СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по дисциплине "Обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные материалы предназначены для обучающихся по профессиям и специальностям технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.Данные материалы предназначены для обучающихся по профессиям и специальностям технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.Данные материалы предназначены для обучающихся по профессиям и специальностям технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.Данные материалы предназначены для обучающихся по профессиям и специальностям технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.Данные материалы предназначены для обучающихся по профессиям и специальностям технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по дисциплине "Обществознание"»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кожевниковский техникум агробизнеса»

(ОГБПОУ «КТАБ»)

636160, Томская обл., с.Кожевниково, ул.Гагарина, 36

Тел./факс: 8-(38-244)-2-17-45

e-mail: ktab70@yandex.ru

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УМР ОГБПОУ «КТАБ»

___________ А.В.Хакамова

«___»__________2021г.













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Рабочая тетрадь

по учебной дисциплине:

обществознание (вкл. экономику и право)





















2021

Составитель: Полякова Татьяна Дмитриевна, преподаватель общеобразовательных дисциплин.

Методическая разработка: Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Обществознание (вкл. экономику и право) предназначена для профессий: 19.01.10 Мастер производства молочной продукции, 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства, специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.



Данные материалы предназначены для обучающихся по профессиям и специальностям технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.



Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК

Протокол №___ от «___»_____________2021__г.



Рецензент: Председатель ПЦК Монастырёва Галина Васильевна___________________





























Содержание





Введение…………………………………………………………………………….стр. 5

Тема 1: Человек, индивид, личность………………………………………………стр.7

Тема 2: «Основные проблемы глобализации»……………………………………стр. 10


Тема 3: «Роль науки в современном обществе»………………………………….стр.11

Тема 4: «Типы экономических систем»…………………………………………..стр.14

Тема 5:« Причины безработицы»…………………………………………………стр.16

Тема : 6« Социальные конфликты.»………………………………………………стр. 17

Тема 7:« Семья в современной России»……………………………………………стр.19

Тема8:« Избирательное право в Российской Федерации»…………………… ….стр.19

Тема 9: «Права и обязанности человека и гражданина» …………………………стр. 24

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы………………………………………………………………………………..стр26.
































Аннотация

Рабочая тетрадь по Обществознанию (вкл.экономику и право) разработана на основе учебника «Обществознание » (автор: А.Г.Важенин (Издательский центр «Академия», Москва, 2017 г.) для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Все задания в данном направлены на усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных при изучении материала учебника. Выполнение работ способствует овладению умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа информации, составлению схем и таблиц, решению тестовых заданий, формированию мышления – способности критически анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, представлять результаты изучения материала в виде таблиц и схем. Выполнение некоторых заданий требует дополнительных знаний, что способствует расширению кругозора студентов.
























Введение

Рабочая тетрадь по Обществознанию (вкл.экономику и право) разработана на основе учебника «Обществознание » (автор: А.Г.Важенин (Издательский центр «Академия», Москва, 2017 г.) для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

Целью рабочей тетради является овладение знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Обществознание».

В результате выполнения заданий у студентов формируются:

• умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;

• навыки учебного исследования;

• самостоятельность, ответственность;

• творчество, инициативность, уверенность;

•навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.

Задания содержат открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы. Для выполнения заданий студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. Работы выполняются по предложенным заданиям в рабочих тетрадях в рамках учебного времени. В соответствии с задачами формирования необходимых компетенций, выполнение студентами работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности. Задания в рабочей тетради располагаются по разделам, носят практико- ориентированный характер.

Задания репродуктивного характера.  Дать определение понятиям. Критерием оценки является правильность и полнота ответа.

Задания на заполнение таблиц. Таблицы заполняются полностью. Критерием оценки является правильность и полнота заполнения граф таблицы.

Задания на составление схем. Схемы составляются на основе текста учебника. Схемы могут быть вертикальными и горизонтальными. Оценка составления схемы зависит от полноты и правильности взаимосвязи между ее элементами.

Задания по работе с источниками, документами. Внимательно прочитав источник, нужно выполнить сформулированное задание. В данном случае оценивается правильность и полнота ответа.


Критериями оценки результатов выполненных заданий студентами являются:

- уровень освоения учебного материала;

-умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

В работах предусмотрен дифференцированный подход к студентам. Им заранее объявляется, за какое количество правильно выполненных заданий они могут получить удовлетворительные, хорошие и отличные оценки.






















Тема 1: «Человек, индивид, личность»

Вариант 1.

Вопрос 1. Какие природные качества заложены в человеке, какие инстинкты сохранились в нём?

Вопрос 2.

«Весь мир - театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль» У. Шекспир.

Прочтя эти строки, подумайте, почему в жизни каждый играет несколько ролей и каких.

Вопрос. 3.Как вы понимаете двойственную природу человека?

Вопрос 4. В романе М. Булгакова «Собачье сердце» описан процесс превращения собаки в человека, сначала физический, затем социальный.

Почему первая операция – медицинская оказалась успешной, а вторая – социализация полным провалом? Объясните почему?

Вопрос 5. Докажите утверждение: «Социальная среда – решающий фактор в превращении биологического существа в социальное».



Тест.

1. Существенным отличием человека от любого другого существа является:

  1. мышление

  2. инстинкты

  3. рефлексы

  4. потребности

2. Верны ли следующие суждения?

Личность человека, в первую очередь, характеризуется:

А) исполняемой им социальной ролью

Б) особенностями физического строения

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

3 Социальные роли, исполняемые человеком:

  1. не связаны с его положением в обществе

  2. свойственны только отдельным индивидам

  3. характерны для всех людей

  4. неизменяемы на протяжении жизни человека

4. К потребностям человека, порождённым обществом, относится потребность в:

  1. трудовой деятельности

  2. нормальном теплообмене

  3. сохранении здоровья

  4. физической активности

5. Какой признак характеризует человека как личность:

  1. активная жизненная позиция

  2. физическое и психическое здоровье

  3. принадлежность к виду homo sapiens (человек разумный)

  4. особенности внешности

6. Какое высказывание верно?

А) Все люди от природы обладают способностями

Б) Некоторые люди от природы обладают способностями

  1. только А

  2. только Б

  3. оба ответа верны

  4. нет верного ответа

7. Какое высказывание верно?

А) Человек уже от рождения является человеком

Б) Человеком не рождаются, а становятся

  1. только А

  2. только Б

  3. оба ответа верны

  4. нет верного ответа



Вариант 2.

Вопрос 1. Можно ли сказать, что естественные потребности человека одинаковы с потребностями животных? Какие потребности более всего, с вашей точки зрения, отражают в человеке его человеческие качества?

Вопрос 2. Как вы понимаете высказывание: «Нет ничего такого у гениального человека, чего не было бы в зародыше у обыкновенного»?

Вопрос 3. Как человеку стать личностью?

Вопрос 4. Сравните два высказывания:

А) Человек – уникальнейшее и изумительнейшее существо, самое поразительное творение природы и истории. Будущее его бесконечно и прекрасно.

Б) Человек – ошибка природы, её злосчастное порождение, наделённое неисчерпаемыми пороками. У него, поэтому нет будущего, он обречён на вырождение и гибель.

На чьей вы стороне и почему?

Вопрос 5. Как вы понимаете высказывание: «Талант – это 1% вдохновения и 99% пота»



Тест.

1. Человека от животного отличает способность:

  1. укрываться от опасности

  2. заботиться о потомстве

  3. общаться при помощи членораздельной речи

  4. обеспечивать себя пропитанием

2. Человека как личность, прежде всего, характеризует:

  1. биологические особенности

  2. тип нервной системы

  3. умение общаться с другими людьми

  4. состояние здоровья

3. К потребностям, связанным с природными свойствами человека, относится потребность в:

  1. уважении со стороны других

  2. творческом самовыражении

  3. общественном признании

  4. физическом развитии

4. Верны ли следующие суждения?

А) В человеке самой природой заложено умение жить в обществе

Б) Личность может формироваться только в человеческом обществе

  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно А и Б

  4. оба суждения неверны

5. Какое высказывание верно?

А) Все люди от природы обладают одинаковыми способностями

Б) Некоторые люди от природы обладают одинаковыми способностями

  1. только А

  2. только Б

  3. оба ответа верны

  4. нет верного ответа

6. Проблему возникновения человека и общества называют проблемой…

  1. антропогенеза

  2. антропологии

  3. социогенеза

7. К социальным потребностям человека относится потребность

  1. дышать

  2. питаться

  3. спать

  4. общаться



Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.





