Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДЕНА приказом директора ГПОУ ЯНАО «Надымский профессиональный колледж» от 29.05.2020г. №44 |
| |
| |
| |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ОУП.01«Русский язык»
34.02.01 Сестринское дело.
Надым, 2020
Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной программы ОУП.01 «Русский язык» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с учебным планом программы подготовки специалистов среднего звена по профессии 34.02.01 Сестринское дело.
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого
автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»).
Составитель:
О. А. Емантаева, преподаватель русского языка и литературы ГПОУ ЯНАО «НПК».
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей гуманитарного цикла
Протокол № 9
от «14» июня 2019 г.
Председатель УМО преподавателей гуманитарного цикла:
_____________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 8
от «19» июня 2019 г.
Председатель НМС:
_____________ (Е.В. Головань)
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 3 | |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 5 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 13 | |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 14 | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
ОУП.01 Русский язык
Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательного учебного предмета «Русский язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии 34.02.01 Сестринское дело. Учебная программа «Русский язык» входит в состав общих образовательных учебных предметов, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего образования, для профессий СПО или специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Цели и задачи программы – требования к результатам освоения программы:
Содержание программы «Русский язык» направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
-формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);
-совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;
-дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
-готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.
Освоение содержания учебной программы обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
- понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
- осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
метапредметных:
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникативных технологий для решения когнитивных., коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
- сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка.
В результате освоения учебной программы обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; участия в диалоге или дискуссии;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Программа учебной программы способствует формированию следующих компетенций, предъявляемых ФГОС по реализуемой специальности:
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной программы:
Обьем образовательной программы - 112 часов, в том числе:
Учебные занятия во взаимодействии с преподавателем 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа..
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Русский язык
2.1. Объем учебной программы и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Объем О П | 112 |
Учебные занятия во взаимодействии с преподавателем | 78 (34+44) |
лекции | 44 |
Пр/р | 34 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34(16+18) |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной программы «Русский язык » 1 семестр
Всего 34
Лекции -20ч, практические -14ч
Самостоятельная учебная нагрузка – 16ч.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Содержание учебного процесса |
Введение | Введение. Русский язык в современном мире | 1 | 1 |
Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. | 4 | |
Тема 1.1. Фонетика. Русское ударение | Фонетические единицы. Соотношение буквы и звука. Ударение словесное и логическое. Интонационное богатство русской речи. | 1 | 2 |
Тема 1.2. Орфоэпические нормы. | Произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: -выполнение домашних заданий по разделу 1 - Фонетический разбор слова. | 2 | 3 |
Раздел 2. Лексика и фразеология. | 4 | |
Тема 2.1. Лексика. | Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. | 1 1 | 2 |
Тема 2.2. Активный и пассивный словарный запас. Фразеологизмы. | Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Фольклорная лексика и фразеология. Фразеологизмы, употребление их в речи. | 1 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: -выполнение упражнений -подготовка сообщений по выбранной теме -работа со справочной литературой -речеведческий анализ текста -составление тезаурусов - Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. | 6 | 3 |
Раздел 3. Словообразование | 2 | |
Тема 3.1. Словообразование. Состав слова. | Окончание и основа слова. Морфемный разбор слова. Словообразовательный анализ. Способы словообразования. | 1 1 | 2 |
Раздел 4. Орфография. | 6 | |
Тема 4.1. Орфография. | Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание о/ё после шипящих и Ц Правописание ы/и после приставок. Правописание приставок при-, пре-. | 1 1 1 1 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: -выполнение упражнений -подготовка сообщений по выбранной теме -работа со справочной литературой -речеведческий анализ текста -составление тезаурусов | 4 | 3 |
Раздел 5. Морфология. | | |
Тема 5.1. Имя существительное. | Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. | 1 1 1 1 | 2 |
Тема 5.2. Имя прилагательное. | Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 1 1 1 1 | 2 |
Тема 5.3. Имя числительное. | Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Склонение числительных. | 1 1 1 | 2 |
Тема 5.4. Местоимение | Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. | 1 1 | 2 |
Тема 5.5. Глагол. | Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. | 1 1 1 | 2 |
Тема 5.6. Причастие как особая форма глагола. | Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | 1 1 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: -Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм. - Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. - Морфологический разбор причастия. Употребление форм имен существительных в речи. Употребление форм имен прилагательных в речи. Употребление числительных в речи. | 8 | |
| Итоговая проверочная работа. | 1 | |
| 2 семестр Всего- 44 Лекции 24ч, практические -20часов Самостоятельная учебная нагрузка –18 ч. | | |
Тема 5.7. Деепричастие как особая форма глагола. | Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. | 1 1 1 | 2 |
Тема 5.8. Наречие. Слова категории состояния. | Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. | 1 1 1 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: -выполнение упражнений -подготовка сообщений по выбранной теме -работа со справочной литературой -речеведческий анализ текста -составление тезаурусов - Морфологический разбор деепричастия. - Морфологический разбор наречия. | 7 | 3 |
Раздел 6. Служебные части речи. | 10 | |
Тема 6.1. Предлог как часть речи. | Предлог как часть речи. Правописание предлогов. | 1 1 | 2 |
Тема 6.2. Союз как часть речи. | Правописание союзов. | 1 | 2 |
Тема 6.3. Частица как часть речи. | Правописание частиц. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: -выполнение упражнений -подготовка сообщений по выбранной теме -работа со справочной литературой -речеведческий анализ текста -составление тезаурусов | 5 | 3 |
