СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь История России 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь История России 6 класс»


@fOC t

Pabova»

M.H. YepnoBa


vevpapu

NO HCTO|3HH POCCHH

K yvednuxy nop pepaxçueñ A. B. ToÇK/HOB6

•‹i4cropun Poccuu. 6 «xacc»




yveHn









xn a c c


KfláCCá

LLlKOfIbI

Учебно-методический ком плект М. Н. Чернова

Рабочая тетрадь

ПО НСТОРИН РОССНй

Часть 1

К учебнику под редакцией А. В. Торкунова

«История России. 6 класс»

(N. Просвещение)


класс

Ивдаиие второе, переработанное и дополненное




Издательство

ЭКЗАМЕН»

NOCKBA • 2017

УДК 373:94(47) ББК 63.3(2)я72 Ч 49










Ч 49

Имя автора и название цнтируемого пздання уквзаны на тіггульном листе дан— ной кннги (ст. 1274 л. 1 частн четвертой Гражданского кодекса Российской Феде-


Изображение fчебнпкв «История России. 6 класс. Уяеб. для общеобразоват. оргаіпізаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М. Арсентьев, А.А. Даітнлов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева]; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещеіпіе» прнведено на об- ложке даяного издатія искточтельно в качестве нллюстратнвного матернала (ст. 1274 п. 1 частн четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации).


Чертова М. Н.

Рабочая тетрадь по исторни Россни. В 2 яастях. Ч. 1 : 6 класс: к учебнику под ред. А. В. Торкунова «История России. 6 класс». ФГОС (к новому учебнщку) / М. Н. Чернова. — 2-е изд., перераб. и доп.

М. : Издательство «Экзамен», 2017. — 79, [1] с. (Серия «Учебно-

методический комплект»)

ISBN 978-5-377-11009-5

Данное пособие поллостью соответствует федерапьному государственному об- разовательному стандарту основного общего образовапня (второго поколепия) и требованиям Историко-культурного стандарта.

Работая тетрадь соответствует содержанню н структуре уяебпнка под ред. А. В. Торкунова по истории Россин оля 6 класса общеобразоввтельиых организа- щтй (издательство ‹Лросвещенпе»). В нее вклюяены рапнообразные по форме и уровню сложности задания, выполняя которые учащиеся повторяіот и углубяяют полученные на уроке знания, закрепляют н совертенствуют необходимые умения и навыкн. Контурные карты и задания х ним помогут учавіимся сформнровать на- выкн работы с нсторняесклм атласом и картамн учебннха. С тетрадью можно ра- ботать как на уроке, так и дома.

Рабочая тетрадь предналначена учаіщтмся 6 классов, учителям и нетодистам.

Приказом Мнннстерства образования и наукл Российсхой Федерацни учебные пособия нздательства «Экзамен» доггущены к нспользованню в общеобразователь- ньіх органнзацяях.

УДК 373:94(47) ББЕ 63.3(2)я72



Подписано в пееать 17.06.2016. Формат 70xl00/16. Гарніггура «Таймс».

Бумага офсетная. Уя.-нзд. я. 2,13. Усл. пес. л. 6,5.

Тиран 10 000 экз. Заказ t 176/16.



ISBN 978-5-377-11009-5 О Чернова М. Н., 2017

О Издательство «HKSA fE )», 2017

Оглавление



і. Нарпды и государства

иа территории тташей страпы

в древпости

§ 1. Древние люди и их стоянки

на территории современной России 4

§ 2. Образование первых государств 9

§ 3. Восточные славяне и их соседи 13

  1. Русь в IX — первой половине XII в.

§ 4. Первыс известия о Руси. 20

§ 5. Становление Древнерусского государства. 25

§ 6. Правление князя Владимира. Крещение Руси 32

§ 7. Русское государство при Ярославе Мудром 36

§ Ѕ. Русь при наследниках Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах 40

§ 9. Общественный строй и церковная организация па Руси. 44

§ 10. Культурное пространство Европы и культура Руси 50

§ 11. Повседневная жизнь населения 5b

  1. Русь в середине XП — начале Шll в.

§ 12. Политическая раздробленность на Руси 61

§ l3. Владимиро-Суздальское княжество. 65

§ 14. Новгородская республика 70

Список использованной литературы. 79








І. Народы и государства

на территории нашей страны

в древности


§ 1. Древние люди и их стоянки ...н.а...т.е..р.р..и..т.о..р.и..и...с.о..в.р..е..м..е.н..н..ой России



  • Зада ние 1. Заполните пропуски, используя пункт 2 § 1 и атлас.


Древвейшне стояііки человека яа терряторяи совремеавой Россни


Костёвпн

место нахождения:




место нахождения:

под г. Владимиром










место яахождеяия:





место нахождения:











Знаком обозначьте самую древнюю стоянку. Укажите её «возраст».


4


    1. Обведите границу макснмального опененення.

    2. Обведите стрелки, которые показывают, откуда человек пришёл в Се- верную Евразию.

    3. Закрасьте треугольника, обозначающие места самых древних стоянок человека на территории современной России.

    4. Обведите и закрасьте районы, благоприятные для занятий охотой и со- бирательством.

    5. Обведите и закрасьте районы, благоприятные для: а) земледелия и

  1. кочевого скотоводства.


п Задание 3. Дайте определение следующих понятий. Первобытнообщинный строй (первобытное общество)








Община Социальное неравенство —





  • Задание 4. из пунктов 1 и 2 § 1 выпишите новые для вас нонязия и укажите их значение.


















  • Задание 5. Заполните таблицу.


П нзнакн пе вобьттно- общняного строя



Явления, свидетелвствовавшие о па•іале распада первобытно- обіцннного строя














  • Задание 6. Из перечисленных в средней колонке положений выбери- те признаки: а) родовой общины; 6) соседской общины. Запишите цифры, под которыми они указаны, в соответ- ствующие колонки.

Родовая Прязнякн

    1. Жилища, орудия, запасы пищи были o6- щими.

    2. В общину входили семьи, связанные род- ством.

    3. Семья получала надел из земельных вла- дений общины.

    4. Собранный урожай был собственностью семьи.

    5. Появилось социальное неравенство.

    6. Члены общины трудились сообща.

    7. Членов общины объединяло не кровное родство, а совместное проживание на определённой территории.

Соседсквя община

  • Задание 7. Дайте определение следующих понятий.

Производящее хозяйство




Присваивающее хозяйство




Неолитическая революция





  • Задание 8. По-разному обведите признаки присваивающего хозяй- ства (прямоугольннк) и признаки производящего хозяй- ства (овал).



