СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по гигиене №3

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

для специальностей "Сестринское дело" и "Лечебное дело"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по гигиене №3»

Практическое занятие №3.

Гигиеническая оценка освещенности помещения учебной аудитории Определение светового коэффициента , угла падения , угла отверстия , коэффициента естественного освещения (КЕО). Определение искусственной освещенности расчетным методом. Гигиеническая оценка результатов исследования.)


Цели занятия

  • Изучить значение солнечного света для человека

  • Научиться давать рекомендации по оздоровлению жилища

  • Изучить определение светового коэффициента

  • Изучить определение угла падения, угла отверстия

  • Изучить определение искусственной освещенности расчетным методом

  • Научиться давать гигиеническую оценку результатов исследования.


Освещение – использование световой энергии солнца и искусственных источников света для обеспечения зрительного восприятия окружающего мира.

Освещение помещений делится на 3 вида: естественное, искусственное и совмещенное (одновременное использование естественного и искусственного освещения).

Инсоляция обеспечивается солнечными лучами и рассеянным светом небосвода. Оно биологически наиболее ценно, к нему максимально приспособлен глаз человека.

Помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь естественное освещение. Естественное освещение — освещение помещений прямым или отраженным светом, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях. Такое освещение должно предусматриваться, как правило, там, где постоянно пребывают людей.

Влияние разнообразных факторов на освещенность

Освещенность помещений зависит также от степени отражения света, которая определяется окраской потолка, стен, пола и оборудования в самом помещении. Темные цвета поглощают большое количество света, а светлая окраска увеличивает освещенность за счет отраженного света. Белый цвет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на 70-90%, светло-желтый цвет - на 60%, светло-зеленый - на 46%, цвет натурального дерева - на 40%, голубой - на 25%, темно-желтый - на 20%, светло-коричневый - на 15%, темно-зеленый - на 10%, синий и фиолетовый - 6-10%.

В помещениях для отделки потолка рекомендован белый цвет, для стен - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого, для мебели - цвет натурального дерева, для дверей и оконных рам - белый. Рекомендации по цветовому оформлению помещений должны учитывать влияние видимого света на организм человека. Красно-желтые цвета оказывают бодрящее действие, сине-фиолетовые - успокаивающее. В северных районах для окраски стен помещений рекомендованы оттенки желтого и оранжевого цвета, имитирующие солнечный свет, в южных районах - оттенки зеленовато-голубого, смягчающие блеск солнечного света в помещении.

На уровень естественного освещения влияют качество и чистота стекол, стен, потолка, затененность окон шторами, наличие высоких цветов на подоконниках. Так, загрязненные стены отражают свет в 2 раза меньше, чем недавно покрашенные. Закопченный потолок уменьшает освещенность комнаты на одну треть.

В зависимости от места расположения световых проемов естественное освещение подразделяется на боковое (через окна), верхнее (через световые фонари) и комбинированное (верхнее и боковое).

На уровень естественного освещения помещений оказывает также влияние географическая широта местности, ориентация здания по сторонам света, наличие затенения окон противостоящим зданием, которое в свою очередь зависит от расстояния между ними, высоты и цвета стен, а также близости зеленых насаждений. Большое значение имеет величина оконных проемов, их форма и расположение. Для изучения санитарного состояния жилых и общественных зданий применяют карты санитарного обследования.

Полученные данные сравнивают с гигиеническими нормативами и дают заключение о санитарном состоянии помещения и предложения по санитарному улучшению объекта.


Задание №1

Дайте определения терминампользуясь учебным материалом

1.Микроклимат зданий

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. Инсоляция

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Световой коэффициент

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

4.Урбанизация

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задание №2

Определите температуру воздуха

Температуру воздуха в помещениях обычно измеряют ртутными или спиртовыми термометрами. Термометр оставляют в месте измерения на 5 мин, чтобы жидкость в резервуаре его приобрела температуру окружающего воздуха, после чего производят регистрацию температуры.

Для этой цели можно использовать аспирационный психрометр, сухой термометр которого более точно регистрирует температуру воз­духа, так как резервуар его защищен от воздействия лучистого тепла.

Для определения средней температуры воздуха в помещении производят три измерения по горизонтали на высоте 1,5 м от пола (в середине комнаты, в 10 см от наружной стены и у внутренней стены) и вычисляют среднее значение.

T1 -

T2 -

T3 -

Средняя T –

Задание №3

Определите санитарно-гигиенические показатели естественной освещенности учебного кабинета


1.Световой коэффициент - это отношение площади застекленной части окон и площади пола.

Выражается световой коэффициент простой дробью, числитель которой величина остекленной поверхности, знаменатель – площадь пола. Числитель дроби приводится к единице, для этого и числитель и знаменатель делят на величину числителя.