Тема 2: « Основные проблемы глобализации»

Задание № 1: Запишите все ассоциации, которые Вы связываете со словом «глобализация».

Задание № 2

Сконструируйте визуальный образ успешного современного человека.

Для ответа Вам помогут следующие вопросы:

  • «Где и кем он или она работает и работает ли вообще?»;

  • «Где он или она живет (страна, город, район и т.п.)?»;

  • «Что можно сказать относительно его или ее семьи?».

Задание № 3

- Вы должна выдвинуть аргументы, что глобализация оказывает положительный эффект на жизнь людей.

- Вы должна выдвинуть аргументы, что глобализация оказывает отрицательный эффект на жизнь людей.

Задание № 4.

Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Согласны ли вы с этим мнением? Если у вас конкретные возражения? Какие?

Задание № 5.

Прочитайте высказывание. О каких негативных чертах глобализации говорит автор? Почему, по мнению автора, глобализация выгодна международному терроризму?

О. В. Зотов: «Глобализация направлена на всемерное размывание границ, эрозию государств и захват внешних рынков. Ее идеал – неограниченная легкость и простота перемещения сырья, продукции, труда и капитала с целью извлечения сверхприбылей с минимальными издержками. Этот порядок выгоден международному терроризму. Именно глобализация позволяет террористам легко внедряться в любую экономическую и государственную систему, уничтожая ее изнутри. Глобальный "кочевник" и глобальный террорист друг от друга практически неотличимы».

Задание № 6

Прочитайте высказывание. Какой способ борьбы с терроризмом авторы считают наиболее эффективным? Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте свой ответ.

Л.Я. Гозман, Е. Б. Шестопал: «Террористов можно и нужно обезвреживать и наказывать, однако победить терроризм как явление можно будет тогда, когда в обществе создастся такая атмосфера, что все, в том числе и сами террористы, поймут, что даже для тех, кто разделяет их политические или религиозные взгляды, они, в лучшем случае, являются опасными сумасшедшими ... Бороться с террористами должно государство, но победить их может только общество».



Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.



1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника .стр98-106 Обществознание. учебника «Обществознание » (автор: А.Г.Важенин (Издательский центр «Академия», Москва, 2017 г.) для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

2. Проанализируйте текст;

3. Заполните сравнительную таблицу: «Многообразие культур»

Тип культуры

Характеристика культуры



Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.





Тема 3: « Роль науки в современном обществе»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Технические науки - это вид деятельности, целью которого является познание мира, получение новых знаний и рациональное их осмысление.

Естественные науки - это науки, которые изучают человека, общество, взаимоотношения людей, социальных групп в различных областях жизни общества.

Наука - это науки, которые исследуют явления материального мира.

Гуманитарные науки это науки, которые непосредственно обслуживают практическую деятельность, создавая основу для совершенствования процесса производства.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Наука отличается от обыденного познания тем, что она имеет: особый объект изучения; особые цели, обусловленные поиском истины

• Наука выполняет ряд функций:

...................................... ,

культурно-мировоззренческую;

творческую.

• Научную деятельность осуществляют:

...................................... ,

научно-исследовательские институты;

• Ступенями послевузовского образования являются:

учеба в аспирантуре и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;

• в России присваиваются ученые звания:

Профессора.

;

• в настоящее время выделяют науки:

технические.

;

• к гуманитарным наукам относятся:

социология;

философия;

политология

• В число естественных наук входят:

химия;

астрономия.

• Нормы научной этики включают в себя:

...................................... ,

бескорыстный поиск и отстаивание истины.

• Английский социолог науки Р. Мертон выделил ряд ценностей, на которых основаны нормы науки:

общность;

бескорыстность;

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Наука возникла исторически раньше других видов человеческой деятельности.

• В ХХ в. замедлился процесс дифференциации наук. Чем дальше развивается наука, тем меньше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.

• Наука не связана с практической деятельностью, поэтому маловажными являются отношения науки в целом и ученого в частности с обществом.

• Вопрос о социальной ответственности ученого не играет существенной роли ни в одной из областей науки.

Задание 4. Заполните таблицу.

I Наука. 2 Предмет изучения.

Социальная психология. Педагогика. Экономика. Политология. Юриспруденция Культурология. Философия.

Задание 5. Прочитайте текст. Сделайте вывод о соотношении науки и морали.

