СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

на заседании МО естественно-математического цикла

Протокол №___

от«___» августа 201__г.

Руководитель МО /______ /А.М.Стаханов/

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________ /Л.В.Черникова/

Протокол №

«_____» августа 201__г

« Утверждаю»

Директор школы


_______ /Т.В.Проскурина/


Приказ № ___

от«___» августа 201__ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

6 класс


Уровень обучения: основное общее (базовый)

Количество часов: за год 68 часов, в неделю 2 часа

Учитель:Черникова Людмила Витальевна (учитель математики; 1 квал. категория)

Сроки реализации программы: 201__ - 201__ учебный год










село 1-Засеймье


201__ год


Пояснительная записка

к рабочей программе внеурочной деятельности

« Математика вокруг нас»

1.Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

              Программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» относится к общеинтеллектуальномунаправлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

           Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям  школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию      

           Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

2.Цель и задачи программы

Цель – повышение уровня математической культуры обучающихся, развитие логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе  рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Задачи:

Обучающие:

  • Развивать  интерес к изучению математики как к учебному предмету;

  • Углубление знаний, умений, навыков быстро считать, приобретать навыки нестандартного мышления;

  • Развитие мотивации к изучению математики;

  • Развитие творчества;

  • Пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе;

  • Способствовать развитию математических способностей;

  • Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.

Воспитывающие:

  • Воспитывать понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;

  • Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству;

  • Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных  ситуациях.

Развивающие:

  • Способствование развитию  у детей внимания, воображения, наблюдательности, памяти, воли, аккуратности ;

  • Развитие кругозора учащихся;

Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе.

        Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что программа «Математика вокруг нас» предусматривает   углубление знаний обучающихся, получаемых ими при изучении основного курса, развитие познавательного интереса к предмету, любознательности, смекалки, расширение кругозора.  Занятия построены так, чтобы быть для обучающихся интересными, увлекательными и занимательными. Отбор содержания курса произведен в соответствии с выбранными принципами параллельности и опережающей сложности. Отобрано большое количество задач, для решения которых используются арифметические способы решения, что позволяет учить обучающихся, логически мыслить, рассуждать, развивать речь. Материал программы включает много нестандартных задач и способы их решения, что способствует развитию школьников, формированию у них познавательного интереса не только к решению задач вообще, но и самой математике.

Дополнительная образовательная программа «Математика вокруг нас» рассчитана на один год обучения.

4. Особенности возрастной группы детей 11-12 лет

          Шестиклассники (дети 11—12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность удовлетворения своих познавательных интересов и общения в сочетании с изучением занимательной математики и организационных форм занятий.

  - Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 68 часов в год, количество  часов  и занятий в неделю – 2. Продолжительность занятий 45 мин.


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

  • быстро считать, применять свои знания на практике, приобретать навыки нестандартного мышления.

  • научатся мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий

  • использовать рациональный способ решения задач;

  • работать с чертежными инструментами;

  • анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации;

  • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;

  • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

  • создавать творческие работы,  доклады с помощью взрослых или самостоятельно;

  • вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности самостоятельно или с помощью взрослых.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины,составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников, 

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.

  5.Уровень результатов работы по программе:

Результаты первого уровня  приобретение школьниками знаний логического мышления, необходимых при изучении математики; приобретение навыков нестандартного мышления.  

Результаты второго уровня  развитие ценностных отношений к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Результаты третьего уровня  школьник может приобрести опыт применять свои знания на практике;  опыт общения в результате выполнения практических действий; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.









Результаты освоения курса

Личностные

  1. знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики (изобретение десятичной нумерации, обыкновенных дробей; происхождение геометрии из практических потребностей людей);

  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

  3. умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.

Метапредметные

  1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

  2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

  3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;

  4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

  5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

  6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.

