СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ВУД

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа ВУД "Мир вокруг нас". Программа для обучающихся 5-6 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ВУД»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа села Энмелен»


Рассмотрено

на МО учителей начальных классов

Протокол от 07.05..2018 г. № 4



Согласовано

Заместитель директора по УР

_____________ Ю.В. Овчинникова

17.08.2018 г.





Утверждаю

директор________ Л.А.Родионова

Приказ №

от 17.08.2018 г. № 02-02-4




Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир вокруг нас» для 5-6 классов



Составил: учитель биологии

И.А.Герасимова







Энмелен

2019 год



Пояснительная записка

  • Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно- правовых документов:

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 № 2357 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОН от 06.10.2009»

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г .№13-51-28/13»о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса».

  • Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».

  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные начального общего образования. ( Письмо Департамента общего образования МО России от12.05.2011 №03-296)

Основная идея программы внеурочной деятельности – изучение природы родного края в процессе организации исследовательской деятельности учащихся.

Рабочая программа направлена на углубление знаний о природе родного края, взаимосвязях явлений в природе и обществе, знакомстве с принципами и способами охраны природы и способах самостоятельного получения знаний о фактах и явлениях. Общаясь с природой, обучающиеся развиваются духовно, появляется чувство сопереживания, собственной причастности к природным процессам.

Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю по одному часу в 5-6 классе, за год 68 часов.

Новизна и практическая значимость программы заключена в том, что изучение краеведческого материала осуществляется в процессе ознакомления и отработки навыков исследовательской, проектной и природоохранной деятельности, предусмотрено выполнение работ, развивающих творческие способности.

В программе учтена сезонность явлений в природе, в зимние месяцы проводятся теоретические занятия, исследования, экскурсии – осенью и весной.

Основные цели курса – создание условий для формирования познавательной потребности в освоении краеведческого материала; развития любви и бережного отношения к природе малой Родины, формирование экологической культуры, навыков исследовательской деятельности, развитие творческих способностей.

Задачи программы:

1.образовательные:

  • расширить и углубить знания о природе родного края;

  • освоить навыки исследовательской работы;

  • развивать представления о природе как единой целостной системе;

  • учить грамотно добывать информацию;

  • достигать более высоких показателей в учёбе.

2.Воспитательные:

  • способствовать воспитанию любви к природе родного края;

  • способствовать пониманию личной ответственности за природные объекты;

  • способствовать воспитанию инициативы, ответственности, активности, самостоятельности.

3.Развивающие:

  • способствовать развитию познавательного интереса;

  • способствовать формированию умения: формулировать проблему, определять тему, цель, задачи, методы, делать выводы;

  • способствовать формированию умения и навыков общения, оформления исследовательских работ;

Основные принципы реализации программы:

  1. научность;

  2. доступность;

  3. субъектность;

  4. деятельный и личностный подходы;

  5. результативность.

Формы занятий - теоретические:

1)беседа;

2)доклад;

3)викторина;

4)работа с источниками информации;

Формы занятий – практические:

1).экскурсии;

2)практикум в природе;

3)работа с компьютером.

Программой предусмотрены межпредменые связи:

  • с уроками географии: работа с картами;

  • с уроками русского языка: запись понятий, выражений;

  • с уроками изо: оформление творческих работ;

  • с уроками информатики: работа с компьютером;

  • с уроками математики: статическая обработка данных;

  • с уроками технологии: применение технологических навыков при проведении практических работ и природоохранных акций.

Основные предполагаемые результаты реализации программы:


Научиться

Сформировать действия

Знать

Видеть проблемы

Рефлексировать

Особенности живой и неживой природы родного края

Ставить вопросы

Целеполагать

Методики полевых исследовании и обработки данных

Выдвигать гипотезы

Планировать

Правила работы в группе

Давать определения понятиям

Моделировать


Классифицировать

Проявлять инициативу


Наблюдать

Вступать в коммуникацию


Проводить эксперименты



Делать выводы



Структурировать материал



Готовить доклады и сообщения



Работать с текстом



Применять полученные знания в жизни.




Основные предполагаемые личностные и метапредметные результаты реализации программы:

личностные

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Осознавать себя частью природы

Определять цель, искать средства её осуществления

Предполагать какая информация нужна

Организовывать взаимодействие в группе

Испытывать гордость за красоту природы села Энмелен

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта

Выбирать основания для сравнения, классификации

Прогнозировать последствия коллективных решений

Самим формулировать простые правила поведения в природе

Составлять план выполнения задач, решения проблем, выполнения проекта совместно с учителем

Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи

Оформлять свои мысли устно, письменно, с применением ИКТ.

