МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПУГАЧЕВСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОУД 12. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»
РАЗДЕЛ 3. «Экономическая жизнь общества»
для профессий СПО: 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства», 43.01.09 «Повар, кондитер», 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки))», специальности: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»
Составитель – Захарова Е.О.
2024
Методическая разработка рассмотрена на заседании методической комиссии гуманитарного цикла, физкультуры и ОБиЗР
Протокол № __ от «___»_____________20__ г.
Председатель МК___________/__________________/
Учебное пособие содержит в себе комплекс вопросов и заданий для закрепления полученных знаний, умений и навыков по Разделу 3. «Экономическая жизнь общества» по дисциплине «Обществознание».
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)», содержанием ОПОП и примерной рабочей программы для студентов, обучающихся профессиям и специальности СПО:
Содержание.
Экономика – основа жизнедеятельности общества.
Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты.
Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя
Предприятие в экономике.
Экономика и государство.
Основные тенденции развития экономики России и международная экономика.
Контрольные вопросы к зачету по Разделу 3. Экономическая жизнь общества.
Уважаемые студенты!
Предлагаемая вам рабочая тетрадь по обществознанию, поможет усвоить содержание предмета и лучше подготовится к итоговой аттестации.
Все ответы – краткие и развернутые – вы записывайте непосредственно в тетрадь. Знаком 1.1, 1.2 и др. обозначены разделы главы учебника А.Г. Важенин «Обществознание».
Рекомендации по выполнению заданий.
Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации. В тетрадь включены задания следующих видов:
1. На основании текста учебника, найдите значения понятий. Например: 1. Найдите в учебнике 1.2 значения понятия «Индивид». Ответ: индивид–это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами. Индивидом является любой из нас.
2. На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. Например: учебник 2.2 Сферы общества. Выделяют четыре сферы общества: экономическую; социальную; политическую; духовную.
3.Установите соответствие между понятием и определением. В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие. Например: учебник 2.3 Общество и природа
1. Природа – А. это весь животный и растительный мир.
2. Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования человечества.
3. Матриархат – В. это главенство мужчины в первобытной семье.
4. Патриархат – Г. это главенство женщины в первобытной семье.
Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.
4.Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца, например: учебник 2.2 Сферы общества .
Сфера общества Вид деятельности
1. Экономическая А. Избрание президента
2. Социальная Б. Заключение договора купли – продажи
3. Политическая В. Концерт классической музыки
4. Духовная Г. Принятие закона о повышении пенсии
Ответы: 1 –Б, 2 – Г, 3 – А, 4 – В.
5. Заполните пробелы в графических схемах: Например: какая форма правления не указана в схеме?
Форма правления
монархия
?
Ответ: республика.
6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.
7. Задание на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.
8. Контрольные задания рассчитаны на проведение зачета после изучения каждого раздела рабочей программы дисциплины в форме теста.
Выполнение тестовых заданий. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы.
Критерии оценки: 60% - 74% - «удовлетворительно», 75% - 84% - «хорошо» , 85% - 100% - «отлично» (% правильных ответов на вопросы теста).
Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как на учебных занятиях, так и дома.
Экономика – основа жизнедеятельности общества.
1. Найдите в учебнике 4.1 значение понятия «экономика». Что понимается под «экономикой» как сферой общественной жизни, и как определенной наукой? Что такое хозяйственная жизнь людей?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Установите соответствие между понятием и определением.
Потребление - это наука об основах хозяйственной жизни общества.
Обмен – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.
Экономическая система – это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.
Экономика – это приобретение организациями и отдельными лицами товаров и услуг.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Заполните таблицу.
Экономические системы | Характерные черты |
Развитие технологий | Роль государства в экономике | Формы собственности | Права населения |
Традиционная | | | | |
Административно-командная | | | | |
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм) | | | | |
Современная рыночная экономика | | | | |
Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты.
1. На рисунке отражено изменение спроса на модель Телевизора на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1. (P – цена; Q - количество). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны. | D1 P D DD Q |
1) появление негативных отзывов о данной модели в Интернете
2) наличие более дешёвых моделей со сходными характеристиками
3) проведение удачной рекламной кампании
4) появление моды на другие модели телевизоров
5) увеличение числа покупателей телевизоров
Ответ: ___________________________.
2.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный___ (А) во взаимодействии с коммерческими. Центральный ____ (А) выдает денежные средства___ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ___ (В) - норма процента, под который центральный __ (А) дает кредиты ____ (Б ) банкам. Повышая или понижая учетную (В), центральный __(А) делает кредиты более дорогими или более ___ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается ___ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ____ (Е). Но при этом происходит спад производства.
Слова (сочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано один раз.
Список терминов:
дешевый
импорт
коммерческий
ставка
число
банк
коррекция
кредит
инфляция.
1.3.Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя
Заполните пропуски в таблице. Соотнесите приведенные ниже примеры с видами безработицы.
Виды безработицы |
| | | |
Пример: | Пример: | Пример: | Пример: |
Сущность: | Сущность: | Сущность: | Сущность: |
Предприятие в экономике.
1.Заполните схему, отражающую виды фирм и ответьте на вопросы.
Виды фирм
1) Какова суть организации товарищества?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Чем акционерное общество отличается от других видов фирм?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Чем определяется доход акционеров?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Что такое малый бизнес?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Приведите примеры предприятий малого бизнеса в Вашем городе
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.5. Экономика и государство
1.Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов согласно Налоговому кодексу РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ
НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ
А) налог на доходы физических лиц 1) федеральные
Б) торговый сбор 2) региональные
В) налог на добавленную стоимость 3) местные
Г) земельный налог
Д) транспортный налог
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
1.6. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика.
