ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3
____________Е.В.Лукашова
Приказ № от 01.09.201___г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Театр»
8а класс
Составитель программы:
Коровина Е.С.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса по внеурочной деятельности «Театр» составлена в соответствие с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, является программой общекультурной направленности, рассчитана на 1 год обучения и предназначена для обучающихся 8 классов. При разработке настоящей программы использованы примерные программы внеурочной деятельности (авторы-составители: Д. В Смирнов, А. А Тимофеев, В. А. Горский); авторская программа И.А. Генераловой «Мастерская чувств»; образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры» по методике З.Я. Корогодского; методические разработки по воспитанию речевого голоса Э. Чарелли и по сценическому движению В.М. Стеценко. Программа « Наш театр» М.В. Бойкиной рассчитана на 68 часов. В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 занятия по курсу «Театр» во 8 классе проходят 2 часа в неделю. Общий объём составляет 68 часов в год (34 учебные недели).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;
- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния;
- отличать настоящие произведения поэтического и музыкального искусства от того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий. выстраивать образы через осознанное знакомство с текстами художественных произведений;
- делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с творчеством разных поколений;
- анализировать и принимать опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
- организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в театре;
- находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдать нормы публичной речи в процессе выступления.
Личностные результаты:
Обучающийся получит возможность для формирования
понимания и осознания эстетической и художественной ценности художественных произведений как составляющей части культурного наследия нашей родины;
потребности сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостности взгляда на мир средствами литературных произведений;
этических чувств, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознания значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Содержание курса
Основное содержание темы/курса | Основные виды учебной деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) |
Тема №1 «Вводное занятие» (1 час) |
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года. |
Тема №2 Мастерство актёра (20 часов) |
Драматургия, декорации, костюмы, грим, музыкальное и шумовое оформление. Вспомогательная роль этих выразительных средств. Стержень театрального искусства - исполнительское мастерство актера. Этюды | Упражнения на освобождение мышц. Игры на развитие актерского внимания и зрительной памяти. Упражнения на координацию в пространстве. Игры на развитие фантазии и воображения. Игры на развитие ассоциативного и образного мышления. Развитие артистической смелости. Наблюдения. Упражнения на действия с реальными предметами в условиях вымысла. Этюды. Работа над созданием образа. |
Тема №3 Сценическая речь (20 часов) |
Беседа о выразительных возможностях звучащей речи, многоточие, скобки, кавычки). Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударения | Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ и языка. Звукоряд гласных. Артикуляция гласных, согласных. Тренировка артикуляции гласных и согласных в сочетаниях. Тренировка артикуляции гласных и согласных в скороговорках. Работа над текстом |
Тема №4 Пластика (6 часов) |
Равновесие. Движение каждой части тела по отдельности в разных плоскостях. Движение в пространстве. Взаимодействие партнёров | Понятие о сценическом движении. Дефиле в образе. О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу». Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению. |
Тема №5 Постановочная работа (20 часов) |
Выбор пьесы, миниатюры, знакомство детей со сценарием, обсуждение.Распределение ролей. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен. Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиции песен, танцев. | Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции. Работа над учебным спектаклем. Создание эскизов костюмов |
Тема № 6 Итоговое занятие (1 час) |
Премьера | Показ спектакля. |
Театральная игра
Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции.
Ритмопластика
Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Культура и техника речи
Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Основы театральной культуры
Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Работа над спектаклем
Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей с использованием средств выразительности.
Формы фиксации и оценивания результатов по курсу внеурочной деятельности «Театр»
• участие в праздниках со спектаклями;
• оформление газеты «Наш театр» за текущий год;
• летопись творческого объединения «Театр» (видео-, фотоматериалы);
• отзывы о спектаклях, художественных номерах, выставках, экскурсиях; детские рисунки и высказывания детей о спектаклях.