Осознавать себя гражданином России

Уметь исправлять ошибки

Выстраивать логическую цепь рассуждений


Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Объяснять, что связывает самого себя с историей, культурой, судьбой своего народа

Использовать при работе дополнительные средства

Представлять информацию в виде таблиц, схем, эп.

Быть готовым изменить свою точку зрения.

Искать свою позицию среди мировоззренческих, общественных, эстетических и культурных предпочтений

Учиться давать оценку результатов проекта



Уважать иное мнение

Понимать причины неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации



Вырабатывать в конфликтных ситуациях правила поведения





В процессе освоения содержание программы её результативность проверяется с помощью систем диагностик: психологических, педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

Способы контроля и оценивания достижений обучающихся:

  • выставка продуктов детского творчества (рисунков, поделок, презентаций);

  • наблюдение за работой обучающихся;

  • выпуск листовок, газет, плакатов, фотоальбома;

  • презентаций;

Функции контроля:

1. Обучающая;

2. Проверочная;

3. Воспитывающая;

4. Корректирующая.

Основные задачи оценивания:

  • развитие познавательных интересов обучающихся;

  • создание ситуации успеха для каждого ученика;

  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • раскрытие творческих способностей каждого ребёнка.


Оценивание:

Личностных результатов

метапредметных

предметных

Соблюдение норм и правил поведения

Способность и готовность к освоению знаний. Их самостоятельному пополнению.

Способность к решению учебно- познавательных и учебно- практических задач.

Участие в общественной жизни школы и села

Способность к коммуникации


Прилежание и ответственность за результаты обучения

Способность к решению проблем


Готовности и способности делать осознанный выбор образовательной траектории

Способность к использованию ИКТ


Наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика.

Способность к саморегуляции, рефлексии.










Тематический план

5-6 класс

тема

Количество часов

содержание

Количество часов

1.

Введение.

3

Введение. Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем

1

2-5.

Географическое положение и природа села Энмелен Провиденского ГО.

4

6-7.

Изучаем мир вокруг нас.

28

Беседа «Растения нашего села»

2

Экскурсия «Изучение видового разнообразия растений в окрестностях школы»

1

8.

9-11.

Оформление отчёта об экскурсии

3

12-14.

Беседа «Птицы нашего села»

3

15.

Экскурсия «Осенние учёты птиц»

1

16-17.

Оформление отчёта по результатам учётов птиц.

2

18-20.

Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point.

3

21-23.

Работа с текстовым редактором. Оформление листовок на тему «Птицы - наши друзья»

3

24-25.

Птицы Красной Книги ЧАО

2

26-27.

Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой.

2

28.



Наблюдение за птицами на кормушках. Фотографирование.

1

29-30.

Оформление проекта «Птицы, зимующие в селе Энмелен»

2

31.



Экскурсия «Следы на снегу»

1

32-33.



Оформление отчёта по результатам экскурсии

2

34-35.



Беседа «Рыбы и звери села Энмелен»

2

36-39.



Индивидуальные проекты: «Рыбы села Энмелен Провиденского ГО», «Звери села Энмелен Провиденского ГО» (работа в библиотеке)

4

40-41.



Создание презентаций по индивидуальным проектам (работа в компьютерном кабинете)

2

42.



Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое нашего села»

1

43-45.



Растения села Энмелен Провиденского ГО

3

46-48.



Беседа. Как человек изменяет природу

3

49-50.



Редкие растения Красной книги

2

51-52.



Природные символы моего села

2

53-56.

Составление картотеки охраняемых растений села Энмелен.

4

57-60.

Выпуск листовок «Сохраним первоцветы»

4

61.

Экскурсия в окрестности села «Первоцветы села Энмелен»

1

62-63

Оформление отчета по результатам экскурсии

2


Подведем итоги

3



64-66.



Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. Защита исследовательских проектов

3

67.

Подведение итогов года.

1

68

Резерв










Содержание программы:

Тема 1. Введение 5 часа.

Ведение. Цели и задачи курса. Вводная беседа, диагностическое анкетирование. Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем. Моё село на карте России. Географическое положение села и природные особенности села Энмелен и Провиденского ГО: рельеф, климат, гидрология, флора, фауна.

Тема 2. Изучаем мир вокруг нас 57 часов.

Методы исследований: маршрутный, ведение дневников наблюдений.

Правила обработки экскурсий, оформления отчетов. Методы исследований: обзор источников информации. Структура исследовательского проекта: введение, обзор источников информации, методы исследований, результаты исследования, выводы. Компьютер – помощник при работе над проектом. Правила ТБ при работе с ПК. Программы: Word, Power Point. Компьютер- источник информации. Работа с Интернетом, знакомство с поисковыми системами.

