МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ № 7
«Утверждено»
Директор МОШ I-III ст. № 7
______________/И.В.Малахова./
Рабочая школьная программа
патриотического воспитания
учащихся 5 - 8 классов
на 2015 - 2018 учебный год
Макеевка
2015
Пояснительная записка
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации обучающихся в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода акций, инициатив, мероприятий.
Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.
В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения обучающихся школы. Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 5 - 8-х классов.
Система патриотического воспитания в школах формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников и включает учебную и научно- исследовательскую деятельность в урочное и внеурочное время.
В рамках учебной деятельности, которая осуществляется во время уроков, факультативов, кружковых занятий, патриотическое воспитание реализуется через содержание предметов инвариантной и вариативной составляющей.
Цели и задачи:
Цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Наряду с общей целью, которую определяют общечеловеческие нравственные ценности, возникают и специальные социальные цели воспитания, которые расставили сегодня акценты на основных направлениях воспитательной работы.
Среди специальных целей определены усиление воспитательной функции образования и организация эффективного гражданского образования на основе социокультурных и исторических достижений народа Донбасса, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.
Цель патриотического воспитания:
состоит в том, чтобы формировать и развивать у граждан ДНР патриотическое самосознание, безграничную любовь к Родине, к своему народу, стремление добросовестно выполнять гражданский, профессиональный и воинский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности; обеспечивать рост уровня значимости патриотизма у всех слоев общества, достичь поворота в общественном, национальном и индивидуальном сознании в сторону понимания и осмысления зависимости настоящего и будущего республики, народа, личности от того, в какой мере люди будут руководствоваться в своей практической деятельности патриотическими началами, насколько высоко будет их стремление сохранить и приумножить духовные, культурные, материальные богатства своего народа и своего Отечества, а также развитие у подрастающего поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Задачи:
Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю.
Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.
Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.
Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры.
Повышение качества патриотического воспитания в школе.
Общесоциальное понятие "ПАТРИОТИЗМ"

Для успешной реализации данной программы применяются следующие методы:
обучение в сотрудничестве;
индивидуализации обучения;
работа в группах;
коллективное взаимодействие;
исследовательская работа;
творческая деятельность.
Среди основных направлений патриотического воспитания можно выделить:
гражданско-патриотическое,
военно-патриотическое,
духовно-нравственное,
историко-патриотическое (краеведческое),
культурно-патриотическое,
спортивно-патриотическое.
Важными принципами патриотического воспитания являются:
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и т.д.
Принципы данной программы взаимосвязаны и реализуются в единстве.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
программы по патриотическому воспитанию
Так личностное развитие основывается на готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции “уметь учиться”. Кроме этого личностное развитие предусматривает: “формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; осознание приоритета общечеловеческих ценностей и интересов, воспитание уважительного отношения к культуре, истории, языку, обычаям и традициям народа; формирование глубоких правовых знаний, привитие высокой правовой культуры воспитания чувства патриотизма, которое реализуется путем самостоятельного обучения и самоконтроля; осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении.
Под социальным развитием Концепции патриотического воспитания подразумевают “формирование гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил”.
Познавательное развитие характеризуется не только формированием у учащихся научной картины мира, но и развитием способности “управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью”; овладением “методологией познания, стратегиями и способами познания и учения”; развитием “логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии”.
И наконец, коммуникативное развитие определяется в Концепции патриотического воспитания как “формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации…”
Патриотическое воспитание обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, познавательными, коммуникативными) дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Эффективным средством по достижению планирумых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. Найти то или иное слово, связанное с определением или понятием "патриотического воспитания" позволяют словари (орфоэпический, орфографический, толковый).
Коммуникативные действия, обеспечивающие возможности сотрудничества (умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Использование групповых форм работы, что помогает развить умение уч-ся выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
предвидеть последствия коллективных решений.
Метапредметная связь
На материале тематических занятий личностные действия, направленные на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, которые позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Кроме того, помогают в формировании личностных УУД такие формы, как этические беседы, турниры знатоков. Большим подспорьем в школе является проведение коллективных творческих дел По-новому зазвучали такие понятия, как “мир”, “справедливость”, “желание понимать друг друга”, “доверие к людям”, “милосердие”, “честь” и “достоинство”.
Работа с текстом, поиск необходимой информации открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий замещения (например, звука буквой) моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразование модели (видоизменения слова).
Интересным заданием для обучающихся является группировка. ( связь с русским языком)
Цель состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.
Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.
Общественные дисциплины – позволяют обеспечить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опыта взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание важнейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Представляется необходимым включение детей в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий (ДК), личное участие в социально-значимой деятельности школьных историко-краеведческих объединений, музеев, взаимодействие с детскими объединениями и организациями.
Через овладение теоретическими основами гуманитарных дисциплин можно говорить о воспитании у школьников базовых личностных и профессиональных качеств : современного мировоззрения, патриотических убеждений , гражданской позиции, нравственного сознания, общей культуры, духовности, гуманизма, творческого мышления.
Естественно-математические науки подводят учащихся к осознанию идеи познаваемости закономерностей развития мира, взаимной связи и обусловленности явлений природы, знакомят учащихся с достижениями науки и техники, что способствует воспитанию гармонично развитой личности и патриота.
Вариативная составляющая учебного процесса: факультативы, кружки, курсы по выбору , способствует формированию у детей глубокого понимания гражданского долга.
Научно-исследовательская деятельность, которая заключается в участии школьников в конкурсах, конференциях, в работе МАН.
Социализация в системе патриотического воспитания базируется на работе школьных молодёжных организаций, Совета профилактики школы, сотрудничестве с гос.органами власти и общественными организациями.
Отдельно хочется остановиться на введении нового образовательно-воспитательного курса «Уроки гражданственности Донбасса».
Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание» c обучающимися:
будет знать/понимать:
- значение семьи для себя, для общества, для страны;
- важность воспитания уважения и чувства гордости за свою семью, свой
народ, свою страну;
- значение Конституции ДНР, символов государства – герба, флага,
гимна ДНР;
- важные исторические события в жизни своего города, ДНР;
- правила сохранения и укрепления традиций своего народа;
- особенности государственного устройства республики;
- основные правила поведения в обществе и об ответственности за
своё поведение;
- важность служения Отечеству.
должен уметь:
- вести себя в обществе, проявлять уважение к семье, к старшим людям,
к ветеранам труда и героям войны;
- уважать Конституцию ДНР, различать символы государства – герб,
флаг, гимн ДНР;
- проявлять чуткость и милосердие, честность, мужество, доброту и
человечность;
- проявлять себя в общественно-полезном труде;
- любить и беречь природу родного края; - охранять и беречь историческое наследие своего народа;
- соблюдать традиции и обычаи ДНР;
сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного общения в членами своей семьи и со сверстниками;
- удовлетворения познавательных интересов, самостоятельного поиска
дополнительной информации об историческом прошлом своей республики;
- ведения активного образа жизни и проявления гражданской
ответственности;
- формирования творческого отношения ко всем сторонам общественной
жизни.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Реализация данной программы предполагает:
систему краеведческих знаний,
устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, Республики;
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
любовь и бережное отношение к родной природе;
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Учебно-тематический план занятий на 2015-2016 учебный год 5-8 классы
| Тема занятий | Дата проведения | Форма проведения | Коли чество |
I | Гражданско-патриотическое направление | Сентябрь - октябрь | | 3 |
1. | Город, в котором я живу | | Экскурсия | 1 |
2. | Моя малая Родина | | Конкурс рисунков | 1 |
3. | Я – гражданин Республики | | Игра-практикум | 1 |
II | Духовно - нравственное | Октябрь- ноябрь | | 3 |
1 | Богатства нашего края | | Заочное путешествие | 1 |
2 | Достопримечательности Республики | | Экскурсия | 1 |
3 | Подвигу народа жить в веках | | Фотоколлаж стенгазета | 1 |
III | Культурно - патриотическое | Ноябрь - декабрь | | 3 |
1 | Знай и люби свой край! | | Заочная экскурсия | 1 |
2 | Что я знаю о своих правах | | Деловая игра | 1 |
3 | Стихотворения о родном крае | | Конкурс чтецов | 1 |
IV | Спортивно - патриотическое | Январь - февраль | | 3 |
1 | День космонавтики | | Классный час | 1 |
2 | Наши богатыри | | Спортивные соревнования | 1 |
3 | Военно-технические виды спорта | | Виртуальная экскурсия | 1 |
V | Военно-патриотическое | Март - апрель | | 3 |
1 | « Этих дней не смолкнет слава» | | Диспут | 1 |
2 | Русский народ – настоящий патриот | | Круглый стол | 1 |
3 | Они сражались за Родину | | Внеклассное мероприятие | 1 |
VI | Историко-патриотическое (краеведческое) | Апрель – май | | 3 |
1 | День памяти. Дети и мир. | | Конкурс рисунков | 1 |
2 | Великая Отечественная война в памяти | | Встреча с ветеранами | 1 |
3 | Орден в нашем доме | | Фоторепортаж | 1 |
|
Учебно-тематический план занятий на 2016-2017 учебный год 5-8 классы |
| Тема занятий | Дата проведения | Форма проведения | Коли чество |
I | Гражданско-патриотическое направление | Сентябрь - октябрь | | 3 |
1. | Геральдика современного Донбасса. Гербы городов Республики | | Презентация проектов | 1 |
2. | Подвиг моего города | | Эссе, посвященное дню освобождения Донбасса | 1 |
3. | Моя семья в истории Донбасса | | Историческая гостинная | 1 |
II | Духовно - нравственное | Октябрь- ноябрь | | 3 |
1 | История и традиции русской православной церкви | | Виртуальная экскурсия | 1 |
2 | Учеба – основной труд школьника | | Круглый стол | 1 |
3 | Как рождается «гражданственность» | | Диспут | 1 |
III | Культурно - патриотическое | Ноябрь - декабрь | | 3 |
1 | Художники Донбасса | | Презентация | 1 |
2 | Календарные обряды и праздники Донбасса | | Игра - инсценировка | 1 |
3 | Неисчерпаемый талант народный | | Выставка поделок | 1 |
IV | Спортивно - патриотическое | Январь - февраль | | 3 |
1 | Школа безопасности и выживания | | Эстафета | 1 |
2 | Отряд – «Огненное сердце» | | Агитбригада | 1 |
3 | Этих дней не смолкнет слава | | Историческая инсценировка | 1 |
V | Военно-патриотическое | Март - апрель | | 3 |
1 | Встреча с ветераном войны | | Виртуальная встреча - презентация | 1 |
2 | Георгиевская лента | | Акция | 1 |
3 | Живая память… | | Конкурс рисунков | 1 |
VI | Историко-патриотическое (краеведческое) | Апрель – май | | 3 |
1 | Страницы из альбома истории. Выдающиеся личности | | Стенгазета | 1 |
2 | Защитники Донбасса | | Книга памяти | 1 |
3 | Полководцы победы | | Презентация | 1 |
Учебно-тематический план занятий на 2015-2016 учебный год
10-11 классы
| Тема занятий | Дата проведения | Форма проведения | Классы |
I | Гражданско-патриотическое направление | Сентябрь - октябрь | | 3 |
1. | Исторические памятники Донбасса | | презентация | |
2. | Летопись моей семьи | | фотоколлаж | |
3. | Свеча «Памяти» | | Акция | |
II | Духовно - нравственное | Октябрь- ноябрь | | 3 |
1 | Дорога к храму – святыни русской Земли | | Виртуальная экскурсия | |
2 | Добро - как величайшая христианская ценность | | Христианская гостинная | |
3 | «Строки, рожденные в боях» | | Конкурс чтецов | |
III | Культурно - патриотическое | Ноябрь - декабрь | | 3 |
1 | Выдающиеся личности Донбасса, поэты и музыканты | | Презентация | |
2 | «Музей моего города» | | Посещение музея | |
3 | «Слава тебе, победитель солдат!» | | Конкурс инсценированной песни | |
IV | Спортивно - патриотическое | Январь - февраль | | 3 |
1 | Я люблю тебя, Донбасс | | флешмоб | |
2 | «Зарница» | | Военно-спортивная игра | |
3 | Наша служба и опасна, и трудна | | соревнования | |
V | Военно-патриотическое | Март - апрель | | 3 |
1 | Наши земляки – герои Советского Союза | | Историческая викторина | |
2 | Акция «Забота» | | Акция | |
3 | «О тех, кто отдал свою жизнь борьбе, чтоб хорошо жилось и мне» | | Тематический классный час | |
VI | Историко-патриотическое (краеведческое) | Апрель – май | | 3 |
1 | На земле Донецкой я живу | | Конкурс буклетов | 1 |
2 | Застывшие мгновения | | Конкурс – презентация памятников | 1 |
3 | Дорогами родного края | | Виртуальная экскурсия | 1 |
|
| Тема занятий | Дата проведения | Форма проведения | Классы |
I | Гражданско-патриотическое направление | Сентябрь - октябрь | | 3 |
1. | Геральдика современного Донбасса. Гербы городов Республики | | Презентация проектов | 1 |
2. | Подвиг моего города | | Эссе, посвященное дню освобождения Донбасса | 1 |
3. | Моя семья в истории Донбасса | | Историческая гостинная | 1 |
II | Духовно - нравственное | Октябрь- ноябрь | | 3 |
1 | История и традиции русской православной церкви | | Виртуальная экскурсия | 1 |
2 | Учеба – основной труд школьника | | Круглый стол | 1 |
3 | Как рождается «гражданственность» | | Диспут | 1 |
III | Культурно - патриотическое | Ноябрь - декабрь | | 3 |
1 | Художники Донбасса | | Презентация | 1 |
2 | Календарные обряды и праздники Донбасса | | Игра - инсценировка | 1 |
3 | Неисчерпаемый талант народный | | Выставка поделок | 1 |
IV | Спортивно - патриотическое | Январь - февраль | | 3 |
1 | Школа безопасности и выживания | | Эстафета | 1 |
2 | Отряд – «Огненное сердце» | | Агитбригада | 1 |
3 | Этих дней не смолкнет слава | | Историческая инсценировка | 1 |
V | Военно-патриотическое | Март - апрель | | 3 |
1 | Встреча с ветераном войны | | Виртуальная встреча - презентация | 1 |
2 | Георгиевская лента | | Акция | 1 |
3 | Живая память… | | Конкурс рисунков | 1 |
VI | Историко-патриотическое (краеведческое) | Апрель – май | | 3 |
1 | Страницы из альбома истории. Выдающиеся личности | | Стенгазета | 1 |
2 | Защитники Донбасса | | Книга памяти | 1 |
3 | Полководцы победы | | Презентация | 1 |
Информационная карта образовательной программы
1. | Полное название | Рабочая школьная программа патриотического воспитания учащихся 5 - 8 классов |
2. | Автор программы | Заикина Анна Георгиевна |
3. | Педагог, реализующий программу | Гнилицкая Марина Витальевна Марченко Элионора Викторовна Колосова Елена Викторовна |
4. | Дата создания, утверждения | |
5. | Вид программы | Типовая |
6. | Направление деятельности | Гражданско-патриотическое воспитание |
7. | Срок реализации | 3 года |
8. | Возраст обучающихся | 5 - 8 классы |
9. | Цели и задачи | Цель: - создание и совершенствование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите. Задачи: Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю. Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения. Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников. Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности. Изучение и пропаганда национальных традиций, культуры. Повышение качества патриотического воспитания в школе. |
10. | Аннотация к программе (краткое содержание) | Данная программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли республики в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота ДНР, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к ДНР, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе. Программа рассчитана на учащихся 5 - 8-х классов, реализуется в течение 3-х лет. Формы работы различные: выступления, деловые игры, беседы, диспуты, викторины, исследовательская деятельность, коллективные творческие дела, выставки и др. |
11. | Приложения (методические разработки, рекомендации) | |
12. | Прогнозируемый результат | Реализация данной программы предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи ДНР, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. |
13. | Особенности работы по данной программе | Учащиеся будут учиться общаться, брать интервью, грамотно собирать материал, обрабатывать его, оформлять в виде альбомов, рефератов. Приобретут умения публичного выступления. У |
14. | Перспективы развития | Участие в работе отразится на повышении успеваемости по предметам (история, география, литература) |
Содержание программы
Список использованной литературы.
Нормативно-правовая база:
Конституция ДНР.
Закон ДНР «Об образовании» от 07.07.2015г. № 55 - ІНС
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Конценция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики».
Локальные акты Министерства образования и науки ДНР, управлений ( отделов) образования городов, районов ДНР.
Закон Донецкой Народной Республики «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 02.10.2015 г. № 79-IНС;
Закон Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 30.04.2015 г № 6-IНС.;
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике.
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики.
Государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Методические рекомендации по реализации Концепции патриотического воспитания (Приложение к Письму Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 № 5734).














