СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАбочая программа внеурочной деятельности "Живое общение"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит и в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит и в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

Просмотр содержимого документа
«РАбочая программа внеурочной деятельности "Живое общение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16

имени Романа Георгиевича Цецульникова»
















ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЖИВОЕ ОБЩЕНИЕ

5-9 класс







Составитель:

Степанова Елена Юрьевна педагог-психолог








Кемерово 2022 г


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа «Диалог» для обучающихся 5-9 классов разработана в соответствии с:

– требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011); [1]

– Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа по внеурочной деятельности разработана с целью расширения кругозора о культуре поведения, нравственных нормах и взаимоотношениях между людьми. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенной обстановки и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Вербальное и невербальное общение при привитии культуры поведения дают возможность адаптироваться и социализироваться учащимся не только в стенах школы, но и за её пределами.

Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении многих веков. Эти правила называются этикетом. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данная программа дает возможность — это осуществить. Изучение программы «Диалог» тесно связано с такими дисциплинами как литература, история и иностранный язык.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Актуальность и социальная значимость данного курса состоит и в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из социальных направлений воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания школьника.

Программа «Диалог» строится на непроизвольном внимании и памяти, включают в себя игровые элементы. В качестве домашнего задания рекомендуется детям прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. На уроках общения важна активность обучающегося, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объясне­ния и обучения. В этом возрасте шире становится круг общения, подростка волнует отношение других к нему и его к другим, возрастают требования к окружающим. Для подростков очень важным является мнение других людей о нём и его поступках. У пятиклассников ярко выражено стремление к установлению доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Постепенно ведущей деятельностью становится не учёба, а личностное общение. Возрастает стремление к личному авторитету среди сверстников. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. В процессе воспитания у обучающихся будут достигнуты определенные личностные результаты в проявлении духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в воспитании уважения к культуре народов англоязычных стран.








2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель программы: развитие эмоционально-коммуникативной культуры и творческого мышления, обучающихся в условиях совместной творческой деятельности.

Задачи:

  1. Создание психологически комфортных условий для организации совместного продуктивного общения школьников друг с другом и с педагогами, ведущими занятия.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности.

  3. Формирование социально адекватных способов поведения.

  4. Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничать со сверстниками.

  5. Развитие творческого мышления у школьников в условиях индивидуальной работы, работы в малых группах.

  6. Формирование толерантного отношения друг к другу, развитие коммуникативных способностей, культуры речи и поведения.

  7. Формирование основ эмоциональной само регуляции у обучающихся, эмоционального осознания собственных чувств, переживаний в условиях межличностного взаимодействия.

Настоящая программа направлена на развитие у школьников коммуникативных умений, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов, творческого мышления, эмоциональной устойчивости и само регуляции.

Реализация программы «Диалог» внеурочной деятельности осуществляется в форме клуба общения.

В реализации рабочей программы «Диалог»по социальному направлению используются следующие методы:

– беседа;

– рассказ;

– игровые;

– создание ситуации успеха;

– поощрения;

– использование познавательных технологий.

Формы работы:

– дискуссия;

– сообщения;

– беседа;

– презентации;

– изучение дополнительной литературы;

– связь с жизненным опытом детей.


В данной программе представлены 6 разделов: «О добром отношении к людям» (5 час.), «Как стать трудолюбивым» (4 час.), «Правила опрятности и аккуратности» (4 час.), «Культура общения» (8 час.), «Дружеские отношения» (5 час.), «Самовоспитание» (8 час.).

Содержание материала в разделах строится по принципу преемственности, а не повторяемости тем. Темы объединены общей смысловой канвой.











3. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


Программа внеурочной деятельности «Диалог» составлена на основе:

– Закона РФ «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года);

– Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Программа внеурочной деятельности «Диалог» по социальному направлению развития личности, входит в часть учебного плана, включающую внеурочную деятельность, формируемую участниками образовательного процесса и обеспечивающую реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.

Программа «Диалог» изучается в основной школе с 5 по 9 класс, и предполагают проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками во второй половине дня.

Программа внеурочной деятельности «Диалог» рассчитана на 5 лет обучения, 34 часа в учебный год.














4.ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОНКРЕТНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностными результатами для обучающихся изучения курса «Диалог» являются:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

- формирование целостного мировоззрения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Мета предметными результатами обучающихся изучения курса «Диалог» являются:

- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки; классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

- умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- владение устной и письменной речью;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.).

Предметными результатами обучающихся изучения курса «Диалог» являются:

– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

–сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.


















5. CОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Раздел 1. О добром отношении к людям

Тема 1. Что такое добро и зло.

Нравственные отношения между людьми. Представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрытие их нравственной сущности. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Добро и зло в сказках – победа добра над злом.

Тема 2. Этикет народов мира.

Особенности этикета в разных странах. Поведение людей в сочетании его с нравственностью. История этикета в России. Этикет – явление исторически изменчивое, особенности современного этикета. Принцип гуманизма и человечности и его воплощение в ряде моральных требований: вежливость, тактичность, скромность, точность. Использование игровых ситуаций.

