СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Физике 10 - 11 классы ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по Физике  10 - 11 классы.   Для общеобразовательного учреждения. УМК В.А. Касьянова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Физике 10 - 11 классы ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Варламовская средняя общеобразовательная школа



ПРИНЯТО на педагогическом совете:

Протокол №____ от

«__»__________20__ г.

руководитель МО

____________________



Утверждаю:

директор И.А. Колчина

«__»_________ 20__ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физика» 10 - 11 классов

Составил: учитель физики Носенко Е. П.























с. Варламово

2018-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета "Физика" (базовый уровень) обязательной предметной области "Естественные науки" для среднего общего образования разработана в соответствии:

  • с Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями).
  • с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. за № 413 (с изменениями от 29.12.2014 за № 1645)

  • с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по образованию

(протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) и согласована с основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ Варламовской СОШ.

  • с Авторской рабочей программой «Физика 10-11 класс Базовый уровень» к УМК В.А. Касьянова под редакцией И.Г. Власова – 2-е издание. – М.: Дрофа , 2014 год – 157, с.

  • с учебником «Физика 10 класс Базовый Уровень» под редакцией В.А. Касьянова 2-е изд. – М.: Дрофа 2014 год,278с.

  • с учебником «Физика 11 класс Базовый Уровень» под редакцией В.А. Касьянова 2-е изд. – М.: Дрофа 2014 год,272с.


Цели изучения физики в средней школе следую­щие:

  • формирование у обучающихся умения видеть и пони­мать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравни­вать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оце­нок, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • формирование у обучающихся целостного представле­ния о мире и роли физики в создании современной естест­венно - научной картины мира; умения объяснять поведение объектов и процессы окружающей действительности — при­родной, социальной, культурной, технической среды, ис­пользуя для этого физические знания.

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной де­ятельности, опыта познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсаль­ное значение для различных видов деятельности, — навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и об­работки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, эффективного и безопасного ис­пользования различных технических устройств;

  • овладение системой научных знаний о физических свой­ствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.

Задачи изучения физики:

● Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

рабочая программа разработана на класс с разным уровнем естественнонаучных знаний.

● Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

● Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

● Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека

● Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

Примечание. Действительная наний. И имеет разделение по целям для учеников с высоким уровнем подготовки и для учеников с базовым уровнем подготовки.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ

10 класс

(72 ч, 2 ч в неделю)


Введение (2 ч)

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени (2ч)

Физика – фундаментальная наука о природе. Что изучает физика, её роль и место в современной науке. Физический эксперимент, за­кон, теория. Физические модели и методы научного исследования. Идея атомизма. Фунда­ментальные взаимодействия.


Механика (32 ч)

Кинематика материальной точки (10 ч)

Границы применимости классической механики. Траектория. Закон движения. Перемещение. Путь. Средняя путевая и мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Равномерное прямолинейное движе­ние. Ускорение. Прямолинейное движение с постоянным ускорением. Свободное падение тел. Кинематика периоди­ческого движения. Вращательное и колебательное движе­ния.


Динамика материальной точки (10 ч)

Взаимодействие тел. Принцип относительности Галилея и инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Сила трения. Применение законов Ньютона*.

Лабораторная работа № 1 «Измерение коэффициента трения скольжения»

Лабораторная работа № 2 «Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости»

Контрольная работа №1 «Кинематика и динамика материальной точки»


Законы сохранения (7 ч)

Импульс материальной точки и системы. Закон сохранения импульса. Работа силы. Мощность. Механическая энергия системы тел. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Абсо­лютно неупругое и абсолютно упругое столкновения.

Контрольная работа №2 «Законы сохранения»


Динамика периодического движения (2 ч)

тел в гравитационном поле. Первая и вто­рая космические скорости. Динамика свободных колебаний*. Превращения энергии при колебаниях. Колебательная система под действием внешних сил . Резонанс*.



Релятивистская механика (3 ч)

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Постулаты специальной теории относительности. Взаимосвязь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя. Относительность времени*. Релятивистский закон сложения скоростей*.


Молекулярная физика (17 ч)

Молекулярная структура вещества (2 ч)

Масса атомов. Молярная масса. Агрегатные состоя­ния вещества. Модель строения жидкостей.


Молекулярно-кинетическая теория идеального газа (б ч)

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Статистическое описание идеального газа. Распре­деление молекул идеального газа по скоростям*. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Изопроцессы.