Тематическое планирование 8 класс (68 часов)
№ | Содержание темы | Количество часов |
Теория | практика |
1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с оборудованием и художественными материалами, необходимыми для занятий. Специфика театрального мастерства. | 1 | |
2 | Драматургия – основа театра. Теория. | 1 | |
3 | Обучение актерскому мастерству. Этюд «Одушевление неодушевленных предметов». | | 1 |
4 | Актёр – творец, материал, инструмент. Передача настроения, характера персонажа через мимику и жесты. Разминка. | | 1 |
5 | Театральные миниатюры. Чтение басен И.А.Крылова. | | 1 |
6 | Что нужно знать о зрительской аудитории? Этюды на преодоление. | | 1 |
7 | Комплимент как речевой жанр – кристалл похвального слова. Тренинги на повышение самооценки. | 1 | |
8 | Понятие об индивидуальном стиле игры. Самохарактеристика «Мой речевой портрет». | 1 | |
9 | Сценическое внимание в репетиционном процессе. Круги внимания. | 1 | |
10 | Интерпретация роли. | 1 | |
11 | Приёмы захвата и поддержания внимания зрителей, слушателей. | | 1 |
12 | Проблема первого впечатления. Что значит представиться? Дефиле актёра. | | 1 |
13 | Правдивость актёра; органичное вхождение в роль. Репетиция учебного спектакля. | | 1 |
14 | К основам актёрского мастерства. Этюды на зону молчания. «О чём шепчем, о чём кричим…». Подготовка к конкурсу чтецов. | | 1 |
15 | Этюды на развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной, мышечной и мимической. | | 1 |
16 | О технике исполнительской игры, основы актёрского мастерства. Этюд «Любимая песня». | | 1 |
17 | Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое усилие. Теория и практика. Этюд «Экзамен». | | 1 |
18 | Предлагаемые обстоятельства, побуждающие к различным действиям. Разработка этюдов. | 1 | |
19 | Этюды – основной профессиональный актёрский навык. Поиск действенной линии поведения персонажа. | | 1 |
20 | Этюды на сюжет сказки. | | 1 |
21 | Инсценирование басен как переходный этап к работе с драматургией. | | 1 |
22 | Понятие о сценической речи. Комплекс упражнений. | 1 | |
23 | Понятие о темпоритме речи. | 1 | |
24 | Дикция. Артикуляционная гимнастика. | | 1 |
25 | Содержание текста и темп речи. | 1 | |
26 | Интонационный строй речи. | 1 | |
27 | Пауза - условие прочтения художественного текста | 1 | |
28 | Ритмическая проза. Исполнение прозаических отрывков из произведений классиков русской литературы (по выбору). | | 1 |
29 | Понятие о стихосложении. Тренинги. Сочинение куплетов. Игра «Буриме». | | 1 |
30 | Искусство декламации. Декламирование стихов А.Вертинского, П.Верлена. | | 1 |
31 | Сочинение историй из скороговорок. Тренинг. | 1 | |
32 | Снятие мышечных речевых зажимов. Тренинги: беспредметные действия. | | 1 |
33 | Дефиле со словом. «Что я вижу и о чём я думаю». | | 1 |
34 | Несловесные ( невербальные) средства выразительности речи. Репетиции чтецов. | | 1 |
35 | Речевые привычки и манеры, игровые штампы, «наигрыши». Этюд «Как надо вести себя в театре». | 1 | |
36 | Понятие об индивидуальном стиле игры. Самохарактеристика «Мой речевой портрет». | 1 | |
37 | Речевой портрет персонажа. Зерно образа (роли). | 1 | |
38 | Голос – одежда нашей речи. Ритмико-мелодический рисунок роли. Эффективность речи (критерий). Тренинг по технике речи. | | 1 |
39 | Дыхательная гимнастика – опора голоса. Тренинг по технике речи. | | 1 |
40 | Об искусстве речевого хора. Синхронное чтение. | | 1 |
