РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по русскому языку
ученицы 5 “К” класса
Фамилия имя
28.01 | Имя существительное как часть речи. |
Задание 1. Подчеркните в тексте все существительные:
Бег, бегу, бежишь, пробежка, разбег, пробежал; громко, громкость, громкий; белый, белеть, белизна, побелка.
Задание 2. Вспомним, что нам известно об имени существительном:
На какие вопросы отвечает им. сущ., что обозначает ?
Какими грамматическими признаками обладает Имя существительное?
Каким членом предложения может быть имя существительное в предложении?
Задание 3. Определите, каким членом предложения является слово ДИВАН. (Подлежащее, дополнение, сказуемое, определение, обстоятельство)
Мы купили новый диван.
Диван располагался в глубине комнаты.
На диване мы сидим всей семьей и смотрим телевизор.
Канапе - это маленький диван, похожий на несколько составленных рядом стульев. | |
Задание 4. Упражнение 475. Пользуясь толковым словарем, запишите лексическое значение слов, объясните постановку тире.
Ц..КАДА -
Ж..КЕЙ -
БР..ШЮРА -
Ж..РНОВ -
Задание 5. Упражнение 476.
01.03 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
Задание 1. Сделайте фонетический разбор слова ВОКРУГ
Вокруг - [ ] __ слога, ударение падает на ___
В - [ ] -
О - [ ] -
К - [ ] -
Р - [ ] -
У - [ ] -
Г - [ ] -
------------
__ букв., ____ зв.
Задание 2. Задайте вопросы к словам, какие из существительных отвечают на вопрос ЧТО, а какие - на вопрос КТО? Какое слово не отвечает на эти вопросы и не является существительным?
КНИГА, КОНЬ, ПЕНЬ, ПУРГА, ДОБРОТА, ВЕСЕЛЬЕ, КОТЕНОК, МАЛЬЧИК, ЛЕГЧЕ, ПОЛЕ, СОБАЧКА
Задание 3. Познакомьтесь с материалом параграфа 90. Выполните упражнение 486.
Спишите, вставляя буквы на месте пропусков и раскрывая скобки. Расставьте пропущенные знаки препинания. Какими пунктуационными правилами вы для этого пользовались? Над одушевлёнными существительными поставьте букву о, над неодушевлёнными - н. Можно выделить цветом.
1. Зайчик идёт да плачет. Ему н..встречу медведь: «О чём зайчик плачешь?» А зайчик говорит: «Отстань медведь! Как мне не плакать? Была (у)меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная: п..просилась она (ко)мне п..греться, да меня и выгнала3». 2. И стал тут конь Ивана молить: «О..пусти ты меня Иванушка а я тебе великую сослужу службу». 3. Солнце п..сылает: «Лети ветер за тридевять земель, в тридесятое царство, достань живой и мёртвой воды». 4. «Избушка, избушка п..вернись ко мне лицом!» — п..просил Иванушка.5
04.03 | Имена существительные собственные и нарицательные. |
Задание 1. Лингвистическое наблюдение: Выделите одинаковым цветом подходящие по смыслу слова из правой и левой колонки. Как соотносятся слова справа и слева? Почему одни пишутся с маленькой буквы, а другие с большой? Как называются такие существительные?
кошка | Катя |
собака | Волгодонск |
город | Петя |
мальчик | Шарик |
ученица | Мурка |
ЗАПОМНИ: имена собственные - это
имена, фамилии, отчества людей (Иванов Иван Иванович)
клички животных (собака Дружок, кошка Мурка)
географические названия (город Волгодонск, река Дон, озеро Байкал)
названия заведений и транспорта (Кафе “Встреча”, теплоход “Атлантида”)
названия литературных произведений, кино, картин (рассказ “Подснежник”, картина “Сирень в корзине”)
названия исторических событий и важных дат
Задание 2. Прочитайте статью параграфа 91 (стр.52) и выполните устно упр. 489
Задание 3. Упражнение 497.
Волга, Калуга, Байкал - это...
Лев Николаевич Толстой, Илья Ефимович Репин - это...
Барсик, Каштанка, Бурёнка, Жучка -это...