Тема 3. Добрые и не добрые дела

Представление о хороших и плохих поступках, их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Отношение детей к нормам и правилам - путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего понятия. Оценка действий как своих, так и окружающих их людей.

Тема 4. Ты и твои друзья. (1час.)

Культура поведения в учебном классе и во внеурочное время. Может ли человек прожить один. Как вести себя с другими людьми. Правила дружбы. Одноклассник, товарищ, друг. Обобщение «Другие и я». Беседа- обсуждение.

Тема 5. Помни о других – ты не один на свете.

Моральные представления и понятия, связанные с положительными поступками и действиями, ознакомление с правилами поведения. Оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. Обсуждение кинофильмов, которые дети смотрели вместе с родителями, друзьями.

Раздел 2. Как стать трудолюбивым

Тема 6. Ученье – свет, а не ученье – тьма.

Из истории создания школ. Сообщения о выдающихся учёных разных времён. Учение как основной труд и обязанность школьника. Изучение дополнительной литературы о учёные разные страны.

Тема 7. Как быть прилежным и старательным.

Русские народные пословицы. Знания не кошель: за плечами не носить. Не на пользу читать, коли только вершки хватать. Корень учения горек, да плод его сладок. Значение учебы в жизни человека. Школьные проблемы обучающихся.

Тема 8. Наши трудовые дела в школе.

Наш класс – коллектив. Совместные трудовые дела в классе и школе. Роль труда в жизни людей. Трудолюбие как главная ценность человека. Обсуждение трудовых дел в школе.

Тема 9. Мой труд каждый день дома.

Маленькое дело лучше большого безделья. Пословицы и поговорки о труде. Правила, чтобы любое начинаемое дело приносило радость: распорядок дня, доводить начатое до конца, 7 раз отмерь, один отрежь, отдыхать с удовольствием.

Раздел 3 Правила опрятности и аккуратности

Тема 10. Культура внешнего вида.

Школьная одежда. Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Имидж делового человека. Одежда как элемент имиджа. История школьной одежды. Школьная одежда разных стран. Составление презентации «История школьной одежды»

Тема 11. Моя квартира. Каждой вещи своё место.

Горе тому, у кого беспорядок в дому. Преодоление таких ситуаций, чтобы хаос обступал со всех сторон и грозил поглотить в пучине безжалостной неразберихи. Полный порядок во всех вещах и в личных документах. Английский дом, квартира.

Тема 12. Умейте ценить своё и чужое время.

Старательный человек бережет время свое и чужое. У него все четко в жизни распределено. Такие люди планируют свои дела на день, неделю. Когда человек придерживается в жизни определенного режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

Тема 13. Правила поведения на улице и дома, в общественных местах. (1час.)

Поведения в школе, на улице, в общественном транспорте, кино, библиотеке, музее. Обобщение разных жизненных ситуаций. Использование игровых ситуаций.

Раздел 4. Культура общения

Тема 14. Приветствия людей и знакомство с ними.

Приветствия людей в разных странах. Народные обычаи и традиции. Особенности делового общения и этикета разных народов. Некоторые распространенные в деловом мире жесты, приветствия, символика разных стран. Презентация по теме «Приветствия людей в разных странах». Использование игровых ситуаций.

Тема 15. Встреча и развлечение гостей. (1час.)

Проблемная ситуация: как надо относиться к гостям? Этикет в общении с гостями. Использование игровых ситуаций.

Тема 16. Поведение в гостях.

Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

Тема 17. Как дарить подарки.

Подарки в нашей жизни и поводы их вручения. Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Благодарность за внимание, за подарок. Беседа – обсуждение.

Тема 18. Дал слово – держи.

Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Пример поведения других людей - прямое и косвенное воздействие на детей. Положительные и отрицательные образы, поступки. Анализ последствий неправильных поступков, умение делать правильные выводы. Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. Беседа – обсуждение.

Тема 19. Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

Хорошие и плохие манеры в повседневной жизни. Праздничный этикет как особый тип этикетной ситуации, основанный на регламентации порядка и форм поведения человека в обстоятельствах праздника. Проведение диалога – дискуссии.

Тема 20. Культура спора.

Умение своевременно приносить свои извинения за беспокойство, за поступок. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Тема 21. Разговор по телефону.

Культура телефонного разговора. Речевой этикет. Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону». Игровые ситуации.

Раздел 5. Дружеские отношения

Тема 22. Дружба каждому нужна.

Дружба верностью сильна. Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Проведение КВНа о дружбе.

Тема 23. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. (1час.)

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

Тема 24. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. (1час.)

Доброе отношение к людям. Тактичное и бестактное поведение. Умение критически относиться к себе.

Тема 25. Лгать нельзя, но если…

Рассмотрение одних ситуаций с разных сторон, проигрывание правильных и неправильных линий поведения. Выявление ошибок и исправление их. Проигрывание нескольких ситуаций на одну тему: «Что будет, если…», самостоятельное моделирование обучающимися своего поведения.

Тема 26. Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

Раздел 6. Самовоспитание

Тема 27. Мои достоинства и недостатки.

Проведение игры «Расскажи мне обо мне».

