муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Карповская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
(МКОУ Карповская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета «_____»_________2021 г. | Утверждаю Директор школы________Е.Е. Лисовол Приказ №____ от «____»_________2021г. |
Рабочая программа
по истории России
8 класс
Камынин А.В., учитель истории
п.Заводской, 2021
Пояснительная записка
Программа составлена на основе авторских программ: А.А. Данилов, О.Н.Журавлёва «История России». 6-9 классы (основная школа). Рабочие программы и тематическое планирование. М.: Просвещение, 2020г.
Планируемые образовательные результаты
Личностные результаты:
первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;
изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастнымивозможностями);
следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;
проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);
навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.
метапредметные результаты:
осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), в форме письменных работ;
использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.
Предметные результаты изучения истории включают:
применение основных хронологических понятий, терминов;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
определение и использование исторических понятий и терминов;
карта как источника информации;
овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVIIвв;
описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
сопоставление развития Руси и других стран общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
раскрытие характерных, существенных черт: а)экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б)ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.
В результате изучения истории России в 7 классе учащиеся должны: получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XVII—XVIII вв.;
научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; «просвещенный абсолютизм» Екатерины II;
уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы; эпоха Петра Великого; период дворцовых переворотов; период правления Екатерины II и Павла I);
получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского, Алексея Михайловича, Никона и Аввакума, Степана Разина и Емельяна Пугачёва, царевны Софьи, Петра Великого, А. Д. Меншикова, Анны Иоанновны и Бирона, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, М. В. Ломоносова, выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII в. и др.;
уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII—XVIII вв.
Содержание учебного курса
Содержание материала | Количество часов |
Введение | 1 |
Россия в эпоху преобразований Петра I | 13 |
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 6 |
Российская империя при Екатерине II | 9 |
Россия при Павле I | 2 |
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. | 9 |
Резерв | 2 |
итого | 42 |
Тематический поурочный план
№ урока | Тема урока | Количество часов |
Введение (1 час) |
1 | У истоков российской модернизации | 1 |
Россия в эпоху преобразований Петра I (13 часов) |
2 | Россия и Европа в конце XVII в. | 1 |
3 | Предпосылки Петровских реформ | 1 |
4 | Начало правления Петра 1 | 1 |
5 | Великая Северная война 1700-1721 г. | 1 |
6 | Реформы управления Петра 1 | 1 |
7 | Экономическая политика Петра 1 | 1 |
8 | Российское общество в Петровскую эпоху | 1 |
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий | 1 |
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам | 1 |
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ | 1 |
12 | Повседневная жизнь и быт при Петре 1 | 1 |
13 | Значение петровских преобразований в истории страны | 1 |
14 | Повторительно- обобщающий урок по теме 1 | 1 |
Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов) |
15 | Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762) | 1 |
16 | Эпоха дворцовых переворотов (1725-1762) | 1 |
17 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 г. | 1 |
18 | Внешняя политика России в 1725-1762 г. | 1 |
19 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 г. | 1 |
20 | Повторительно-обобщающий урок по теме 2 | 1 |
Российская империя при Екатерине II (9 часов) |
21 | Россия в системе международных отношений | 1 |
22 | Внутренняя политика Екатерины II | 1 |
23 | Экономическое развитие России при Екатерине II | 1 |
24 | Социальная структура российского общества второй половины XVIIIв. | 1 |
25 | Восстание под предводительством Е.И. Пугачева | 1 |
26 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II | 1 |
27 | Внешняя политика Екатерины II | 1 |
28 | Начало освоения Новороссии и Крыма | 1 |
29 | Повторительно-обобщающий урок по теме 3 | 1 |
Россия при Павле I (2ч.) |
30 | Внутренняя политика Павла I | 1 |
31 | Внешняя политика Павла I | 1 |
Культурное пространство Российской империи в XVIIIв. (9ч.) |
32 | Общественная мысль, публицистика, литература | 1 |
33 | Образование в России в XVIIIв. | 1 |
34 | Российская наука и техника в XVIIIв. | 1 |
35 | Русская архитектура XVIIIв. | 1 |
36 | Живопись и скульптура | 1 |
37 | Музыкальное и театральное искусство | 1 |
38 | Народы России в XVIIIв. | 1 |
39 | Перемены в повседневной жизни российских сословий | 1 |
40 | Повторительно-обобщающий урок по темам 4 и 5 | 1 |
41-42 | Резерв | 2 |
| Итого | 42 |
Лист внесения изменений и дополнений
№п/п | Дата | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего запись об изменении |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |