СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по дисциплине "Обществознание". Раздел 3."Экономика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по дисциплине "Обществознание". Раздел 3."Экономика"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПУГАЧЕВСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»











РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОУД 12. «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»

РАЗДЕЛ 3. «Экономическая жизнь общества»


для профессий СПО: 35.01.27 «Мастер сельскохозяйственного производства», 43.01.09 «Повар, кондитер», 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично-механизированной сварки (наплавки))», специальности: 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств»

















Составитель – Захарова Е.О.





2024

Методическая разработка рассмотрена на заседании методической комиссии гуманитарного цикла, физкультуры и ОБиЗР

Протокол № __ от «___»_____________20__ г.

Председатель МК___________/__________________/

Учебное пособие содержит в себе комплекс вопросов и заданий для закрепления полученных знаний, умений и навыков по Разделу 3. «Экономическая жизнь общества» по дисциплине «Обществознание».

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС по дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)», содержанием ОПОП и примерной рабочей программы для студентов, обучающихся профессиям и специальности СПО:





























Содержание.

    1. Экономика – основа жизнедеятельности общества.

    2. Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты.

    3. Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя

    4. Предприятие в экономике.

    5. Экономика и государство.

    6. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика.

    7. Контрольные вопросы к зачету по Разделу 3. Экономическая жизнь общества.










































Уважаемые студенты!


Предлагаемая вам рабочая тетрадь по обществознанию, поможет усвоить содержание предмета и лучше подготовится к итоговой аттестации.

Все ответы – краткие и развернутые – вы записывайте непосредственно в тетрадь. Знаком 1.1, 1.2 и др. обозначены разделы главы учебника А.Г. Важенин «Обществознание».

Рекомендации по выполнению заданий.


Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно прочитайте данные рекомендации. В тетрадь включены задания следующих видов:

1. На основании текста учебника, найдите значения понятий. Например: 1. Найдите в учебнике 1.2 значения понятия «Индивид». Ответ: индивид–это представитель человеческого рода, наделенный особыми, отличными от других людей чертами. Индивидом является любой из нас.

2. На основании материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста. Например: учебник 2.2 Сферы общества. Выделяют четыре сферы общества: экономическую; социальную; политическую; духовную.

3.Установите соответствие между понятием и определением. В этих заданиях определения не совпадают с понятием. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным его определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие. Например: учебник 2.3 Общество и природа

1. Природа – А. это весь животный и растительный мир.

2. Биосфера – Б. это совокупность естественных условий существования человечества.

3. Матриархат – В. это главенство мужчины в первобытной семье.

4. Патриархат – Г. это главенство женщины в первобытной семье.

Ответ: 1-Б, 2-А, 3-Г, 4-В.

4.Установите соответствие между понятием и видами его проявления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позиции из второго столбца, например: учебник 2.2 Сферы общества .


Сфера общества Вид деятельности

1. Экономическая А. Избрание президента

2. Социальная Б. Заключение договора купли – продажи

3. Политическая В. Концерт классической музыки

4. Духовная Г. Принятие закона о повышении пенсии

Ответы: 1 –Б, 2 – Г, 3 – А, 4 – В.


5. Заполните пробелы в графических схемах: Например: какая форма правления не указана в схеме?


Форма правления




монархия

?



Ответ: республика.

6. Задание на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании.

7. Задание на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Нужно найти в учебнике подходящий материал и на его основе исправить ошибку.

8. Контрольные задания рассчитаны на проведение зачета после изучения каждого раздела рабочей программы дисциплины в форме теста.

Выполнение тестовых заданий. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы.

Критерии оценки: 60% - 74% - «удовлетворительно», 75% - 84% - «хорошо» , 85% - 100% - «отлично» (% правильных ответов на вопросы теста).

Использовать предлагаемую рабочую тетрадь можно как на учебных занятиях, так и дома.



































    1. Экономика – основа жизнедеятельности общества.


1. Найдите в учебнике 4.1 значение понятия «экономика». Что понимается под «экономикой» как сферой общественной жизни, и как определенной наукой? Что такое хозяйственная жизнь людей?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Установите соответствие между понятием и определением.


Потребление - это наука об основах хозяйственной жизни общества.

