Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Энмелен»
Рассмотрено на МО учителей начальных классов Протокол от 07.05..2018 г. № 4 | | Согласовано Заместитель директора по УР _____________ Ю.В. Овчинникова 17.08.2018 г. | | Утверждаю директор________ Л.А.Родионова Приказ № от 17.08.2018 г. № 02-02-4 |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас» для 5-6 классов
Составил: учитель биологии
И.А.Герасимова
Энмелен
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно- правовых документов:
Закон РФ «Об образовании».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 № 2357 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОН от 06.10.2009»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г .№13-51-28/13»о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса».
Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные начального общего образования. ( Письмо Департамента общего образования МО России от12.05.2011 №03-296)
Основная идея программы внеурочной деятельности – изучение природы родного края в процессе организации исследовательской деятельности учащихся.
Рабочая программа направлена на углубление знаний о природе родного края, взаимосвязях явлений в природе и обществе, знакомстве с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Общаясь с природой, обучающиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.
Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по одному часу в 5-6 классе, за год 68 часов.
Новизна и практическая значимость программы заключена в том, что изучение краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомления и отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ, развивающих творческие способности.
В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся теоретические занятия, исследования, экскурсии – осенью и весной.
Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала; развития любви и бережного отношения к природе малой Родины, формирование экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей.
Задачи программы:
1.образовательные:
расширить и углубить знания о природе родного края;
освоить навыки исследовательской работы;
развивать представления о природе как единой целостной системе;
учить грамотно добывать информацию;
достигать более высоких показателей в учёбе.
2.Воспитательные:
способствовать воспитанию любви к природе родного края;
способствовать пониманию личной ответственности за природные объекты;
способствовать воспитанию инициативы, ответственности, активности, самостоятельности.
3.Развивающие:
способствовать развитию познавательного интереса;
способствовать формированию умения: формулировать проблему, определять тему, цель, задачи, методы, делать выводы;
способствовать формированию умения и навыков общения, оформления исследовательских работ;
Основные принципы реализации программы:
научность;
доступность;
субъектность;
деятельный и личностный подходы;
результативность.
Формы занятий - теоретические:
1)беседа;
2)доклад;
3)викторина;
4)работа с источниками информации;
Формы занятий – практические:
1).экскурсии;
2)практикум в природе;
3)работа с компьютером.
Программой предусмотрены межпредменые связи:
с уроками географии: работа с картами;
с уроками русского языка: запись понятий, выражений;
с уроками изо: оформление творческих работ;
с уроками информатики: работа с компьютером;
с уроками математики: статическая обработка данных;
с уроками технологии: применение технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.
Основные предполагаемые результаты реализации программы:
Научиться | Сформировать действия | Знать |
Видеть проблемы | Рефлексировать | Особенности живой и неживой природы родного края |
Ставить вопросы | Целеполагать | Методики полевых исследовании и обработки данных |
Выдвигать гипотезы | Планировать | Правила работы в группе |
Давать определения понятиям | Моделировать | |
Классифицировать | Проявлять инициативу | |
Наблюдать | Вступать в коммуникацию | |
Проводить эксперименты | | |
Делать выводы | | |
Структурировать материал | | |
Готовить доклады и сообщения | | |
Работать с текстом | | |
Применять полученные знания в жизни. | | |
Основные предполагаемые личностные и метапредметные результаты реализации программы:
личностные | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Осознавать себя частью природы | Определять цель, искать средства её осуществления | Предполагать какая информация нужна | Организовывать взаимодействие в группе |
Испытывать гордость за красоту природы села Энмелен | Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта | Выбирать основания для сравнения, классификации | Прогнозировать последствия коллективных решений |
Самим формулировать простые правила поведения в природе | Составлять план выполнения задач, решения проблем, выполнения проекта совместно с учителем | Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи | Оформлять свои мысли устно, письменно, с применением ИКТ. |
Осознавать себя гражданином России | Уметь исправлять ошибки | Выстраивать логическую цепь рассуждений | Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. |
Объяснять, что связывает самого себя с историей, культурой, судьбой своего народа | Использовать при работе дополнительные средства | Представлять информацию в виде таблиц, схем, эп. | Быть готовым изменить свою точку зрения. |
Искать свою позицию среди мировоззренческих, общественных, эстетических и культурных предпочтений | Учиться давать оценку результатов проекта | | |
Уважать иное мнение | Понимать причины неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации | | |
Вырабатывать в конфликтных ситуациях правила поведения | | | |
В процессе освоения содержание программы её результативность проверяется с помощью систем диагностик: психологических, педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Способы контроля и оценивания достижений обучающихся:
выставка продуктов детского творчества (рисунков, поделок, презентаций);
наблюдение за работой обучающихся;
выпуск листовок, газет, плакатов, фотоальбома;
презентаций;
Функции контроля:
1. Обучающая;
2. Проверочная;
3. Воспитывающая;
4. Корректирующая.
