ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
-
Актуальность программы.
Актуальность предмета «Окружающий социальный мир» заключается в формировании представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
-
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
-
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
-
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 учебный год;
-
Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2024-2025 учебный год.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир" являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
Общая характеристика предмета.
Учебный курс «Окружающий социальный мир» занимает особое место среди учебных предметов. В процессе обучения у детей формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать рисков и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных представителей). Важно сформировать у обучающегося типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации. Содержание материала по программе "Окружающий социальный мир" является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам "Изобразительная деятельность", "Домоводство", "Труд". Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу "Посуда", расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Сложные задания чередуются с простыми, напряжение с расслаблением. Для этого в ход занятий включаются тактильно-ритмические игры (или другие задания, которые нравятся детям).
На уроках окружающего социального мира используются следующие методы:
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
-
информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
-
объяснительный / репродуктивный
-
инструктивный / практический
-
объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
-
предметный урок;
-
индивидуальная работа;
-
фронтальная работа.
Коррекционная работа.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Психомоторика — это связь между работой мозга и движениями человека.
Процессы психомоторики позволяют человеку:
-
выполнять осознанные и рефлекторные движения;
-
получать на основе движений информацию об окружающей среде;
-
реагировать на внешние сигналы и менять поведение в зависимости от них.
Коррекция зрительного восприятия.
Коррекция слухового восприятия. Коррекция пространственной ориентации.
Коррекция мыслительной деятельности.
Психокоррекция поведения обучающихся.
Психокоррекция — это один из видов психологической помощи, который направлен на:
-
исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия.
-
формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Коррекция сенсомоторного развития.
Коррекция эмоционально–волевой сферы.
Коррекция речи.
Коррекция памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Место предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть учебного плана и является основной частью предметной области – «Окружающий мир». На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 учебных часов в год. Продолжительность учебной недели - 5 дней.
По причине системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории обучающихся показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями обучающегося.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР - ФАООП УО (вариант 2) определяются индивидуальными возможностями обучающегося и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях ("академический" компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент "жизненной компетенции") готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни: привычный и необходимый для подавляющего большинства людей образ жизни (жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность). Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Личностные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут иметь:
-
Представления о мире, созданном руками человека, интерес к объектам, созданным человеком:
-
представления о доме, образовательной организации, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о транспорте;
-
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
-
Представления об окружающих людях:
-
овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;
-
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося ("учитель", "повар", "врач", "водитель");
-
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
-
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
-
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
3) Развитие межличностных и групповых отношений:
-
представления о дружбе, других обучающихся, сверстниках;
-
умение находить друзей на основе личных симпатий;
-
умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
-
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
-
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.
4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
-
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
-
использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
-
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося:
-
представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства;
-
представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или внучки, гражданина.
6) Представление о стране проживания Россия:
-
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе (селе), месте проживания;
-
представление о государственной символике (флаг, герб, гимн);
-
представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Базовые учебные действия.
1. Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
-переключает взгляд с одного предмета на другой;
-фиксирует взгляд на лице педагога;
-фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
-фиксирует взгляд на изображении;
-фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
-понимает словесную инструкцию;
-понимает инструкцию по пиктограммам;
-выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
-бумаги; карандаша, мела;
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
-выполняет действие способом рука-в-руке;
-подражает действиям, выполняемым педагогом;
-последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.
2. Формирование умения выполнять задание:
-
способен удерживать произвольное внимание в течение определенного периода времени;
-
способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин;
-
способен удерживать произвольное внимание от начала до конца;
-
при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Мониторинг
Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
-
что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
-
что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
-
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности обучающегося.
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: "выполняет действие самостоятельно", "выполняет действие по инструкции" (вербальной или невербальной), "выполняет действие по образцу", "выполняет действие с частичной физической помощью", "выполняет действие со значительной физической помощью", "действие не выполняет"; "узнает объект", "не всегда узнает объект", "не узнает объект".
Содержание учебного предмета.
Содержание учебного предмета "Окружающий социальный мир" представлено следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
Раздел "Квартира, дом, двор".
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации. Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник. Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом): включение, использование (связь, игра), выключение.
Раздел "Продукты питания".
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Раздел "Предметы быта".
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Раздел "Школа".
Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание назначения помещений образовательной организации. Нахождение помещений образовательной организации. Знание профессий людей, работающих в образовательной организации. Соотнесение работника образовательной организации с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории образовательной организации. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Раздел "Предметы и материалы, изготовленные человеком".
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон), по фактуре (глянцевая, бархатная). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твердость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки). Знание свойств металла (прочность, твердость - трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное белье, обивка мебели). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (легкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры).
Раздел "Населенный пункт".