Обмен это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Экономическая система – это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому.

Экономика – это приобретение организациями и отдельными лицами товаров и услуг.


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Заполните таблицу.

Экономические системы

Характерные черты

Развитие технологий

Роль государства в экономике

Формы собственности

Права населения

Традиционная












Административно-командная












Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)













Современная рыночная экономика













    1. Рыночные отношения в экономике. Финансовые институты.


1. На рисунке отражено изменение спроса на модель Телевизора на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в новое положение – D1. (P – цена; Q - количество).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

D1

P

D









DD







Q


1) появление негативных отзывов о данной модели в Интернете

2) наличие более дешёвых моделей со сходными характеристиками

3) проведение удачной рекламной кампании

4) появление моды на другие модели телевизоров

5) увеличение числа покупателей телевизоров

Ответ: ___________________________.


2.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.


Проводником денежно-кредитной политики государства выступает центральный___ (А) во взаимодействии с коммерческими. Центральный ____ (А) выдает денежные средства___ (Б) банкам, а последние – своим клиентам за определенную плату, называемую «процент за кредит». Учетная ___ (В) - норма процента, под который центральный __ (А) дает кредиты ____ (Б ) банкам. Повышая или понижая учетную (В), центральный __(А) делает кредиты более дорогими или более ___ (Г). Если кредиты становятся более дорогими, то сокращается ___ (Д) желающих их брать. Это приводит к уменьшению количества денег в обращении и помогает снизить ____ (Е). Но при этом происходит спад производства.

Слова (сочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано один раз.


Список терминов:

  1. дешевый

  2. импорт

  3. коммерческий

  4. ставка

  5. число

  6. банк

  7. коррекция

  8. кредит

  9. инфляция.


1.3.Рынок труда и безработица. Рациональное поведение потребителя


  1. Заполните пропуски в таблице. Соотнесите приведенные ниже примеры с видами безработицы.


Виды безработицы







Пример:


Пример:

Пример:

Пример:

Сущность:












Сущность:

Сущность:

Сущность:

    1. Предприятие в экономике.


1.Заполните схему, отражающую виды фирм и ответьте на вопросы.

Виды фирм









1) Какова суть организации товарищества?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2) Чем акционерное общество отличается от других видов фирм?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3) Чем определяется доход акционеров?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4) Что такое малый бизнес?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5) Приведите примеры предприятий малого бизнеса в Вашем городе

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


1.5. Экономика и государство


1.Установите соответствие между примерами и видами налогов и сборов согласно Налоговому кодексу РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ

НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ


А) налог на доходы физических лиц 1) федеральные

Б) торговый сбор 2) региональные

В) налог на добавленную стоимость 3) местные

Г) земельный налог

Д) транспортный налог


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д







1.6. Основные тенденции развития экономики России и международная экономика.


1.Дополните схему:


Структура международной торговли









  1. Вставьте пропущенное слово:


  1. Политика государства, направленная на защиту интересов внутреннего производства от иностранной конкуренции, называется

________________________________________________.

  1. Все виды вложений иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности и в целях получения прибыли называются иностранные

___________________________________.

  1. Эмбарго – это:

А) разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период;

Б) установленный государством полный запрет торговли с какой-либо другой страной.

В) нет верного ответа.


4.Вставьте пропущенные слова:

Международная торговля выгодна каждой стране, так как благодаря ___ (А) расширяется выбор товаров и услуг, которые не производятся в стране. Иностранные фирмы, предлагая товары, аналогичные отечественным, увеличивают тем самым их ___ (Б), что ведет к снижению ___(В) на них. Реализация товаров на внешнем рынке - ___ (Г), позволяет странам, специализирующимся на определенных товарах и услугах, органично войти в мировое хозяйство.

ТЕРМИНЫ

  1. Экспорт

  2. Импорт

  3. Спрос

  4. Предложение

  5. Цена


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г






1.7. Контрольные вопросы к зачету по Разделу 3. Экономическая жизнь общества.


  1. Понятие «мировая экономикам» относится к характеристике экономики как:

А) к хозяйству конкретной страны;

Б) к системе мирового хозяйства;

В) к совокупности общественных отношений;

Г) к совокупности наук, изучающих экономическую сферу общества.