Домашнее задание: упр. 495
11.03 | Грамматические признаки имен существительных. |
Постоянные признаки | Непостоянные признаки |
Одушевленные (кто?) и неодушевленные (что?) Нарицательные и собственные Род Склонение | Падеж Число |
Имена существительные, которые имеют форму
только множественного числа | только единственного числа |
очки, брюки, ножницы,ворота, сани горелки, прятки грабли, плоскогубцы, тиски чернила, духи, дрожжи | молодежь, человечество, студенчество молоко, масло, железо, бензин бегство, темнота, удивление |
Задание 1.Упражнение 517.
форма ед. ч. и мн.ч | только ед.ч. | только мн.ч. |
| | |
Три склонения имен существительных:
1 скл. (М.р. и Ж.р.) на а/я | 2 скл. (М.р. и Ср.р) | 3 скл. (Ж.р. на Ь) |
страна | вечер | степь |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Домашнее задание: упр. 518, упр. 520.
12.03 | Доказательства в рассуждении. |
Виды сочинений по типу речи
Описание | Повествование | Рассуждение |
Цель: описать предмет, явление, человека, пейзаж, чтобы его можно было представить | Цель: передать последовательность событий, действий | Цель: передать свои мысли, чувства, эмоции, доказать свою точку зрения |
Прием: словесное рисование | Прием: рассказ | Прием: доказательство |
картинка | Сменяющиеся картинки (мультфильм) | нет картинки (нет зримого образа) |
Рассуждение:
Тезис - мысль, утверждение, которое нужно доказать
Доказательства ( доводы и примеры, подтверждающие тезис)
Вывод - обобщение по вышесказанному.
Задание 1. Упражнение 484. Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем: “Чем я больше всего люблю заниматься и почему”, “Кем бы я хотела стать и почему”, “Какой учебный предмет я люблю больше всего и почему”
Тезис формируем из названия темы.
Доказательства можно вводить словами: во-первых, во-вторых.
Вывод обобщает сказанное.
12.03 | Правописание окончаний существительных. |
Задание 1. Определите род и склонение у существительных:
Заяц ( ), дерево ( ), картина ( ), роща ( ), перо ( ), соль ( ), конь ( ), лень ( ).
Задание 2. Вставьте правильную букву в окончании существительного, определите падеж и склонение:
1. По (- -) дорожк.. снежной зимой в лес (не)пройдешь. 2. завалило ягоду в (- -) болот.. снегом. 3. Занесло в (- -) пол.. зерно. 4. Белка пробилась сквозь снег в мох достала там с (- -) осен.. спрятанные орехи и тут же их с..ела 5. Ну как было (не)позавидовать беличьей(- -) памят..!
Задание 3. Просклоняйте по падежам слова:
Падеж | 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
И.п. | скала земля | лес поле | мышь |
Р.п. | | | |
Д.п. | | | |
В.п. | | | |
Т.п. | | | |
П.п. | | | |
14.03 | Множественное число имен существительных. |
Задание 1. Рассмотрите таблицу, обратите внимание, какие окончания будут у существительных разных родов во множественном числе :
женский род | мужской род | средний род |
Ы - И | А-Я Ы-И | А-Я |
сосны, песни | доктора, учителя столы, словари | окна, поля |
Задание 2. Упражнение 550.
Запишите существительные в именительном падеже множественного числа, выделите окончания:
Адрес - адреса, доктор - …, директор - …, мастер - …, профессор - …, шёлк - …
Договор - договоры, инженер - …, офицер - …, тренер - …, месяц - …, торт - …,
Задание 3. Упражнение 520. Что изображено на рисунках. Поставьте слова во множественное число. Чем они отличаются?
Задание 4. Упражнение 553. С ь или без ь?
С крыш(?), около дач(?), много задач(?), нет передач(?), из училищ(?), длинная реч(?), из-за туч(?), густая рож(?), наша молодеж(?).
Задание 5. Упражнение 554. Изучите особенности склонения слов во множественном числе и поставьте в правильную форму:
валенки, ботинки, сапоги, чулки
яблоки, макароны, места
мандарины, апельсины, помидоры
грузины, осетины, татары, солдаты
офицеры, инженеры, тренеры
СОГЛАСУЙТЕ ЭТИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СО СЛОВОМ МНОГО (кого?чего?)
