Рабочая программа основного общего образования по биологии для 7 класса разработана в соответствии со статьей 2 пункта 9 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, письма Минобрнауки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015г. № 08-1786 , на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколении и рабочей программы которая составлена на основе - Сухорукова Л. Н. Биология. Предметная линия учебников «Сферы»: 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
Учебник: Биология. Живой организм .Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Колесникова И.Я., 2013.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
-. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.
-Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды
- Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.
II. Царство Растения
-Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений. Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.
-Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.
-Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.
-Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.
-Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.
- Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.
-Разнообразие современных папоротников и их значение.
- Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений.
-Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.
-Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
- Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.
-. Класс Двудольные, семейства:
-Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).
-Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
. - Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.
-Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных экосистемах.
-Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.
- Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.
- Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.
- Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.
- Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения.
- Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде.
-Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.
-Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.
-Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.
-Птицы наземных и водных экосистем.
-Класс Млекопитающие, или Звери.
- Роль млекопитающих в различных экосистемах.
-Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
V. Биологическое разнообразие и пути его сохранения
- Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.
-Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.
№ урока | | даты проведения по плану | даты проведения по факту | оборудование урока | основные виды учебной деятельности (УУД); | домашнее задание |
Введение (3 ч.) | | | | |
1 | Организация живой природы | | | Учебник Ноутбук презентация электронное приложение к учебнику. | Предметные Знать: сходства и различия животных и растений, систематические категории животных, среды жизни и места обитания животных Уметь: давать определения перечислять черты сходства и различия у растений и животных Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Ответить на вопрос стр. 16 письменно |
2 | Эволюция живой природы | | | Учебник Ноутбук презентация | Предметные Называть движущие силы эволюции Объяснять в результате чего происходит образование новых видов Предполагать как формируются приспособления Называть доказательства эволюции Давать определение реликтовым видам Характеризовать науку палеонтологию Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Ответить на Вопрос стр. 19,21 письменно |
3 | Систематика растений и животных | | | электронное приложение к учебнику. | Предметные Называть систематические группы в современной классификации растений, грибов и животных объяснять, что обозначает двойное название вида Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах | Ответить на Вопрос стр. 25 письменно |
Растения – производители органического вещества (12 ч.) | | | | |
4 | Царство Растения | | | Учебник Ноутбук презентация электронное приложение к учебнику | Предметные Называть основные царства живых организмов. Выявлять отличительные признаки царства растений. Распознавать и описывать жизненные формы растений. Объяснять роль растений в природе и жизни человека. Доказывать, что растение – живой организм (биосистема) Описывать процесс эволюции растений. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Ответить на Вопрос стр. 29 письменно |
5 | Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах Л/р 1. «Изучение одноклеточных водорослей» Л/р 2. «Изучение многоклеточных водорослей» | | | Учебник Ноутбук презентация электронное приложение к учебнику. Лаб. принадлежности | Предметные Узнавать водоросли на рисунках, таблицах, гербариях, сравнивать их между собой; Давать определение термину низшие растения. Распознавать водоросли различных отделов. Описывать внешнее строение водорослей. Объяснять их разнообразие Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека. | Ответить на Вопрос стр. 31 письменно |
6 | Подцарство Высшие растения | | | Учебник Ноутбук презентация электронное приложение к учебнику. | Предметные Сравнивать условия жизни в водной и наземно-воздушной среде Отличать листостебельное тело от слоевища Выявлять признаки высших растений знать первые наземные растения Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать строение мхов. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей. Описывать цикл развитии мхов. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Ответить на Вопрос стр. 35 письменно |
7 | Отдел Моховидные. Роль мхов в образовании болотных экосистем Л/р 3. «Строение зеленого мха кукушкин лен» | | | Учебник Ноутбук презентация электронное приложение к учебнику. Лаб. принадлежности | Предметные Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать строение мхов. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на сушу. Объяснять происхождение наземных растений на примере сопоставления мхов и зеленых водорослей. Описывать цикл развитии мхов. Устанавливать главный фактор для развития мхов. Объяснять почему сфагнум обладает свойством впитывать большое количество воды. Выявлять как развитие сфагновых мхом сказывается на жизни луга и леса Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Ответить на Вопрос стр. 37,39 письменно |