Тема 28. О хороших и дурных привычках.

У каждого народа свои герои, свои привычки. Со своим уставом в чужой дом не ходят.

Тема 29. Афоризмы о самовоспитании.

Высказывания выдающихся людей о культуре поведения, самовоспитании, этикете. Путешествие в мир мудрых мыслей. Умение правильно высказывать свои мысли.

Тема 30. В трудной ситуации попытаемся разобраться.

Обсуждение и анализ поступков литературных героев, их мотивы, нравственная оценка.

Тема 31. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки.

Доброта что солнце. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Тема 32. Как я работаю над собой.

Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя». Самолюб никому не люб. Люби всё живое. Вежливая оценка и вежливая критика. Похвала. Умение правильно реагировать на похвалу и критику.

Тема 33. Совесть – основа нравственности.

Преданность и предательство. Принципиальность и беспринципность. Уважение старших – закон жизни людей. Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Досадно мне, что слово честь забыто.

Тема 34. Обобщающий урок.

Тест на знание правил поведения в общественных местах. Подведение итогов своей деятельности.
























6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Тематическое планирование 5 класс


Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы

Основное содержание по темам

Основные виды внеурочной деятельности.

Формы

контроля

Раздел1. О добром отношении к людям – 5 часов,

1.Что такое добро

и зло.


Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Добро и зло в сказках – победа добра над злом.

Обучающиеся работают в группе, по очереди комментируют свою точку зрения.

Устный опрос

2.Этикет народов мира. (1 час)






Особенности этикета в разных странах. Поведение людей в сочетании его с нравственностью. История этикета в России.

Обучающиеся выполняют задания по карточкам.

Устный опрос

3.Добрые и не добрые

дела. (1час.)




Представление о хороших и плохих поступках, их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами.

Приводят примеры, работают в парах.

Дискуссия


4. Ты и твои друзья.(1час

Культура поведения в учебном классе и во внеурочное время. Может ли человек прожить один. Как вести себя с другими людьми.


По очереди комментируют. Составление презентации по темам.

Устный опрос

5.Помни о других – ты не один на свете



Моральные представления и понятия, связанные с положительными поступками и действиями, ознакомление с правилами поведения.

Работают в парах. Знакомятся с правилами поведения, отвечают на вопросы.

Дискуссия


Раздел 2. Как стать трудолюбивым

6. Ученье – свет, а не ученье – тьма.



Из истории создания школ. Сообщения о выдающихся учёных разных времён. Учение как основной труд и обязанность школьника. Изучение дополнительной литературы о учёных разных странах.


Составляют сообщения,

изучают дополнительную литературу.

Устный опрос

7. Как быть прилежным и старательным



Русские народные пословицы. Знания не кошель: за плечами не носить. Не на пользу читать, коли только вершки хватать. Корень учения горек, да плод его сладок. Значение учебы в жизни человека. Школьные проблемы обучающихся.


Подборка загадок, работа в группах.

Наблюдение

8. Наши трудовые дела в школе.


Наш класс – коллектив. Совместные трудовые дела в классе и школе.


Приводят примеры, работают в парах.

Устный опрос

9. Мой труд каждый день дома



Маленькое дело лучше большого безделья. Пословицы и поговорки о труде.

Высказывают свое мнение. Слушают приготовленные сообщения.

Устный опрос

Раздел 3 Правила опрятности и аккуратности

(4 часа)

10. Культура внешнего вида. (1час.)

Школьная одежда. Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду.

Разрабатывают проект школьной формы. Обсуждение.

Устный опрос

11. Моя квартира. Каждой вещи своё место. (1час.)



Горе тому, у кого беспорядок в дому. Полный порядок во всех вещах и в личных документах.

По очереди комментируют.

Устный опрос

12. Умейте ценить своё и чужое время. (1час.)







Старательный человек бережет время свое и чужое. У него все четко в жизни распределено. Такие люди планируют свои дела на день, неделю.

Работа по карточкам.

Отвечают на вопросы.

Тестирование

13.Правила поведения на улице и дома, в общественных местах. (1час.)

Поведения в школе, на улице, в общественном транспорте, кино, библиотеке, музее.

Формируют выводы наблюдений. Сравнивают, обсуждают.

Презентация

Раздел 4

Культура общения (8 часов)

14. Приветствия людей и знакомство с ними.(1час.)

Приветствия людей в разных странах. Народные обычаи и традиции. Особенности делового общения и этикета разных народов.

Слушают сообщения по теме, делятся впечатлениями.

Составление презентации

15. Встреча и развлечение гостей. (1час.)


Проблемная ситуация: как надо относиться к гостям?

Высказывают свое мнение. Высказывают свои предложения в паре.

Тестирование

16. Поведение в гостях. (1час.)


Знакомство с правилами поведения в гостях.

Работают с книгой. Объясняют.

Устный опрос

17. Как дарить подарки. (1час.)


Подарки в нашей жизни и поводы их вручения.

Задания по карточкам.

Задают вопросы друг другу.

Наблюдение

18. Дал слово – держи. (1час.)


Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Пример поведения других людей - прямое и косвенное воздействие на детей.