Много -
18.03 | Правописание О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. |
Словарная работа. Вставьте пропущенные буквы. Какое правило мы применяем ?
Ц..рк, ц..тата, ц..пленок, ц..фра, ц..ган, старниц.., сестриц..н, станц..я, акац..я, на ц..почках.
Ап..льсин, м..кароны, м..ндарин, в..нигрет, в..лосипед, к..ртина, к..рзина, к..нфета, к..бинет.
Из-за туч.., солнечный луч.., ноч.., посеял рож.., сушка груш.., много задач.., раздается плач.., истопить печ..
Д..ревянный стул, м..розная погода, х..лодный ветер, п..левые работы, р..скошный вид.
много яблок.., мандарин.., помидор.., сапог.., шофёр.., солдат.., офицер..
Задание 2. Лингвистическое наблюдение:
Чем отличаются слова в 1 и 2 столбике? Почему у них разные окончания? Сформулируйте правило, когда мы пишем Е, а когда О в окончаниях существительных после шипящих и Ц
Врачом Плащом Кирпичом дворцом кольцо | товарищем задачей юношей горцев сердце |
Упражнение 557. Поставьте слова в творительный падеж, используя союзы С, НАД, ПОД, ПЕРЕД
Пример: КЛЮЧ - С КЛЮЧОМ
Товарищ - с товарищем Встреча - перед … Учительница - с … Палец - с … Малыш - с … Врач - с … Луч - с … Туча - с … Крыша - над … Ключ - с ... | Нож - с … Абзац - перед … Юноша - с … Гараж - перед … Мельница - под … Карандаш - с … Птица - с … Падеж - перед … Красавица - с … Граница - перед ... |
19.03 | Морфологический разбор имени существительного. |
Рассмотрите внимательно схему морфологического разбора имени существительного. Что такое начальная форма? Какие грамматические признаки являются постоянными, а какие непостоянными? Чем может быть выражено существительное в предложении?
Задание 1. Выполните синтаксический разбор предложения. (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство), в скобках напишите характеристику предложения (по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству основ и наличию второстепенных членов предложения):
Петя нарисовал портрет мамы в акварельном альбоме. ( )
Задание 2. Выполните морфологический разбор всех имен существительных в этом предложении
1. | | 1. | |
2. | Н.ф. - Пост.пр.: Непост.пр. | 2. | Н.ф. - Пост.пр.: Непост.пр. |
3. | | 3. | |
1. | | 1. | |
2. | Н.ф. - Пост.пр.: Непост.пр. | 2. | Н.ф. - Пост.пр.: Непост.пр. |
3. | | 3. | |
20.03 | Подготовка к контрольному диктанту по теме “Имя существительное”. |
Задание 1. Повторение сведений по теме (стр. 78 в учебнике)
Задание 2. Синтаксический разбор предложения:
Берега озер поросли высоким камышом. ( )
Задание 3. Морфологический разбор существительного: поросли КАМЫШОМ
1. | Поросли (чем?) камышом - им. сущ. |
2. | Н.ф. - Пост.пр.: Непост.пр. |
3. | Поросли ( чем?) камышом. |
Задание 4. Упражнение 561. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Подчеркните имена собственные в тексте, что они называют?
Замечательный писатель Житков с детства отл..чался исключительной жаждой знаний.
Он много времени отдавал музык.. литератур.. математик.. астрономи.. ботаник.. географи.. и другим наукам.
Кем только (не)был Борис Степанович Житков! Был он химиком и инж. .нером-кораблестроителем охотником и рыболовом. Любил рисовать, играл на скрипке. Но больше всего на свет.. любил он море. Ему посчас(?)ливилось побывать во многих странах мира: в Инди.. в Кита.. в Япони.. в Турци.. в Греци.. в Болгари.. . Жил он во Франци.. в Дани...
Необыкновенно много знал и видел Житков.
1. | Побывал в Индии- им. сущ. |
2. | Н.ф. - Пост.пр.: Непост.пр. |
3. | Побывал (где?) в Индии |
01.04 | Сочинение-рассуждение с элементами описания. Весна - утро года. |
Задание 1. Вспомните основные виды сочинений по типу речи. Каковы их особенности? В чем заключается цель рассуждения? Как проявляются в тексте признаки описания? Прокомментируйте тему урока, сформулируйте основные задачи.