Лабораторная работа № 3 «Изучение изотермического процесса в газе»


Термодинамика (5 ч)

Внутренняя энергия. Работа газа при изопроцессах и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Тепловые двигатели и принцип их действия. Второй закон термодинамики.

Лабораторная работа № 4 «Измерение удельной теплоёмкости вещества»


Механические волны. Акустика (4 ч)

Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Звуковые волны. Высота звука. Эффект Доплера.

Контрольная работа №3 «Молекулярная физика»


Электростатика (14 ч)

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (9 ч)

Электрический заряд. Квантование заряда. Электри­зация тел. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Напря­женность электростатического поля. Линии напряженности электростатического поля. Электрическое поле в веществе. Диэлектрики в электростатическом поле. Проводники в элек­тростатическом поле.

Контрольная работа №4 «Сила электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов»


Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов (5 ч)

Потенциал электростатического поля. Разность по­тенциалов. Электроемкость уединенного проводника и кон­денсатора. Энергия электростатического поля.

Контрольная работа №5 «Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов»

Примечание. На повторение материала за курс 9 класса и проведение входной контрольной работы отводится 4 часа. На повторение и обобщение материала за курс 10 класса и проведение итоговой контрольной работы отводится 3 часа.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ

11 класс

(68ч,2ч в неделю)


Электродинамика (21 ч)

Постоянный электрический ток (9 ч)

Электрический ток. Сила тока. Источник тока в электрической цепи. ЭДС. Закон Ома для однородного про­водника (участка цепи). Зависимость удельного сопротивления проводников и полупроводников от температуры. Сверхпроводимость. Coединения проводников. Закон Ома для замкнутой цепи. Измерение силы тока и напряжения. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля—Ленца.

Контрольная работа №1 «Постоянный электрический ток»

Магнитное поле (б ч)

Магнитное взаимодействие. Магнитное поле элект­рического тока. Линии магнитной индукции. Действие магнитного поля на проводник с током. Рамка с током в од­нородном магнитном поле. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Сила Ампера и сила Лоренца. Пространственные тра­ектории заряженных частиц в магнитном поле*. Взаимодей­ствие электрических токов. Магнитный поток. Энергия маг­нитного поля тока.


Электромагнетизм (б ч)

ЭДС в проводнике, движущемся в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Использова­ние электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Генерирование перемен­ного электрического тока. Передача электроэнергии на рас­стояние. Магнитоэлектрическая индукция. Свободные гар­монические электромагнитные колебания в колебательном контуре. Энергия электромагнитного поля.

Лабораторная работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Контрольная работа №2 «Волновые свойства света»


Электромагнитное излучение (21 ч)

Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ - диапазона (5ч)

Электромагнитные волны. Распространение электромагнитных волн. Энергия, переносимая электромагнитными волнами. Давление и импульс электромагнитных волн,
Спектр электромагнитных волн. Радио- и СВЧ - волны в средствах связи. Радиотелефонная связь, радиовещание.


Волновые свойства света (7 ч)

Принцип Гюйгенса. Преломление волн. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Интерференция волн. Взаимное усиление и ослабление волн в пространстве, Когерентные источники света. Дифракция света. Дифрак­ция света на щели. Дифракционная решетка.

Лабораторная работа № 2 «Наблюдение интерференции и дифракции света»


Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества (9 ч)

Фотон. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновые свойства частиц. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Планетарная модель атома. Тео­рия атома водорода. Гипотеза М. Планка. Поглощение и излучение света атомом. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора. Лазер.

Лабораторная работа № 3 «Наблюдение линейчатого и сплошного спектров испускания»

Контрольная работа № 3 «Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества»

Физика высоких энергий (9 ч)


Физика атомного ядра (5 ч)

Состав атомного ядра. Энергия связи нуклонов в ядре. Естественная радиоактивность. Виды радиоактивных превращений атомных ядер. Закон радиоактивного распада. Искусственная радиоактивность. Использование энергии деления ядер. Ядерная энергетика. Цепная реакция деления ядер. Термоядерный синтез. Ядерное оружие*. Биологическое действие радиоактивных излучений.


Элементарные частицы (2 ч)

Классификация элементарных частиц. Лептоны и адроны*. Кварки*. Взаимодействие кварков*.