Основные задачи оценивания:
развитие познавательных интересов обучающихся;
создание ситуации успеха для каждого ученика;
повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
раскрытие творческих способностей каждого ребёнка.
Оценивание:
Личностных результатов | метапредметных | предметных |
Соблюдение норм и правил поведения | Способность и готовность к освоению знаний. Их самостоятельному пополнению. | Способность к решению учебно- познавательных и учебно- практических задач. |
Участие в общественной жизни школы и села | Способность к коммуникации | |
Прилежание и ответственность за результаты обучения | Способность к решению проблем | |
Готовности и способности делать осознанный выбор образовательной траектории | Способность к использованию ИКТ | |
Наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика. | Способность к саморегуляции, рефлексии. | |
Тематический план
5-6 класс
№ | тема | Количество часов | содержание | Количество часов |
1. | Введение. | 3 | Введение. Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем | 1 |
2-5. | Географическое положение и природа села Энмелен Провиденского ГО. | 4 |
6-7. | Изучаем мир вокруг нас. | 28 | Беседа «Растения нашего села» | 2 |
Экскурсия «Изучение видового разнообразия растений в окрестностях школы» | 1 |
8. |
9-11. | Оформление отчёта об экскурсии | 3 |
12-14. | Беседа «Птицы нашего села» | 3 |
15. | Экскурсия «Осенние учёты птиц» | 1 |
16-17. | Оформление отчёта по результатам учётов птиц. | 2 |
18-20. | Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point. | 3 |
21-23. | Работа с текстовым редактором. Оформление листовок на тему «Птицы - наши друзья» | 3 |
24-25. | Птицы Красной Книги ЧАО | 2 |
26-27. | Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой. | 2 |
28. | | | Наблюдение за птицами на кормушках. Фотографирование. | 1 |
29-30. | Оформление проекта «Птицы, зимующие в селе Энмелен» | 2 |
31. | | | Экскурсия «Следы на снегу» | 1 |
32-33. | | | Оформление отчёта по результатам экскурсии | 2 |
34-35. | | | Беседа «Рыбы и звери села Энмелен» | 2 |
36-39. | | | Индивидуальные проекты: «Рыбы села Энмелен Провиденского ГО», «Звери села Энмелен Провиденского ГО» (работа в библиотеке) | 4 |
40-41. | | | Создание презентаций по индивидуальным проектам (работа в компьютерном кабинете) | 2 |
42. | | | Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое нашего села» | 1 |
43-45. | | | Растения села Энмелен Провиденского ГО | 3 |
46-48. | | | Беседа. Как человек изменяет природу | 3 |
49-50. | | | Редкие растения Красной книги | 2 |
51-52. | | | Природные символы моего села | 2 |
53-56. | Составление картотеки охраняемых растений села Энмелен. | 4 |
57-60. | Выпуск листовок «Сохраним первоцветы» | 4 |
61. | Экскурсия в окрестности села «Первоцветы села Энмелен» | 1 |
62-63 | Оформление отчета по результатам экскурсии | 2 |
| Подведем итоги | 3 | | |
64-66. | | | Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. Защита исследовательских проектов | 3 |
67. | Подведение итогов года. | 1 |
68 | Резерв | | | |
Содержание программы:
Тема 1. Введение 5 часа.
Ведение. Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. Моё село на карте России. Географическое положение села и природные особенности села Энмелен и Провиденского ГО: рельеф, климат, гидрология, флора, фауна.
Тема 2. Изучаем мир вокруг нас 57 часов.
Методы исследований: маршрутный, ведение дневников наблюдений.
Правила обработки экскурсий, оформления отчетов. Методы исследований: обзор источников информации. Структура исследовательского проекта: введение, обзор источников информации, методы исследований, результаты исследования, выводы. Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программы: Word, Power Point. Компьютер- источник информации. Работа с Интернетом, знакомство с поисковыми системами.
Правила кормления птиц зимой. Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках. Работа над проектом «Птицы, зимующие в селе Энмелен».
