Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Цель: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
Задачи:
- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.
Формы работы:
- литературные игры;
- конкурсы-кроссворды;
- библиотечные уроки,
- путешествия по страницам книг;
- проекты;
- уроки-спектакли.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Планируемые УУД:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,
дома и т. д.
Тематическое планирование
1 класс (33 ч)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 1 |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 |
4 | Книги о Родине и природе. | 1 |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 |
7 | Книги современных писателей о детях. | 1 |
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 1 |
9 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 1 |
10 | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | 2 |
11 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). | 1 |
12 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 1 |
13 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1 |
14 | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 1 |
15 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 1 |
16 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1 |
17 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1 |
18 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | 1 |
19 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1 |
20 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 1 |
21 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 1 |
22 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 |
23 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 |
24 | В гостях у сказки. | 2 |
25 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 |
26 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 |
27 | Дети — герои книг детских писателей. | 1 |
28 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 |
29 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого | 1 |
30 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 |
31 | Выставка книг любимых писателей | 1 |
32 | Викторина «По страницам любимых книг» | 1 |
33 | Обобщающий урок. | 1 |
Содержание
Здравствуй, книга (2 ч)
Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».
Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).
Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация
(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам
(работа в группах).
Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.
Правила поведения в библиотеке.
Книги о Родине и родной природе (2 ч)
Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).
Структура книги, справочный аппарат книги.
Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).
Писатели детям (3 ч)
Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л.Пантелеев).
Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).
Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.
Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.
Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).
Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».
Творческая работа «Сочини загадку».
По страницам книг В. Сутеева (3 ч)
Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.
В. Сутеев — автор и художник-оформитель.
Игра «По страницам сказок В. Сутеева».
Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.
Сказки народов мира (3 ч)
Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.
Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.
Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).
Книги русских писателей-сказочников (3 ч)
Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
Инсценирование отдельных историй.
Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).
Детские писатели (3 ч)
Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.
К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.
Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.
Книги-сборники произведений современных детских писателей.
Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.
Сказки зарубежных писателей (3 ч)
Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро
«Красная шапочка» в разных изданиях.
Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.
Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.
Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.
Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)
Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Бе-
рестова, С. Михалкова.
Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».
Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».
Литературная игра «Послушай и назови».
Дети — герои книг (3 ч)
Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино»,
Ш. Перро «Красная шапочка».
Парад героев сказок.
Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».
Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.
Книги о животных (3 ч)
Книги-сборники о животных.
Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.
Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.
Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).
Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.
Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».
Планируемые УУД:
— находить книгу в открытом библиотечном фонде;
— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
— пользоваться аппаратом книги;
— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Календарно -тематическое планирование учебного курса «В мире книг» в 1 классе
№ | Тема | Кол часов | Дата проведения |
Дата по плану | Дата по факту |
1 | Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. | 1 | 06.09 | |
2 | Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). | 1 | 13.09 | |
3 | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. | 1 | 20.09 | |
4 | Книги о Родине и природе. | 1 | 27.09 | |
5 | Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. | 1 | 04.10 | |
6 | Книги-сборники писателей-классиков о детях. | 1 | 11.10 | |
7 | Книги современных писателей о детях. | 1 | 18.10 | |
8 | Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». | 1 | 25.10 | |
9 | Загадки о животных. Игра «Загадай загадку». | 1 | 08.11 | |
10 11 | Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку». | 2 | 15.11 22.11 | |
12 | По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). | 1 | 29.11 | |
13 | В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. | 1 | 06.12 | |
14 | Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева». | 1 | 13.12 | |
15 | Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок. | 1 | 20.12 | |
16 | Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. | 1 | 27.12 | |
17 | Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. | 1 | 10.01 | |
18 | Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». | 1 | 17.01 | |
19 | По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. | 1 | 24.01 | |
20 | Книги С. Маршака. Выставка книг. | 1 | 31.01 | |
21 | Книги-сборники произведений К. Чуковского. | 1 | 07.02 | |
22 | Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. | 1 | 21.02 | |
23 | Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях. | 1 | 28.02 | |
24 | Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». | 1 | 07.03 | |
25 26 | В гостях у сказки. | 2 | 14.03 28.03 | |
27 | Стихотворения для детей. Книги-сборники. | 1 | 04.04 | |
28 | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. | 1 | 11.04 | |
29 | Дети — герои книг детских писателей. | 1 | 18.04 | |
30 | Литературная игра «Вопросы и ответы». | 1 | 25.04 | |
31 | Книги В. Бианки, Г. Скребицкого | 1 | 16.05 | |
32 | Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 | 21.05 | |
33 | По страницам любимых книг. Выставка книг. | 1 | 23.05 | |