Элементы астрофизики (5 ч)

Эволюция Вселенной (5 ч)

Структура Вселенной. Расширение Вселенной*. Закон Хаббла*. Эволюция ранней Вселенной*. Образование астрономических структур. Эволюция звёзд. Образование солнечной системы. Эволюция планет земной группы. Эволюция планет-гигантов. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований.


Контрольная работа № 4 «Физика высоких энергий. Астрофизика»

Примечание. На повторение материала за курс 10 класса и проведение входной контрольной работы отводится 3 часа. На повторение и обобщение материала за весь курс физики в средней школе и проведение итоговой контрольной работы отводится 13 часа.









Учебно-тематический план 10 класс.


Тема

Количество часов

В том числе

Уроки

Лабораторные

занятия

Контрольные работы

1

Повторение за курс 7 класса

4

3


1

2

Введение

2

2



3

Механика

32

28

2

2

4

Молекулярная физика

17

14

2

1

5

Электростатика

14

12


2

6

Итоговое повторение за курс 10 класса

3

2


1


Итого

72

62

4

7

Учебно-тематический план 11 класс.


Тема

Количество часов

В том числе

Уроки

Лабораторные

занятия

Контрольные работы

1

Повторение за курс 10 класса

3

2


1

2

Электродинамика

21

18

1

2

3

Электромагнитное излучение

21

18

2

1

4

Физика высоких энергий

7

7



5

Астрофизика

5

4


1

6

Итоговое повторение за курс 10-11 класса

11

10


1


Итого

68

59

3

6

Результаты освоения курса

В соответствии с требованиями ФГОС ООО система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета: регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.

Личностными результатами обучения физике в сред­ней (полной) школе являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положитель­ное отношение к труду, целеустремленность;

  • в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфе­ра — умение управлять своей познавательной деятельностью.


Метапредметными результатами обучения физике в сред­ней (полной) школе являются:

• использование умений и навыков различных видов по­знавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т. д.) для изучения различных сторон окружающей и действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систе­матизация, выявление причинно-следственных связей, по­иск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необ­ходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, вы­бирать средства реализации целей и применять их на прак­тике;

  • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержа­ния и формы представления информации от целей коммуни­кации и адресата.


Предметные результаты обучения физике в средней (пол­ной) школе на базовом уровне представлены по тематическим разделам.

Примечание: Некоторые планируемы предметные результаты не будут реализованы в полном объеме, потому что в школе старая материальная техническая база, часть необходимого оборудования для проведения экспериментов, демонстраций и лабораторных работ отсутствует.

10 класс

Введение.

Физика в познании вещества, поля, пространства и времени

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: базовые физические ве­личины, физический закон, научная гипотеза, модель в фи­зике и микромире, элементарная частица, фундаментальное взаимодействие;

  • называть: базовые физические величины, кратные и дольные единицы, основные виды фундаментальных взаи­модействий, их характеристики, радиус действия;

  • делать выводы о границах применимости физических теорий, их преемственности, существовании связей и зави­симостей между физическими величинами;

  • интерпретировать физическую информацию, получен­ную из других источников.


Механика

Кинематика материальной точки

Предметные результаты обучения данной темы позволяют:

  • давать определения понятиям: механическое движе­те, материальная точка, тело отсчета и система отсчета, траектория, равномерное прямолинейное движение, равно­ускоренное и равнозамедленное прямолинейное движения, равнопеременное движение, периодическое (движение, гармонические колебания;

  • использовать для описания механического движения величины: радиус-вектор, перемещение, путь, средняя путевая скорость, мгновенная и относитель­ная скорость, мгновенное и центростремительное* ускоре­ния, период и частота вращения и колебаний;

  • называть основные положения кинематики;

  • описывать демонстрационные опыты Бойля, воспроизводить опыты Галилея для изучения явления свободного падения тел, описывать эксперименты по измерению ускоре­ния свободного падения;

  • делать выводы об особенностях свободного падения тел в вакууме и в воздухе;

  • применять полученные знания для решения задач.


Динамика материальной точки

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: инерциальная система отсчета, инертность, сила тяжести, сила упругости, сила нормальной реакции опоры, сила натяжения, вес тела, сила трения покоя, сила трения скольжения, сила трения каче­ния;

  • формулировать законы Ньютона, принцип суперпози­ции сил, закон всемирного тяготения, закон Гука;

  • описывать опыт Кавендиша по измерению гравитаци­онной постоянной, опыт по сохранению состояния покоя (опыт, подтверждающий закон инерции); эксперимент по измерению коэффициента трения скольжения;

  • делать выводы о механизме возникновения силы упру­гости с помощью механической модели кристалла;

  • прогнозировать влияние невесомости на поведение кос­монавтов при длительных космических полетах;

  • применять полученные знания для решения задач.

