Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505 Воронежская обл., г.Бутурлиновка, Ул. Дорожная, 71
тел: (47361) 2-83-30, 2-83-31
РАССМОТРЕНО Протокол заседания МО учителей от 21 августа 2020 года № 1 __________ Устименко Ю.А. подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _________ Попова А.Н. подпись Ф.И.О. от 24 августа 2020 года | УТВЕРЖДЕНО Приказом директора школы __________ Климова С.В. № 76 от 25 августа 2020г . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»
(указать учебный предмет, курс)
Уровень образования (класс) начальное общее, 4 «Б» класс
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов 17 ч, в неделю 1 час (2 полугодие)
2020 – 2021 учебный год
Учитель Устименко Юлия Анатольевна
Программа разработана на основе Федерального государственного общеобразовательного стандарта в соответствии с основной образовательной программой МБОУ Бутурлиновская СОШ, утверждённой приказом № 76 от 25.08.2020г
г. Бутурлиновка - 2020 г.
АННОТАЦИЯ
к программе по внеурочной деятельности «В мире информации»
Программа курса внеурочной деятельности «Работа с информацией» разработана для четвертого класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Данная программа представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения и развития учащихся уже в начальной школе, способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышению информационной грамотности, привитию навыков самостоятельной работы.
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретённые при изучении предлагаемого материала в начальной школе, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле окружающей их жизни и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по шагам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления.
Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребёнка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей, поэтому новизна программы состоит в том, что курс «В мире информации» дополняет и расширяет знания, которые школьники уже имеют, и позволяет использовать полученные знания на практике.
Основной целью изучения интегрированного курса «В мире информации» является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у школьников информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных универсальных учебных действий, работать с информацией, представленной в виде сплошных и не сплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
способствовать формированию информационно -коммуникативных компетенций учащихся;
формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
• создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску.
Решение названных задач обеспечит осознанное поведение в окружающем детей мире и личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностями построения программы «В мире информации» является то, что в неё включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов и формированию творческих способностей.
Программа выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса, способствует формированию у школьников умений работать с различными информационными источниками, а именно: учит обобщать материал, рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.
Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) во втором полугодии 2020-2021 учебного года.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации» являются следующие личностные и метапредметные результаты.
Личностные:
умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные
Регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
определять и формулировать цель деятельности;
работать по предложенному плану;
уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации»
четвероклассники:
приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с имеющимся жизненным опытом;
овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»
4 класс
Структура программы предполагает изучение следующих разделов:
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Печатание и форматирование текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Практическое применение диаграмм в жизни.
Инфографика
Инфографика- как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (не сплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Создание собственного информационного графического объекта. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «Работа с информацией» выпускники начальной школы приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы её поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
получать информацию из наблюдений, при обобщении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно следственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов |
теоретические | практические |
Сплошные тексты (2ч) | 1ч | 1ч |
1 | Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Печатание и форматирование текста. | 0,5ч | 0,5ч |
2 | Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Печатание и форматирование текста. | 0,5ч | 0,5ч |
Таблицы (3ч) | 1ч | 2ч |
3 | Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. | 0,5ч | 1ч |
4 | Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. | 0,5ч | 1ч |
Кластеры (2ч) | 1ч | 2ч |
5 | Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. | 0,5ч | 1ч |
6 | Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую. | 0,5ч | 1ч |
Диаграммы (3ч) | 1ч | 2ч |
7 | Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. | 0,5ч | 1ч |
8 | Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Практическое применение диаграмм в жизни. | 0,5ч | 1ч |
Инфографика (7ч) | 2ч | 5ч |
9 | Инфографика- как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (не сплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. | 0,5ч | 0,5ч |
10 | Создание собственного информационного графического объекта. Афиша, объявление. | 0,5ч | 1,5ч |
11 | Создание собственного информационного графического объекта. Входной билет, листовка. | 0,5ч | 2ч |
12 | Создание собственного информационного графического объекта. Плакат, вывеска. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. | 0,5ч | 2ч |
ИТОГО ЧАСОВ: 17ч | 6ч | 11ч |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Оборудование: персональный компьютер учащегося, компьютер учителя, медиапроектор, интерактивная доска.
2. Программные ресурсы:
1) операционные системы и служебные инструменты;
3) текстовый редактор для работы с текстом;
5) музыкальный редактор;
6) редактор подготовки презентаций;
7) редактор видео, редактор звука;
Список использованной литературы.
1. Горячев А.В. Программа «Информатика и ИКТ (Информационные и коммуникационные технологии» // Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php
3. Лобанов А. Догнать и … опередить стандарты// Управление школой: Методический журнал для школьной администрации. – Издательский дом Первое сентября , 2013.- № 7-8.- С.57-59.
4. Ярмахов Б. Б. «1 ученик : 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе. Москва, 2012.
5. Рабочая тетрадь: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс: Рабочая тетрадь / Автор-составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
6. Методическое пособие для учителя: В мире информации. Работаем с информационными источниками. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / Автор- составитель С.А. Шейкина, под редакцией Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2016.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
397505 Воронежская обл., г.Бутурлиновка, Ул. Дорожная, 71
тел: (47361) 2-83-30, 2-83-31
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР _______________ Попова А.Н. подпись Ф.И.О. « 24» августа 2020 года |
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
По курсу внеурочной деятельности «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»
(указать учебный предмет, курс)
Класс 4 «Б»
2020 – 2021 учебный год
Количество часов: всего 17 часов; в неделю 1 час;
Учитель: Устименко Юлия Анатольевна
Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности
«В мире информации» Устименко Ю.А, утверждённой приказом № 76 от 25.08.2020г
2020г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ИНФОРМАЦИИ»
4 «Б» класс (2 полугодие)
№ п/п | Раздел, тема занятия | Дата |
План | Факт |
Сплошные тексты (2ч) | | |
1 | Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Печатание и форматирование текста. | | |
2 | Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. Печатание и форматирование текста. | | |
Таблицы (3ч) | | |
3 | Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. | | |
4 | Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. | | |
Кластеры (2ч) | | |
5 | Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. | | |
6 | Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую. | | |
Диаграммы (3ч) | | |
7 | Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. | | |
8 | Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Практическое применение диаграмм в жизни. | | |
Инфографика (7ч) | | |
9 | Инфографика- как информационный объект. Виды инфо- графики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, плакат, вывески, рисунки (не сплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. | | |
10 | Создание собственного информационного графического объекта. Афиша, объявление. | | |
11 | Создание собственного информационного графического объекта. Входной билет, листовка. | | |
12 | Создание собственного информационного графического объекта. Плакат, вывеска. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков. | | |
ИТОГО ЧАСОВ: 17ч | | |