Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7
307170 Российская Федерация Курская область,
г. Железногорск, ул. Курская, 43
Утверждено и введено в действие
Директор МОУ « СОШ№ 7»
_____________________ М.А.Мызникова
Приказ от 29 августа 2018 г. № 1-256
Принято
педагогическим советом
МОУ « СОШ № 7»
Протокол от «29» августа 2018 г. № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Жизненные навыки»
для учащихся 7 классов
(по социальному направлению)
2018-2019 учебный год
Аннотация
к рабочей программе внеурочной деятельности «Жизненные навыки»
для учащихся 7 классов
(по социальному направлению)
ФГОС ООО
Рабочая программа внеурочной деятельности в 7-8 классе разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом (ФГОС) основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2011г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г., регистрационный № 19 644) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2015 г., регистрационный № 35915), Примерной основной образовательной программой основного общего образования, внесенной в реестр примерных основных образовательных программ в 2015 году, на основании документа: письмо Министерства образования и науки России от 12.05.2011г. № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС» и основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ №7»
Программа «Жизненные навыки» для 7 классов может являться продолжением курса внеурочной деятельности по программе «Жизненные навыки» для 5-6 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятий 40 минут, 34 часа в год.
Цель программы - создание психологически безопасной среды, развитие личностных и социальных жизненных навыков, способствующих адаптации к условиям окружающей среды.
Программа охватывает основные психологические задачи подросткового возраста:
формирование и развитие позитивной самооценки
формирование и развитие позитивной самооценки;
развитие навыков взаимоотношений, поведения в конфликтных ситуациях;
развитие умений и навыков, связанных с принятием решений, принятия на себя ответственности;
воспитание толерантности;
приобретение и развитие навыков медиации.
Программу внеурочной деятельности разработала
Свинарева Ирина Ивановна, социальный педагог МОУ «СОШ № 7»
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Жизненные навыки»
Личностными результатами изучения курса являются:
овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся мире;
принятие и освоение социальной роли посредника;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
умение делать выбор, опираясь на общие для всех простые правила поведения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
мения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
умение справляться с трудными ситуациями в общении с людьми;
формирование установки на бесконфликтное общение;
Метапредметным результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение высказывать свое мнение;
овладение навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку других людей;
умение справляться с эмоциями;
умение быть способным к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать других людей;
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшоготекста);
умение отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять давлению сверстников;
умение задавать вопросы;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
умение находить альтернативные способы разрешения конфликта.
Прогнозируемые результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».
Итогом работы по данной Программе является приобретение подростком чувства уверенности в себе, стремление создавать комфортную благоприятную среду общения в школе; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками. По итогам
освоения программы внеурочной деятельности «Жизненные навыки» обучающиеся должны достичь трёх уровней результатов.
Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний):
знать стратегии поведения в конфликте;
знать способы саморегуляции, доступные возрасту.
Результаты второго уровня (развитие социально значимых умений, личностных качеств):
уметь свободно участвовать в дискуссии;
уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
иметь навыки самопознания, доступные возрасту;
иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту;
Результаты третьего уровня (зрелый уровень самосовершенствования):
понимать необходимость и пользу посредничества;
осознавать самоценность каждого человека и ценность общения;
проявлять активность в деятельности;
Основным инструментарием для оценивания результатов курса внеурочной деятельности являются диагностические методы: опрос, анкетирование, наблюдение, метод экспертных оценок. Критериями эффективности занятий при этом выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка; повышение уверенности в себе и своих возможностях.
Содержание курса внеурочной деятельности «Жизненные навыки».
Раздел I. Я в группе (7 ч)
На основе общих ценностей, таких как общение, стремление к тому, чтоб все ребята в школе меньше ссорились и умели подружиться, развиваем навыки совместной деятельности. Как условие успешной коммуникации формируем позитивную доверительную атмосферу в группе; отрабатываем навыки командного взаимодействия, готовности работать вместе.
Раздел II. Психология конфликта (6 ч)
Развитие навыков разрешения конфликтов у подростков. Здесь разбираются возможные конфликтные ситуации, которые могут быть актуальны в жизни участников группы. Вместе ищем стратегии поведения, нужные слова, способы существования в конфликте, закрепляя и отрабатывая необходимые навыки.
Раздел III. Медиация (посредничество) (5 ч)
В эту тему включены кейсы и упражнения, которые позволяют сформировать навыки эффективного посредничества. Задача этой темы – дать ребятам возможность на своем опыте испытать, как проходят этапы медиации, какие трудности возникают и как с ними справляться. Подростки учатся понимать, кто может быть ответственным за непонимание, возникающее между участниками общения.