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты, переулки), площади, здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак ("Пешеходный переход"), разметка ("зебра"), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (например, Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник героям).
Раздел "Транспорт".
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического аппарата. Знание назначения космического аппарата. Узнавание (различение) составных частей космического аппарата. Знание (называние) профессий людей, работающих в космической отрасли. Соотнесение деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета).
Раздел "Страна".
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента Российской Федерации (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.
Раздел "Традиции, обычаи".
Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов различных религий. Знание нравственных традиций, принятых в различных религиях.
Виды деятельности обучающихся на уроках:
-
слушание учителя;
-
повторение за учителем;
-
наблюдение;
-
индивидуальное;
-
работа с карточками – символами;
-
работа с наглядным материалом;
-
выполнение действий по подражанию.
Календарно – тематическое планирование
«Окружающий социальный мир»
7 класс (2 часа в неделю, 68 часов в год)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
-
| Вводный урок по теме «Здравствуй, школа!» | 1 | | Экскурсии по школе. Вспоминать правила передвижения по школе, способы добраться до того или иного кабинета. Рассматривать фотографий школьных помещений, называть. |
-
| Воспоминания о лете. Работа с раскрасками по теме. | 1 | | Просмотр презентации по теме, отгадывание загадок, складывание пазлов на летние темы. |
-
| Воспоминания о лете. Отгадываем загадки. | 1 | | Просмотр презентации по теме, отгадывание загадок, складывание пазлов на летние темы. |
-
| Воспоминания о лете. Складываем пазлы на летние темы. | 1 | | Просмотр презентации по теме, отгадывание загадок, складывание пазлов на летние темы. |
-
| Представление о себе как члене коллектива класса. Командные подвижные игры на свежем воздухе. | 1 | | Слушать учителя. Принять участие в коллективной работе по составлению правил поведения. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. | 1 | | Слушать учителя. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. | 1 | | Слушать учителя. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Актуализация знаний о положительных качествах человека. | 1 | | Слушать учителя. Принять участие в коллективной работе. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Актуализация знаний о положительных качествах человека. | 1 | | Слушать учителя. Принять участие в коллективной работе. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку. | 1 | | Слушать учителя. Принять участие в коллективной работе. Выполнять игровые задания на коммуникацию. |
-
| Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку. | 1 | | Слушать учителя. Принять участие в коллективной работе. Выполнять игровые задания на коммуникацию. |
-
| Типы домов. | 1 | | Слушать учителя, смотреть презентацию на интерактивной доске. Отвечать на вопросы, выходить к доске для ответа. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Типы домов. | 1 | | Слушать учителя, смотреть презентацию на интерактивной доске. Отвечать на вопросы, выходить к доске для ответа. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Соблюдение правил безопасности в доме, квартире. | 1 | | Слушать рассказ учителя о правилах безопасного поведения дома Рассматривать иллюстративно-наглядные материалы |
-
| Помещения квартиры. Назначение помещений квартиры. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Работать с иллюстрациями. Называть и показывать помещения квартиры. Отвечать на вопросы, выходить к доске для ответа. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Знакомство с коммунальными удобствамив квартире: отопление (батарея, вентиль, вода),канализация(вода,унитаз,сливной бачок,трубы) | 1 | | Слушать учителя, смотреть презентацию на интерактивной доске. Отвечать на вопросы, выходить к доске для ответа. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). | 1 | | Слушать учителя, смотреть презентацию на интерактивной доске. Отвечать на вопросы, выходить к доске для ответа. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Территория двора. Безопасное поведение во дворе. | 1 | | Экскурсии по пришкольному участку. Вспоминать правила передвижения на улице |
-
| Знание (соблюдение) правил безопасности поведения во время аварийной ситуации в доме. | 1 | | Слушать рассказ учителя о правилах безопасного поведения дома. Рассматривать иллюстративно-наглядные материалы. |
-
| Знание (соблюдение) правил безопасности поведения во время аварийной ситуации в доме. | 1 | | Слушать рассказ учителя о правилах безопасного поведения дома. Рассматривать иллюстративно-наглядные материалы. |
-
| Знание (называние) профессий людей, работающих в коммунальной сфере. Соотнесение деятельности с профессией. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знание (называние) профессий людей, работающих в коммунальной сфере. Соотнесение деятельности с профессией. | 1 | | Слушать рассказ учителя . Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| «В магазине». Профессия продавца, кассира. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| «В магазине». Профессия продавца, кассира. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| В больнице, поликлинике. Профессия врача, доктора, медсестры, фармацевта. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| В больнице, поликлинике. Профессия врача, доктора, медсестры, фармацевта. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знание особенностей деятельности людей разных профессий. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знание особенностей деятельности людей разных профессий. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| В парикмахерской. Профессия парикмахера. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| В парикмахерской. Профессия парикмахера. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). | 1 | | Выполнить практическую работа по определению свойств дерева (прочное, твердое, плавает в воде). Выполнить упражнение «Найди деревянные игрушки» . |