О. Г.ДробницкиЙ: «Уже достаточно было сказано о том, что мораль и наука - различные формы общественного сознания, имеющие каждая свою логику и специфический способ осмысления социальной реальности человека и его практической деятельности. Но у науки и морали есть нечто общее. Нам представляется, что аналогию между той или другой можно проводить только в одном отношении. Нравственность, как и научное мышление, есть определенный способ понимания человеком своего исторического бытия. Если это и не теоретическое знание, то, по крайней мере, определенное представление о действительности, выражающее своим особым языком ее объективные законы. Сомнение в том, что мораль дает определенное знание действительности, появляется именно потому, что требования нравственности часто выступают разительно отличными от того, что фактически имеет место. Ведь именно к этому сводится действиетельный смысл долженствования как чего-то отличного от существующего: оно требует исполнения морального веления и устранения факта, который прочно укоренился в действительности в силу определенных причин и следствий».

Задание 6. Прочитайте высказывания. Что такое наука? Почему она является наиболее важным из всех видов знания? В чем состоит значение науки?

Г. Спенсер: «Наука - это организованное знание».

Э. Булвер-Литтон: «Наука - океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один пере возит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей».

М. Фарадей: «Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией».

К. Берне: «Иной ученый похож на кассира какого-нибудь банка: у него ключи от больших богатств, но богатства эти ему не принадлежат».

К. Вебер: «Любил ли когда-нибудь хоть один деспот науку? Разве может вор любить ночные фонари?.

И. Гёте: «Гипотезы - это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово; они необходимы для работника; он не должен только принимать леса за здание»; «Для того, чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение ее стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и наблюдения».

А. Гумбольдт: «Только там начинается наука, где дух овладевает материалом, где делается попытка подчинить массу опытов разумному познанию; наука есть дух в приложении его к природе. Работа духа начинается в ту минуту, когда мышление, влекомое внутренней необходимостью, впитывает в себя материал чувственных наблюдений».

К. Маркс: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».

Л. Фейербах: «Любовь к науке - это любовь к правде, поэтому честность является основной добродетелью ученого».

И. Фихте: «Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает о том, что он еще должен сделать».

И. Шиллер: «Как для одних наука кажется небесною богиней, так для других - коровой жирною, что масло им дает».



Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.

Тема: 4 «Типы экономических систем»



1. Ознакомьтесь с текстовым материалом

2. Проанализируйте текст;

3. Заполните таблицу «Типы экономических систем»



Тип экономической системы

Характеристика экономической системы





Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.

Экономической системой называется установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления эконо­мического продукта. В науке принято выделять четыре основных типа экономических систем: традиционная экономическая система, командно-централизованная экономическая система, рыночная экономиче­ская система, смешанная экономическая система. Традиционной называют экономическую систему, в которой решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются, основываясь на обычаях и традициях. В основе традиционной экономической системы лежит натуральная форма общественного хозяйства. При натуральном хозяйстве общество состоит из массы однородных хозяйственных единиц, к которым отно­сятся: патриархальные крестьянские семьи, примитивные сельские общины, феодальные поместья. В натуральном хозяйстве продукты труда предназначаются для удовлетворения собственных потребностей производителя и поступают к потребителю путем прямого распределения. Признаками натурального производства можно считать:

♦прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении;

♦производство продуктов для собственного потребления;

♦ существование системы распределения труда внутри общины;

♦общинную (общественную) и частную (рабовладельческую, феодальную) собственность.

Натуральное хозяйство преобладало в доиндустриальных обществах. Черты традиционной экономики сохраняются в настоящее время в наиболее отсталых странах Африки и Юго-Восточной Азии.

В основе централизованной (командной) экономической системы лежит государственный монополизм. Земля, капитал, средства производства находятся в собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планами. Главные вопросы экономики также решает государство. В плановой экономике люди социально более защищены. Здесь стабильные цены. Однако тут же: дефицит товаров, уравниловка в оплате труда, низкие предприимчивость и инициатива производителей. Командная экономическая система была внедрена и в период её расцвета распространилась более чем на третью часть всего населения Земли. В настоящее время централизованная экономика существует в Северной Корее и на Кубе.