  1. Процесс создания экономических продуктов – это:

А) производство;

Б) распределение;

В) обмен;

Г) потребление


  1. Государственная собственность на все экономические ресурсы, сильная централизация и бюрократизация экономики, плановая система хозяйства – характерные черты:

А) традиционной экономической системы;

Б) административно-командной экономической системы;

В) рыночной экономики свободной конкуренции;

Г) современной рыночной экономики.

Форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности есть:


  1. Форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности есть:

А) инвестиция;

Б) отчуждение;

Собственность;

Г) имущество.


  1. Документы, базы данных о товаре, о потребителях, техническая документация относятся:

А) к трудовым ресурсам;

Б) к природным ресурсам;

В) к капиталу;

Г) к информационным ресурсам.


  1. Переход собственности из частных рук к государству называется:

А) национализация;

Б) приватизация;

В) кооперация;

Г) корпорация.


  1. Какие термины не относятся к понятию «рыночная экономика»

А) конкуренция производителей;

Б) многообразие форм собственности;

В) дефицит товаров;

Г) спрос;

Д) директивность;

Е) предложение.


  1. Экономика рассматривается в двух ключевых смыслах: «наука» и «хозяйство». Какая позиция характеризует «экономику» как науку:

А) открытие нового завода по производству продукции;

Б) развитие сети современных спа-салонов;

В) изучение тенденций развития рынка ценных бумаг;

Г) отмена ввозных таможенных пошлин на определенные товары.


  1. Долговременные вложения капитала в какие-либо отрасли экономики как внутри страны, так и за границей называется:

А) финансовые активы;

Б) оборотные средства;

В) амортизация;

Г) инвестиции.


  1. Сопоставление стоимости произведенной продукции со стоимостью всех использованных ресурсов называется:

А) экономическая эффективность;

Б) производительность труда;

В) рентабельность;

Г) капиталоемкость.


  1. Самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли, называется:

А) специализация;

Б) предпринимательство;

В) себестоимость;

Г) производственные отношения.


  1. Процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому называется:

А) обмен;

Б) потребление;

В) купля-продажа;

Г) распределение.


  1. Переполнение сферы обращения бумажными деньгами, вызывающе их обесценивание, называется:

А) эмиссия;

Б) перенасыщение;

В) излишек;

Г) инфляция.


  1. Одинаковая стоимость на протяжении длительного времени характеризует такой признак денег, как:

А) портативность;

Б) однородность;

В) стабильность)

Г) узнаваемость.


  1. Условия, при которых существует только один продавец продукции, не имеющей близких аналогов, называется:

А) монополия;

Б) монопсония;

В) конкуренция;

Г) олигополия.


  1. Через деятельность в экономической сфере компетентных государственных органов реализуется:

А) правовые средства регулирования экономики;

Б) административные средства регулирования экономики;

В) финансовые средства регулирования экономики;

Г) моральные средства регулирования экономики.



  1. Выпуск необеспеченных золотым запасом денег называется:

А) эмиссия;

Б) конверсия;

В) государственный долг;

Г) дополнительный источник доходов.


  1. Уровень дохода, который позволяет поддерживать минимальный уровень жизни, т.е. удовлетворять минимальные потребности неквалифицированного работника и его иждивенцев, называется:

А) заработная плата;

Б) располагаемые доходы;

В) совокупные доходы;

Г) прожиточный минимум.


  1. Из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда возникает:

А) структурная безработица;

Б) фрикционная безработица:

В) сезонная безработица;

Г) циклическая.

  1. Расширение участия страны в мировом хозяйстве называется:

А) интернационализация;

Б) транснационализация;

В) глобализация;

Г) интеграция.


21.В 2017 году в стране Z доходная часть бюджета составила 13 738,5 млрд. рублей, а расходная часть бюджета – 16 098,6 млрд. рублей. О чем свидетельствуют эти данные?


А) об увеличении налоговых поступлений

Б) об устойчивом экономическом росте

В) о дефиците государственного бюджета

Г) о девальвации национальной валюты.


22. Что отличает традиционную экономику от других типов экономических систем?

А) централизованное ценообразование

Б) решение главных вопросов экономики в соответствии с обычаями

В) преобладание государственной собственности на факторы производства

Г) экономическая свобода производителей