обрабатывать

1 \ sенлю иразводить¿

LІоДИ ОХОТИЛИСЬR8

l зверей,собирвли

\ ягоды и съедобнъіе

ратеаия І I




  • Заранее 9. Используя материал § 1 (с. 15-17 учебпика), заполните схему.



  • Задание 10. Расположите в хронологичесКой последовательности исторические периоды. Запишкте полученную после- довательность цифр в строку ответов.


  1. Железный век

  2. Каменный век


  1. Бронзовый век




Какому из этих периодов соответствуют понятия: палеолит, мезолит, не-



Ответ:




§ 2. Образование первых государств



  • Задание 1. На «ленту времени» нанесите важнейшие собьlтия из исто- рии государств в Северном Причерноморье. Запишите чх.














Заране2е.

Рабоста

к


























  1. Подпишнге названия морей.

  2. Используя Интернет, установите современные названия рек и напітіите их рядом с древнимн названиямн.

  3. Напишите названия греческих городов-государств.

  4. Подпншиге территорин расселения скифов; терріггорию Боспорстго царства.

  • Задание 3. Перечислиге первме государства на территорян нашей



Отметьте государства, которое существовалн на терріггории Новолжья.



  • Задание 4. Впишите названия городов-государств.




Внделите цветом треугольнИК С Названием города, устоявшего перед на- шествием кочевников-гуннов.


  • Задание 5. Рассмотрите золотые находщі из екяфскт курганов.




Предположите, каково назначение этих предметов.





Почему, по вашему мнению, скифские мастера особенно часто изобража- ли зверей?




  • Задание 6. В качестве экскурсовода вам предстоит провести экскур- сию› в археологическом музее. Из иллюстраций § 2 «отбе- рите» ЗА археологические находки и составьте к каждой описание. Продумайте план эКскурсии с использованием

CX ЭRCПOHdTOB .


Плав экснурсвн Краткое овисаняе экспонатов

























  • 2аданпе 7. Используя дополнительные источники знания, в том числе Интернет, подготовьте сообщеиия (презентации) на одну из



«О uëм рассказывают скифские курганы»


«Золото скифов в российских музейных экспозициях»





§ 3. Восточные славяне и их соседи


  • Задание 1. Заполните схему. Обозначьте ветви славян, а также народы, которые к каждой из ветвей относятся.





С какой ветвью славян связано образование


Древнерусского государства? Великоморавской державы? Польского государства?

Болгарского государства?

  • Задание 2. Работа с контурной картой.

Расселение славян в VII—IX вв.




























  1. Подпишите названия морей, рек и озёр.

  2. Пользуясь атласом по истории России и материалом учебника, подпи- шите названия славянских племён в местах их расселения. Используйте для этого разные цвета. Например, племена восточных славян подпишите красным цветом, западных — синим, а южных — зелёным.

  3. Подчеркните или обведите названия самых крупных союзов племён восточных славян, а также названия их племенных центров.

  • Задание 3. Ответьте знаком 7 селъст‹охозsйстеештые кузт•туры, т‹ото-

рые вътратаивали славвье.


pomъ


лук




капуста свёхла

рИС


каргофель peпa редька бобы

томатн


Из курса зарубежной истории вспомните, какие народы возделывали те культуры, которые вы не отметили.





  • Задание 4. Расположнте работы при подсечно-огневой системе земле- делия в ях последовагельностя.


  • Задание 5. Нарисуйте орудця труда, іюторымн пользовались восточ- нъіе славяне. Hoдmiiюгre их.







п Задание 6. Используя дополнительные источники знания, в том числе Интернет, проведите исследование.


  1. Выясните, как назывались месяцы восточнославянскот календаря. За- пишите их на схеме в правильной последовательности.

  2. Какие явления природы нашли отражение в названиях месяцев?













  1. Предположите, какие месяцы были связаны с поqсечно-огневой сис- темой земледелия. Подчеркните их.

  2. Настутіление нового года восточные славяне прежде отмечали в марте, затем — в сентябре. Объясните, почему именно эти месяцы считались на- чалом года.






  • Задание 7. Соотнесиге нмена богов и народы, іюторые этим божествам поклонялись. Запишите цифры, под которыми эти боги ука- заны, в соответствующие колонки таблицы.

Язмческие божества народов Древности и Средневековья


Египтяне



Римляне

Шумеры




Восточные славяяе

Грекв




Норманяы




@0ГИ и богвни:

    1. Иштар 10. Осирис

    2. Диана 11. Посейдон

    3. Мокошь 12. Дионис

    4. Анубис 13. Исида

    5. Перун 14. Афина

    6. Шамаш 15. Mapc

    7. Велес 16. Ярило

    8. Фрейя 17. Стрибог

    9. Один 18. Юпитер




  • Задание 8. Впишите имена богов, которых почитали восточные славя- не. При необходимости обратитесь к материалу параграфа.



  • Задание 9. Отгцдайте русские загадкн о прііродньж явлеішях.

Ревнуп вол за сто сёл, за сто реяех. Расснпался ropox на семьдесят семъ дорог; никго ет не подберёт.



Шёл долтвяз, в землю увяз.




На дворе горой, а в нзбе водой.




Бежал по одной улице, на другую перешёл и по третьей полетел.




Варианты ответов: снег, гром, ветер, дождь, град.


  • Зацанне 0. Penmтe кроссворд. В вьtделеиной по вертикаюі строке вы прочтёте название одного из занятий восточнъіх славян.



горизонтани• 1. Одно из занятий славян. 2. Система земледелия, при которой две части поля засевались, а третья оставлялась под паром.

3. Соседская община у восточных славян. 4. Качество, которъім от- личались славяне в повседневной жизни. 5. Земледельческое ору- дие. 6. Форма организации жизни людей. 7. Религия многобожия.

8. Система земледелия. 9. Одна из ветвей славян, к которой относят- ся предки русских, белорусов и украинцев. 10. Одно из занятий сла- вян. 11. Народное собрание у славян. 12. Система земледелия, при которой половину пашни засевали, а другую оставляли под паром.


Заранее 14 . Запишите название язьшескот праздцика, о котором цдёт речь в тексте.

Весной начннался радостный цикл праздников солнца. Славя- не пекли блины, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села.




Место для рисунка по теме параграфа.


  1. Русь в lX первой половине Xll в.



§ 4. Первые известия о Руси



  • 2aдa ни 4 . Дайте определение следующих понятий.


Древнерусское государство




Норманны




Рюриково городище




Норманисты





Антинорманисты





п Задание 2. Прочитайте летописный рассказ о призвании варягов (с. 36 учебника).

С соседом по парте придумайте к тексту четыре вопроса так, чтобы они

начинались со слов «кто», «когда», «почему», «где».

Кто




Когда
















  • Задание 3. Решите хроссворд.



Мо горвзонтвли• 1. Сторонники скандинавского происхождения варя- гов. 2. Русский учёный-антинорманист. 3. Немецкий учёный, один из основоположников норманнской теорин. 4. Европейское название одного из племён западных славян. 5. Город у впадения реки Волхов в Ладожское озеро. 6. Наука, изучающая прошлое по памятникам материальной культуры.

По вертинали• 1. Немецкий учёный, один из основоположников нор- маннской теории. 2. Город, в котором княжил Рюрик.

  • Задание 4. Распределите положения, перечисленные в таблице, по со- ответствующим колонкам. Для этого запишите цифры, под когорыми они указаны.


Мвеиие





Основные положения


    1. Варяги — русь — славянскнй нли иной нескандинавский народ.

    2. Варяги — русь — это норманны.

    3. Без приглашения правителей норман- нов славяне не смогли бы создать своё го- сударство.

    4. Варяги приплыли на новгородскую зем- лю с той части Балтийсхого побережья, где жили западные славяне.

    5. Создание Древнерусского государства было завершением длительного развнтия восточных славян.

    6. Рюрик был жителем Скандинавии.

Мнение

антпнорма-

ННСТОВ


Укажите главное расхождение между сторонниками и противниками нор- маннской теории.







Почему, по вашему мнению, этот вопрос всё ещё не получил полного и окоггяательного решения?







  • Задание 5. «Возьмите интервью» у современного учёного-нсторика по

«варяжскому вопросу» в русской истории. flридумайте во- просы и запишите m в свой блокнот.


Баокаот журвалнста Вовросм для ивтерззькі:

  • Задание 6. Огметьте на схеме современиика (современников) Рюрика.



Из курса истории Средних веков вспомните, какие события связаны с вы- бранными вами историческими деятелями (деятелем).














  • Самостоятельно составьте задание по теме параграфа для одноклассни-

EOB.


§ 5. Становление Древнерусского государства


  • Задан ne 4 . Прочитайте в пункге 1 § 5 определение понятия «государ- ство». Выпишите его признаки в первую колонку таблицы. Можно ли утверждать, что в IX в. сложилось Древнерус- ское государство? Baimi выводы запишнте во второй колон- ке таблицы.


Признаки государства


1.


2.


3.


4.



Да Нет , потому что














  • Задание 2. Расположите в хронологической последовательности име- на правителей Древнерусского государства. Запишите no- лученную последовательность цифр в строку ответов.

      1. Ольга


      1. Святослав


      1. Рюрик


      1. Игорь


      1. Олег

  • Задание 3. Вьшнввгге из текста § 5 выделенпые жирным шрифтом даты и соответствующие им события в краткой формули- ровке.

















  • Задание 4. Из пункта 4 § 5 выпишите реформы, проведённые кияги- ней Ольгой.










Перечислите:

причины реформ






последствия реформ






  • Задание 5. Установите соответсгвие между термином и ero значеннем. ТЕРМИНЫ ЗНАЧЕНИЕ

А) погост Б) полюдье В) YP°

  1. установленный размер дани

  2. место сбора дани

  3. выплата определённой части до- ходов и продуктов подчинённым населением князю

  4. обьезд киязем с дружиной под- властных земель с целью сбора дани


Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В



  • Задание 6. Прочитайте летописный фрагмент о походах Святослава (с. 45 учебника).

  1. Переч:аслите качества, которыми обладал Святослав.








  1. Какие из этих качеств способствовали военньтм успехам Святослава?







  1. Определите отношение летописца к Святославу. Подтвердите свой вы- вод выдержками из текста.







  1. Какие слова и выражения Святослава стали крылатыми? Укажите не менее трёх. Объясните их смысл.










  • Задание 7. Подтвердите или опровергните конкретными фактами ут- верждение: «Князь Святослав — вьтдаюіщійся полководец Древней Руси».













  • Задание 8. Прочитайте описание деятельности правителя и напишите его имя.

  1. Неудачный поход на Византию, сбор дополнительной дани с древлян.



  1. Объединение Новгорода и Киева, поход на Царьград и победа над гре- ками.



  1. Разгром Хазарского каганата, переговоры с византийским императором Иоанном Цимисхием.


  1. Изменение порядка сбора дани, расправа с древлянами.




  1. Правление в Новтродской земле, основание княжеской династии.



  • Задание 9. Работа с контурной картой.

Древнерусское государство в IX—XI вв.


  1. Обведите границы Древнерусского государства, сложившиеся к сере- дине XI в.

  2. Подпишите названия древнерусских городов; красным цветом обо- значьте Киев и Новгород — главные центры складывания Древнерусского государства.

  3. Обозначьте важнейших торговые пути Древней Руси. Укажите, где на- чинался путь «из варяг в греки» и где он заканчивался.

  4. Пользуясь материалом учебника и атласом, покажите стрелками на- правления походов русских князей. Подпишите имена князей.


  • Зара ние ’10. Рассмотритс схематичное изображение одного из глав- ных торговых путей Древней Руси. Укажите ет название. Подпишите современные названия морей.




Ва ряжсіtое жоре

J l odmo cw oe oo epo

При переходе ио одной реки в другуто суда приходилось перетасиивать по суше.

Напишите термип,

обознпчаіощий этот участок

oz epo

i суши между двумя реками.
















pe Ka

Fреческое жope






Вместе с русским купцом вам ііредстоит совершить путешествие из Кон- стантинополя на берега Балтики.

Пользуясь агласом, проложите маршрут. Используйте также дополни-

тельные источники знания, в том числе Интернет. Укажите названия рск и озёр, заливов, по которым пройдёт ваш путь.

Там, где путь пролежал по русским землям, возникали города. Найдите их на карте. Выпишите названия этих городов:


на Днепре к В , С на берегу реки Волхов н озером л


К ›



д , рядом с Ладожским


  • Задание 11. Ответьте на схеме современника (современников) князя Святослава.



Барбаросса

Альфред Оттов I

Великий

Memкo I


Ольга Бвязъ Святослав




Фирдоуси


АвГус


Какие события связаны с выбранными вами историческими деятелями (деятелем)?