8 | Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов Л/р 4. «Строение папоротника» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Сравнивать высшие и низшие растения на примере папоротников и водорослей. Давать определение термину высшие растения. Распознавать и описывать строение папоротников. Называть период господства древних папоротников. Выявлять условия, при которых папоротникообразные законсервировались в виде каменного угля. Выявлять роль современных папоротникообразных. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах | Ответить на Вопрос стр. 41,43. письменно |
9 | Отдел Голосеменные. Л/р 6. «Строение побегов хвойных растений» Л/р 5. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Давать определение термину голосеменные растения. Распознавать растения отд. Голосеменные растения. Описывать процесс размножение сосны. Распознавать и описывать строение хвои и шишек представителей голосеменных. Выделять приспособления голосеменных растений для жизни в условиях дефицита влаги Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Ответить на Вопрос стр. 47 письменно |
10 | Отдел Голосеменные Роль голосеменных в экосистеме тайги Л/р 6. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Выявлять роль хвойных деревьев в экосистеме тайги. Называть группы организмов, составляющие экосистему хвойного леса Объяснять причины долголетия тайги Приводить примеры использования хвойных деревьев в хозяйственной деятельности. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп аргументировать свою точку зрения. | Ответить на Вопрос стр. 49 письменно |
11 | Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Роль покрытосеменных в развитии земледелия Л/р 7. «Признаки однодольных и двудольных растений» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Давать определение термину покрытосеменные растения. Распознавать растения от. Покрытосеменные. Описывать строение цветкового растения. Сравнивать по заданным критериям покрытосеменные и голосеменные; однодольные и двудольные. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах | Ответить на Вопрос стр. 51 письменно |
12 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные Л/р 8. «Признаки растений семейства Крестоцветные» П/р 1. «Определение растений семейства Крестоцветные» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Работать с гербариями. Определять растения различных классов. Выделять признаки изучаемых растений. Давать морфолого-биологическую характеристику растениям. Сравнивать растения разных видов между собой. Распознавать и описывать наиболее распространенные в данной местности растения семейства Определять принадлежность растений к кл.Двудольные Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Вопрос стр. 53 письменно |
13 | Класс Двудольные. Семейство Бобовые Л/р 9. «Признаки растений семейства Бобовые» П/р 2. «Определение растений семейства Бобовые» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Выделять признаки сем.Бобовые. Определять принадлежность растений к кл.двудольные сем.Бобовые. Учитывать биологические особенности бобовых при их выращивании. Приводить примеры использования человеком бобовых растений. Объяснять использование бобовых в качестве зелёного удобрения Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп аргументировать свою точку зрения. | Вопрос стр. 55 письменно |
14 | Класс Двудольные. Семейство Пасленовые | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Называть общие признаки сем.Паслёновые. Объяснять значение растений семейства в жизни человека. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Вопрос стр. 57 письменно |
15 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаки П/р 3. «Определение растений семейства Лилейные» Л/р 10. «Строение пшеницы» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Определять принадлежность растений к классу Однодольные. Выделять общие признаки растений сем.Лилейные Знать ядовитые растения сем.Лилейные Приводить примеры использования растений сем.Лилейные Доказывать принадлежность злаков к Кл. Однодольных. Выделять признаки, по которым пшеницу относят к Кл.Однодольные сем.Злаки Описывать строение цветка злаковых Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Вопрос стр. 59,61 письменно |
16 | Контрольная работа по теме Растения – производители органического вещества | | | | | |
Животные – потребители органического вещества (16 ч.) | | | | |
17 | Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Выделять особенности строения и жизнедеятельности животных, объединяющих их в отдельное царство. Устанавливать связь между строением тела животного и его образом жизни описывать процесс эволюции животных. Выделять особенности строения представителей типа Саркожгутиконосцы Описывать приспособления спо-ровиков к паразитическому образу жизни Объяснять, почему инфузорий относят к наиболее сложнооргани-зованным простейшим Выявлять средообразующую роль простейших. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Вопрос стр. 67,71 письменно |
18 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Описывать отличительные признаки подцарства Мно-гоклеточные Называть наиболее вероятного предка многоклеточных животных Выделять беспозвоноч-ных животных Объяснять, почему они играют важную роль в экосистемах. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп аргументировать свою точку зрения. | Вопрос стр. 73 письменно |
19 | Тип Кишечнополостные | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Доказывать, что кишечнополостных относят к низшим многоклеточным. Выделять особенности строения клеток наружного и внутреннего слоёв тела гидры. Устанавливать связь между строением и функциями тела гидры. Выявлять роль коралловых полипов в морских экосистемах. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах. | Вопрос стр. 75 письменно |
20 | Тип Плоские черви | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Выделять системы органов, появившиеся у плоских червей. Распознавать приспособления к паразитическому образу жизни сосальщиков и ленточных червей. Описывать меры предохранения от заражения паразитическими плоскими червями. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Вопрос стр. 79 письменно |