1.Дополните схему:
Структура международной торговли |
Вставьте пропущенное слово:
Политика государства, направленная на защиту интересов внутреннего производства от иностранной конкуренции, называется
________________________________________________.
Все виды вложений иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности и в целях получения прибыли называются иностранные
___________________________________.
Эмбарго – это:
А) разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период;
Б) установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной.
В) нет верного ответа.
4.Вставьте пропущенные слова:
Международная торговля выгодна каждой стране, так как благодаря ___ (А) расширяется выбор товаров и услуг, которые не производятся в стране. Иностранные фирмы, предлагая товары, аналогичные отечественным, увеличивают тем самым их ___ (Б), что ведет к снижению ___(В) на них. Реализация товаров на внешнем рынке - ___ (Г), позволяет странам, специализирующимся на определенных товарах и услугах, органично войти в мировое хозяйство.
ТЕРМИНЫ
Экспорт
Импорт
Спрос
Предложение
Цена
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
1.7. Контрольные вопросы к зачету по Разделу 3. Экономическая жизнь общества.
Понятие «мировая экономикам» относится к характеристике экономики как:
А) к хозяйству конкретной страны;
Б) к системе мирового хозяйства;
В) к совокупности общественных отношений;
Г) к совокупности наук, изучающих экономическую сферу общества.
Процесс создания экономических продуктов – это:
А) производство;
Б) распределение;
В) обмен;
Г) потребление
Государственная собственность на все экономические ресурсы, сильная централизация и бюрократизация экономики, плановая система хозяйства – характерные черты:
А) традиционной экономической системы;
Б) административно-командной экономической системы;
В) рыночной экономики свободной конкуренции;
Г) современной рыночной экономики.
Форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности есть:
Форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности есть:
А) инвестиция;
Б) отчуждение;
Собственность;
Г) имущество.
Документы, базы данных о товаре, о потребителях, техническая документация относятся:
А) к трудовым ресурсам;
Б) к природным ресурсам;
В) к капиталу;
Г) к информационным ресурсам.
Переход собственности из частных рук к государству называется:
А) национализация;
Б) приватизация;
В) кооперация;
Г) корпорация.
Какие термины не относятся к понятию «рыночная экономика»
А) конкуренция производителей;
Б) многообразие форм собственности;
В) дефицит товаров;
Г) спрос;
Д) директивность;
Е) предложение.
Экономика рассматривается в двух ключевых смыслах: «наука» и «хозяйство». Какая позиция характеризует «экономику» как науку:
А) открытие нового завода по производству продукции;
Б) развитие сети современных спа-салонов;
В) изучение тенденций развития рынка ценных бумаг;
Г) отмена ввозных таможенных пошлин на определенные товары.
Долговременные вложения капитала в какие-либо отрасли экономики как внутри страны, так и за границей называется:
А) финансовые активы;
Б) оборотные средства;
В) амортизация;
Г) инвестиции.
Сопоставление стоимости произведенной продукции со стоимостью всех использованных ресурсов называется:
А) экономическая эффективность;
Б) производительность труда;
В) рентабельность;
Г) капиталоемкость.
Самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли, называется:
А) специализация;
Б) предпринимательство;
В) себестоимость;
Г) производственные отношения.
Процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому называется:
А) обмен;
Б) потребление;
В) купля-продажа;
Г) распределение.
Переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вызывающе их обесценивание, называется:
А) эмиссия;
Б) перенасыщение;
В) излишек;
Г) инфляция.
Одинаковая стоимость на протяжении длительного времени характеризует такой признак денег, как:
А) портативность;
Б) однородность;
В) стабильность)
Г) узнаваемость.
Условия, при которых существует только один продавец продукции, не имеющей близких аналогов, называется:
А) монополия;
Б) монопсония;
В) конкуренция;
Г) олигополия.
Через деятельность в экономической сфере компетентных государственных органов реализуется:
А) правовые средства регулирования экономики;
Б) административные средства регулирования экономики;
В) финансовые средства регулирования экономики;
Г) моральные средства регулирования экономики.
Выпуск необеспеченных золотым запасом денег называется:
А) эмиссия;
Б) конверсия;
В) государственный долг;
Г) дополнительный источник доходов.
Уровень дохода, который позволяет поддерживать минимальный уровень жизни, т.е. удовлетворять минимальные потребности неквалифицированного работника и его иждивенцев, называется:
А) заработная плата;
Б) располагаемые доходы;
В) совокупные доходы;
Г) прожиточный минимум.
Из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда возникает:
А) структурная безработица;
Б) фрикционная безработица:
В) сезонная безработица;
Г) циклическая.
Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется:
А) интернационализация;
Б) транснационализация;
В) глобализация;
Г) интеграция.
21.В 2017 году в стране Z доходная часть бюджета составила 13 738,5 млрд. рублей, а расходная часть бюджета – 16 098,6 млрд. рублей. О чем свидетельствуют эти данные?
А) об увеличении налоговых поступлений
Б) об устойчивом экономическом росте
В) о дефиците государственного бюджета
Г) о девальвации национальной валюты.
22. Что отличает традиционную экономику от других типов экономических систем?
А) централизованное ценообразование
Б) решение главных вопросов экономики в соответствии с обычаями
В) преобладание государственной собственности на факторы производства
Г) экономическая свобода производителей