СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы»

Ростовская область Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа № 1

слобода Большая Мартыновка


Утверждаю:

Директор МБОУ – СОШ № 1

сл. Большая Мартыновка

____________ И.В.Реуцкова

Приказ от ____________ № ____




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по естествознанию


Уровень общего образования, класс: основное общее, 7Б класс (коррекционное,8 вид)

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 35 часов

Учитель: Бакаева Ирина Анатольевна



Программа разработана на основе:

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы в двух сборниках:

/Под ред. В.В.Воронковой);

  • Примерных программ по учебным предметам. Биология 5-9 классы;

  • "Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка".


2019-2020 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.

Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  1. Закона РФ «Об образовании»;

  2. Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919

  3. Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.

1.Пояснительная записка.

      Рабочая программа по биологии для обучающихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе 8 вида  составлена на основе п. 2 статьи 32 Закона РФ об образовании, на основе специальной (коррекционной) программы под редакцией Воронковой В.В., на основе Положения о рабочей программе МБОУ – СОШ №1 сл. Большая Мартыновка.


2.Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ на изучение предмета «Биология» на ступени основного общего образования в 7 классе 8 вида отводится 1 час в неделю, 35 часов в год. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ – СОШ №1 сл.Б.Мартыновка на 2019 -2020 учебный год количество часов в неделю 1 час, количество часов в год 35 часов.






3.Содержание учебного предмета


Введение (1 час)

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.

РАСТЕНИЯ

Общее знакомство с цветковыми растениями (7 часов).

Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Подземные и наземные органы цветкового растения. Корни и корневые системы. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Стебель. Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.

Цветок. Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).

Демонстрация опытов:

1. Испарение воды листьями.

2. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).

3. Образование крахмала в листьях на свету.

4. Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.

5. Условия, необходимые для прорастания семян.

Практические работы:

Органы цветкового растения.

Строение цветка.

Определение строения семени с двумя семядолями (фасоль).

Строение семени с одной семядолей (пшеница).

Определение всхожести семян.

Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (23 часа)

Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (например- пшеница) и двудольные (например- фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).

Однодольные растения

Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Практические работы:

Перевалка и пересадка комнатных растений.

Строение луковицы.

Двудольные растения

Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.

Бобовые. Горох (фасоль, соя -для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы.

Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов).

Биологические особенности расmений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.

Практические работы:

Строение клубня картофеля.

Выращивание рассады.

Многообразие бесцветковых растений

Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Охрана растительного мира.

Бактерии (1 часа)

Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.

Грибы (1 часа)

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.

Практические работы:

Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном

участке.

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Уборка прошлогодней листвы.

Экскурсия: «Весенняя работа в саду».

Повторение (2 часа)


Итоговый контроль

Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы на печатной основе.

Требования к уровню подготовки

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности.

Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.


  • Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире;

  • Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы;

Обучающиеся должны знать:

отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песча­ной и глинистой почвы;

некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на при­мере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжа­тие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.

Обучающиеся должны уметь:

обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;














Календарно-тематическое планирование уроков в 7 классе.

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема раздела, урока

Содержание урока

Деятельность обучающихся

Введение. Растения вокруг нас 1ч.

1.

06.09


Что такое естествознание. Разнообразие, значение и охрана растений.

Многообразие живой природы. Цветковые и бесцветковые растения. Значение растений в природе.


Знать, что изучает естествознание. Знать мир цветковых растений.


Общее знакомство с цветковыми растениями 7ч.

2.

13.09


Цветок. Строение цветка.

Опыление цветков.

Строение цветка (на примере цветка вишни). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение.


Знать части цветка, понятие «Соцветие» и способы опыления.

3.

20.09


Плоды. Разнообразие плодов.

Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Знать группы и распространение плодов и семян. Уметь различать по внешнему виду.

4.

27.09


Семя. Строение семени.


Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Знать внешний вид и строение фасоли.

5.

04.10


Корень. Виды корней.

Корневые системы.


Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).


Знать строение корня, виды корней, видоизменение корней.

Уметь различать корневые системы.

6.

11.10


Лист. Строение листа.


Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Значение листьев в жизни растения.


Знать внешнее строение листа.

Уметь распознавать растения по листьям.

7.

18.10


Стебель. Виды стеблей. Значение стебля.


Строение стебля на примере липы. Передвижение в стебле воды и минеральных солей. Разнообразие стеблей. Значение стебля в жизни растения.


Знать строение стебля, виды стеблей. Уметь различать по внешнему виду.

8.