Задание 2. Сбор материала для сочинения.
Тема | Почему весну называют “утром года”. |
Тезис | Нужно дать прямой ответ на вопрос. ПОЧЕМУ - ПОТОМУ ЧТО... |
Аргументы (доказа- тельства) | Опишите, что в природе происходит утром. Теперь вспомните, что происходит в природе с наступлением весны. Что общего в этих состояниях. Приведите примеры ( что и кто просыпается? Что происходит с солнцем и погодой? и т.д._ |
Вывод | Проанализировав сходные явления, сделайте вывод. Утро и весна - это время пробуждения. |
08.04 | Имя прилагательное как часть речи. |
Задание №1. Прочитайте текст. вставьте на места пропусков подходящие по смыслу имена прилагательные. Прочитайте получившийся текст. Какую роль играют прилагательные в тексте.
Наступила _________ весна. Из-под земли появились ___________ цветочки. На деревьях набухли _________ почки, а кое-где развернулись _________ листочки на кустах. Дни стали __________. Солнышко пригревает все _________. Природа преобразилась. | Слова для справок: долгожданный, нежный, солнечный, ранний, зеленый, коричневый, теплый, ароматный, плотный |
Задание №2 Лингвистическое наблюдение:
КРАСНЫЙ ШАРИК КРАСНАЯ ШАПКА КРАСНОЕ ЯБЛОКО КРАСНО СОЛНЫШКО
КРАСНОМУ ШАРИКУ О КРАСНОМ ШАРИКЕ
Что обозначают прилагательные ?
На какие вопросы отвечают прилагательные?
Какие грамматические признаки есть у прилагательного?
Чем отличается прилагательное красный - красен, красная - красна.
Чем являются прилагательные в предложении? Какую синтаксическую функцию они выполняют?
Задание 3. Просклоняйте по падежам словосочетание прилагательное + существительное.
огромный мир | глубокое озеро | красивая картина |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Упражнение № 575
Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательное не является излишним (учитывайте значение определяемого существительного). Укажите род, число, падеж существительных и прилагательных. Обозначьте основу в прилагательных.
Мокр.. вода, холодн.. водой; с весёл.. юношами и девушками, молод.. юноши и девушки; у знаком., старушк.., стар., старушкам; на огромн.. айсберг.., ледяной айсберг; с разн.. сувенирами*, памятн.. сувениры; о весенн.. ливне, проливной ливень; с тонким ароматом, душистый аромат.
Домашнее задание: упр. 584
09.04 | Полные и краткие прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного. |
Задание 1. Образуйте от имен прилагательных в полной форме - краткую форму в мужском, женском и среднем роде
Близкий - близок, близка, близко
Узкий -
Резкий -
Мягкий -
Редкий -
Низкий
Нужный -
Бледный-
Горький -
Страшный -
Честный -
Тягучий -
Горячий -
Пригожий -
Дремучий -
Могучий -
Запомните!!! Как пишутся слова вежливости!
Здравствуйте! Спасибо! Благодарю! До свидания! Прошу прощения! Извините! Будьте любезны! Будьте добры! |
Задание №3 прочитайте в учебнике параграф 105. Выполните разборы прилагательных в упр. 599
Черная (окраска) - | Ядовит (уж) - |
2. Н.ф. - | 2. Н.ф. - |
3. Окраска (какая?) черная | 3. Уж (каков?) ядовит. |
| |
В старых (плотинах) - | |
2. Н.ф. - | |
3. В плотинах (каких?) старых. | |
10.04 | Подготовка к контрольному диктанту. |
Задание 1. Контрольные вопросы и задания на стр. 96
Задание 2. Синтаксический разбор предложения:
Белые облака неслись по небу и бросали прохладную тень. ( )
Задание 3. Выполните морфологический разбор прилагательных из предложения:
1.Белые (облака) - | 1.Прохладную (тень) - |
2.Н.ф. - | 2.Н.ф. - |
3.Облака ( какие?) - белые | 3.Тень (какую?) - прохладную. |
Задание 4. Упражнение 587. Описание животного.
10.04 | Работа над ошибками. |