§ 6. Правление князя Владимира. Крещение Руси



  • Задание 1. Заполните схему.




п Задание 2. Рассмотрите миниатюру из летописи на с. 51 учебника и ответьте на вопрос.

С какой целью князь Владимир отправил послов в разнме страны? Продолжите этот сюжет. Or имени послов, возвратившихся в Киев, кратко расскажите князю о вероучениях:

а) ислама;

  1. иуданзма;

в) христианства.


  • Задание 3. Напишите два-три аргумента в пользу принятия Русью христианства.

1.




2.












  • Задание 4. Выполните задание вместе с соседом по парте. Прочи- тайте пункт 3 § 6, рассмотрите иллюстрации на с. 52—53 учебника. Составьте три-четыре вопроса к тексту и один- два вопроса к каждой иллюстрации. Запишите их.


Вопросы к тенсту Вопросы к нллюстрадяям
































  • Задание 5. Сгруппируйге понятия, характерные для: а) язычества,

6) христианства, в) ислама, и запиіиите цифры, под которы- ми они указаны, в соответствующие колонки таблицы.



1. Храм

4. Священник

7. Библия

2. Идол

5. Мечеть

8. Капище

3. Икона

6. Коран

9. Минарет

Язычество Хрнстианство Ислаи







  • Задание 6. Какой из предлагаемых сюжетов отравил языческие пред- ставления, а какой— христианские? Объясните свой вы- бор. Подчеркните ключевые слова в ваших рассуждениях.

У лукоморья дуб зелёный; Немного лет тому назад, Златая цепь на дубе том: Там, где сливаяся, шумят,

И днём и ночью кот учёный Обнявшись, будто две сестры, Всё ходит по цепи кругом; Струи Арагвы и Куры,

Идёт направо — песнь заводит, Был монастырь. Из-за горы Налево — сказку говорит. И нынче видит пешекод

Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей ; ИзбуціКа там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей...

А.С. Пушкин

Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним

Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас...

М.Ю. Лермонпіов










  • Задание 7. о етьте на схеме современника (современников) князя Владимира І.

“ Болеслав I Уош

рабрый Тайаер gцдцд

Игоревии

бв Сина

Авиценна)

годы правлення

980—1015

Из курсов истории Средних веков и истории России вспомните, какие события связаньт с выбранными вами историческими деятелями (деяте- лем).














  • Место для самостоятельного составления кроссворда по теме параграфа.


§ 7. Русское государство при Ярославе Мудром

















в Задание 1. Прочитайте пупкт 1 § 7. Выпишите имена князей участников усобиц после смерти князя Владимира.













Отметьте синим цветом имя князя, получившего прозвание Мудрый; зе- лёным цветом — Окаянный; жёлтым цветом — князей, причисленных Русской православной церковью к лику святых.

Выделите победителя в этой борьбе.


  • Задание 2. Составъте схему управления Древнерусским государ- стsом лри Ярославе Мудром. Ислолъзуйте пунхт 3 § 7.

  • Задание 3. Звлояните вторую колонку таблицы.

Направлеяня деятельностн

Ярослава Мщрого


Содержввне деятельности



    1. Распространение христи- анства




    1. Укрепление государства






    1. Расширение территории и укрепление границ




    1. Упрочение положения Руси в Европе


Сделайте вывод о значении деятельности князя Ярослава.





Какие направления его деятельности, по вашему мнению, более всего свя- заны с его прозванием— Мудрый?






  • Задание 4. В чём деятельность Ярослава была продолжением дея- тельности князя Святослава, в чём — князя Владимира?



  • Задание 5. Вернитесь к главному вопросу темы (с. 56 учеб ника): Почему период правления Ярослава Мудрого считается временем расцвела Древнерусского государства? Запишите ответ на этот вопрос в виде тезисов.
















  • Зара ние 6. Решите кроссворд.



* **р ••• алИі 1. Военное формирование, созданное на добровольных началах в случае войны. 2. Глава местного управления, назначенный центральной властью. 3. Прозвание князя Лрослава. 4. Кочевники,

обитавшие в причерноморских степях. 5. Сын князя Владимира, прозванный Окаянным. 6. Вражда, борьба, война между связанными друг с другом людьми. 7. Брат Ярослава, разделивший с ним Русь.

8. Князь, крестивший Русь. 9. Денежная единица в Древней Руси.

10. Правитель Польши, участник борьбы сыновей Владимира за власть. 11. Река, окоЛо КОТорОй князь Святополк потерпел поражение.

Если вы правильно решили кроссворд, то по вертикали прочтёте название древнерусского города.


  • Задание 7. Установите соотвез ствие между событиями и датами.



А) объединеітие Новгорода и Киева под властью Олега

Б) Крещение Руси

В) наиало княжения Ярослава Мудрого

1) 1036 г.

2) 882 г.

3) 1019 г.

4) 988 г.


Запишите выбранные цифры под соответствующи ми буквами.


А




п Задание 8. Отметьте на схеме современника (современников) князя Ярослава Мудрого.



Какие события связаны с выбранными вами историческими деятелями (деятелем)?






*' ЯрОслаВ а м Нр О Г о л а М ир Мономах


  • Задание 3 . Заполните пропуски в предложениях.


  1. Государство, в состав которого входили все восточнославянские пле- мена, историки называют

  2. Вражда, борьба, война за власть между князьями называется





3. значенный центральной властью.

это глава местного утіравления, на-

  1. Брак между представителями правящих династий разных государств называют

  2. это искусство управлять государством.


  1. это свод законов для всей Руси.



  • За да ние 2. Соедините имя князя и ет прозвание.


ИМЯ КНЯЗЯ ПРОЗВАНИЕ

Святополк Вещий


Владимир I Oner Владимир II Мстислав Ярослав

Мудрый


Красное Солнышко

Великий

Мономах


ОКdЯННЫИ

  • Задание 3. Рассмотрите репродукцию картины художника И.Я. Билибина «Суд во времена Русской Правды»

(с. 64 учебннка)


  1. Найдите на иллюстрации князя, бояр, дружннников, а также обвиняе- мого и его отца.

  2. С какой целью, на ваш взгляд, процедуре суда придавалась особая тор- жественность? Как художник подчёркивает эту обстановку на картине?
















  1. Какое испытание должен пройти обвиняемый? Можно ли, по вашему мнению, утверждать, что кияжеский суд всегда был справедливым? По- чему?













Составьте устный рассказ по картине и начните его таК:

Мочъю в сняжесной вотчине сгорела одни из хозяйс твенны г построен. Обвіінили в поджоге молодого крестьянина Уmpan начался княже- ский суд...