25.10


Растение – целостный организм. Повторение по теме «Общее знакомство с цветковыми растениями».

Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания.


Знать связь растения со средой обитания.

Многообразие растительного мира 23ч.

9.

08.11


Мхи. Папоротники.


Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.


Знать внешний вид мха и папоротника.

10.

15.11


Голосеменные и покрытосеменные или цветковые растения.

Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.


Знать признаки сходства и различия между растениями.

11.

22.11


Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые.

Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).


Знать признаки злаковых.


12.

29.11


Выращивание и использование злаков.

Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

Знать общественное значение полевых растений (хлебных культур) в жизни человека.

13.

06.12


Лилейные. Общие признаки лилейных.


Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).


Знать признаки лилейных.

Уметь различать по внешнему виду цветочно-декоративные, овощные и дикорастущие лилейные.

14.

13.12


Лилейные. Общие признаки лилейных.


Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.

Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан).


Знать признаки лилейных.

Уметь различать по внешнему виду цветочно-декоративные, овощные и дикорастущие лилейные.

15.

20.12


Двудольные покрытосеменные растения. Паслёновые растения. Паслён.

Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.


Знать общие признаки паслёновых. Уметь различать по внешнему виду.

16.

27.12


Овощные и технические паслёновые. Картофель.

Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.


Знать строение клубня картофеля.


17.

10.01


Выращивание картофеля.

Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.


Знать, что картофель важнейший продукт питания.

18.

17.01


Томат. Баклажан и перец.


Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.


Знать биологические особенности влияния на условие их выращивания.

19.

24.01


Цветочно – декоративные паслёновые.

Картофель, томат-помидор (баклажан, перец- для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.


Знать общее строение петуньи и душистого табака.

20.

31.01


Бобовые культуры.


Горох (фасоль, соя -для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы.


Знать общие признаки бобовых.

Уметь различать по внешнему виду.

21.

07.02


Бобовые культуры.


Горох (фасоль, соя -для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы.


Знать общие признаки бобовых.

Уметь различать по внешнему виду.

22.

14.02


Розоцветные. Шиповник.


Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.



Знать признаки розоцветных, строение цветка шиповника.

23.

21.02


Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. Вишня. Малина. Земляника. Персик и абрикос.

Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.


Знать строение цветков этих растений.


24.

28.02


Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. Вишня. Малина. Земляника. Персик и абрикос.

Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.


Знать строение цветков этих растений.


25.

06.03


Плодово – ягодные розоцветные. Яблоня. Груша. Вишня. Малина. Земляника. Персик и абрикос.

Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос- для южных районов). Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.


Знать строение цветков этих растений.


26.

13.03


Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула – бархатцы. Маргаритка и георгин.

Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.


Знать общие признаки сложноцветные, их биологические особенности, строение цветков.

27.

20.03


Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула – бархатцы. Маргаритка и георгин.

Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.


Знать общие признаки сложноцветные, их биологические особенности, строение цветков.

28.

03.04


Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Календула – бархатцы. Маргаритка и георгин.

Подсолнечник. Ноготки, бархатцы- однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком.


Знать общие признаки сложноцветные, их биологические особенности, строение цветков.

29.

10.04


Уход за комнатными растениями.

Рассказ о растении по плану.

Знать понятия «перевалка» и «пересадка».

30.

17.04


Осенние работы в саду.

Весенние работы в саду.

Вскапывание приствольных кругов на школьном учебно-опытном участке.

Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.

Уборка прошлогодней листвы.


Знать значение осенней обработки почвы, объём работы в саду весной, приёмы ухода за посевами и посадками.

31.

24.04


Повторение по теме «Растение – живой организм»


Уметь самостоятельно выполнять задания.

Растение - живой организм 2ч.

32.

08.05


Бактерии.



Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.


Знать понятие «Бактерии», разнообразие форм. Уметь распознавать группы бактерий.

33.

15.05


Грибы.

Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора и обработки съедобных грибов.


Знать строение и правила сбора грибов. Уметь распознавать съедобные от несъедобных и ядовитых грибов.

Повторение 2ч.

34.

22.05


Итоговый контроль

«Что мы узнали о растениях».


Знать строение и жизнь живых организмов.

35.

29.05


Экологические проблемы современности.


Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды.


Согласовано: Согласовано: Протокол заседания

Руководитель МО Заместитель директора по УВР методического совета

__________ ________________ __________ __________________ МБОУ – СОШ № 1

Подпись ФИО Подпись ФИО от _______201__г.№_______

___августа 201__г. ___августа 201__г. Председатель методического

Совета

_________ _____________

Подпись ФИО