Предметные

  1. владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

  2. владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;

  3. умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

  4. усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  5. приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;

  6. знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

  7. умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);

  8. использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;

  9. знакомство с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;

  10. понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;

  11. умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов;

  12. вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах;

  13. геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном;

  14. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;

  15. решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;

  16. извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;

  17. извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;

  18. выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;

  19. строить речевые конструкции;

  20. изображать геометрические фигура с помощью инструментов и

от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь

выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;

  1. выполнять вычисления с реальными данными;

  2. проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты;

  3. выполнять проекты по всем темам данного курса;

  4. моделироватьгеометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

  5. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  может быть представлена в соревнованиях и конкурсах.   




  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Форма организации

Содержание программы

Вид деятельности

Беседа

Организационное занятие. Старинные математические истории.

Познавательная деятельность

Приемы быстрого счета.

Викторина

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

Игровая деятельность

Соревнования

Умножение двухзначных чисел на 11.

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Промежуточное приведение к «круглым» числам.

Художественное творчество

Соревнования

Умножение и деление на 5,50,500.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест».

Познавательная деятельность

Соревнования

Умножение двухзначных чисел, близких к 100.

Познавательная деятельность

Занимательные математические задачи.

Практическая работа

Задачи на внимание

Познавательная деятельность

Практическая работа

Математические головоломки. 

Познавательная деятельность

Практическая работа

Задачи-шутки.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Задачи-загадки.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Задачи на определение возраста.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Задачи, решаемые с конца.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Задачи на взвешивание.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Задачи на переливание.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Задачи, решаемые уравниванием.

Познавательная деятельность

Беседа

Логика и рассуждения.

Проблемно-ценностное общение

Беседа

Логические задачи.

Решение логических задач.

Проблемно-ценностное общение

Практическая работа

Решение олимпиадных задач

Проблемно-ценностное общение

Викторина

Математическая викторина

Игровая деятельность

Практическая работа

Решение задач которые не требуют определенных знаний, но требуют внимательного чтения условия.

Познавательная деятельность

Логические задачи.

Практическая работа

Задачи на размышление.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Математические софизмы.

Познавательная деятельность

Практическая работа. Беседа.

Математические задачи в стихах.

Познавательная деятельность

Практическая работа.

Математические шарады.

Познавательная деятельность

Практическая работа.

Математические чайнворды.

Познавательная деятельность

Практическая работа. Беседа.

Математические фокусы с числами.

Познавательная деятельность

Практическая работа. Беседа.

Старинные задачи.

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Задачи на смекалку.

Проблемно-ценностное общение

Соревнования

Занимательные задачи.

Познавательная деятельность

Геометрическая мозаика.

Беседа

Простейшие геометрические фигуры.

Проблемно-ценностное общение

Практическая работа. Беседа.

Геометрия на клетчатой бумаге. 

Познавательная деятельность

Вырезание из бумаги. 

Познавательная деятельность

Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.

Познавательная деятельность

Конструирование фигур из треугольников.

Познавательная деятельность

Геометрические головоломки.

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. 

Познавательная деятельность

Математика в жизни.


Час общения

Поступки делового человека.

Проблемно-ценностное общение

Беседа

Как «разговаривает» калькулятор?

Проблемно-ценностное общение

Час общения

Стихи о математике.

Проблемно-ценностное общение

Беседа

Математические сказки.

Проблемно-ценностное общение

Час общения

Учёт расходов семьи на питание.

Проблемно-ценностное общение

Беседа

Кулинарные рецепты.

Проблемно-ценностное общение

Игра

Таблица игр по футболу.

Игровая деятельность

Итоговое занятие 1 час




  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


п/п

Название темы

Кол. ч.

1


Организационное занятие. Инструктаж по ТБ. Старинные математические истории.

2

2

Приемы быстрого счета

12

3

Занимательные математические задачи

16

4

Логические задачи

12

5

Геометрическая мозаика

15

6

Математика в жизни

10

7

Итоговое занятие

1

Итого

68