  • Зад а ние 4. Заполните схему. Перечислите деяния и качества лич- ности князя Владимира Мономаха, за которые народ его почитал и поддерживал. Используйте текст пунктов 3, 4, 5 § 8.


  • Зара ние 5. Установите соответствие между событиями и датами. СОБЫТИЯ ДАТЫ

А) начало правления Владимира Мономаха 1) 1054 г. в Киеве 2) 1072 г.

Б) съезд князей в Любече 3) 1113 г.

В) создание «Правды Ярославичей» 4) 1097 г.


Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А 6 В



  • Зада ние 6. Рассмотрите репродукцию картины художника С.В. Ива- нова «Съезд князей» (с. 66 учебника).

Используя текст учебника (пунггы 2, 3 § 8) и илліостра- цию, составьте рассказ по следующему плану.

  1. Какому событию посвящена картина? В каком году оно произошло?






  1. Назовите русских князей, собравшихся в Любече.


  1. Что обсуждают князья? Почему эти вопросы были наиболее важными в то время?









  1. Какие решения приняли князья? Что из этих решений было осуще- ствлено? Подтвердите фактами.










  1. Какое решение не было выполнено? Пoueмy?








G Место для самостоятельного сосгавления задания на знание дат.

g 9. Общественный строи

и церковная организация на Руси

Задание 4 . Заполните схему. Фактами из пункта 1 § 9 подтвердите формирование древнерусской народности.



Древверуеекая














Зад ание 2. Прочитайте фрагмент из Русской flравды и выполните за- дания.


Если кто убьёт княжеского мужа как разбойник, а [члены вервн] убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 грпвев платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства ліодпва платить 40 гривен.

За убийство княжеского повара или конюха платить 40 гривен.

А за рядоввча — 5 гривен. За ремесленника — 12 гривен. А за смердьего холопа платить 5 гривен. Если закуп бежит от господина [не расплатившись с ним за ссуду], то становится полным холопом. А fзa убнйство] холопа илн рабы виры нет. А второе холовство: кто женится на рабе без договора [с её вла,4ельцем]. Если кто купит [по- ступающего в холопы] в присугствии свидетелей.


  1. Дайте определение понятия «Русская Правда».





  1. Подтвердите выдержками из документа существование социального неравенства в Древней Руси.

  2. Выпишите выделенные в тексте понятия. Дайте им определения.





















Подчеркните понятия, обозначающие категории зависимого населения.

  1. Укажите, каким образом человек мог стать рабом.








  • 2apa ние 3. Дайте определение следующих понятий.

Вотчина —



Бояре




Нарисуйте план-схему вотчины.



Рядом поместите условные обозначения, использованнне на плане-схеме.

Усаовнъіе

о0оз даче мия:












Заполните схему.


Категории завнснмого ваеелевпя в Древней Руен





.: Заполните таблицу. Сравните роіть монастырей в жизни стран Западной Европы в Средние века и в жизни Древ- ней Руси. Подчеркните общее.



Линии сравнения

Монастырь

в Западной Европе


Монастырь на Руси



Роль в религиозной жизни













Роль в развитии
















По какому признаку образованы ряды?

Митрополит, епископ, архиепископ

Монахи, игумен, кельи




Антоний и Феодосий Печерские, князья Борис и Глеб, Евфросиния Полоцкая


Задание 7. Прочитайте фрагмент из Жития Преподобной Евфроси- нии Полоцкой и ответьте на вопросы.


Княжна Преслава родилась около 1101 г. в Полоцке. Воспитанная в благочестии, она с детства читала Священное Писание, духовную литературу. В двенадцать лет ушла в женский монастырь. При по- стриге получила имя Евфросиния.

В монастыре она переписывала книги, продавала их, а деньги раз- давала бедным.

Около 1128 г. основана Спасо-Нреображенский монастьгрь; её усер- дием был воздвигнуг Спасо-Преображенский собор. Позже она ос- новала Богородицкий мужской монастырь, построила в нём церковь. По её просьбе Патриарх константипопольский прислал для обители ИКОну Божией Матери Ефесской.

На склоне лет она совершила путешествие в Иерусалим, где и умерла. Евфросиния — первая русская игуменья, «матушка Русской земли».


Прочитайте пункт 6 § 9. Сравните содержание пункта параграфа с до- кументом.

  1. Какие духовные идеалы наішіи воплощение в жизни и деяниях Ев- фросинии Полоцкой?



  1. Обьясннте, какие моменты в поведении и деяниях людей (Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских, Евфросинии Полоцкой) верую- щие могут отнести к проявлению святости.


  1. С какой целью, по вашему мнению, Евфросиния совершила на склоне лет трудное путешествие в Иерусалим?







  • Задание 8. Репіите кроссворд «наоборот», то естъ составьте К нему вопросы по горизонтали (11) и вертикали (1). Используй- те пункты 4 и 5 § 9, а также иллюстрации к параграфу.


Мо горизоитали:





2.



3.



4.



5.








7.





8.




9.




10.










Мо вертипали:






  • Задание 9. Используя материал путікга 5 § 9, подготовьте устный рассказ об истории Киево-Печерского монастыря. Выпи- шите названия, имена, понятия, которые вы включили в свой рассказ.








9 10. Культурное пространство Европы и культура Руси



  • Зара ние 1. Соедините две части каящой русской пословицы. НАЧАЛО ПОСЛОВИЦЫ ОКОНЧАНИЕ ПОСЛОВИЦА

А) С родительской земли — 1) рад своей воронушке.

Б) Родимая сторона — мать, 2) и весна не красна. В) Скучно Афонюшке 3) умри, но не сходи.

Г) На чужой сторонушке 4) что соловей без песни. Д) Где кго родился, 5) и в горести мила.

Е) На чужой стороне 6) чужая — мачеха.

Ж) Человек без Родины, 7) там и пригодился.

3) Своя земля 8) на чужой сторонушке.


Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.


А Е Ж 3



Сформулируйте, чему посвящены пословицы. Напишите термин, коюрый передаёт смысл пословиц.









R Зада ние 2. Древнерусскую рукописную книгу учёные считают на- стоящим произведением искусства. Используя текст пун- кта 3 § 10, приве,ците трп-четыре аргумента в пользу это- го утверждения.

1.




2.

3.



4.






  • Задание 3. Расположите в правильной последовательности этапы из- готовления рукописной книги.



Какие ещё этапы вы хотели бы включить в эту цепочку?








