СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире информации".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире информации".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире информации".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

397505 Воронежская обл., г.Бутурлиновка, Ул. Дорожная, 71

тел: (47361) 2-83-30, 2-83-31


РАССМОТРЕНО


Протокол заседания МО учителей

от 21 августа 2020 года № 1

__________ Устименко Ю.А.

подпись руководителя МО Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по ВР

_________ Попова А.Н.

подпись Ф.И.О.

от 24 августа 2020 года

УТВЕРЖДЕНО


Приказом директора школы

__________ Климова С.В.

№ 76


от 25 августа 2020г .





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу внеурочной деятельности «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»

(указать учебный предмет, курс)


Уровень образования (класс) начальное общее, 4 «Б» класс

(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)


Количество часов 17 ч, в неделю 1 час (2 полугодие)

2020 – 2021 учебный год


Учитель Устименко Юлия Анатольевна


Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта в соответствии с основной образовательной программой МБОУ Бутурлиновская СОШ, утверждённой приказом № 76 от 25.08.2020г













г. Бутурлиновка - 2020 г.




АННОТАЦИЯ

к программе по внеурочной деятельности «В мире информации»

Программа курса внеурочной деятельности «Работа с информацией» разработана для четвертого класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.

Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окру­жающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.

Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.

Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и не сплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.

Программа определяет ряд задач:

  • содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;

  • способствовать формированию информационно -коммуникативных компетенций учащихся;

  • формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;

  • создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

• создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.

Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.

Особенностями построения программы «В мире информации» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.

Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) во втором полугодии 2020-2021 учебного года.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»


Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» являются следующие личностные и метапредметные результаты.

Личностные:

  • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.

Метапредметные

Регулятивные:

  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  • планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • определять и формулировать цель деятельности;

  • работать по предложенному плану;

  • уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные:

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах работы в группе;

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации»

четвероклассники:

  • приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);

  • научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;

  • научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;

  • приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;

  • овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);

  • научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.



СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»

4 класс


Структура программы предполагает изучение следующих разделов:

Сплошные тексты

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Печатание и форматирование текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Таблицы

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Кластеры

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

Диаграммы

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Практическое применение диаграмм в жизни.

Инфографика

Инфографика- как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (не сплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Создание собственного информационного графического объекта. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Работа с информацией» выпускники начальной школы приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:

  • оценивать потребность в дополнительной информации;

  • определять возможные источники информации и способы её поиска;

  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;

  • получать информацию из наблюдений, при обобщении;

  • анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);

  • организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;

  • наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно следственных связях;

  • создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);

  • использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема

Количество часов

теоретические

практические

  1. Сплошные тексты (2ч)


1

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Печатание и форматирование текста.

0,5ч

0,5ч

2

Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Печатание и форматирование текста.

0,5ч

0,5ч

  1. Таблицы (3ч)


3

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу.

0,5ч

4

Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

0,5ч

  1. Кластеры (2ч)


5

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова.

0,5ч

6

Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.

0,5ч

  1. Диаграммы (3ч)


7

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу.

0,5ч

8

Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Практическое применение диаграмм в жизни.

0,5ч

  1. Инфографика (7ч)


9

Инфографика- как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (не сплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации.

0,5ч

0,5ч

10

Создание собственного информационного графического объекта. Афиша, объявление.

0,5ч

1,5ч

11

Создание собственного информационного графического объекта. Входной билет, листовка.

0,5ч

12

Создание собственного информационного графического объекта. Плакат, вывеска. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.

0,5ч


ИТОГО ЧАСОВ: 17ч

11ч






ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Оборудование: персональный компьютер учащегося, компьютер учителя, медиапроектор, интерактивная доска.

2. Программные ресурсы:

1) операционные системы и служебные инструменты;

3) текстовый редактор для работы с текстом;

5) музыкальный редактор;

6) редактор подготовки презентаций;

7) редактор видео, редактор звука;

Список использованной литературы.


1. Горячев А.В. Программа «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии» // Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php

3. Лобанов А. Догнать и … опередить стандарты// Управление школой: Методический журнал для школьной администрации. – Издательский дом Первое сентября , 2013.- № 7-8.- С.57-59.

4. Ярмахов Б. Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012.

5. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.

6. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.















Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

397505 Воронежская обл., г.Бутурлиновка, Ул. Дорожная, 71

тел: (47361) 2-83-30, 2-83-31




СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по ВР

_______________ Попова А.Н.

подпись Ф.И.О.

« 24» августа 2020 года





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ




По курсу внеурочной деятельности «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»

(указать учебный предмет, курс)

Класс 4 «Б»


2020 – 2021 учебный год


Количество часов: всего 17 часов; в неделю 1 час;


Учитель: Устименко Юлия Анатольевна





Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности

«В мире информации» Устименко Ю.А, утверждённой приказом № 76 от 25.08.2020г














2020г



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»

4 «Б» класс (2 полугодие)

№ п/п

Раздел, тема занятия

Дата

План

Факт

  1. Сплошные тексты (2ч)



1

Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Печатание и форматирование текста.



2

Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Печатание и форматирование текста.



  1. Таблицы (3ч)



3

Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу.



4

Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.



  1. Кластеры (2ч)



5

Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова.



6

Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.



  1. Диаграммы (3ч)




7

Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу.



8

Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Практическое применение диаграмм в жизни.



  1. Инфографика (7ч)




9

Инфографика- как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (не сплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации.



10

Создание собственного информационного графического объекта. Афиша, объявление.



11

Создание собственного информационного графического объекта. Входной билет, листовка.



12

Создание собственного информационного графического объекта. Плакат, вывеска. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.




ИТОГО ЧАСОВ: 17ч