41 | Постановка дыхания. Работа с поэтическим текстом и речью (по «Домику в Коломне»). | | 1 |
42 | Понятие о сценическом движении | 1 | |
43 | Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе. | 1 | |
44 | Пластический рисунок роли. | 1 | |
45 | Синхронное движение. Репетиция танцевальной композиции к сказке «Про слона Хортона». | | 1 |
46 | О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу». | 1 | |
47 | Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению. | | 1 |
48 | Чтение сказки Д.Сьюза «Слон Хортон слышит кого-то». Распределение ролей (приступаем к постановке сказки). | 1 | |
49 | Понятия: импровизация, экспромт. Репетиция сказки «Про слона Хортона…» | | 1 |
50 | О роли музыки в спектакле. Работа с фонограммой к сказке «Про слона Хортона». | | 1 |
51 | Костюм – важное средство характеристики персонажа. Создание эскизов костюмов к сказке «Про слона Хортона». | | 1 |
52 | Работа над учебным спектаклем. | | 1 |
53 | Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции. | | 1 |
54 | Показ спектакля сказки «Про слона Хортона». | | 1 |
55 | Чтение А.С.Пушкина «Домик в Коломне» и распределение ролей. | | |
56 | Составление сценария по произведению А.С.Пушкина «Домик а Коломне». | 1 | |
57 | О создании комического на сценической площадке. Упражнения по технике смеха и плача. | | 1 |
58 | О смешанных жанрах. Лирическая комедия. Теория. | 1 | |
59 | О создании сценического образа автора. А.С.Пушкин и его лирическое «Я» («Домик в Коломне»). Репетиция. | | 1 |
60 | Работа над поэтической композицией по произведению А.С.Пушкина «Домик в Коломне». | | 1 |
61 | Действенный анализ пьесы. Репетиция «Домика в Коломне». | | 1 |
62-63 | Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция лирической комедии. | | 1 |
64 | Пластическое решение образов пушкинских героинь. | | 1 |
65 | Постановка дыхания. Работа с поэтическим текстом и речью (по «Домику в Коломне»). | | 1 |
66 | Работа с фонограммой к мини-спектаклю «Домик в Коломне» по А.С.Пушкину. | | 1 |
67 | Чтение - рассказывание под фонограмму. Репетиция. | | 1 |
68 | Премьера спектакля по произведению А.С.Пушкина «Домик в Коломне» | | 1 |
Итого | | 23 | 45 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № занятия в триместре | Название раздела (количество часов), темы/занятия | Формы занятий | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
I триместр (20 часов) |
Тема №1 «Вводное занятие» (1 час) |
1 | 1 | Вводное занятие по курсу. Знакомство с оборудованием и художественными материалами, необходимыми для занятий. Специфика театрального мастерства. | Лекция беседа | 02.09-06.09 | |
Тема №2 Мастерство актёра (20 часов) |
2 | 2 | Драматургия – основа театра. Теория. | Лекция беседа | 02.09-06.09 | |
3 | 3 | Обучение актерскому мастерству. Этюд «Одушевление неодушевленных предметов». | Тренинг | 09.09-13.09 | |
4 | 4 | Актёр – творец, материал, инструмент. Передача настроения, характера персонажа через мимику и жесты. Разминка. | Тренинг | 09.09-13.09 | |
5 | 5 | Театральные миниатюры. Чтение басен И.А.Крылова. | Работа в парах | 16.09-20.09 | |
6 | 6 | Что нужно знать о зрительской аудитории? Этюды на преодоление. | Тренинг | 16.09-20.09 | |
7 | 7 | Комплимент как речевой жанр – кристалл похвального слова. Тренинги на повышение самооценки. | Тренинг | 23.09-27.09 | |
8 | 8 | Понятие об индивидуальном стиле игры. Самохарактеристика «Мой речевой портрет». | Тренинг | 23.09-27.09 | |