-
| Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). | 1 | | Выполнить практическую работа по определению свойств дерева (прочное, твердое, плавает в воде). Выполнить упражнение «Найди деревянные игрушки» . |
-
| Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знание правил техники безопасности при пользовании инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). | 1 | | Слушать рассказ учителя. Участвовать в диалоге по теме урока. Работать по предметным картинкам. Рассматривать и сравнивать мебель в доме. Составить при помощи учителя рассказа по сюжетным картинкам «Мебель». |
-
| Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). | 1 | | Слушать рассказ учителя. Участвовать в диалоге по теме урока. Работать по предметным картинкам. Рассматривать и сравнивать мебель в доме. Составить при помощи учителя рассказа по сюжетным картинкам «Мебель». |
-
| Узнавание предметов, изготовленных из стекла(ваза ,стакан, оконное стекло, очки и др.). | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Узнавание предметов, изготовленных из стекла(ваза ,стакан, оконное стекло, очки и др.). | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Резина и ее свойства. | 1 | | Практическая работа по определению свойств резины (мягкое, прочное, непромокаемое, плавает в воде). Выполнить упражнение «Найди резиновые игрушки». |
-
| Узнавание предметов, изготовленных из резины | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Посуда. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Работать по предметным картинкам Рассматривать и сравнивать посуды в кухне. |
-
| Посуда. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Работать по предметным картинкам Рассматривать и сравнивать посуды в кухне. |
-
| Электроприборы (утюг, телевизор, микроволновая печь, чайник). | 1 | | Рассматривать утюг, телевизора(настоящих, игрушечных, изображений на картинках). Участвовать в беседе об их назначении. Соотносить объект и его изображение. Работать с раскрасками. |
-
| Электроприборы (утюг, телевизор, микроволновая печь, чайник). | 1 | | Рассматривать утюг, телевизора(настоящих, игрушечных, изображений на картинках). Участвовать в беседе об их назначении. Соотносить объект и его изображение. Работать с раскрасками. |
-
| Правила ТБ при обращении с электробытовыми приборами. | 1 | | Участвовать в беседе о правилах ТБ при обращении с электробытовыми приборами. Презентация. |
-
| Бумага и предметы из бумаги. Свойства бумаги. | 1 | | Рассматривать образцы бумаги, проводить опыты с бумагой (разрывание, сминание, смачивание). Выполнить поделку из бумаги. |
-
| Бумага и предметы из бумаги. Свойства бумаги. | 1 | | Рассматривать образцы бумаги, проводить опыты с бумагой (разрывание, сминание, смачивание). Выполнить поделку из бумаги. |
-
| Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. | 1 | | Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. | 1 | | Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. | 1 | | Рассматривать молочные напитки в упаковках. Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Играть в игру «Магазин». |
-
| Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. | 1 | | Рассматривать молочные напитки в упаковках. Слушать рассказ учителя . Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Играть в игру «Магазин». |
-
| Узнавание упаковок с молочным продуктом. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Узнавание упаковок с молочным продуктом. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знание правил хранения молочных продуктов. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знание правил хранения молочных продуктов. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления), мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш) | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания. |
-
| Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Узнавание (различение) рыбных продуктов: требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, Рыбный фарш.. | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Знакомство со способами обработки (приготовления)рыбных продуктов | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
-
| Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео. | 1 | | Участвовать в беседе по теме. Смотреть презентации. Знакомится со словами «столица», «Россия», «москвичи». Знакомство с достопримечательностями Москвы. Слушать чтение рассказа учителем. Отвечать на вопросы после чтения. Проговаривать с учителем новые слова. |
65-66 | Знание государственных праздников России | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Рассматривать изображения на картинах. Выполнять практические и игровые задания |
67-68 | «Мы идем в гости». | 1 | | Слушать рассказ учителя. Смотреть презентацию. Участвовать в диалоге по теме урока. Выполнять практические и игровые задания |
| ИТОГО | 68 | | |
8. Материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Окружающий социальный мир»
Для реализации программы материально-техническое обеспечение предмета включает:
-
натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения;
-
аудио- и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, демонстрирующие социальную жизнь людей;
-
картинки с объектами окружающего мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания.
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул мягкий | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Тумбы | 4 |
8 | Монитор | 1 |
9 | Системный блок | 1 |
10 | Клавиатура | 1 |
11 | Мышь проводная | 2 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
17 | Ноутбук | 1 |
9. Информационно – методическое обеспечение предмета.
Перечень учебно-методической литературы:
-
Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
-
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).