21 | Тип Круглые черви | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Распознавать и описывать наиболее опасных для че-ловека круглых червей Объяснять, что представляет собой первичная полость тела Устанавливать как из-бежать заражения круглыми червями. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Вопрос стр. 81 письменно |
22 | Тип Кольчатые черви Л/р 11. «Внешнее строение дождевого червя» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Называть прогрессивные черты строения кольчатых червей. Отличать олигохет от полихет. Выделять приспособления пиявок к паразитическому образу жизни. Выявлять роль кольчатых червей в экосистемах. Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Вопрос стр. 85 письменно |
23 | Тип Моллюски Л/р 12. «Строение раковины моллюска» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Распознавать отличительные признаки раз-личных классов моллюсков Устанавливать признаки усложнения систем органов моллюсков по сравнению с раннее изученными животными Объяснять как строение мол-люсков связано с их способами питания. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах | Вопрос стр. 89 письменно |
24 | Тип Членистоногие Л/р 13. «Внешнее строение насекомого» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Называть внешние признаки животных типа Членистоногие Описывать особенности строения дыхательной и кровеносной систем членистоногих Выделять особенности строения органов зрения членистоногих. Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Вопрос стр. 91 письменно |
25 | Тип Хордовые. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения Л/р 14. «Внешнее строение рыбы» Л/р 15. «Внутреннее строение рыбы» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Отличать хордовых от других животных. Устанавливать признаки ланцетника, свидетельствующие о родстве с кольчатыми червями, а также с хордовыми животными. Выделять отличия бесчерепных от других хордовых. Устанавливать особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в воде Выделять особенности внутреннего строения рыб Выявлять органы чувств развитые у рыб. Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Вопрос стр. 101,103 письменно |
26 | Класс Земноводные | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Устанавливать признаки, свидетельствующие о более высокой степени организации земноводных по сравнению с рыбами. Называть стадии развития земноводных. Выявлять роль земноводных в природе. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах | Вопрос стр. 111 письменно |
27 | Класс Пресмыкающиеся | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Называть приспособления, позволяющие пресмыкающимся жить вдали от воды. Различать отряды пресмыкающихся. Выявлять роль пресмыкающихся в экосистемах. Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Вопрос стр. 115 письменно |
28 | Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем Л/р 16. «Внешнее строение птицы» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Называть изменения во внешнем и внутреннем строении птиц в связи с полётом. Описывать строение перьевого покрова. Объяснять почему птицам требуется большое количество пищи. Устанавливать, когда и от кого произошли птицы. Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Вопрос стр. 119 письменно |
29 | Класс Млекопитающие. Роль млекопитающих в различных экосистемах | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Описывать особе6нности строения покрова млекопитающих. Объяснять, почему у млекопитающих крупная черепная коробка. Устанавливать за счёт чего у млекопитающих поддерживается постоянная температура тела. Доказывать, что яйцекладущие утконос и ехидна относятся к млекопитающим. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах | Вопрос стр. 125,127 письменно |
30 | Годовая контрольная работа | | | | | |
Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (3 ч.) | | | | |
31 | Царство Бактерии | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Называть основные признаки царства бактерий. Описывать разнообразие бактерий. Объяснять роль бактерий в экосистемах и жизнедеятельности человека. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах | Вопрос стр. 133 письменно |
32 | Царство Грибы Л/р 16. «Строение плодовых тел шляпочных грибов» П/р 4. «Определение съедобных и ядовитых грибов» | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация Лаб. принадлежности | Предметные Выявлять сходство грибов с растениями. Находить общие черты у грибов и животных. Знать, что называют плодовым телом гриба. Описывать строение гриба. Объяснять, как размножаются грибы. Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных грибов. Описывать разнообразие экологических групп грибов. Называть съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Объяснять роль грибов в экосистемах и жизнедеятельности человека. Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Вопрос стр. 135 письменно |
33 | Лишайники | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Предметные Описывать строение лишайников. Объяснять, почему лишайники называют симбионтами. Характеризовать группы лишайников по внешнему виду. Объяснять средообразующую роль лишайников. Описывать лишайники как биоиндикаторы. Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах | Вопрос стр. 137 письменно |
Обобщение (1 ч.) | | | | |
34 | Видовое и экосистемное разнообразие планеты | | | Учебник электронное приложение к учебнику. Ноутбук презентация | Давать определение термину биоразнообразие Ус-танавливать может ли исчезнувший вид возникнуть вновь Объяснять как человек влияет на разнообразие видов Доказывать, что устойчивость экосистемы зависит от разнообразия видов. Давать определение экологического разнообразия Описывать последствия вырубки хвойных и ши-роколиственных лесов. Устанавливать как обеднение экологического разнообразия может сказаться на состоянии биосферы. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп аргументировать свою точку зрения. | Вопрос стр. 143,145 письменно |