Правила кормления птиц зимой. Основной метод исследования - наблюдение. Наблюдение за птицами на кормушках. Работа над проектом «Птицы, зимующие в селе Энмелен».

Библиотека – источник краеведческой информации. Знакомство с охраняемыми животными в ходе индивидуальной работы над проектами.

Знакомство с программой Power Point. Отработка навыков с программой. Презентация мультимедиа – презентация исследовательского проекта.

Музей – источник краеведческой информации. Работа в краеведческом музее. Знакомство с экспонатами прошлого села Энмелен, ископаемыми останками животных.

Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам. Определение растений школьной территории по зимующим побегам.

Как изменяет человек природу. Краснокнижные растения села Энмелен и Провиденского ГО ЧАО. Природные символы села Энмелен. Конкурс рисунков. Выпуск листовок «Сохраним первоцветы».

Экскурсии:

  • «Изучение видового разнообразия растений в окрестностях школы»

  • «Осенние учёты птиц»

  • «Следы на слегу»

  • «Прошлое нашего района»


Практические работы:

  • Работа с Интернет – ресурсами. Птицы Красной книги села Энмелен Провиденского ГО.

  • Определение растений школьной территории по зимующим побегам.

  • Изготовление кормушек из бросового материала.

  • Составление картотеки охраняемых растений.

Творческая работа:

«Первоцветы села Энмелен»

Тема 3. Подведём итоги. 4 часов.

Презентация полученных знаний умений и навыков. Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. Защита исследовательских проектов. Подведение итогов года. Летние задания.

.

Литература для учителя:

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОН от 06.10.2009»

3.Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».

4.Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г .№13-51-28/13»о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса».

5.Письмо МОН РФ №03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО».

6.Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные начального общего образования. ( Письмо Департамента общего образования МО России от12.05.2011 №03-296).



Календарно - тематическое планирование

5-6 класс


тема

Количество часов

Тема урока

Дата

план

факт

1.

Введение.

5

Введение. Что нужно знать и уметь, чтобы стать исследователем

02.09

02.09

2-5.

Географическое положение и природа села Энмелен Провиденского ГО.

04.09

04.09

6-7.

Изучаем мир вокруг нас.

57

Беседа «Растения нашего села»

09.09

09.09

Экскурсия «Изучение видового разнообразия растений в окрестностях школы»

11.09

11.09

8.

9-11.

Оформление отчёта об экскурсии

16.09

16.09

12-14.

Беседа «Птицы нашего села»

18.09

18.09

15.

Экскурсия «Осенние учёты птиц»

23.09

23.09

16-17.

Оформление отчёта по результатам учётов птиц.

25.09

25.09

18-20.

Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point.

30.09

30.09

21-23.

Работа с текстовым редактором. Оформление листовок на тему «Птицы -наши друзья»

02.10

02.10

24-25.

Птицы Красной Книги ЧАО

07.10

07.10

26-27.

Изготовление кормушек из бросового материала. Правила кормления птиц зимой.

09.10

09.10

28.



Наблюдение за птицами на кормушках. Фотографирование.

14.10

14.10

29-30.

Оформление проекта «Птицы, зимующие в селе Энмелен»

16.10

16.10

31.



Экскурсия «Следы на снегу»

21.10

21.10

32-33.



Оформление отчёта по результатам экскурсии

23.10

23.10

34-35.



Беседа «Рыбы и звери села Энмелен»

28.10

28.10

36-39.



Индивидуальные проекты: «Рыбы села Энмелен Провиденского ГО», «Звери села Энмелен Провиденского ГО»

(работа в библиотеке)

30.10

30.10

40-41.



Создание презентаций по индивидуальным проектам (работа в компьютерном кабинете)

11.11

11.11

42.



Экскурсия в краеведческий музей «Прошлое нашего села»

13.11

13.11

43-45.



Растения села Энмелен Провиденского ГО

18.11

18.11

46-48.



Беседа. Как человек изменяет природу

20.11

20.11

49-50.



Редкие растения Красной книги

25.11

25.11

51-52.



Природные символы моего села

27.11

27.11

53-56.

Составление картотеки охраняемых растений села Энмелен.

02.12


57-60.

Выпуск листовок «Сохраним первоцветы»

04.12


61.

Экскурсия в окрестности села «Первоцветы села Энмелен»

09.12


62-63

Оформление отчета по результатам экскурсии

11.12



Подведем итоги

4




64-66.



Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. Защита исследовательских проектов



67.

Подведение итогов года.



68







28



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!