Законы сохранения

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: замкнутая система, ре­активное движение; устойчивое, неустойчивое и безразлич­ное равновесия; потенциальные силы, консервативная сис­тема, абсолютно упругий и абсолютно неупругий удар; физи­ческим величинам: импульс тела, работа силы, мощность, потенциальная, кинетическая и полная механическая энер­гия;

  • формулировать законы сохранения импульса и энер­гии с учетом границ их применимости;

  • делать выводы и умозаключения о преимуществах ис­пользования энергетического подхода при решении ряда за­дач динамики.

Динамика периодического движения

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: вынужденные, свобод­ные (собственные) и затухающие колебания*, резонанс*; фи­зическим величинам: первая и вторая космические скорос­ти, амплитуда колебаний;

  • применять приобретенные знания о явлении резонанса для решения практических задач, встречающихся в повсе­дневной жизни*;

  • прогнозировать возможные варианты вынужденных колебаний одного и того же маятника в средах с разной плот­ностью*;

—делать выводы и умозаключения о деталях междуна­родных космических программ, используя знания о первой и второй космических скоростях.

Релятивистская механика

Предметные результаты обучения данной темы позволяют:

— давать определения понятиям: радиус Шварцшильда, горизонт событий, энергия покоя тела;

  • формулировать постулаты специальной теории относи­тельности и следствия из них;

  • описывать принципиальную схему опыта Майкельсона—Мор ли;

  • делать вывод, что скорость света — максимально воз­можная скорость распространения любого взаимодействия;

  • оценивать критический радиус черной дыры, энергию покоя частиц;

  • объяснять условия, при которых происходит аннигиляция и рождение пары частиц.


Молекулярная физика

Молекулярная структура вещества

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: молекула, атом, изотоп, относительная атомная масса, дефект массы, моль, постоян­ная Авогадро, ионизация, плазма;

  • называть основные положения и основную физичес­кую модель молекулярно-кинетической теории строения ве­щества;

  • классифицировать агрегатные состояния вещества;

  • характеризовать изменения структуры агрегатных со­стояний вещества при фазовых переходах.

  • Молекулярко-кинетическая теория идеального газа

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: микроскопические и макроскопические параметры; стационарное равновесное состояние газа, температура идеального газа, абсолютный нуль температуры, изопроцесс; изотермический, изобарный и изохорный процессы;

  • воспроизводить основное уравнение молекулярно-ки­нетической теории, закон Дальтона, уравнение Клапейро­на—Менделеева, закон Бойля—Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля;

  • формулировать условия идеальности газа, а также опи­сывать явление ионизации;

  • использовать статистический подход для описания по­ведения совокупности большого числа частиц, включающий введение микроскопических и макроскопических парамет­ров;

  • описывать демонстрационные эксперименты, позво­ляющие установить для газа взаимосвязь между его давле­нием, объемом, массой и температурой;

  • объяснять газовые законы на основе молекулярно-кинетической теории;

  • применять полученные знания для объяснения явлениями, наблюдаемых в природе и в быту.


Термодинамика

Предметные результаты обучения данной темы позволяют:

— давать определения понятиям: теплообмен, теплоизолированная система, тепловой двигатель, замкнутый цикл, необратимый процесс; физических величин: внутренняя
энергия, количество теплоты, коэффициент полезного действия теплового двигателя;

  • формулировать первый и второй законы термодинамики;

  • объяснять особенность температуры как параметра состояния системы;

  • описывать опыты, иллюстрирующие изменение внут­ренней энергии тела при совершении работы;

  • делать вывод о том, что явление диффузии является необратимым процессом;

  • применять приобретенные знания по теории тепловых двигателей для рационального природопользования и охра­ны окружающей среды.


