приседаний и вновь измерить пульс.
5. Оценить степень тренированности сердца по формуле:
П2 - П1
С = ------------ · 100%
П1
П1 - число сердечных сокращений до нагрузки
П2 - число сердечных сокращений после нагрузки
С больше 50% - слабо тренированное сердце.
С от 30 до 50% - средняя степень тренированности сердца
С меньше 30% - хорошо тренированное сердце.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 (К ТЕМЕ № 5)
«ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ МАРЛЕВЫХ ПОВЯЗОК»
ЦЕЛЬ: ознакомить школьников с методикой изготовления марлевых повязок, их ролью и применением в гигиенических целях.
ОБОРУДОВАНИЕ: марля, бинты, вата, белые ленточки, иглы, нитки, ножницы.
ПЛАН.
1. Изучить последовательность действий при изготовлении марлевой повязки (таблица по гигиене).
2. Изготовить марлевую повязку по изученному алгоритму.
3. Надеть и снять марлевую повязку.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 (К ТЕМЕ № 5)
«ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА МИКРОКЛИМАТА КАБИНЕТА»
ЦЕЛЬ: отработать умения определять температуру, влажность и скорость проветривания помещения.
ОБОРУДОВАНИЕ: комнатные термометры, психрометры, психрометрические таблицы.
ПЛАН.
1. Измерить температуру в кабинете.
2. Измерить относительную влажность, используя психрометр и таблицу.
3. Определить время проветривания кабинета при открытой фрамуге.
4. Сделать вывод о микроклимате кабинета.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 (К ТЕМЕ № 6)
«САНИТАРНАЯ ПРОВЕРКА ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ»
ЦЕЛЬ: ознакомить учащихся с методикой проверки мяса на наличие финн глистов; определения избыточной кислотности (щелочности) продуктов и их свежести.
ОБОРУДОВАНИЕ: кусочки мяса, хлеб, молоко, фрукты (яблоки или мандарины), ручные лупы, индикаторные бумажки.
ПЛАН.
1. Внимательно осмотреть невооруженным глазом все пищевые продукты.
2. Понюхать мясо, молоко и фрукты.
3. Исследовать мясо с помощью лупы на наличие финн цепней.
4. Индикаторными бумажками исследовать молоко и фрукты.
5. Сделать выводы о качестве исследованных продуктов.
Литература для практической части.
1. Сигалевич Д.А., Смоляр Е.М., Охотников И.А. Задания на самоподготовку к практическим занятиям по анатомии человека. К Г М У. Кафедра анатомии человека, 1989 г.
2. Цузмер А.М. , Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. – Учебник для общеобр. школ. Раздел «Лабораторный практикум». М.: Просвещение, 1990 г.
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8кл. – Учебник для общеобр. школ. М.: Дрофа, 2002 г. Лабораторные работы по ходу изучения тем.
4. Бруновт Е.П., Малахова Г.Я. , Соколова Е.А. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. М.: Просвещение, 1984 г.
5. Биология. Учебник для учащихся медицинских училищ. Под редакцией В.Н. Ярыгина. М.: Медицина, 1998 г. Раздел «Лабораторный практикум»