Библиотека – источник краеведческой информации. Знакомство с охраняемыми животными в ходе индивидуальной работы над проектами.
Знакомство с программой Power Point. Отработка навыков с программой. Презентация мультимедиа – презентация исследовательского проекта.
Музей – источник краеведческой информации. Работа в краеведческом музее. Знакомство с экспонатами прошлого села Энмелен, ископаемыми останками животных.
Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам. Определение растений школьной территории по зимующим побегам.
Как изменяет человек природу. Краснокнижные растения села Энмелен и Провиденского ГО ЧАО. Природные символы села Энмелен. Конкурс рисунков. Выпуск листовок «Сохраним первоцветы».
Экскурсии:
Практические работы:
Работа с Интернет – ресурсами. Птицы Красной книги села Энмелен Провиденского ГО.
Определение растений школьной территории по зимующим побегам.
Изготовление кормушек из бросового материала.
Составление картотеки охраняемых растений.
Творческая работа:
«Первоцветы села Энмелен»
Тема 3. Подведём итоги. 4 часов.
Презентация полученных знаний умений и навыков. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. Защита исследовательских проектов. Подведение итогов года. Летние задания.
.
Литература для учителя:
1.Закон РФ «Об образовании».
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОН от 06.10.2009»
3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
4.Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г .№13-51-28/13»о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса».
5.Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».
6.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные начального общего образования. ( Письмо Департамента общего образования МО России от12.05.2011 №03-296).
Календарно - тематическое планирование
5-6 класс
№ | тема | Количество часов | Тема урока | Дата |
план | факт |
1. | Введение. | 5 | Введение. Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем | 02.09 | 02.09 |
2-5. | Географическое положение и природа села Энмелен Провиденского ГО. | 04.09 | 04.09 |
6-7. | Изучаем мир вокруг нас. | 57 | Беседа «Растения нашего села» | 09.09 | 09.09 |
Экскурсия «Изучение видового разнообразия растений в окрестностях школы» | 11.09 | 11.09 |
8. |
9-11. | Оформление отчёта об экскурсии | 16.09 | 16.09 |
12-14. | Беседа «Птицы нашего села» | 18.09 | 18.09 |
15. | Экскурсия «Осенние учёты птиц» | 23.09 | 23.09 |
16-17. | Оформление отчёта по результатам учётов птиц. | 25.09 | 25.09 |
18-20. | Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point. | 30.09 | 30.09 |
21-23. | Работа с текстовым редактором. Оформление листовок на тему «Птицы -наши друзья» | 02.10 | 02.10 |
24-25. | Птицы Красной Книги ЧАО | 07.10 | 07.10 |
26-27. | Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой. | 09.10 | 09.10 |
28. | | | Наблюдение за птицами на кормушках. Фотографирование. | 14.10 | 14.10 |
29-30. | Оформление проекта «Птицы, зимующие в селе Энмелен» | 16.10 | 16.10 |
31. | | | Экскурсия «Следы на снегу» | 21.10 | 21.10 |
32-33. | | | Оформление отчёта по результатам экскурсии | 23.10 | 23.10 |
34-35. | | | Беседа «Рыбы и звери села Энмелен» | 28.10 | 28.10 |
36-39. | | | Индивидуальные проекты: «Рыбы села Энмелен Провиденского ГО», «Звери села Энмелен Провиденского ГО» (работа в библиотеке) | 30.10 | 30.10 |
40-41. | | | Создание презентаций по индивидуальным проектам (работа в компьютерном кабинете) | 11.11 | 11.11 |
42. | | | Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое нашего села» | 13.11 | 13.11 |
43-45. | | | Растения села Энмелен Провиденского ГО | 18.11 | 18.11 |
46-48. | | | Беседа. Как человек изменяет природу | 20.11 | 20.11 |
49-50. | | | Редкие растения Красной книги | 25.11 | 25.11 |
51-52. | | | Природные символы моего села | 27.11 | 27.11 |
53-56. | Составление картотеки охраняемых растений села Энмелен. | 02.12 | |
57-60. | Выпуск листовок «Сохраним первоцветы» | 04.12 | |
61. | Экскурсия в окрестности села «Первоцветы села Энмелен» | 09.12 | |
62-63 | Оформление отчета по результатам экскурсии | 11.12 | |
| Подведем итоги | 4 | | | |
64-66. | | | Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. Защита исследовательских проектов | | |
67. | Подведение итогов года. | | |
68 | | | | | |
28