В рыночной экономике производитель решает главные вопросы экономики самостоятельно, ориентируясь на соотношение спроса и предложения на рынке. Кроме того, важным условием является конкуренция. Рыночная экономика – это хозяйство, в котором господствует частная форма собственности. В настоящее время в России и других бывших социалистических странах осуществляется регулируемый государством переход от командной экономики к рыночной. Смешанная экономика объединяет в себе черты экономики рыночной и централизованной. Механик рынка дополняется активной деятельностью государства - его регулирующей функцией и национализированным производством. При этом государству принадлежат, как правило, предприятия в базовых отраслях производства, например, тяжелая индустрия, пути сообщения, центральный банк. В частном секторе смешанной экономической систе­мы сосредоточены средние и мелкие предприятия и вся сфера услуг. Центральные вопросы экономики решает рынок, но государство влияет на него посредством процентных ставок, налогов и таможенных сборов, а также других механизмов макроэкономического регулирования. Таким образом, стремление к личному обогащению уравновешивается и корректируется в видах общих национальных интересов. Смешанная экономика существует в настоящее время в странах Европы и Северной Америки.




Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.









Тема: 5 « Причины безработицы»

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника «Обществознание » (автор: А.Г.Важенин (Издательский центр «Академия», Москва, 2017 г.) для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей стр 208-210

2. Проанализируйте текст;

3. Ответьте на вопросы:

1) Для чего необходим рынок труда?

2) Как действуют спрос и предложение на рынке труда?

3) Дайте определение терминам: занятость, безработица.

4) Каковы причины безработицы?

5) В чём проявляются особенности различных видов безработицы?

6) Почему безработица – неизбежная спутница рыночной экономики?

7) В чем состоит сущность государственной политики в области занятости?

Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.







































Тема 6: « Социальные конфликты»

Дать классификационную характеристику конфликтной ситуации

Предложить способ разрешения конфликта, обосновать свой выбор.

  1. Ученик допоздна сидел за компьютером и на занятия пришел не выспавшимся. Он сидит вялый, не реагирует на обращение к нему учителя, который делает ученику замечание. Учитель выгнал ученика с урока и вызвал родителей.

  2. В десятом классе инициативная группа обратилась к классному руководителю с просьбой провести в субботу классный вечер. Однако группа получила отказ. Классный руководитель аргументировала свое решение тем, что в прошлый раз ученики не соблюдали установленный порядок (в помещении присутствовали посторонние, не убрали за собой мусор и не расставили обратно вынесенную из кабинета мебель, едва не сорвав первый урок в этом кабинете в понедельник).

  3. Учитель выставляет оценки за работу на уроке. Один из учеников в течение последних трех уроков подряд получает отлично. И вдруг учитель слышит реплику одного из учеников: «Иванову как всегда пять?!»

  4. Рабочие объявили забастовку, требуя повышение зарплаты в 100 раз. Владельцы предприятия уволили инициаторов забастовки.

  5. Правительство повысило цены на самые необходимые продукты , народ вышел на улицы, забастовки и митинги парализовали работу транспорта, предприятий .

  6. Чеченский конфликт. В 1994 году  российское правительство ввело войска на территорию Чечни, с целью разоружения бандформирований.

  7. В 1773 году Емельян Пугачев объявил себя «спасшимся» царем Петром III, объявляет войну Екатерине II, началась крестьянская война.

  8. В феврале - октябре 1917 года , восставший народ привел к власти большевиков, выражавших и защищавших интересы рабочих и крестьян. Эксплуататорские классы – дворянство и буржуазия были уничтожены

  1. Работа с текстом.

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождает состояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма много образны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом внешней опасности, внешних проблем. (Л. А. Петровская)

Вопросы: к тексту:

Вопрос 1.

В каких четырех сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чем проявляется противоречивый характер конфликта?

Вопрос 2.

В чем проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Ис пользуя содержание текста, приведите четыре проявления.

Вопрос З.

Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта (используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его влияния).

Вопрос 4.

Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит источником развития личности, ее совершенствования? Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование своего мнения.



Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» -















Тема 7: « Семья в современной России»

1) Дайте определение терминам: семья, брак.

2) Перечислите функции семьи. Поясните, в чем они заключаются.

3) Почему среди социальных функций семьи в первую очередь выделяют репродуктивную и воспитательную?

4) Какие эволюционные изменения происходят с семьёй в современном обществе?

5) Поясните, что такое патриархальная семья, семья партнёрского типа, чем они отличаются?



Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.