Механические волны. Акустика

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: волновой процесс, механическая волна, продольная механическая волна, попереч­или механическая волна, гармоническая волна, длина вол­ны, поляризация*, плоскость поляризации*, звуковая волна;

  • исследовать распространение сейсмических волн, явление поляризации*;


Электростатика

Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют: *

  • давать определения понятиям: точечный заряд, элект­ризация тел, электрически изолированная система тел, электрическое поле, линии напряженности электростатиче­ского поля, свободные и связанные заряды, поляризация диэлектрика; физических величин: электрический заряд, напряженность электростатического поля, относительная диэлектрическая проницаемость среды, поверхностная плотность среды;

  • формулировать закон сохранения электрического заря­да и закон Кулона, границы их применимости;

  • описывать демонстрационные эксперименты по элект­ризации тел и объяснять их результаты; описывать экспери­мент по измерению электроемкости конденсатора;

  • применять полученные знания для безопасного исполь­зования бытовых приборов и технических устройств — све­токопировальной машины.


Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов

Предметные результаты обучения данной темы позволяют:

—давать определения понятиям: эквипотенциальная поверхность, конденсатор, проводники, диэлектрики, полупроводники; физических величин: потенциал электро­литического поля, разность потенциалов

— описывать явление электростатической индукции;

объяснять зависимость электроемкости плоского конденсатора от площади пластин и расстояния между ними.



11 класс

Постоянный электрический ток

Предметные результаты обучения данной темы позволяют:

— давать определения понятиям: электрический ток, постоянный электрический ток, источник тока, сторонние силы, сверхпроводимость, дырка, последовательное и параллельное соединение проводников; физическим величинам: сила тока, ЭДС, сопротивление проводника, мощность элект­рического тока;

  • объяснять условия существования электрического тока;

  • описывать демонстрационный опыт на последователь­ное и параллельное соединение проводников, тепловое действие электрического тока, передачу мощности от источника потребителю; самостоятельно проведенный эксперимент по измерению силы тока и напряжения с помощью амперметра и вольтметра;

  • использовать законы Ома для однородного проводника замкнутой цепи, закон Джоуля—Ленца для расчета электрических цепей.


Магнитное поле

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: магнитное взаимодейст­вие, линии магнитной индукции, однородное магнитное по­ле, собственная индукция; физическим величинам: вектор магнитной индукции, вращающий момент, магнитный по­ток, сила Ампера, сила Лоренца, индуктивность контура, магнитная проницаемость среды;

  • формулировать правило буравчика, принцип суперпо­зиции магнитных полей, правило левой руки, закон Ампера;

  • описывать фундаментальные физические опыты Эрсте­да и Ампера;

  • изучать движение заряженных частиц в магнитном поле;

  • исследовать механизм образования и структуру ради­ационных поясов Земли, прогнозировать и анализировать их влияние на жизнедеятельность в земных условиях.



Электромагнетизм

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

— давать определения понятиям: электромагнитная ин­дукция, индукционный ток, самоиндукция, токи замыкание и размыкания, трансформатор; физическим величинам: эффект трансформации;

— формулировать закон Фарадея (электромагнитной индуктивности), правило Ленца;

— описывать демонстрационные опыты Фарадея с катушками и постоянным магнитом, явление электромагнитной индукции;

— приводить примеры использования явления электромагнитной индукции в современной технике: детекторе металла в аэропорту, в поезде на магнитной подушке, бытовых СВЧ - печах, записи и воспроизведении информации, а также и генераторах переменного тока.


Электромагнитное излучение

Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ - диапазона

Предметные результаты обучения данной темы позволяют:

— давать определения понятиям: электромагнитная волны, бегущая гармоническая электромагнитная волна, плоско поляризованная (или линейно-поляризованная) электромагнитная волна, плоскость поляризации электромагнит­ной волны, фронт волны, луч, радиосвязь, модуляция и демодуляция сигнала; физическим величинам: длина волны, поток энергии и плотность потока энергии электромаг­нитной волны, интенсивность электромагнитной волны;

— объяснять зависимость интенсивности электромагнитной волны от расстояния до источника излучения и его час­тил;

— описывать механизм давления электромагнитной волны;

— классифицировать диапазоны частот спектра электромагнитных волн.


Волновые свойства света

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: вторичные электромаг­нитные волны, монохроматическая волна, когерентные вол­ны и источники, время и длина когерентности, просветление оптики;

  • формулировать принцип Гюйгенса, закон отражения волн, закон преломления;

  • объяснять качественно явления отражения и прелом­ления световых волн, явление полного внутреннего отраже­ния;

  • описывать демонстрационные эксперименты по наблю­дению явлений дисперсии, интерференции и дифракции света;

  • делать выводы о расположении дифракционных мини­мумов на экране за освещенной щелью.