Раздел IV. Такая разная уверенность (5 ч)
В этот раздел включены темы, которые помогут подростку более углубленно понять себя, разобраться в самооценке и выработать адекватную самооценку. Подростки научатся управлять своими эмоциями, приобретут навыки самоконтроля, узнают способы снятия
нервного напряжения.
Раздел V. Комфортное общение (11 ч)
Ребята получают опыт вербального и невербального взаимодействия, умения активно слушать и слышать собеседника. Развивают лидерские качества, учатся давать толерантную обратную связь. Знакомятся с различными играми и развивают организаторские навыки.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час | Основные виды деятельности | Дата проведения |
по плану | по факту |
Я в группе (7 ч.) |
| Знакомство. У нас есть общие ценности! | 1 | Игровой практикум | | |
| Работать в команде весело и интересно. | 1 | Практикум игровой | | |
| Попробуем договориться? | 1 | Практикум игровой | | |
| Какой я изнутри | 1 | Обсуждение | | |
| Взрослый разговор | 1 | Беседа | | |
| Действуем слаженно | 1 | Практикум игровой | | |
| Мы - команда! | 1 | Практикум игровой | | |
Психология конфликта (6 ч.) |
| Конфликт: сущность, последствия, стадии. | 1 | Обсуждение ситуации | | |
| Типы и модели поведения в конфликте. | 1 | Практикум | | |
| Типы и модели поведения в конфликте. | 1 | Практикум | | |
| Осторожно, буллинг! | 1 | Прсмотр мультфильма | | |
| Ассоциация и диссоциация | 1 | Практикум | | |
| Разрешение конфликтов. | 1 | Практикум | | |
Медиация (5 ч.) |
| Кто такой посредник. Кодекс посредника | 1 | Лекция. Обсуждение | | |
| Этапы посредничества (медиации) | 1 | Практикум | | |
| Примирительные встречи (групповая работа) | 1 | Разбор кейсов | | |
| Примирительные встречи (индивидуальная работа) | 1 | Тренинг | | |
| Информационная кампания посредников | 1 | Практическая работа | | |
Такая разная уверенность (5 ч.) |
| Стресс и способы борьбы с ним. Диагностика устойчивости к стрессу. | 1 | Тренинговые упражнения. Тестирование | | |
| Как преодолеть давление сверстников | 1 | Тренинг | | |
| Тренинг уверенного поведения. | 1 | Тренинг | | |
| Умение принимать критику. Практическая работа «Вопросы ответы». | 1 | Практикум | | |
| Отстаиваем собственное мнение. Упражнение «Убеди меня». | 1 | Практикум | | |
Комфортное общение (11 ч.) |
| Как мы общаемся? | 1 | Обсуждение, Практикум | | |
| Конструктивное общение | 1 | Тренинг | | |
| Как я себя оцениваю? | 1 | Рефлексия | | |
| Как оценивают меня другие? | 1 | Театрализация с обсуждением | | |
| Принятие, толерантное отношение. | 1 | Обсуждение ситуации | | |
| Лидерские качества | 1 | Игровой практикум | | |
| Активное и пассивное слушание | 1 | Тренинг | | |
| Игротека-1 | 1 | Игровой практикум | | |
| Игротека-2 | 1 | Игровой практикум | | |
| Игротека -3 | 1 | Игровой практикум | | |
| Багаж посредника | 1 | Игра по станциям | | |
Итого: | 34 ч. |
Используемая литература.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Кривцова С.В.,Д.В. Рязанова «Жизненные навыки». Тренинговые занятия с подростками (7-8 классы) / С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, Е.А. Пояркова, О.И. Байдакова, Ю.А. Зеликман, С.С. Крыжановская, В.В. Лунин; под ред. С.В. Кривцовой, Д.В.
Рязановой. - М.: «Генезис», 2016 г., 224 с.
2. Селевко Г.К.:учебное пособие «Познай себя». – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005г. – Серия «Самосовершенствование личности.
3. Соина О.С. Этика самосовершенствования. М., 1990г.
4. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
5. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии. – СПб.: Речь, 2003г.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Электронная библиотека Российской государственной библиотеки, режим доступа: http://elibrary.rsl.ru/
2. «Антистресс», режим доступа: http://marks.on.ufanet.ru
3. «Мир позитива Ру», режим доступа: http://www.mirpozitiva.ru/
Материально-техническое обеспечение: кабинет для индивидуальной и групповой работы; мультимедийные (цифровые) средства
(ноутбук, проектор, экран).
24