  • Зада ние 4. Дайте определение следующие понятий.

Пергамен





Миниатюры —





Вощёные дощечки



Граффити

п Задание 5. Перед вами памятник, установленный в центре Москвы.


  1. Кому посвящён этот памятник?




  1. Выясните, кто является автором памятника.




  1. Почему скульптор запечатлел этих исторических личностей с крестом в руках?



  1. В чём значение их деятельности?




  1. Используя Интернет, выясните, в каких городах России и других стран также установлены памятники этим историческим личностям.



  • Задание 6. Рассмотрите буквицы русского алфавита: Рцы

Есть

, Покой

,

Аз

,

Земля

,

Глаголь

Добро

, Буки








1 2


4 5 6


7 8

Они соответствуют современным буквам Р, Е, П, А, 3, Г, Д, Б. Соотнесите рисунок и букву; соответствующий номер укажите в пустых квадратиках.

Подчеркните буквы, от которых произошло слово «АЗБУКА».

Запишите их.


Для чего, по вашему мнению, древнерусские книжники украшали буквы орнаментом?





  • Задание 7. С помощью родителей изготовьте дома вощёную дощеч- ку, нанесите на неё 1—2 буквы и принесите в школу. По- кажите дощечку одноклассникам и учіггелю.


  • 3 адание 8. Рассмотрите репродукцию картины художника В.М. Васнецова «Богатыри» (с. 88 учебника).


  1. Назовите персонажей этой каргины.








  1. Опишите богатвірей.








  1. Привлекая дополнительную литературу, Интернет, а также полученные знания, расскажите о некоторых их подвигах.













  1. Нарисуйте выбранные вами доспехи и вооружение богатырей.


  1. Какими средствами художник передаёт зрителям уверенность в том, что на картине изображены русская природа и русские воины?








  • Зара ние 9. Рассмотрите ювелирные изделия русских мастеров.

Подпишите под каждой иллюстрацией название ювелирной техники, в ко- торой выполнено изделие (используйте в качестве подсказки пункт 7 § 10).








  • Зара ние 1 0. Составьте словарик терминов к тексту пункта 6 § 10.











По,дчеркните термины, когорые можно использовать при описание внеш- него убранства Софийского собора в Киеве (см. иллюстрацию на с. 89 учебника).


в Задание 4 i . С coce,goм по парте придумайте дналог торговых людей, живших в конце XI в.: хиевского купца, прибывшего в Константинополь, и византийского купца.

Расскажите о достопримечательностях «своего» города. Постарайтесь убедить собеседника, что красивее вашего города нет на свете.


Рассказ купцв нз Кпева (4—5 предложений)

Рассказ конствнтинопольского

пцв4-5предложевяй)































































Задан ne 12. Решите кроссворд.



гарнзонтали: 1. Специальная «палочка» из кости, металла или де- рева для письма на бересте. 2. Алфавит. 3. Небольшое живописное произведение. 4. Техника украшения ювелирных изделий. 5. Запись событий по годам. 6. Первый из русских людей митрополит, совре- менник Ярослава Мудрого.

вертипали: 1. Техника украшения ювелирные изделий. 2. Обрабо- танная берёзовая кора. 3. Церковное сооружение; место для богослу- жения. 4. Тонкий кирпич розоватого оттенка. 5. Картина из цветных камушков и стекла. 6. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке.


Самостоятельно составьте задание по теме параграфа.

§ 11. Повседневная жизнь населения



п Задание 1. Составьте сравнительную таблицу. Линии сравнения определите самостоятельно.

Повседневная жязнь людей в Среднее вепа



Лввяя сраввеввя

Повседневвяя жязвь людей

в Западной Европе

Повседвеввая жнзвь населеііпя Русв


















п За,ранпе 2. Выпишнте из текста § 11 новые слова и ,дайте им опреде- ление.
















п Задание 3. В русском языке есть поговорка «flup на весь мир». Ис- пользуя пункт 3 § 10 и документ на с. 97 учебника, пред- положите, как возникла эта потворка. КаКой смысл в неё вложен?














  • Задание 4. Пользуясь материалом параграфа, опишите одежду раз- ных слоёв населения (см. с. 94 и 96 учебника).













  • Задание 5. Систематизируйте термины по трём группам:

1) одежда, 2) жилище, 3) предметы домашнего быта. Рядом с термином проставьте соответствующий номер.


КПСТИ


Оl//ЛИ

сени епанча

П Ы КОКОШНИКИ


лучина

БОWС/ХИ


черпаки

Задание 6. Разгадайте старинную русскую загадку, записанную в XIX в. русским учёным, создателем «Толкового словарь живот великорусского языка» В.И. Далем.


Стярнк-годовяк

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул он первый раз — м полегели первые три птицы. Повеял xo-

ЛОД, MOQO3.

Махиул старнк-годовик второй раз и полетела вторая тройка.

Снег стал таять, на полях показались цветы.

Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойко. Мужики стали жать рожь.

Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

А птицы 6ьши не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В Ко- дом крьше по семи перьев.

Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пepa белая, дру- гая — чёрная. Махнёт птица раз станет светлым-светло, махнёт другой — станет темным-темно.


  1. Что за птицы вылетели из рукава старика-юдовика?


  1. Какие это четыре крыла у каждой птицы? Напишите их названия.





  1. Какие семь перьев в каждом крыле?





  1. Почему у каждого пера одна половина белая, другая — чёрная?



III. Русь в середине XII начале XIII в.


§ 12. Политическая раздробленность на Руси


  • Зара н ne 1. Прочитайте пункты 1 и 2 § 1 2. Найдите в тексте три- четыре факта, подтверждающие, что в XII в. на Руси на- ступил период политической раздробленности.













  • Зад ание 2. Заполните таблицу. Используйте пуикгы 1 и 2 § 1 2.

Прнчины раздробленностн Руси


Политнческие причнны Экономические врвчины





































В таблице жёлтым цветом обозначьте причины раздроблеиности, общне для Руси и Западной Европы; зелёным — те, что бтяли характерны только для Руси.


п Задание 3. Используя пункты 5 и 9 § 12, перечислите негативные (отрицательные) последствия раздробленности.







  • Задание 4. С соседом по паще заполните таблицу. Нри заполнении mopoй колопіоі используйте пункт 6 § 12 и карту на с. 105.

Првзнакн единого государства Призвали ряздроблеяиости









































  • 2адание 5. Опираясь на текст § 12 (пункгы 7, 8, 9), докажите, что период раздробленности не стал временем утіадка Руси. Оформите ответ в виде тезисов.
