9 | 9 | Сценическое внимание в репетиционном процессе. Круги внимания. | Тренинг | 30.09-04.10 | |
10 | 10 | Интерпретация роли. | Тренинг | 30.09-04.10 | |
11 | 11 | Приёмы захвата и поддержания внимания зрителей, слушателей. | Тренинг | 14.10-18.10 | |
12 | 12 | Проблема первого впечатления. Что значит представиться? Дефиле актёра. | Тренинг | 14.10-18.10 | |
13 | 13 | Правдивость актёра; органичное вхождение в роль. Репетиция учебного спектакля. | Коллективная работа | 21.10-25.10 | |
14 | 14 | К основам актёрского мастерства. Этюды на зону молчания. «О чём шепчем, о чём кричим…». Подготовка к конкурсу чтецов. | Работа в парах | 21.10-25.10 | |
15 | 15 | Этюды на развитие всех видов памяти: зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной, мышечной и мимической. | Коллективная работа | 28.10-01.11 | |
16 | 16 | О технике исполнительской игры, основы актёрского мастерства. Этюд «Любимая песня». | Тренинг | 28.10-01.11 | |
17 | 17 | Действие как основа сценического искусства. Признаки действия: наличие цели и волевое усилие. Теория и практика. Этюд «Экзамен». | Работа в парах | 05.11-08.11 | |
18 | 18 | Предлагаемые обстоятельства, побуждающие к различным действиям. Разработка этюдов. | Работа в парах | 05.11-08.11 | |
19 | 19 | Этюды – основной профессиональный актёрский навык. Поиск действенной линии поведения персонажа. | Работа в парах | 10.11-15.11 | |
20 | 20 | Этюды на сюжет сказки. | Работа в парах | 10.11-15.11 | |
II триместр (20 часов) |
21 | 21 | Инсценирование басен как переходный этап к работе с драматургией. | Работа в парах | 25.11-29.11 | |
Тема №3 Сценическая речь (20 часов) |
22 | 22 | Понятие о сценической речи. Комплекс упражнений. | Тренинг | 25.11-29.11 | |
23 | 23 | Понятие о темпоритме речи. | Тренинг | 02.12-06.12 | |
24 | 24 | Дикция. Артикуляционная гимнастика. | Тренинг | 02.12-06.12 | |
25 | 25 | Содержание текста и темп речи. | Беседа | 09.12-13.12 | |
26 | 26 | Интонационный строй речи. | Беседа | 09.12-13.12 | |
27 | 27 | Пауза - условие прочтения художественного текста | Беседа | 16.12-20.12 | |
28 | 28 | Ритмическая проза. Исполнение прозаических отрывков из произведений классиков русской литературы (по выбору). | Коллективная работа | 16.12-20.12 | |
29 | 29 | Понятие о стихосложении. Тренинги. Сочинение куплетов. Игра «Буриме». | Коллективная работа | 23.12 – 27.12 | |
30 | 30 | Искусство декламации. Декламирование стихов А.Вертинского, П.Верлена. | Работа в парах | 23.12 – 27.12 | |
31 | 31 | Сочинение историй из скороговорок. Тренинг. | Тренинг | 09.01-10.01 | |
32 | 32 | Снятие мышечных речевых зажимов. Тренинги: беспредметные действия. | Тренинг | 13.01-17.01 | |
33 | 33 | Дефиле со словом. «Что я вижу и о чём я думаю». | Тренинг | 13.01-17.01 | |
34 | 34 | Несловесные ( невербальные) средства выразительности речи. Репетиции чтецов. | Работа в парах | 20.01-24.01 | |
35 | 35 | Речевые привычки и манеры, игровые штампы, «наигрыши». Этюд «Как надо вести себя в театре». | Работа в парах | 20.01-24.01 | |
36 | 36 | Понятие об индивидуальном стиле игры. Самохарактеристика «Мой речевой портрет». | Беседа | 27.01-31.01 | |
37 | 37 | Речевой портрет персонажа. Зерно образа (роли). | Беседа | 27.01-31.01 | |
38 | 38 | Голос – одежда нашей речи. Ритмико-мелодический рисунок роли. Эффективность речи (критерий). Тренинг по технике речи. | Тренинг | 03.02-07.02 | |
39 | 39 | Дыхательная гимнастика – опора голоса. Тренинг по технике речи. | Тренинг | 03.02-07.02 | |