Ответы на вопросы учителя.

Готовят небольшое сообщение по теме.

Презентация

19. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. (1час.)


Хорошие и плохие манеры в повседневной жизни.


Проговаривают по цепочке. Работа в группе.

Задают вопросы друг другу.

Презентация

20. Культура спора. (1час.)




Умение своевременно приносить свои извинения за беспокойство, за поступок.

Обсуждение в группах.

Игровые ситуации

21. Разговор по телефону. (1час.)



Культура телефонного разговора. Речевой этикет.

Пишут под диктовку. Составляют схемы.

Устный опрос

Раздел 5. Дружеские отношения (5 часов)

22. Дружба каждому нужна. (1час.)

Дружба верностью сильна. Необходимость человека в общении.


Озвучивают понятие.

Задают вопросы друг другу.

Подбирают примеры.

Устный опрос

23. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. (1час.)


Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям.

Формируют выводы наблюдений.

Сравнивают,

моделируют ситуацию.

Наблюдение

24. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. (1час.)

Доброе отношение к людям. Тактичное и бестактное поведение.


Моделирование ситуаций.

Устный опрос

25. Лгать нельзя, но если…(1час.)


Рассмотрение одних ситуаций с разных сторон, проигрывание правильных и неправильных линий поведения.

Анализ и решение житейских ситуаций.

Устный опрос

26. Что в нашем имени? (1час.)


Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище».

Нахождение информации в книгах.

Игровые ситуации

Раздел 6. Самовоспитание (8 часов)

27. Мои достоинства и недостатки. 1час.)

Проведение игры «Расскажи мне обо мне».


Подведение итогов. Делятся впечатлениями.

КВН

28. О хороших и дурных привычках. (1час.)


У каждого народа свои герои, свои привычки. Со своим уставом в чужой дом не ходят.

Поиск необходимой информации.

Работа с литературой.

КВН

29. Афоризмы о самовоспитании.

(1час.)

Высказывания выдающихся людей о культуре поведения, самовоспитании, этикете.

Работа с энциклопедиями. Словарями.

Устный опрос

30. В трудной ситуации попытаемся разобраться

1час.)


Обсуждение и анализ поступков литературных героев, их мотивы, нравственная оценка.

Работа с текстом. Анализ поступков.

Устный опрос

31. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. (1час.)

Доброта что солнце. Чем ты сильнее, тем будь добрее.


Высказывают свои предложения в паре.

Объясняют свой выбор.

Дискуссия

32. Как я работаю над собой. (1час.)




Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».

Слушают сообщения, делятся впечатлениями.

Работа с интернетом

33. Совесть – основа нравственности. (1час)



Преданность и предательство. Принципиальность и беспринципность.

Высказывают свои мнения. Объясняют свой выбор

Игровые ситуации

34. Обобщающий урок. (1час.)


Подведение итогов своей деятельности.

Формируют конечный результат.

Диагностика



Тематическое планирование 6 класс


Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы

Основное содержание по темам

Основные виды внеурочной деятельности.

Формы

контроля

I.Моя семья (8 часов)

1.Мой семейный альбом. (2 ч.)

Нравственные отношения между людьми.

Учащиеся работают в группе, по очереди комментируют свою точку зрения.

Изучение семейного альбома

2. История английских, шотландских фамилий (2ч)

Представление о быте известных английских и шотландских фамилий.

Поиск необходимой информации в справочной литературе.

Работа с литературными источниками

3.Улица моего детства (2ч.)

Из истории названия своей улицы. Сообщения о выдающихся людях, проживающих на ней.

Приводят примеры, работают в парах.

Слушают сообщения.

Конкурс рисунков на асфальте

4 Любовь к ближнему (2ч.)

Представление о нормах и правилах в семье

По очереди комментируют. Составление презентации по темам.

Сочинение о самом дорогом человеке

II.Я и коллектив (4ч)

1.Здравствуй, человек! (1 ч.)

Правила дружбы. Одноклассник, товарищ, друг. Обобщение «Другие и я». Беседа-обсуждение

Работают в парах. Знакомятся с правилами поведения, отвечают на вопросы.

Устный опрос

2.Самая большая слабость – ненависть. (1ч.)

Правила дружбы.

«Уметь слушать и прощать» беседа.

Составляют сообщения,

изучают дополнительную литературу.

Игровые ситуации

3. Моя школа (1ч.)

Из истории нашей школы.

Составление презентаций. Работа с архивом.

Обсуждение

4. Школы в Америке и Великобритании

( 1ч.)

Путеводитель по школам Америки и Великобритании.

Приводят примеры, работают в парах.

Работают с энциклопедиями.

Презентация

III. Я и моё будущее (4 ч.) 1.Самый лучший день – сегодня

Проведение конкурса рисунков «Мой лучший день»

Высказывают свое мнение. Слушают приготовленные сообщения.

Презентация

2. Самая большая ошибка – потеря надежды (1 ч.)

«Надежда - наш компас земной….»

По очереди комментируют Обсуждение.

Обсуждения

3.Кем быть? (2 ч.)

Ярмарка профессий.


По очереди комментируют.