Тема: 8 «Избирательное право в Российской Федерации»

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника стр 315-323 «Обществознание » (автор: А.Г.Важенин (Издательский центр «Академия», Москва, 2017 г.) для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей.

2.Проанализируйте текст;

3.Выполните задания по вариантам

4. Ответьте на поставленные вопросы:

  1. Что понимается под избирательным правом?

  2. Назовите основные источники конституционного права.

  3. Каковы основные принципы избирательного права?

  4. Как и зачем образуются избирательные округа и участки?

  5. Назовите виды избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ, перечислите их полномочия.

  6. Кто обладает правом выдвигать кандидата на должность Президента РФ, депутатов Государственной Думы РФ?

  7. Назовите особенности организации и проведения выборов в органы государственной власти.



Выполните задания по вариантам

Вариант № 1

Задание № 1

1. Основанием для регистрации избирателей является:

А) факт постоянного проживания гражданина  РФ на соответствующей территории страны;

Б) основанием для регистрации избирателей является паспорт РФ

В) постоянное или преимущественное проживание гражданина РФ на соответствующей территории

2. По общему правилу регистрация избирателей осуществляется:

А) избирательной комиссией муниципального образования;

Б) главой муниципального образования

В) председателем Центральной избирательной комиссии

3. Иностранные граждане достигшие 18 лет в список избирателей:

А) не заносятся;

Б) заносятся только в случае постоянного проживания на территории субъекта

В) заносятся только в случае постоянного и преимущественного проживания на территории субъекта

4. Может ли гражданин быть включен в списке на нескольких избирательных участках:

А) да, если фактически проживает на одной территории, и зарегистрирован по другой

Б) не может

В) только в случае, если это иностранный гражданин

5. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливается:

А) в соответствующих ФЗ и нормативных актах законодательных органов субъекта

Б) только Конституцией РФ

В) Уставом муниципального образования

6. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за:

А) 14 дней;

Б) 20 дней

В) точного срока не указано

7. Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и до подсчета голосов:

А) запрещается

Б) разрешено, только в случае наличия судебного решения

В) только с  согласия Председателя Центральной избирательной комиссии

8. Избирательные участки образуются:

А) не позднее чем за 10 дней до голосования

Б) не позднее чем за 30 дней до голосования

В) не позднее чем за 45 дней до голосования

9.Территориальный принцип организации выборов означает, что :

А) выборы проходят на территории муниципального образования с соблюдения принципа верховенства закона

Б) выборы проводятся по избирательным округам

В) выборы организуют территориальные избирательные органы

10. Срок полномочий ЦИК составляет:

А) 1 год;

Б) 4 года

В) постоянный орган действующий бессрочно

11. Сколько членов составляет ЦИК:

А) 26

Б) 15

В) 35

12. Является ли обязательным наличие высшего юридического образования у членов ЦИК:

А) нет

Б) да

В) достаточно только высшего, не обязательно юридического образования

13. Кандидаты могут выдвинуты избирателями:

А) в порядке самовыдвижения

Б) избирательными объединениями и блоками

В) в порядке самовыдвижения и избирательными объединениями и блоками

14. Период выдвижения кандидатов  при выборах Президента должен составлять не менее:

А) 30 дней;

Б) 45 дней;

В) 40 дней

15. Кандидат вправе:

А) в любое время снять свою кандидатуру до дня голосования

Б) не имеет права снимать кандидатуру

В) может снять, но не позднее чем за три дня до голосования  

Задание № 2

Решить задачу:

Могут ли расцениваться как подкуп избирателей массовые мероприятия, в частности бесплатные концерты, если они проводятся в продолжение агитационных мероприятий кандидата?

Задание № 3

Решить задачу:

Гражданин К. в 10.00 пришел на избирательный участок. Предъявив паспорт для получения бюллетеня, он узнал, что его нет в списках избирателей. Данный вопрос в течение двух часов решался председателем избирательного участка и гражданину К. был дан ответ: «Вас нет в списках избирателей и мы Вас включить не можем, так как прописаны Вы по данному адресу только вчера».

Дайте правовую оценку данной ситуации.