40 | 40 | Об искусстве речевого хора. Синхронное чтение. | Работа в парах | 10.02-14.02 | |
41 | 41 | Постановка дыхания. Работа с поэтическим текстом и речью (по «Домику в Коломне»). | Коллективная работа | 10.02-14.02 | |
III триместр (26 часов) |
Тема №4 Пластика (6 часов) |
42 | 42 | Понятие о сценическом движении | Беседа | 25.02-28.02 | |
43 | 43 | Понятие о пластической особенности. Дефиле в образе. | Беседа | 25.02-28.02 | |
44 | 44 | Пластический рисунок роли. | Беседа | 02.03-06.03 | |
45 | 45 | Синхронное движение. Репетиция танцевальной композиции к сказке «Про слона Хортона». | Работа в парах | 02.03-06.03 | |
46 | 46 | О мизансцене тела. Не только жесты, мимика, но и поза. Риторическая игра «Повтори позу». | Работа в парах | 10.03-13.03 | |
47 | 47 | Этюды на пластическую выразительность: «Возрастные походки», «Групповые скульптуры». Занятия по сцендвижению. | Коллективная работа | 10.03-13.03 | |
Тема №5 Постановочная работа (20 часов) |
48 | 48 | Чтение сказки Д.Сьюза «Слон Хортон слышит кого-то». Распределение ролей (приступаем к постановке сказки). | Коллективная работа | 16.03-20.03 | |
49 | 49 | Понятия: импровизация, экспромт. Репетиция сказки «Про слона Хортона…» | Коллективная работа | 16.03-20.03 | |
50 | 50 | О роли музыки в спектакле. Работа с фонограммой к сказке «Про слона Хортона». | Коллективная работа | 23.03-27.03 | |
51 | 51 | Костюм – важное средство характеристики персонажа. Создание эскизов костюмов к сказке «Про слона Хортона». | Коллективная работа | 23.03-27.03 | |
52 | 52 | Работа над учебным спектаклем. | Коллективная работа | 30.03-03.04 | |
53 | 53 | Развитие сценического внимания, пластики. Репетиции. | Коллективная работа | 30.03-03.04 | |
54 | 54 | Показ спектакля сказки «Про слона Хортона». | Актерская игра | 13.04-17.04 | |
55 | 55 | Чтение А.С.Пушкина «Домик в Коломне» и распределение ролей. | Коллективная работа | 13.04-17.04 | |
56 | 56 | Составление сценария по произведению А.С.Пушкина «Домик а Коломне». | Коллективная работа | 20.04-24.04 | |
57 | 57 | О создании комического на сценической площадке. Упражнения по технике смеха и плача. | Тренинг | 20.04-24.04 | |
58 | 58 | О смешанных жанрах. Лирическая комедия. Теория. | Беседа | 27.04-30.04 | |
59 | 59 | О создании сценического образа автора. А.С.Пушкин и его лирическое «Я» («Домик в Коломне»). Репетиция. | Коллективная работа | 27.04-30.04 | |
60 | 60 | Работа над поэтической композицией по произведению А.С.Пушкина «Домик в Коломне». | Коллективная работа | 06.05-08.05 | |
61 | 61 | Действенный анализ пьесы. Репетиция «Домика в Коломне». | Коллективная работа | 06.05-08.05 | |
62 | 62 | Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция лирической комедии. | Коллективная работа | 12.05-15.05 | |
63 | 63 | Об искусстве перевоплощения. Вживание в роль. Репетиция лирической комедии. | Коллективная работа | 12.05-15.05 | |
64 | 64 | Пластическое решение образов пушкинских героинь. | Коллективная работа | 18.05-22.05 | |
65 | 65 | Постановка дыхания. Работа с поэтическим текстом и речью (по «Домику в Коломне»). | Коллективная работа | 18.05-22.05 | |
66 | 66 | Работа с фонограммой к мини-спектаклю «Домик в Коломне» по А.С.Пушкину. | | 25.05-29.05 | |
67 | 67 | Чтение - рассказывание под фонограмму. Репетиция. | | 25.05-29.05 | |
68 | 68 | Премьера спектакля по произведению А.С.Пушкина «Домик в Коломне» | | | |
20