Устный опрос

IV.Я и моё Отечество (6ч.)

1.Мой родной язык (1ч.)

«Язык наш могучий…» Беседа – обсуждение.

Работа по карточкам. Отвечают на вопросы.

Обсуждение

2.Роль иностранного языка в твоей жизни (1ч)

Приветствие людей в разных странах.

Формируют выводы наблюдений. Сравнивают, обсуждают.

Презентация (профессий)

3. Российская символика (2ч.)

Знание символики нашей страны.

Слушают сообщения по теме, делятся впечатлениями.

Сообщение

4. Символика англоязычных стран (1ч.)

Знание символики англоязычных стран.

Работают с энциклопедиями

Сообщение

5. Родной край – частица Земли (1ч.)

Люблю тебя мой край родной.

Учащиеся выполняют задания по карточкам.

Диспут

V.Я и моя планета (4ч.)

1..Берегите природу (1ч.)

Составление презентаций.

Сбор материала. Обобщение данных.

Презентация

2.Земля – наш общий дом (1ч)

Презентация по теме «Берегите Землю»

Высказывают свое мнение. Слушают приготовленные сообщения.

Презентация

3.Мой питомец (1ч.)

Представляем любимых питомцев.

Задания по карточкам.

Задают вопросы друг другу.

Презентация

4.Роль домашних питомцев в английской семье (1ч.)

Породы английских собак.

Ответы на вопросы учителя. Готовят небольшое сообщение по теме.

Сообщения

VI. О трудолюбии (4ч.)

1.Профессии моих родителей (1ч)

Учение основной труд и обязанность школьника.

Профессии разные нужны - разные важны.

Проговаривают по цепочке. Работа в группе.Задают вопросы друг другу.

Устный опрос

2.Самые популярные профессии в Америке, Великобритании (1ч.)

Сообщения о выдающихся ученых разных стран.

Обсуждение в группах.

Слушают сообщения, делятся впечатлениями.

Сообщения

3.Всякий человек в труде познаётся (1ч.)

Трудолюбие как главная ценность человека.

Нахождение информации в книгах.

Сообщения

4. Его величество – Хлеб (1ч.)


Золотые слова – хлеб всему голова.

Озвучивают понятие.

Задают вопросы друг другу.

Подбирают примеры.

Презентация

VII.Самовоспитание (4ч.)

1.Положительные герои в былинах и сказках (1 ч.)



Обсуждение и анализ поступков положительных литературных героев

Формируют выводы наблюдений. Сравнивают, моделируют ситуацию.

Презентация

2.Отрицательные герои в литературных произведениях (1ч.)

Обсуждение и анализ поступков отрицательных литературных героев.

Моделирование ситуаций.

Сообщения

3.Диагностика уровня воспитанности (2ч.)

Подведение итогов.

Подведение итогов. Делятся впечатлениями.

Устный опрос


Тематическое планирование 7 класс


Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы

Основное содержание по темам

Основные виды внеурочной деятельности

Формы

контроля

I.Моя семья (6 ч.)


Работа в группах.

Работа с текстом.

Сообщения

1.Моя семья в истории страны

(2 ч.)

2.Как решать семейные проблемы (2ч.)

Нравственные отношения между людьми. Представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими.

Работа с текстом. Анализ поступков.

Сообщения

3.Заветы предков

( 2ч.)

Доброта что солнце, чем ты сильнее, тем будь добрее.

Высказывают свои предложения в паре.

Объясняют свой выбор.

Дискуссия

II.Моя страна (9ч.)

2.Многонациональная страна Россия (2ч.)

Россияне о любви к Родине.

Высказывают свои мнения. Объясняют свой выбор

Работа с литературными источниками

3.Многонациональные англоязычные страны (2ч.)

Составление презентаций «Многонациональные англоязычные страны»

Формируют конечный результат.

Презентация

4.История возникновения нашего города (2ч.)

Твоя малая Родина.

Работа с энциклопедиями. Словарями.

Презентация

5.Страницы истории Британии (2ч.)

Путешествие в Британию. Народные обычаи и традиции.

Работа с энциклопедиями. Словарями.

Сообщения

презентация

6. Песня народная сердце радует, душу согревает (1ч.)

Русский фольклор.

Беседа- обсуждение.

Прослушивание песен, обсуждение

IV.Моя планета (6ч.)

Судьба Земли – наша судьба (2ч.)


Слушают сообщения, делятся впечатлениями

Обсуждение

Greenpeace в борьбе за экологию(2ч.)


Беседа- обсуждение.

Дискуссия

Живи, Земля!(2ч.)


Презентация.

Обсуждение

презентация

V. Я и коллектив (8ч.)

Когда какое слово молвить (2ч.)

Хорошие и плохие манеры в повседневной жизни.

Беседа- обсуждение.

Устный журнал

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)(2ч.)

Умение своевременно приносить свои извинения за беспокойство.

Учащиеся работают в группе, по очереди комментируют свою точку зрения.

Игровые ситуации

Умеем общаться(2ч.).

Умение делать правильные выводы.

Поиск необходимой информации в справочной литературе.