Квантовая теория электромагнитного излучения и вещества

Предметные результаты обучения данной темы позво­ляют:

  • давать определения понятиям: фотоэффект, работа вы­хода, фотоэлектроны, фототок, корпускулярно-волновой дуализм, энергетический уровень, энергия ионизации, ли­нейчатый спектр, спонтанное и индуцированное излучение, лазер, инверсная населенность энергетического уровня, метастабильное состояние;

  • называть основные положения волновой теории света, квантовой гипотезы Планка;

  • формулировать законы фотоэффекта, постулаты Бора;

  • оценивать длину волны де Бройля, соответствующую движению электрона, кинетическую энергию электрона при фотоэффекте, длину волны света, испускаемого атомом водорода;

— описывать принципиальную схему опыта Резерфорда, предложившего планетарную модель атома;

— сравнивать излучение лазера с излучением других источников света.


Физика высоких энергий

Физика атомного ядра

Предметные результаты обучения данной темы позволяют:

— давать определения понятиям: протонно-нейтронная модель ядра, изотопы, радиоактивность, -распад, -распад, -лучение, искусственная радиоактивность, термоядер­ный синтез; физическим величинам: удельная энергия связи, период полураспада, активность радиоактивного вещества, энергетический выход ядерной реакции, коэффициент размножения нейтронов, критическая масса, доза поглощения излучения;

— объяснять способы обеспечения безопасности ядерных реакторов и АЭС;

— прогнозировать контролируемый естественный радиационный фон, а также рациональное природопользование при внедрении УТС.


Элементарные частицы

Предметные результаты обучения данной темы позволяют:

— давать определения понятиям: элементарные частицы, фундаментальные частицы, античастица, аннигиляция, лептонный заряд, переносчик взаимодействия, барионный заряд;

  • классифицировать элементарные частицы, подразделяя их на лептоны и адроны;

  • формулировать закон сохранения барионного заряда;

  • описывать структуру адронов, цвет и аромат кварков;

  • приводить примеры мезонов, гиперонов, глюонов.


Элементы астрофизики

Эволюция Вселенной

Предметные результаты обучения данной темы позволяют:

— давать определения понятиям: астрономические структуры, планетная система, звезда, звездное скопление, галактики, скопление и сверхскопление галактик, Вселенная, белый карлик, нейтронная звезда, черная дыра, критическая плотность Вселенной;

  • интерпретировать результаты наблюдений Хаббла с разбегании галактик;

  • классифицировать основные периоды эволюции Все­ленной после Большого взрыва;

  • представить последовательность образования первич­ного вещества во Вселенной;

  • объяснить процесс эволюции звезд, образования и эво­люции Солнечной системы;

  • с помощью модели Фридмана представить возможные сценарии эволюции Вселенной в будущем.



Критерии оценивания по физике.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.



ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.



ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.





 Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.



Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.



Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.


В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

  • устанавливать взаимосвязь естественно - научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

  • использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

  • различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

  • проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

  • проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

  • использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

  • решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

  • решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

  • учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

  • использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

  • использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

  • владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

  • характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

  • выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

  • самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

  • характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

  • решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

  • объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

  • объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.





Учебно-методическое оснащение учебного процесса

Учебно-методический комплект:

  • Учебник: «Физика 10 класс Базовый Уровень» под редакцией В.А. Касьянова «Дрофа» 2014г

  • Учебник: «Физика 11 класс Базовый Уровень» под редакцией В.А. Касьянова «»Дрофа» 2014г

  • Марон, Марон: Физика. 10 класс. Дидактические материалы к учебникам В. А. Касьянова. «Дрофа». 2015г.

  • Касьянов, Дмитриева: Физика. 10 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.А. Касьянова. Базовый уровень. . «Дрофа». 2015г.

  • Марон, Марон: Физика. 11 класс. Дидактические материалы к учебникам В. А. Касьянова. «Дрофа». 2015г.

  • Касьянов, Дмитриева: Физика. 10 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.А. Касьянова. Базовый уровень. . «Дрофа». 2015г

  • КИМы практикумы по подготовке к итоговой аттестации. Кабардин, Громцева, Кабардина: ЕГЭ Эксперт 2019. Физика.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!