  • Зада ние 6. В чём заключалась идея единства Руси?





  • Зара ние 7. Работа с контурной кащой.


Рассмотрите карту «Русь в XII—XIII вв.» в учебнике (с. 105) и атласе. Са- мостоятельно сформулируйте два-три задания к контурной карте (с. 64 рабочей тетради) и запишите их. Выполните задания на карте.















































§ 13. Владимиро-Суздальское княжество



  • Задание 1. Работа с контурной картой «Политическая раздроблен- ность на Руси. XII — начало XIII в.» (с. 64 рабочей те-

РФ*)-

  1. Штриховкой обозначьте территорию Владимиро-Суздальского кня- жества.

  2. Подпишите крупные реки (проследите, куда они впадают).

  3. Отметьте города на территории княжества.


  • Зад а ние 2. Рассмотрите рисунок «Славянское поселение на северо- востоке Руси» (с. 109 учебника).

  1. Назовите занятия населения (не менее четырёх). Какие орудия труда изображены на рисунке? Какие обязанности выполняли: а) мужчины,

6) женщины, в) дети?










  1. Как природные условия влняли на занятия жнтелей?







  1. Опираясь на изученный вами § 11, опишите одежду жителей этого по- селения.








65

  • Задание 3. Заполните таблицу. В пунктах 3, 4, 5 § 13 найщіте объ- яснение прозваний русских князей.

Прозванве Объясиенпе (смысл)





Юрий Владимирович








Андрей Юрьевич








Всеволод Юрьевич






  • Задание 4. Прочитайте русские народные загадки.

Определите, какие сельскохозяйственные культуры упоминаюгся в загад- ках.

Алый canoг в земле горит. Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. Ни шит, ни кроён, а весь в рубцах; без счёту одёжек и все без застёжек.



Бругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь.



Всё поле в серёжках на тоненьких ножках. Две недели зеленится,

Две недели колосится, Две недели отцветает, Две недели наливает,

Две недели подсыхает. Варианты ответов: peпa, рожъ, морковь, свёкла, овёс, кочан капустсі.

в Задапие 5. В таблицу запишите выбранные вами даты и события, связанные с правлением князей.

А. Возведение Дмитриевского собора во Владимире.

Б. Икона Богоматерь Владимирская становится самой почитаемой во Вла- димиро-Суздальском княжестве.

В. Постройка городов Дмитрова и Звенигорода.

Г. Штурм Киева, подчинение новтродцев, война с Волжской Булгарией. Д. Возведение княжеской резиденции близ города Владимира.

Е. Первое упоминание о Москве в летописи.

Ж. На реке Нерль построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

3. Начало строительства Успенского собора во Владимире. Даты: 1176—1212; 1125-1157; 1157—1174.

Какііе события про-

Fоды врявлевпя нзошлн в пернод

правления (буквы)

Юрий Владимирович Долгорукий

Ацдрей Юрьевич Боголюбский

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо



  • Задание 6. Рассмотрите репродукцию картины А.М. Васнецова «Ос— нование Москвьl» (с. 111 учебника).

Составьте рассказ.

К какому году относится первое упоминание о Москве в летописи? Почему именно это место lорий Долгорукий выбрал для новой крепости? Из какот материала строили первый Московский Кремль? Какие по- стройки были возведены прежде других? Ночему? Кто изображён на кар- тине? Что могут обсуждать эти люди?

я Задание 7. Подпишите иллюсграции. Укажите, в каких городах бьтлн возведены эти соборы.























  • Задание 8. Отметьте на схеме современника (современникоВ) КНЯЗЯ Андрея Боголюбского.



Фридрих I

у Барбаросса

ильгельм I Завоеватель /£• p I

лвнтагеЯеі

в


квязь Авдрей Юрьевня Боголюбекий

го,ды княжения

1157—1174


Из курса истории Средних веков вспомните, какие события связаны с вы- бранньіми вами историческими деятелями (деятелем).











  • Мосто для самостоятельного составления задания на знание историче- ских фактов.



t t § 14. Новгородская республика


  • Задание 1. Работа с каргой «Политическая раздробленность на Руси. XII — начало XIll в.» (с. 64 рабочей тетради).

Ответьте на карте территорню Новгородской земли и на- звания городов.


  • Задание 2. Продолжите предложения.


Княжение Рюрика в Новгородской земле началось в г.

Одним из основных торговых партнёров новгородцев на Балтике был союз немецких городов, который назывался




Основными занятиями новгородцев были




Вспомогательную роль в хозяйстве Новгорода играли




В 1136 г. новгородцы указали путь из Новгорода князю Удары особого колокола созывали самостоятельных хозяев на Самое большое влияние в Новгороде имели Знаменитым героем новгородских былин был купец


  • Дадан ne 3. Используя дополнительные источники знания, в том чис- ле Интернет, раскройте смысл следующих вкражений.

«Госполнн Великий Новтрод» —

«Указать путь из Новгорода» —



«Умереть за вольность и Святую Софию» —





  • Задание 4. Прочитайте перечень товаров, которые ввозились в Нов- город и вьlвозились из него. Распределите их по соответ- ствующим колонкам.

%ВОЗИЛWСЬВ Товары -

Новгорода (гнепорт)


Предметы роскоши Строевой лес Смола

Металлы Воск Вива Шёлк



  • Задание 5. Рассмотрите репродукцию картины художника А.М. Вас- нецова «Новгородское вече» (с. 119 учебника) и ответьте на вопроса.

  1. Кто присутствовал на вече?

  2. По одежде и внешнему облику присутствующих предположите, какие слои населения могли участвовать в решении важнейших вопросо_в.




  1. Как выражали своё мнение присутствующие?




  1. О чём, по вашему мнению, бмло выступление центрального персонажа картины, вызвавшее столь бурный отклик? Кем, на ваш взгляд, являлся внступавший?


  • Задание 6. Дайте определение следующих понятий.

Вече — Посадник — Тысяцкий — Владьтка

Задание 7. Прочитайте отрывки из берестяных грамот и устно or- ветьте на вопросы.

а›Ьагмевт 1. «От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж». Фрагмент 2. «Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве».

Фрагмент 3. «От Бориса к Настасии. Как придёг эта грамота, так тот час прииіли мне слугу на жеребце, потому что у меия здесь дел много. Да пришли рубаху, рубахи забыл».

орагмент 4. Поклон от Якова куму и друту Максиму. Кутіи мне овса у Андрея, если он продаст. Возьми у него грамоту и пришли мне хорошего чтения».