Игровые ситуации

Коллектив начинается с меня(2ч.)

Может ли человек прожить один.

Приводят примеры, работают в парах.

Слушают сообщения.

Ролевые игры

VI.Самовоспитание (5ч.)

Самая нелепая черта характера – самомнение (1ч.)

Беседа «Другие и я»

По очереди комментируют. Составление презентации по темам.

Работают в парах. Знакомятся с правилами поведения, отвечают на вопросы.

Дискуссия,

обсуждение

Самый опасный человек – лжец(1ч.)

Понятия «верность слову»

Составляют сообщения, изучают дополнительную литературу.

Обсуждение

Самое большое богатство – здоровье

Здоровый образ жизни- правило, а не исключение.

Составление презентаций. Работа с архивом.

Круглый стол

Чего в другом не любишь, того и сам не делай(1ч.)

Хорошие и плохие манеры.

Беседа- обсуждение.

Диагностика


Тематическое планирование 8 класс


Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы

Основное содержание по темам

Основные виды внеурочной деятельности.

Формы

контроля

I. Моя семья (5ч.)

1.Родной очаг (2ч.)

Русские народные пословицы о семье.

Работа в группах.

Работа в текстом.

Презентация

2.Моя семья (1ч.)

Может ли человек прожить один?

Работа с текстом. Анализ поступков.

Сообщения

3.Моя родословная (2ч.)

Генологические древо,

Как мы знаем свою родословную?

Высказывают свои предложения в паре.

Объясняют свой выбор.

Составление родословной

II.Моя страна(9ч.)

1.Мы – граждане России (2ч.)

Русские пословицы, поговорки. о совести, о родине, о дружбе.

Работа в группах.

Работа в текстом.

Сообщения

презентация

2.Ярмарка национальных блюд(2ч.)

Конкурс на лучшее национальное блюдо.

Составление презентаций

Праздник

3.Песни и танцы народов моей страны (1ч.)

Конкурс «Лучший танец, лучшая песня»

Высказывают свои предложения в паре.

Объясняют свой выбор.

Презентация

4.Музыка Британии (1ч.)

Путешествие в мир музыки.

Работа с энциклопедиями. Словарями.

Презентация

5.Исторические даты России (2ч.)

Хронология истории России. Оценка исторических дат.

Высказывают свои мнения. Объясняют свой выбор

Сообщения

презентация

6.Исторические даты Америки, Великобритании (1ч.)

Хронология истории Америки и Великобритании Оценка исторических дат.

Формируют конечный результат.

Сообщение

III.Моя планета (5ч.)

1.Чем живёт планета Земля? (2ч.)

Электронные презентации.

Работа с энциклопедиями. Словарями.

Круглый стол

2.Цветы, цветы – душа России (1ч.)

Полевые цветы России.

Беседа- обсуждение.

Презентация

3.Давайте будем беречь планету(1ч.)


Поиск необходимой информации в справочной литературе.

Обсуждение

4.Дни заповедников и национальных парков(1ч.)

Проведение викторины на знание национальных парков, заповедников

Слушают сообщения, делятся впечатлениями

Сообщение

IV.О трудолюбии (3ч.)

1.Твоя трудовая деятельность (1ч.)

Совместные трудовые дела.

Беседа- обсуждение.

Презентация.

Трудовой десант

2.Трудовая деятельность зарубежных подростков(1ч.)

Изучение дополнительной литературы.

По очереди комментируют. Составление презентации по темам

Сообщение

3.Путешествие в мир мудрых мыслей(1ч.)

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

Беседа- обсуждение.

Работа с библиографическими источниками

V.Я и коллектив (5ч.)

1.Самый большой нарушитель спокойствия – болтун (1ч.)

О хороших и дурных привычках.

Учащиеся работают в группе, по очереди комментируют свою точку зрения.

Поиск необходимой информации в справочной литературе.

Дискуссия

2.Мир наших увлечений(1ч.)

Трудолюбие как главная ценность человека.

Приводят примеры, работают в парах.

Слушают сообщения.

Презентация

3.Мастерская Деда Мороза(1ч.)

Совместные трудовые дела в классе и школе.

По очереди комментируют. Составление презентации по темам.

Выставка

4.Субкультуры англоязычных стран(1ч.)

Изучение дополнительной литературы о субкультуре англоязычных стран.

Работают в парах. Знакомятся с правилами поведения, отвечают на вопросы.

Презентация

5.Подари учителю дело и слово доброе(1ч.)

Учение как основной труд и обязанность школьника.

Составляют сообщения, изучают дополнительную литературу.

Поздравление

VI.Культура внешнего вида(3ч.)

1.Культура внешнего вида. Поговорим о том, как мы выглядим(1ч.)

Школьная одежда. Понятия «Я», «Внешний вид»

Имидж делового человека.

Составление презентаций. Работа с архивом.

Беседа - обсуждение.

Обсуждение

2.Школьная форма (1ч.)

История школьной одежды

Работа в группах.

Работа в текстом.

Презентация школьной формы

3.Внешкольный этикет(1ч.)

Поведение людей в сочетании его с нравственностью.