Помещения

Показатель светового коэффициента

Жилая комната

1/8 – 1/10

Детские сады

1/5 – 1/6

Больничная палата

1/5 – 1/6

Школьные классы

1/4 – 1/5

Учебные кабинеты

1/4 – 1/5

Операционная

1/2

Произведите расчеты

Площадь застекленной поверхности окон _____________________________

Площадь пола________________________

Световой коэффициент______________________


  1. Угол падения света показывает, под каким углом падают лучи света на рабочую горизонтальную поверхность.

Угол падения (ɑ) - образуется двумя линиями, исходящими из точки измерения. Одна линия идет к верхнему краю остекленной части оконного проёма; вторая, горизонтальная, идет к нижнему краю оконной рамы. Минимально допустимая величина угла падения - 27°.По мере удаления от окна вглубь комнаты угол падения будет уменьшаться и освещенность будет ухудшаться.

Для определения угла падения измеряют расстояние от точки наблюдения до окна и высоту окна (т.е. два катета). По отношению противолежащего катета к прилежащему находят по формуле tg УГЛА = В / Д


Произведите расчеты

Расстояние от точки наблюдения до окна (Д)_____________________________

Высота окна (В)________________________

Угол падения света ______________________


  1. Угол отверстия дает представление о величине небесного свода, непосредственно освещающего исследуемое место.

Угол отверстия (β) - образуется линией, исходящей из точки измерения к верхнему краю остекленной части оконного проёма, и линией, идущей к верхней точке затеняющего предмета, расположенного вне здания. Он уменьшается по мере удаления от окна и зависит от этажа. Допустимая величина угла отверстия - не менее 5°.

Для определения угла отверстия мысленно проводят прямую линию от исследуемой поверхности к высшей точке противолежащего дома, дерева и т.п. и отмечают на окне точку, через которую она проходит. Измеряют расстояние от точки исследования до окна по горизонтали (Д) и высоту окна до точки пересечения с верхней линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета (С).

Определение угла затенения проводят по формуле .

tg ɑ

ɑ

tg ɑ

ɑ

tg ɑ

ɑ

0

0

0,30

17

1,00

45

0,01

1

0,36

20

1,15

49

0,03

2

0,44

24

1,39

53

0,05

3

0,50

27

1,60

58

0,08

5

0,58

30

2,05

64

0,12

7

0,65

33

2,47

68

0,18

10

0,70

35

3,07

72

0,25

14

0,80

39

4,01

76

Угол отверстия равен разности между углом падения и углом затенения .


Произведите расчеты

Расстояние от точки исследования до окна по горизонтали (Д) ____________________________

Высота окна до точки пересечения с верхней линией, направленной к верхней точке затеняющего предмета (С)________________________

Угол затенения ______________________

Угол отверстия ______________________


  1. Определение искусственной освещённости расчетным методом

Метод позволяет ориентировочно определить освещенность в помещении без люксметра. По этой методике определяют площадь помещения (S) и подсчитывают количество светильников. Зная мощность источников света и количество ламп, рассчитывают их общую мощность (P).

Общую мощность ламп делят на площадь помещения и получают удельную мощность ламп в ваттах на м2.

Освещенность рассчитывают по формуле Е = Р/S × е


где Р – удельная мощность ламп вт/м2; е - коэффициент, равный для люминесцентных ламп 10, для ламп накаливания 2,5


Произведите расчеты

Площадь помещения ____________________________

Мощность источников света ________________________

Количество ламп ______________________

Общая мощность ламп ______________________

Коэффициент ______________________

Искусственная освещенность ______________________


Задание 4

Решите ситуационную задачу

  1. Проведено обследование состояния искусственного освещения в отдельных классах средней общеобразовательной школы, с различными типами ламп. Установлено, что в пяти классах используются люминесцентные лампы, в остальных – лампы накаливания. Размеры классов: длина – 9,0 м, ширина – 6,0 м, высота – 3,2 м. Количество светильников – 6, мощность каждого составляет – 40 Вт. Лампы оснащены осветительной арматурой рассеянного света. Дайте гигиеническую оценку искусственному освещению классов.

Расчеты ____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заключение_________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5

Заполните протокол обследования условий освещенности учебного кабинета


В учебном кабинете __________ окон,

окраска стен _______________________,

потолка ____________________,

чистота оконных стекол____________________________,

наличие на окнах жалюзи, штор (размер, цвет)_____________________________

Определение светового коэффициента: площадь остекления ___________ м2, площадь пола____________м2, световой коэффициент _______________

Угол отверстия

(расчеты)_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Угол падения

(расчеты)_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определение инсоляционного режима. Ориентация окон по сторонам света, тип инсоляционного режима

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование искусственной освещенности

В данном помещении система освещения ______________________________ светильники _______________________________________________________

Расчет искусственной освещенности по количеству светильников: площадь пола __________, число светильников ______________, количество ламп ____________, мощность одной лампы _____________, общая мощность ______________, удельная мощность ______________

Заключение, рекомендации

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________