Раздел 7. Синтаксис и пунктуация. | 26 | |
Тема 7.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. | Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. | 1 1 | 2 |
Тема 7.2. Простое предложение. Односоставное предложение. | Виды предложений по цели высказывания. Односоставное и неполное предложение. Одностоставное предложение с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения в форме сказуемого. | 1 1 1 1 | 2 |
Тема 7.3. Осложненное простое предложение. | Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | 1 1 1 1 | 2 |
Тема 7.4. Предложение с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений и приложений. | Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. | 1 1 1 | 2 |
Тема 7.5. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. | Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | 1 1 1 1 | 2 |
Тема 7.6. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. | Вводные слова и предложения. Использование вводимых слов как средство связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении и междометии. | 1 1 | 2 |
Тема 7.7. Способы передачи чужой речи. | Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Знаки препинания при диалоге. | 1 1 | 2 |
Тема 7.8. Сложное предложение ССП | ССП и знаки препинания в нем. Употребление ССП в речи. | 1 | 2 |
Тема 7.9. Сложное предложение ССП | ССП и знаки препинания в нем. Использование ССП в разных типах и стилях речи. | 1 | 2 |
Тема 7.10. Сложное предложение БСП | БСП и знаки препинания в нем. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. | 1 1 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: -выполнение упражнений -подготовка сообщений по выбранной теме -работа со справочной литературой -речеведческий анализ текста -составление тезаурусов | 5 | 3 |
Раздел 8. Стилистика | 12 | |
Тема 8.1. Язык и речь. Функциональные стили речи. Типы речи. | Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. Разговорный стиль речи. | 1 1 | 2 |
Тема 8.2. Научный стиль речи. Официально-деловой стиль речи. | Основные жанры научного стиля: доклад, статьи, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. | 1 1 | 2 |
Тема 8.3. Публицистический и художественный стили речи. | Основные жанры публицистического стиля речи. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств. | 1 1 | 2 |
Тема 8.4. Текст как произведение речи. | Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат) | 1 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: -выполнение упражнений -подготовка сообщений по выбранной теме -работа со справочной литературой -речеведческий анализ текста -составление тезаурусов - Публицистический стиль речи, его назначение. - Признаки и структура текста. - Абзац как средство смыслового деления текста | 9 | 3 |
Итого: | 78 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы программы требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета
-рабочие места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык 10-11»
- наглядные и электронные пособия;
- методические разработки уроков и мероприятий.
Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, экран .
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Воителева Т.М. Русский язык и литература .Русский язык (базовый уровень). Учебник для10 класса-М.,2017 2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2017.
3 . Воителева Т.М. Орг А.О. Русский язык и литература .Русский язык сборник упражнений). 11 класс базовый уровень. М., Издательский центр «Академия»2017
Дополнительные источники:
1 .Вакурова О.Ф., Львова С.И.,. Цыбулько И.П. «Готовимся к ЕГЭ». М.: «Дрофа», 5-е издание, стереотипное, 2017 год.
3. Федорова М.В. «Грамматика русского языка. 5-11 классы». М.: «ЭКСМО», 2017год.
Словари
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2006.
Орфографический словарь русского языка под редакцией Бархударова С.Г. Протченко и Скворцова Л.И. М., «Русский язык» 1989
Электронные ресурсы:
Электронное пособие Тестовый контроль. Русский язык. Редактор тестов. Тематические тесты. 10-11 классы. Издательство «Учитель», 2009 год.
Интернет – ресурсы
http://www.uchportal.ru/
http://pedsovet.org/
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной программы осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (виды деятельности обучающегося, ОК, ПК) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Представления о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи, общие сведения о языке, основные разделы русского языка и их единицы. | Индивидуальный и фронтальный опросы, тестирование, индивидуальная работа по карточкам |
Умение пользоваться словарями | Опрос |
Умение производить фонетический, морфологический, словообразовательный, этимологический разборы слов, синтаксический разбор словосочетания и предложений. | Работа по карточкам, тестирование, фронтальный опрос |
Работа с текстами различных типов и стилей речи, определение признаков текста, анализ текстов. | Работа по карточкам, тестирование |
Умение находить изученные орфограммы находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова. | Тестирование, работа по карточкам, фронтальный опрос |
Навыки правописания различных частей речи. | Тестирование, индивидуальная работа по карточкам |
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; | 1. Оценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 2. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 3. Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов. 4. Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления | 1. Оценка, взаимооценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 2. Оценка и взаимооценка обучающимися друг друга при составлении и воспроизведении монологов и диалогов. 3. Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). |
Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка | 1. Оценка результатов выполнения письменных работ (анализ текстов (фрагментов). |
Использовать основные виды чтения (ознакомительно- изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; | 1. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. Оценка содержания реферативных сообщений. Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана,тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) |
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения | 1. Оценка содержания реферативных сообщений. 2. Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 3. Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 4. Оценка результатов выполненияписьменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.) |
Применять в практике речевого общения знания основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; | 1. Оценка содержания реферативных сообщений. 2. Анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы. 3. Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. 4. Оценка результатов выполнения письменных работ |
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; | 1. Оценка результатов выполнения письменных работ (в том числе упражнений). 2. Оценка результатов выполнения тестовых заданий. |
Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; | 1. Оценка, взаимооценка и анализ высказываний, аргументов обучающихся при проведении беседы, дискуссии. 2. Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. |
Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; | 1. Оценка результатов выполнения письменных работ (составление плана, тезисов, конспекта, аннотации и т.д.). 2. Оценка содержания реферативных сообщений. 3. Анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме. |