Работа с текстом. Анализ поступков.

Презентация

VII.Самовоспитание (4ч.)

1.Народная мудрость гласит(1ч.)

Воспитательная сила примера.

Положительные и отрицательные образы, поступки.

«Уважая человека,

уважаешь себя»

Высказывают свои предложения в паре.

Объясняют свой выбор.

Слушают сообщения, делятся впечатлениями

Сообщения,

работа с библиографическими источниками

2.«Сотвори мир в себе и отправь его людям» Ф. Абрам(1ч.)

Принцип гуманизма и человечности и его воплощение в ряде моральных требований: вежливость, тактичность, скромность, точность. Использование игровых ситуаций.

Высказывают свои мнения. Объясняют свой выбор

Работа с литературными источниками

3.Береги здоровье смолоду!(1ч.)

Воспитательная сила примера.

Беседа - обсуждение.

Беседа с врачом

4.Диагностика уровня воспитанности

(1ч.)

Тест на знание правил поведения в общественных местах.

Формируют конечный результат.

Диагностика


Тематическое планирование 9 класс


Раздел, темы, раскрывающие основное содержание программы

Основное содержание по темам

Основные виды внеурочной деятельности.

Формы

контроля

I.Моя страна (5ч.)

Наша страна – Россия (1 ч.)

Россияне о любви к родине.

Работа в группах.

Работа в текстом.

Презентация

Дорогами героев (1ч.)

Бессмертный полк.

Работа с текстом. Анализ поступков.

Сообщения,

презентация

У каждого народа свои герои. (1ч.)

Герои: «От былинных…

Высказывают свои предложения в паре.

Объясняют свой выбор.

Сообщения.

Патриотизм народа России (2 ч.)

Гордость за Россию.

«Страна богатая талантами.

обсуждение

Сообщения

Я и моё будущее

(7 ч.)


Работа в группах.

Работа в текстом.

Сообщения,

презентация

В мире профессий.

(2 ч.)

Важность каждой профессии. Ориентация в мире профессий.

Составление презентаций

Презентация

Кем быть? (2ч.)


Высказывают свои предложения в паре.

Объясняют свой выбор.

Презентация

Только доблесть живёт вечно (1ч.)

Герои и подвиги.

Работа с энциклопедиями. Словарями.

Сообщения

Что делает человека счастливым? (1ч.)

Умение видеть счастье вобыденном.

Высказывают свои мнения. Объясняют свой выбор

Сообщения

презентация

Даже будни может труд сделать праздничными днями.(1ч.)

Любимое дело, любимая профессия. Трудолюбие как главная ценность человека.

Формируют конечный результат.

Сообщение

Я и коллектив (9ч.)

Твори добро (1ч.)

Принцип гуманизма и человечности и его воплощение в ряде моральных требований: вежливость, тактичность, скромность, точность. Использование игровых ситуаций.


Работа с энциклопедиями Словарями.

Круглый стол

Чем ты сильнее, тем будь добрее (1ч.)

Оценка действий как своих, так и окружающих людей.

Беседа- обсуждение.

Презентация

Школьный этикет. Как стать лучше? (1ч.)

История этикета в России

Беседа- обсуждение

Обсуждение

Учимся жить среди людей (1ч.)

Правила дружбы. Беседа - обсуждение.

Слушают сообщения, делятся впечатлениями

Сообщение

Самый большой дар, который ты можешь дать или получить,- любовь.(1ч.)

Любовь - верностью сильна. Аоризмы о любви.

Беседа- обсуждение.

Диспут

Красота вокруг нас: научись её видеть и создавать. (1ч.)

Мир вокруг нас.

Презентация.

Сообщения

Подарок коллективу (1ч.)

Проведение конкурса чтецов.

По очереди комментируют. Составление презентации по темам

Сообщения

Мой первый друг, мой друг бес­ценный (1ч.)

Проведение КВН о дружбе.

Беседа- обсуждение.

Работа с библиографическими источниками

Цени доверие других (1ч)


Взаимовыручка, взаимопомощь.

Учащиеся работают в группе, по очереди комментируют свою точку зрения.

Диспут

Культура общения (5ч.)

Нам счастья не сулит обида чья-то. (1ч.)

Тактичное поведение.

Проигрывание ситуаций : «Что будет, если…

Приводят примеры, работают в парах.

Слушают сообщения.

Презентация

Свободный разговор. Верность слову.(1ч.)

Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным своему слову.

По очереди комментируют. Составление презентации по темам.

Презентация

Расскажи мне обо мне (2ч.)

Положительные и отрицательные образы, поступки.

Работают в парах. Знакомятся с правилами поведения, отвечают на вопросы.

Сообщения

От чего зависит настроение (1ч.)

«Улыбайтесь чаще, господа»

Составляют сообщения, изучают дополнительную литературу.

Поздравление

Самовоспитание (8ч.)

Я и мои роли (1ч.)

Положительные и отрицательные образы, поступки.

Беседа - обсуждение.

Обсуждение

Моя самооценка (1ч.)

Оценка действий как, своих так и окружающих людей.

Работа в группах.

Работа в текстом.

