СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности " В мире математики".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире математики"»

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире математики» для учащихся 5-7 класса.

Программа внеурочной деятельности "В мире математики" имеет интеллектуальное направление внеурочной деятельности. Данная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 5-7классов. Программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, учитывает индивидуальные способности учеников.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897), Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиП 2.4.2.2821

– 10.

Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с учебным планом МБОУ «Школа№1 им.В.И. Муравленко» на 2018 – 2019 учебный год с учащимися 5- 7 классов, отводится 70часов, из расчёта 2 часа в неделю, 35 учебных недель.

Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий внеурочной деятельности .

Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется исто­рии математики и рассказам, связанным с математикой  (математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного мышления.

Содержание программы внеурочной деятельности

Раздел 1: Решение логических задач. 

Тема 1. Задачи типа "Кто есть кто?"
Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из методов решения таких задач – метод графов. Второй способ, которым решаются такие задачи – табличный способ.

Тема 2. Круги Эйлера.

Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие.

Тема 3. Задачи на переливание.

Задачи на переливания, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.

Тема 4. Задачи на взвешивание.

Достаточно распространённый вид математических задач. Поиск решения осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.

Тема 5 Сбежали цифры.

Решение математических ребусов.

Раздел 2: Текстовые задачи

Тема 6. Текстовые задачи, решаемые с конца.

Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.

Тема 7. Задачи на движение.

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 8. Задачи на части

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 9. Задачи на проценты

Работа по теме занятия. Решение задач.

Раздел 3: Геометрические задачи

Тема 10. Историческая справка. Архимед

Работа по теме занятия. Доклад ученика об Архимеде.

Тема 11. Геометрия на клетчатой бумаге.

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 12. Решение задач на площадь.

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 13. Геометрические задачи (разрезания).

Решение геометрических задач путём разрезания на части.

Раздел 4: Математические головоломки

Тема 14. Перекладывание спичек

Решение задач на спичках. Решение математических ребусов.

Тема 15. Принцип Дирихле.

Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение задач.

Раздел 5: Решение олимпиадных задач

Тема 16. Решение олимпиадных задач.

Задачи повышенной сложности.

Тема 17. Математические фокусы.

Головоломки с числами, фокусы с прикосновениями, топологические фокусы.

Итоговое занятие: Олимпиада.

Самостоятельное решение олимпиадных задач с последующей проверкой.



















Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности


I .Решение

логических задач



1

Задачи типа «Кто есть кто?» Метод графов. Задачи типа «Кто есть кто?»

Табличный способ

4

Умение логически рассуждать при решении задач;

умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач; Уметь решать и записывать решение логических задач с помощью таблиц

2

Круги Эйлера

2

Умение планировать и осуществ­лять деятельность, на­правленную на реше­ние задач исследователь­ского характера

3

Задачи на переливание

4

Умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач

4

Задачи на взвешивание

4

Умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач

5

«Сбежали» цифры

4

Решение математических ребусов


II .Текстовые задачи



6

Текстовые задачи ,решаемые с конца.

3

Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.


7

Задачи на движение

5

Уметь решать задачи на движение. Умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач

8

Задачи на части

5

Уметь решать задачи на части. Умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач

9

Задачи на проценты

6

Умение логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач


III. Геометрические задачи



10

Историческая справка. Архимед

2

Работа по теме занятия. Доклад ученика об Архимеде. Историческая справка

11

Геометрия на клетчатой бумаге

4

Решение геометрических задач Умение логически рассуждать при решении текстовых геометрических задач.

12

Решение задач на площадь

5

Умение логически рассуждать при решении текстовых геометрических задач.

13

Геометрические задачи ( на разрезание).

5

Умение логически рассуждать при решении текстовых геометрических задач. Решение практических задач.


IV. Математические головоломки



14

Перекладывание спичек

4

Решение задач на спичках. Решение математических ребусов

15

Принцип Дирихле.

2

Формулировка принципа Дирихле. Классификация задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. Решение олимпиадных задач.


V.Решение олимпиадных задач



16

Решение олимпиадных задач

5

Умение логически рассуждать при решении нестандартных текстовых арифметических задач.

17

Математические фокусы

7

Головоломки с числами, фокусы с прикосновениями, топологические фокусы.

Итоговое занятие.



Результаты освоения рабочей программы

Обучающиеся научатся:

- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

- Составлять план решения проблемы (самостоятельно или в группе);

- Сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки самостоятельно.

- Формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;

- Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

- В дискуссии уметь выдвигать аргументы и контраргументы;

- Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций


Итогом реализации программы являются: успешные выступления учащихся на олимпиадах всех уровней, математических конкурсах, международной математической

игре - конкурсе «Кенгуру».