  1. О чём писали новгородцы?

  2. Какие выводы о занятиях, традициях, привычках новгородцев можно сделать на основании этих фрагментов?


  • Задание 8. заполните схещ. воспользуйтесь материалом пункга 4 § 14.

Выделите маркером в схеме ключевые слова, подтверждающие, что в Новгороде была республиканская форма правления. Для этого вспомните и запишите определение:

Республика это


Pemaлo :










Посадвігк руководял















ваблтодал

осуществляп ведал










BO3FIt аВоу Я Л
















вабяюдал
















  • Задание 9. Перед вами рисунки на бересте новгородского мальчика Онфима. Он выполнял учебное упражнение, затем от- влёкся и занялся рисованием.

Рассмотрите рисунки. Что на них изображено? Среди изображённых и сам Онфим. Предположите, в каком образе он представил себя. Почему вы так думаете?




flопнтайтесь прочесть записи на бсресте. Прочитанные вами слова от- метьте маркером.




  • Задание 10. 'Эта незавертаётвіая заттисъ на бspscтe еідё одяой штют•- ной шугки поставпнь в тупик уяёньтх-исследователей. Нроянтайте её в пещводе на современиьтй русский язьтк.

Н В Ж П С Л Я У А П К 3 Л К ОТ Ч Т Е Е Е А И А Н ДМ Я OAAA Т Э О ИАТ


Ваше прочтение:






  • Задапне 11. Символом Bemnюm Новгорода стал Софийский собор.

«Где Святая София, там и Новгород», — творили нов-


Сравнігге собор Святой Софни в Новтроде (с. 90 учебннка) и СОфнйский собор в Киеве (реконструкция — с. 89).

Ofiщee Отлнчия







Сравните новгородские церковные постройки (с. 120—121 учебника) и па- мятники владимиро-суздальского зодчества (с. 1 I 2—114 учебника).

Перечислите отличительные особенности новгородской архитектуры (на- зовите не менее трёх).













  • Задание fi 2. Решите кроссвор,q. В вьтделенных цветом ква,gратиках вы прочтёте имя великого русского художника, мастера исторической и фольклорной живописи.

По горшонтали: 1. Князь, изгнанный в 1136 г. новгородцами.

    1. Высшее должностное лицо в Новгороде. 3. Глава Русской право- славной церкви в Новгороде. 4. Средневековая итальянская респу- блика. 5. Одно из основных занятий новгородцев. 6. Помощник посадника. 7. Одно из основных занятий новгородцев. 8. Высший орган власти в Новгороде в XII—XV вв.


  • Зада ние 4 3. Прочитайте текст и обозначьте цифрой имя князя, о ко- тором идёт речь в том или ином фрагменте. Для выпол- нения задания привлекайте материал для самостоятель- ной работы (с. 123-126 учебника).

      1. Всеволод Мстиславич 5) Всеволод Большое Гнездо

      2. Даниил Романович 6) Роман Мстиславич

      3. Юрий Долгоруиий 7) Ярослав Осмомысл

      4. Андрей Боголюбский 8) Игорь Святославич


Князь сумел объединить Галицкие и Волынские земли, поощрял строительство городов, ремесло и торговлю. В 1254 г. он полу- чил от римского папы тнтул короля Руси.


В 1136 г. новгородцы задумали изгнать своего князя, обвинив его в том, что «не бережёт смердов — бежал с попя битвы впереди всех, а из-за того много убитых».


Он стал первым галицко-волынским князем. Отличался нравом воинственным, «всю свою жизнь в войнах препровождал, мно- гис победы получил». Погиб во время похода в Польшу.


Ростово-суздальский князь отличался стремлением «протягивать руки» в разные концы Русской земли. С его именем связано пер- вое упоминание о Москве в летописи.

ДO могуще тве этого князя повествуег «Слово о ву ре

Современннкн сщіталп, что он иаделён яе одннм, а восемью ушами. Гаяицкое княжество достигло врп нём cвoem расцвела.

.. .. .. ....

Новгород-северсккй князь соверпшл весной 1185 г. неудачный i поход на половцев. Стал героем известного ліггературного про- j изведения ШІ в.


При м зе под Владнюіром быпа построена церковь Пo-*


ст јэСtен

в је


o по o6p кневс

ом же городе no- 1


** ,

«Тн можеть Bomy разбрмзгать вёслами, Дон тлемами вьюер-

п пать», — писал о князе современник. Дюітриевскнй собор во Владимире напоминает о его правлеиии.


Зелёном цветом отметьте владимиро-суздальскнх князей, синим нов- ropoдcEиx, жётым — галидко-волынских.

  • Место для рисунка по теме параграфа.


Список использованной литературы


Кончаловская N.Л. Наша древняя столица. Любое издание. Прокофьев Н.М. Преданья старины глубокой... Хрестоматия М., 1997. Русские народные пословицы и поговорки. М., 1965.

Русский фольклор. Сборник мифов, былин, сказок, песен, загадок, посло- виц, поговорок. М., 2007.

Ряdцев Ю.С. История русской культуры: книга для чтения. М., 2003.

Чертова М.Н., Румянцев В.Я. Работа с документами на уроках истории. М., 2008.

Учебное издание

Чернова Марина Николаеана


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

6 нласс

Часть 1

К учебнику под ред. А. В. Торкунова

«И ToPия РоеСии. 6 клаСе •


Издательство «ЭіtЗАМЕИ»

Гигиенический сертификат

J't• POCC RU.ПЩ0l.H00l99 от 19.05.2016 г.

Главный редактор Л. Д. Лanno

Редактор Н. В. Павlова

Художественный редактор Л. В. Де.мьяиоао Технический редактор Л. В. Пacsoвa Корректоръі Г. М. Морозова, О. Ю. Казанаева Дизайн обложки С. М. Кривеикииа Компьютерная верстка А. А. Реуіпова

107045, Москва, Луков пер., д. 8. www.examen.biz

E-mail: no общим вопросам: info@examen.biz; по вопросам реализации : sa1e/dexamen.biz тел./факс 8 (495) 641 -00-30 (многоканальный)

Общероссийский классификатор продукции

ОК 005-93, том 2; 953005 — книги, броіиюры, литература учебная

Отпечатано в соответствии с предоставленными материалами в ООО «ИПК Парез о-Принт», г. Тверь, www.pareto-print.ru

По вопросам реализации обращаться по тел.: 8 (495) 641-00-30 (мноі оканальный).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс