Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза П. К. Рогозина»
обособленное структурное подразделение Дегтяренская школа
Каменского муниципального района
Воронежской области
Согласовано Утверждаю
Педагогическим советом Директор МБОУ «Каменская СОШ №2»
МБОУ «Каменская СОШ №2» ………….. Н.И. Павлович (протокол педсовета от 31.05.2019 г. №14) Приказ № 312 от 03.06.2019г
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«В мире животных»
для обучающихся 1- 6 классов
(природоведческое направление)
Срок реализации: 12 часов
Разработал:
учитель I КК
Ширимова А. И.
Дегтярное 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 года № 1897 (в редакции приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.12.2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования»);
основной образовательной программы ООО МБОУ «Каменская СОШ № 2»;
планом внеурочной деятельности ООО МБОУ «Каменская СОШ № 2» ОСП Дегтяренская школа на 2019-2020 учебный год.
Программа кружка «В мире животных» направлена на формирование компонентов личности в процессе деятельностного освоения мира, который преломляется через результат творческой деятельности детей, развитие их творческого потенциала.
Цель: Создание условий для развития личности каждого обучающегося и раскрытие его
творческого потенциала в экологической деятельности. Формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных и изучению жизни животных.
Основные задачи:
- расширение экологических представлений школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров;
- углубление теоретических знаний учащихся в области зоологии, формирование ряда зоологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям школьников «первичный срез» зоологии как науки;
- обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса «Окружающий мир и Биология», деятельности учащихся по изучению и охране животного мира.
Актуальность выбора определена следующими факторами: с интенсивным распространением научно-технического прогресса, проблемы взаимодействия природы и общества становятся всё острее. Всё это вызывает необходимость усиления охраны животного мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
познавательный интерес к изучению жизни животных и взаимодействию на них человека;
бережное отношение к животным;
творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!
самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина.
освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
Метапредметными
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация , презентация, материалы интернета.)
анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
выполняя различные роли в группе,
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
критично относиться к своему мнению
понимать точку зрения другого
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Предметные результаты изучения курса
что такое природа и животный мир;
правила поведения в природе;
что такое охрана природы;
основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды, влияющие на жизнь животных;
глобальные экологические проблемы, влияющие на жизнь животных;
разнообразие животных;
редкие и охраняемые животные.
оценивать экологическую ситуацию;
выполнять правила поведения в природе;
ухаживать за животными;
участвовать в природоохранных акциях;
самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.
Форма итогового контроля: круглый стол, творческие работы учащихся, викторины, участие обучающихся в конкурсных мероприятиях или экологических уроках.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Первый уровень результатов: Предполагает приобретение обучающимися новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в окружающей среде, у них будут сформированы навыки культуры поведения в природе; расширен общий кругозор, пополнится словарный запас.
Второй уровень результатов: Предполагает приобретение знаний по овладению
практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную
творческую работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов, рисунков, полученного жизненного опыта выражают своё отношение к миру природы. Итогом второго уровня можно считать умения выполнять рисунки об окружающей среде, обсуждать и выражать эмоции, рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
тематические - по итогом изучения разделов, тем.
Содержание занятий.
Тема 1. Среды жизни и их обитатели.
Ключевые понятия. Виды. Разнообразие животного мира. Занятие на свежем воздухе. Подвижные игры «Морская фигура», «Зоопарк».
Тема 2- 3. Гиганты и карлики в мире животных.
Самые большие и маленькие животные. Работа с текстами энциклопедий. Разгадывание загадок. Пословицы и поговорки, связанные с животными. Мифы, легенды. Сказания.
Тема 4. Одетые в броню. Работа с презентацией «Путешествие по древней Земле» и игра «Угадай – ка».
Тема 5. Ядовитые животные.
Рейтинг самых ядовитых животных и рассказы о них. Работа с текстом. Использование интернет ресурсов: электронной энциклопедии.
Тема 6. Животные-рекордсмены.
Рассказ о рекордсменах среди животных по размеру, скорости и т.д. Работа с текстом. Разгадывание кроссвордов, загадок. Работа в группах «Собери мозаику».
Тема 7. Герои песен, сказок и легенд.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных. Работа с текстом.
Конкурс КАРАОКЕ.
Тема 8. Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные».
1.Оформить выставку книг «Прочитать, увидеть и.... удивиться».
2.Провести обзор книг «Этот чудесный мир-природы».
Тема 9. Распространение животных на земле. Редкие животные.
Работа с текстом. Экологическая игра «Дыхание леса…»
Тема 10. Всероссийский экологический урок «Моря России. Сохранение экологических экосистем».
Тема 11. Всероссийский экологический урок «Моря России. Угрозы и сохранения».
Тема. 12. Всероссийский экологический урок «Сокровища Черного моря».
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Форма организации деятельности |
теория | практика | всего |
1 | Среды жизни и их обитатели. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная |
2 | Гиганты и карлики в мире животных. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная |
3 | Гиганты и карлики в мире животных. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная |
4 | Одетые в броню. | 0 | 1 | 1 | Групповая |
5 | Ядовитые животные. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная |
6 | Животные-рекордсмены. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная |
7 | Герои песен, сказок и легенд. | 0 | 1 | 1 | Фронтальная и индивидуальная |
8 | Викторина на экологическую тему «Эти забавные животные». | 0,5 | 0,5 | 1 | Групповая |
9 | Распространение животных на земле. Редкие животные. | 1 | 0 | 1 | Фронтальная и индивидуальная |
10 | Всероссийский экологический урок «Моря России. Сохранение экологических экосистем». | 0,5 | 0,5 | 1 | Групповая |
11 | Всероссийский экологический урок «Моря России. Угрозы и сохранения». | 0,5 | 0,5 | 1 | Групповая |
12 | Всероссийский экологический урок «Сокровища Черного моря». | 0,5 | 0,5 | 1 | Групповая |