Презентация

Скажи себе сам (1ч.)

Отношение к своему поведению.

Работа с текстом. Анализ поступков.

Дискуссия

Твой стиль поведения (1ч.)

Разыгрывание ситуаций «Как не нужно себя вести»

Высказывают свои предложения в паре.

Объясняют свой выбор.

Сообщения

Храни достоинство свое повсюду, человек! (1ч.)

Умение контролировать свои поступки.

Слушают сообщения, делятся впечатлениями

Устный опрос

Если научишься ценить время – многое успеешь (1ч.)

Когда человек придерживается в жизни определенного режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.

Высказывают свои мнения. Объясняют свой выбор

Устный опрос

Афоризмы, крылатые выражения о человеческих качествах (1ч.)

Анализ афоризмов о человеческих качествах.

Беседа - обсуждение.

Устный опрос

Диагностика уровня воспитанности (1ч.)

Тест на знание правил поведения.

Формируют конечный результат.

Диагностика
















  1. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



К реализации программы привлечены следующие ресурсы:

Материально-технические ресурсы: фото- и видеоаппаратура, компьютер, магнитофон.

Кадровые ресурсы:

– к реализации программы привлечён педагог, уровень квалификации которого соответствует задаче достижения планируемых результатов.

Организационный ресурс: на занятиях соблюдается дисциплина, правила техники безопасности и режим организации.

Информационно-методический ресурс:

– информационно-методическое оснащения школьной библиотеки;

– учебно-методическая литература, дополнительная литература;

– интернет.


Список литературы для учителя


1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования [Текст]: проект / Рос.акад. образования; Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39с.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3.Боброва, Л.В. Совесть – это нравственная категория [Текст] /Л.В. Боброва // Классный руководитель. – 2009. – № 2. – С.98 – 103.

4. Как проектировать универсальные учебные действия, от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2008.– 151с.

5. Корнилова, В.И. Классный час «Хорошие манеры» [Текст]/ В.И. Корнилова // Классный руководитель. – 2009. – № 2. – С.71–81.

6. Козлов, Э.В. Азбука нравственности [Текст]/ Э.В. Козлов, В.А. Петрова, И.Г. Хомякова // Воспитание школьников. – 2007. – № 1– 9.

7. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]/ Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204с.

8. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся [Текст]/– М.: Просвещение, 2009. – 50 с.

9. Суслов, В.Н. Этикет учусь правилам поведения. Тесты и практические задания [Текст]/ В.Н.Суслов. – М.: Просвещение, 2010. – 68с.

10. Тисленкова, И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А. Тисленкова. – М.: Просвещение, 2008. – 108с.

11. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / В.Г.Черемисина. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 36 с.

12. Шемшурина, А.И. Основы этической культуры. [Текст]: книга для учителя. / А.И. Шемшурина. – М.: Просвещение, 1998. – 204с.


Список литературы для обучающихся

1. Безруких, М. Я. Я или правила поведения для всех [Текст] / М.Я. Безруких. – М: Просвещение, 1991. – 317с.

2. Войскуновский, А.Я. Я говорю, мы говорим [Текст] / А. Я. Войскуновский. – М.: Просвещение, 1990. – 303с.

3. Волченко, Л.Б. Культура поведения, этикет нравственности [Текст] / Л.Б. Волченко. – М.: Просвещение, 1992. – 59с.

4. Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности [Текст] /А.А. Гусейнов. – М.: Просвещение, 1992. – 73с.

5. Кузнецова, Л.В. Основы этической культуры [Текст]/ Л.В.Кузнецова // Воспитание школьников. – 1998. – № 3. – С.15 – 21.

6. Николаева, Г.М. Жест и мимика [Текст]/ Г.Н.Николаева. – М.: Просвещение, 2002. – 144с.

7. Райс, Ф.А. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф.А. Райс. – М.: Питер, 2007. – 223с.

8. Ремшмидт, Х.Д. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности [Текст] / Х.Д. Ремшмидт. - М.: Изд-во «Мир», 2005. – 167с.

9. Щуркова, Н.Е. Этика школьной жизни [Текст] / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 192с.

Ягодинский, В.В. Как себя вести [Текст] / В.В. Ягодинский // Воспитание школьников. – 1990. – № 4.– С.23–31.























8. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


Воспитание нравственных чувств и этического сознания у обучающихся как направление духовно‑нравственного развития и воспитания должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у обучающихся социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

– на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

– на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности обучающихся и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

– на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации обучающихся.

В среднем звене, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения воспитательных результатов.

В результате прохождения программного материала, обучающиеся будут знать:

1. Правила поведения в общественных местах.

2. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии.

Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности,

признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Быть доброжелательными.

4. Сострадать животным, не обижать их.

5. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

6. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради

7. Выполнять обещание.

8. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

9. Выполнять правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.

10. Различать хорошие и плохие поступки.

Владеть:

1. Навыками поведения в общественных местах и дома.

2. Навыками работы в коллективе товарищей.

3. Навыками общения посредством различных средств коммуникации.


В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформировано умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся научатся планировать и координировать совместную деятельность в микро группе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!