Вариант № 2

Задание № 1

1. Кандидат после регистрации:

А) не может быть привлечен к уголовной ответственности

Б) может быть привлечен к любому виду ответственности

В) может быть привлечен к ответственности с согласия прокурора

2. Могут ли в предвыборной агитации участвовать члены избирательной комиссии:

А) могут

Б) не могут

В) только с согласия Председателя Центризбиркома РФ

3. Распространение анонимных агитационных материалов:

А) допускается

Б) не допускается

В) четкого ответа на данный вопрос нет в законодательстве

4. Предвыборная агитация прекращается:

А) за трое суток до дня голосования

Б) в ноль часов за сутки до голосования

В) в 8 утра дня голосования

5. Голосование на выборах проводится:

А) в последний четверг декабря текущего года

Б) в любой рабочий день календарного года

В) в календарный выходной день

6. О времени и месте голосования избирательные комиссии должны оповестить избирателей:

А) не позднее чем за 20 дней до голосования

Б) не позднее чем за 4 месяца до голосования

В) не позднее чем за 30 дней до голосования

7. Голосование за других избирателей:

А) не допускается

Б) допускается только при наличии доверенности

В) допускается при наличии доверенности и паспорта не пришедшего по уважительной причине избирателя

8. Голосование за других избирателей:

А) не допускается

Б) допускается только при наличии доверенности

В) допускается при наличии доверенности и паспорта не пришедшего по уважительной причине избирателя

9. Кандидаты могут выдвинуты избирателями:

А) в порядке самовыдвижения

Б) избирательными объединениями и блоками

В) в порядке самовыдвижения и избирательными объединениями и блоками

10. Подсчет голосов избирателей начинается:

А) на следующий день после проведения голосования

Б) через три часа после окончания голосования

В) сразу же после окончания времени голосования

11. После подсчета голосов избирательная комиссия заполняет:

А) протокол об итогах голосования

В) постановление о результатах выборов

В) решение об окончании голосования

12. Священнослужители в РФ:

А) имеют право участвовать в выборах

Б) не имеют права участвовать в выборах

13. По общему правилу регистрация избирателей осуществляется:

А) избирательной комиссией муниципального образования;

Б) главой муниципального образования

В) председателем Центральной избирательной комиссии

14. Иностранные граждане достигшие 18 лет в список избирателей:

А) не заносятся;

Б) заносятся только в случае постоянного проживания на территории субъекта

В) заносятся только в случае постоянного и преимущественного проживания на территории субъекта

15. Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и до подсчета голосов:

А) запрещается

Б) разрешено, только в случае наличия судебного решения

В) только с согласия Председателя Центральной избирательной комиссии

Задание № 2

Решить задачу:

Пенсионерка пришла на избирательный участок для того, чтобы принять участие в голосовании и одновременно обратилась к избирательной комиссии с просьбой проголосовать за мужа, который заболел и не сможет прийти на избирательный участок. Он ей дал доверенность и паспорт на право голоса с указанием кандидата, за которого он хочет проголосовать.

Как должна поступить комиссия в данной ситуации?

Задание № 3

Решить задачу:

Может ли быть отменена регистрация кандидата по основаниям, предусмотренным в подп. «б» п.5 ст. 76 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», если им выпущены агитационные материалы с иными кандидатами, оплата за которые произведена каждым пропорционально из собственных избирательных фондов?

Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.





Тема 9:  «Права и обязанности человека и гражданина»

Задание 1

Известно, что для формирования правового государства важно учитывать следующие принципы: основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения; права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить; перед законом все равны; основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны; коллективные права граждан не должны противоречить правам личности; права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения. Проанализируйте каждый принцип и поясните механизм его действия на конкретных примерах. Можно говорить о существовании правового государства в России'!



Задание 2.

Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника стр361 «Обществознание » (автор: А.Г.Важенин (Издательский центр «Академия», Москва, 2017 г.) для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. И со статьями 45 - 55 Конституции РФ.

Заполните таблицу «Права и обязанности человека и гражданина»



Права человека и гражданина

Обязанности человека и гражданина



Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина.



Критерии оценки: оценка «5» - все выполнено правильно на 100-90%, оценка «4» - выполнено правильно на 89-70%, оценка «3» - выполнено правильно на 69-50%, оценка «2» - выполнено правильно на 49% и менее.

























































Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы




Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. –М., 2017

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум: учеб. пособие. –М., 2017

Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания: учеб. пособие. –М., 2017

Конституция Российской Федерации 1993

Интернет ресурсы:

  1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

  2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

  3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

  4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).



33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!