СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире обществознания» 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире обществознания» 9 класс»

24



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 7 им. В.И. Медведева»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«В мире обществознания»

9 класс






Разработана

Усманова Л.Л.

учителем истории и обществознания

















г. Троицк 2023.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире обществознания» составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.10 No1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный No19644);

-приказа Минобрнауки России:от 31.12.2015 No 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г. No 40937);

-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ БГО ООШ No 11,

- в соответствии с учебным планом основного общего образования МБОУ БГО ООШ No11.

- методических рекомендаций обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ обществознание. Авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова

Программа внеурочной деятельности «В мире обществознание» изучается в 9 классах 34 учебных недели, общая недельная нагрузка составляет 1 час. Направлена на подготовку обучающихся к сдаче ОГЭ по обществознанию.

УМК для реализации программы:

-Обществознание. 6-9 класс: учебники для общеобразовательных организаций/ [Л.Н. Боголюбов А.И. Матвеев, Е.И. Жильцов и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. – М.: Просвещение, 2019-2021гг.


I раздел Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной, в том числе, в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

Метапредметные результаты (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия.

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности, как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.


Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);

критически оценивать содержание и форму текста.

9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы:

Человек и общество.

Выпускник научится:

использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей,

характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;

выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;

демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;

распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать их с позиций общественного прогресса;

различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества;

раскрывать влияние современных сми на общество и личность;

конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;

оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;

использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;

наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

осознанно содействовать защите природы.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;

объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;

различать уровни общего образования в России; оценивать роль образования в современном обществе; объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры;

описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;

раскрывать роль религии в современном обществе;

характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Экономика

Выпускник научится:

объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

Социальная сфера

Выпускник научится:

описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;

объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;

выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

описывать основные социальные роли подростка;

раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;

конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

характеризовать межнациональные отношения в современном мире;

объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;

характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;

характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;

Выпускник получит возможность научиться:

раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Сфера политики и социального управления

Выпускник научится:

объяснять роль политики в жизни общества;

различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;

давать характеристику формам государственно-территориального устройства;

различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;

раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;

называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;

характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни;

характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;

объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

раскрывать достижения российского народа;

объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, Выпускник получит возможность научиться:

осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;

осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы;

аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;

использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Право

Выпускник научится:

характеризовать систему российского законодательства;

раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;

характеризовать гражданские правоотношения;

раскрывать смысл права на труд, объяснять роль трудового договора;

разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;

конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;

Выпускник получит возможность научиться:

на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.


II раздел. Содержание учебного предмета

Тема 1. Человек и общество:

– общество как форма жизнедеятельности людей (понятие общества в узком и широком смысле; примеры применения этого понятия);

– основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь (особенности экономической, социальной, политической и духовной сфер общественной жизни; примеры их взаимосвязи);

– биологическое и социальное в человеке (общие черты и черты отличия человека и животного; характеристики индивида; биологические, социальные и духовные потребности человека; задатки и способности человека);

– личность (социальные качества человека, их формирование и развитие);

– деятельность человека (понятие и структура деятельности: субъект, объект, цель, средства, результаты) и её основные формы (труд, игра, учение, их общие черты и особенности; примеры осуществления различных видов деятельности; творчество);

– межличностные конфликты, их конструктивное разрешение (причины межличностных конфликтов; избегание, приспособление, соперничество, компромисс, сотрудничество как способы (стратегии) поведения в межличностных конфликтах).

Тема 2. Сфера духовной культуры:

– сфера духовной культуры и её особенности (формы (области) культуры; виды культуры: материальная и духовная культура; народная, массовая и элитарная культура);

– наука в жизни современного общества (черты сходства и черты различия науки и других форм (областей) культуры; виды наук; роль науки в развитии общества);

– образование и его значимость в условиях информационного общества (основные уровни и организации общего и профессионального образования в Российской Федерации);
– религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества (понятие религии; роль религии и религиозных организаций в общественной жизни; мировые религии); свобода совести;

– мораль (особенности моральных норм и морального регулирования поведения; основные категории морали: добро и зло, справедливость, совесть, долг, честь, достоинство); гуманизм; патриотизм и гражданственность.

Тема 3. Экономика:– экономические системы

-основные вопросы экономики;

-традиционная, командная (плановая), рыночная и смешанные экономические системы) и собственность (частная, государственная, акционерная и др. формы собственности);

– деньги (основные функции денег; денежная масса и покупательная способность денег; виды денег; инфляция);

– заработная плата (оклад, сдельная и комплексная формы оплаты труда) и стимулирование труда; причины устойчивых различий в оплате труда;

– налоги, уплачиваемые гражданами (понятие и примеры прямых и косвенных налогов; функции налогов).

Тема 4. «Социальная сфера»

– семья как малая группа (признаки малой группы, особенности семьи как малой группы, роль семьи в жизни человека);

– социальные ценности и нормы (понятие социальных ценностей, признаки социальных норм, виды социальных норм); отклоняющееся поведение;

– социальный конфликт и пути его решения (что такое социальный конфликт; причины социальных конфликтов; виды социальных конфликтов; пути разрешения социальных конфликтов).

Тема 5. «Сфера политики и социального управления:

– понятие, признаки и функции государства;

– разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная ветви власти; функции и органы каждой из них);

-форма государства (монархия и республика как формы правления, унитарная и федеративная формы государственного устройства);

– политический режим (понятие политического режима, демократические и недемократические (тоталитарный и авторитарный) виды режимов; демократия (понятие и основные ценности));

– участие граждан в политической жизни (разнообразие форм политического участия; избирательные права граждан); выборы, референдум;

– политические партии (понятие и функции политических партий, типы политических партий по разным основаниям) и движения (понятие общественно-политических движений), их роль в общественной жизни;

– гражданское общество (понятие, признаки и примеры деятельности) и правовое государство (основные признаки).

Тема 6. «Право»:

– понятие правоотношений (понятие и структура (субъект, объект, содержание) правоотношений; правоспособность и дееспособность как характеристики субъекта правоотношения; виды правоотношений по отраслям права; юридические факты);

– признаки и виды правонарушений (по отраслям права, которые нарушены, и по степени общественной опасности); понятие и виды юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовная, административная, дисциплинарная);

-Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя Российской Федерации; федеративное устройство России (принципы федеративного устройства Российской Федерации, разделение полномочий между федеральным центром
и субъектами федерации); органы государственной власти Российской Федерации (Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, полномочия Президента Российской Федерации);правоохранительные органы (задачи правоохранительных органов; структура правоохранительных органов);

-судебная система Российской Федерации;

- взаимоотношения органов государственной власти и граждан; понятие прав и обязанностей гражданина; права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии; конституционные обязанности гражданина Российской Федерации; механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина;

-права ребёнка и их защита (личные неимущественные и имущественные права ребёнка); особенности правового статуса несовершеннолетних (понятие «несовершеннолетний», гражданская дееспособность несовершеннолетних (см. статьи 26–28 Гражданского кодекса РФ); права и обязанности несовершеннолетних работников; уголовная ответственность несовершеннолетних);

– гражданские правоотношения (понятие и принципы гражданских правоотношений; виды гражданско-правовых отношений); права собственности (правомочия владения, пользования и распоряжения); права потребителей (право на качество товаров (работ, услуг), право на безопасность товаров (работ, услуг), право на возмещение ущерба; право на необходимую и достоверную информацию и др.)

– семейные правоотношения (условия заключения брака); права и обязанности родителей и детей; право на труд и трудовые правоотношения (трудовой договор; дисциплина труда); трудоустройство несовершеннолетних;

-административные правоотношения, правонарушения (основные виды) и наказания; основные понятия и институты уголовного права (понятие и виды преступлений; цели и виды наказаний, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства).

Раздел III. Тематическое планирование


№п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

1

Вводное занятие

1

2

Человек и общество

4

3

Сфера духовной культуры

3

4

Экономика

5

5

Социальная сфера

5

6

Сфера политики и социального управления

6

7

Право

10

Всего


34



Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Фактические сроки

1

Знакомство со структурой демонстрационной версии экзамена

1




Тема I Человек и общество

4



2

Общество. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

1



3

Индивид. Личность.

1



4

Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение)

1



5

Межличностные отношения. Межличностные конфликты.

1




Тема 2. Сфера духовной культуры

3



6

Сфера духовной культуры и её особенности

1



7

Наука, образование в жизни современного общества

1



8

Религия, свобода совести, мораль, гуманизм. патриотизм, гражданственность

1




Тема 3. Экономика

5



9

Экономика. Экономические системы и собственность

1



10

Производство, факторы производства

1



11

Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство.

1



12

Налоги, уплачиваемые гражданами

1



13

Банковские услуги. Формы дистанционного банковского обслуживания

1




Тема 4. Социальная сфера

5



14

Социальная структура общества. Виды социальной мобильности

1



15

Семья как малая группа. Типы семей

1



16

Социальный статус и социальные роли

1



17

Социальные ценности и нормы

1



18

Социальный конфликт и пути его решения

1




Тема 5. Сфера политики и социального управления

6



19

Власть. Роль политики в жизни общества

1



20

Понятие и признаки государства. Разделение властей

1



21

Формы государства. Политический режим.

1



22

Правовое государство. Местное самоуправление

1



23

Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум, политические партии и движения

1



24

Гражданское общество и правовое государство

1




Тема 6. Право

10



25

Право. Норма права. Нормативный правовой акт

1



26

Правоотношения. Правонарушения. Виды юридической ответственности

1



27

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Права, свободы и обязанностей человека и гражданина в РФ

1



28

Органы государственной власти РФ

1



29

Правоохранительные органы. Судебная система.

1



30

Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

1



31

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

1



32

Право на труд и трудовые правоотношения.

1



33

Административные правоотношения, правонарушения и наказания

1



34

Институт уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

1




Всего

34




Раздел IV. Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Учебно-методическое пособие. Рабочая программа. Поурочные разработки к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, А.И. Матвеева «Обществознание. 9 класс» – М.: Просвещение, 2021;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Кодекс об административных правонарушениях.

4. Конституция Российской Федерации.

5. Семейный кодекс РФ.

6. Трудовой кодекс РФ.

7. Уголовный кодекс РФ.

Интернет ресурсы:

https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge

https://soc-oge.sdamgia.ru/

https://resh.edu.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!